Универсальная конструкция прорезного кармана с вертикальным или наклонным входом

Реферат

 

Универсальная конструкция прорезного кармана включает отделочную деталь, прикрепленную строчкой по переднему краю вертикального или наклонного входа в карман к основной детали с лицевой стороны вместе с подкладкой кармана, представляющей одну деталь и расположенную с изнаночной стороны основной детали, подзор, прикрепленный параллельной строчкой по заднему краю входа в карман к основной детали вместе с подкладкой кармана, расположенной с изнаночной стороны детали. Расстояние между строчками рассечено. Уголки прореза и срезы подкладки кармана скреплены с изнаночной стороны. Подкладка кармана, скрепленная с термоклеевой прокладкой в области входа в карман, выполнена Л-образной формы со сгибом, соответствующим направлению входа в карман, от вертикального до наклонного по отношению к линии борта. Общая высота подкладки Л-образной формы (Н) определена из соотношения H=L+l, где L - длина средней линии перегиба, равная длине входа в карман плюс 6... 8 см, l - глубина кармана не менее 10 см, а ширина основания подкладки (В) равна не менее 2/3 длины средней линии перегиба (L), общая ширина подкладки (Z) предусматривает припуск на огибание переднего и заднего краев прореза основной детали вместе с отделочной деталью, уголки корпуса скреплены дважды, что повышает прочность кармана и расширяет его область применения. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к швейной промышленности, а именно к конструкции прорезных карманов, и может быть использовано при изготовлении как верхней одежды различного назначения, выполненных с подкладкой или без подкладки, так и легкой одежды.

Анализ конструкции карманов показывает, что стремление к снижению трудоемкости пошива привело к ее упрощению и значительному снижению качества изготовления, а в таком ассортименте, как мужские сорочки, прорезные карманы вообще исчезли. Наблюдается изменение технологии обработки прорезных карманов с учетом свойств материалов (разутюживание соединительных швов, использование накладного шва при скреплении прореза основной детали с подкладкой кармана при использовании толстых тканей; обметывание срезов в осыпающихся тканях), но, к сожалению, часто при стремлении к утонению швов страдает качество скрепления деталей кармана с основной деталью изделия.

Карманы, в первую очередь, имеют утилитарное назначение, особенно в верхней одежде, затем - эстетическое. При обработке прорезного кармана нарушается целостность основной детали, следовательно, при любом назначении кармана, тем более утилитарного, необходима прочность закрепления его прорезов.

Верхняя одежда может изготавливаться как с подкладкой, так и без нее. В технической литературе упоминается о том, что при обработке прорезного кармана в изделиях без подкладки швы должны быть закрытыми, а подкладка кармана может обрабатываться стачным швом с обметыванием срезов (1), двойным швом или срезы стачиваются и окантовываются (2). Кроме того, одна часть подкладки кармана может быть выкроена из основной ткани, если она не толстая (3). При этом также опускается вопрос повышения прочности скрепления подкладки кармана с прорезом основной детали или с отделочной деталью кармана.

Относительно конструкции прорезного кармана с вертикальным или наклонным входом необходимо отметить, что она достаточно специфична, а именно подкладка кармана в отличие от горизонтального прорезного кармана имеет соответствующую форму и состоит из одного или двух деталей (1; 5; 6; 9), которая отражается на прочности скрепления ее с отделочными деталями входа в карман.

В связи с вышесказанным предлагается провести более подробный анализ прорезного кармана с вертикальным и наклонным входом к линии борта в различном ассортименте одежды.

Анализ ассортимента одежды из различных тканей, материалов (брюки; пальто из ткани или искусственного и натурального меха, дублированных материалов; платье) показывает, что к данному вопросу различное отношение, несмотря на то, что карманы везде прорезные. Следовательно, при поиске рационального решения конструкции прорезного кармана с вертикальным или наклонным входом необходимо обращать внимание как на вид ассортимента, используемые ткани, так и на назначение прорезного кармана.

Детально предлагается рассмотреть конструкцию прорезного кармана различных модельных особенностей с вертикальным и наклонным входом.

Конструкция прорезного кармана с листочкой с втачными концами (4) содержит долевик, листочку цельновыкроенную с подлисточкой (если позволяет модель), подзор, переднюю часть подкладки кармана прикрепленных параллельными строчками к основной детали. Расстояние между строчками рассечено, прикреплена задняя часть подкладки кармана к подзору, скреплены уголки прореза двойной машинной строчкой с изнаночной стороны детали на ширину листочки с одновременным скреплением частей подкладки кармана. Срезы подкладки кармана обметаны. Срезы шва скрепления подзора с основной деталью раскладываются в противоположные стороны от строчки скрепления.

