Топливная композиция
Реферат
Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композиция на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Описывается топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, при этом в качестве эфира фталевой кислоты она содержит диоктилфталат (0,0018-0,0030 мас.%) и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с, мас.%: 0,0030-0,0034 и изопропанол 0,0040-0,0048; дизельное топливо до 100. Технический результат - повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. 3 табл.
Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ.
Известна топливная композиция [1] на основе дизельного топлива с присадкой - ингибитором образования твердых частиц в отработавших газах двигателя, однако эта топливная композиция имеет невысокую эффективность по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля. Известна также топливная композиция [2], включающая низкосортное дизельное топливо с добавлением эфира фталевой кислоты. При применении на дизелях стандартных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 с добавлением эфира фталевой кислоты - дибутилфталата [2] эффективность полученной топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оказывается низкой. Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе форсунки. Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением в качестве эфира фталевой кислоты диоктилфталата и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и изопропанол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диоктилфталат - 0,0018-0,0030 Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,0030-0,0034 Изопропанол - 0,0040-0,0048 Дизельное топливо - До 100 Для приготовления топливной композиции диоктилфталат и олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с растворяют в изопропаноле и полученную смесь вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации. Диоктилфталат представляет собой светлую прозрачную жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по МРТУ 6-09-2350. Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с температурным коэффициентом вязкости 0,62, температурой застывания минус 60oC, температурой кипения при 133-400 Па 300oC. Используется в качестве демпфирующей, амортизаторной, гидравлической жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных смазок. Техническое название ПМС-1000. Производится по ГОСТ 13032. Изопропанол - молекулярная масса 60,09, бесцветная жидкость, имеет температуру плавления -89,5oC, температуру кипения 82,4oC, температуру самовоспламенения 456oC, относительную плотность (d420) 0,7855, показатель преломления (nD20) 1,3776. Вырабатывается по ТУ 6-09-402-75. Для составления топливных композиций использовалось топливо З-0,2 минус 35 по ГОСТ 305. Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ [3] на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лаконагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию" [4]. За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний. Режим испытаний: частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 90010 степень сжатия с учетом нагарника - 16 продолжительность испытаний, мин - 5 С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию, дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лаконагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний. Режим испытаний: температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500 температура пластины из стали, oC - 300 температура подаваемого воздуха, oC - 70 скорость подачи воздуха, л/мин - 25 Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа [2] представлены в табл. 1 и 2. Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции. При добавлении в топливо З-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл. 3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний. Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы. Список литературы 1. Патент США N 4240801, заявлен 31.05.79, N 44310, опубликован 23.12.80, кл. C 10 L 1/22 (аналог). 2. Заявка Японии 59-207988, заявлена 11.05.83, N 58-82145, опубликована 26.11.84, кл. C 10 L 1/20, C 10 L 1/18 (прототип). 3. Гуреев А. А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов. - М.: Химия, 1984, с. 112. 4. Авторское свидетельство СССР N 1467509, 1989.Формула изобретения
Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, отличающаяся тем, что в качестве эфира фталевой кислоты она содержит диоктилфталат и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и изопропанол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Диоктилфталат - 0,0018 - 0,0030 Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,0030 - 0,0034 Изопропанол - 0,0040 - 0,0048 Дизельное топливо - До 100РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2