Положительным в конструкции является использование долевика, который повышает прочность закрепления уголков (концов) прореза кармана (долевик может не использоваться, если полочки дублированы (3), листочки цельновыкроенной с подлисточкой, что снижает трудоемкость обработки, а также обеспечивает ровный, качественный край листочки. Однако использование в качестве подкладки кармана шелковой ткани, которой свойственно осыпание нитей по срезам, снижает прочность всех швов кармана, особенно в месте соединения подзора с подкладкой, в результате того, что этот шов подвергается трению в процессе эксплуатации. Если учесть, что основная ткань может иметь подвижную структуру или осыпаться по срезам, то раскладывание припусков шва скрепления подзора с основной деталью в противоположные стороны от строчки скрепления снижает прочность обработки заднего прореза входа в карман. Кроме того, прием раскладывания шва в этом случае снижает прочность закрепления концов кармана, так как при рассечении расстояния между строчками скрепления листочки и подзора с основной деталью остается один миллиметр до строчек или несколько нитей.

Данная конструкция рекомендуется только для изделий верхней одежды с подкладкой. Но подкладка изделия способствует повышению эстетичности одежды с изнаночной стороны, но не повышает прочность закрепления входа в карман.

Необходимо отметить, что при обработке прорезного кармана той или иной конструкции, но с горизонтальным прорезом (6) срезы шва скрепления подзора с основной деталью не раскладываются в разные стороны.

Конструкция кармана (5) та же, что и (4), но отличается способом скрепления передней подкладки кармана с листочкой, а именно она прикрепляется к подлисточке и к одному из срезов шва прикрепления листочки с основной деталью. Это изменение связано с использованием толстой основной ткани изделия. Срезы шва скрепления подзора с основной деталью также раскладываются в противоположные стороны от строчки скрепления его с основной деталью. Данной конструкции кармана характерны те же недостатки, что и в (4).

Конструкция прорезного кармана в рамку с вертикальным входом (6) включает долевик, две обтачки, одна из которых предварительно скреплена с передней частью подкладки кармана, прикрепленных параллельными строчками к основной детали изделия; рассечено расстояние между строчками, прикреплен подзор, предварительно соединенный с задней частью подкладки кармана, к задней обтачке кармана; скреплены уголки прореза кармана двойной машинной строчкой с изнаночной стороны изделия на ширину двух обтачек с одновременным скреплением частей подкладки кармана шириной шва не менее 10 мм. Срезы подкладки обметаны.

Положительным в конструкции является использование долевика, который повышает прочность закрепления уголков прореза кармана. Срезы припусков шва скрепления задней обтачки и подзора с основной деталью не раскладываются, но в данной конструкции также имеются недостатки, что и в кармане с листочкой с втачными концами в (4) за некоторым исключением, а именно и подзор, и передняя обтачка скреплены с подкладкой кармана сложной формы, при этом швы надсекаются в углу, оставляя припуск 1...2 мм, снижая тем самым прочность нижней области кармана в процессе эксплуатации. Части подкладки кармана скреплены швом не менее 10 мм, что для осыпающихся тканей недостаточно. Часто при носке осыпается край подкладки вместе с обметочной строчкой. Отмечается также (6), что данную конструкцию можно обрабатывать без долевика, что увеличивает количество недостатков кармана.

Конструкция прорезного кармана с листочкой с настрочными концами с вертикальным входом (1; 5; 6) содержит долевик, листочку цельновыкроенную с подлисточкой, заднюю подкладку кармана скрепленных параллельными строчками с основной деталью; расстояние между строчками рассечено, прикреплена передняя часть подкладки кармана к припуску листочки и подлисточки; скреплены уголки прореза кармана двойной машинной строчкой (5) с изнаночной стороны детали или тремя обратными строчками (6) с одновременным скреплением подкладки кармана швом 10 мм (6). Срезы подкладки кармана обметаны.

Положительным в конструкции является использование широкого долевика, который усиливает скрепление концов листочки с основной деталью. Однако задняя подкладка кармана скрепляется с основной деталью на расстоянии 10 мм от строчки прикрепления листочки. После разреза входа шов прикрепления задней подкладки кармана к основной детали не более 5 мм, который испытывает основную нагрузку при носке изделия (деформацию истирания, растяжения), является наиболее слабым местом в конструкции кармана и подвержен разрушению. Скорость разрушения зависит от волокнистого состава, структуры, физико-механических свойств подкладочной ткани, а также от угла прореза входа в карман по отношению к вертикали. Чем меньше угол наклона, тем быстрее изнашивается место скрепления задней подкладки с основной деталью при прочих равных условиях, так как способность нитей основы и утка изменять угол между собой, при действии деформации растяжения, снижена.

В карманах с листочкой с настрочными концами ширина листочки зависит от модели. Часто ширина ее составляет 30...40 мм, а подзор, который снижает фактор разрушения входа в карман, может быть использован при ширине листочки менее 30 мм (5). Следовательно, чтобы повысить качество обработки данной модели кармана прорезного, необходимо или совершенствовать конструкцию его, или использовать более совершенные технологические приемы закрепления задней части подкладки кармана с основной деталью.

Конструкция прорезного кармана с листочкой с настрочными концами с вертикальным входом (1) включает листочку, предварительно скрепленную с передней частью подкладки кармана по внешнему срезу, заднюю подкладку кармана, прикрепленные параллельными строчками к основной детали. Расстояние между строчками рассечено. Дополнительно скреплена задняя подкладка кармана у шва скрепления ее с основной деталью так, что срезы основной детали по входу в карман являются закрытыми. Скреплена передняя часть подкладки кармана у шва скрепления листочки с основной деталью. Скреплены уголки прореза и стачана подкладка кармана с одновременным или последовательным обметыванием срезов.

Положительным в конструкции является закрепление срезов основной детали по линии прореза кармана с подгибом их, что характерно для изделий без подкладки. Однако срезы частей подкладки остаются обметанными, то есть не использован более надежный, учитывая свойства подкладочной ткани, и эстетичный по конструкции шов (двойной или окантовочный).

Конструкция прорезного кармана с листочкой с настрочными концами с вертикальным входом - муфтовые (6) содержит те же детали, что и обычные боковые карманы той же конструкции. Но скрепление листочки, подлисточки и задней подкладки кармана с основной деталью выполнено после соединения детали с бортовой прокладкой. Следовательно, конструкции муфтовых карманов присуще также некоторые из вышеуказанных недостатков, несмотря на усиление основной ткани бортовой прокладкой в месте его прореза.

В изделиях с отлетной по низу подкладкой (женское или девичье пальто) срезы подкладки кармана могут скрепляться на стачивающе-обметочный машине при ширине шва 12...13 мм (7), что в пределах ранее используемой ширины при последовательном скреплении и обметывании срезов подкладки. Следовательно, в этом случае могут присутствовать те же недостатки, что и при последовательном выполнении указанных скреплений.

Конструкция прорезного кармана с листочкой с настрочными концами с вертикальным входом для ведомственной одежды (8) включает долевик, листочку цельновыкроенную с подлисточкой, при этом только листочка прикреплена к основной детали одной строчкой. Рассечен вход в карман. Прикреплена подлисточка к переднему срезу подкладки кармана, которая представлена одной деталью со сгибом параллельно бортовому краю. Прикреплена листочка к подлисточке у строчки скрепления листочки с основной деталью. Задний срез подкладки скреплен двумя параллельными строчками с основной деталью, которые располагаются параллельно строчке скрепления листочки с основной деталью. Затем одновременно скреплены уголки прореза кармана и подкладка в верхней части, по сгибу и в нижней области кармана. Подобная последовательность сборки кармана возможна по причине использования в качестве основной ткани изделия шинельного сукна.

Положительным в конструкции является частичное применение закрытых срезов и швов, а также уменьшение их количества в связи с использованием цельной подкладки кармана со сгибом параллельно краю борта изделия. Если учесть, что подкладка кармана изготавливается из прочной хлопчатобумажной ткани, то использование указанной конструкции придает карману прочность и повышает качество обработки. Но при производстве бытовой одежды (одежда для ношения в различных бытовых и общественных условиях ГОСТ 17037-85) для женщин подкладка карманов, согласно технических условий, изготавливается из подкладочной ткани, содержащей искусственные или синтетические нити (волокна), кроме натуральных, или без них, которая требует соблюдения соответствующих правил как по раскрою, так и при пошиве одежды, необходимых для повышения прочности обработки как входа в карман, так и срезов его подкладки.

Конструкция прорезного кармана с листочкой с втачными концами с вертикальным входом (9) включает листочку цельновыкроенную с подлисточкой, переднюю и заднюю подкладки кармана, прикрепленные параллельными строчками к основной детали. Расстояние между строчками рассечено. Уголки прореза прикреплены к листочке и подлисточке. Внутренний срез подлисточки прикреплен к передней части подкладки кармана. Подкладка кармана скреплена по четырем сторонам с последующим или одновременным обметыванием срезов подкладки, при этом шов скрепления 15 мм.

Положительным в конструкции является то, что прорезной карман с вертикальным входом выполнен на подкладке кармана. Срезы листочки, подлисточки, а также шов скрепления задней части подкладки кармана с основной деталью и уголки прореза являются закрытыми, что повышает прочность входа в карман. Несмотря на преимущества, которыми обладает конструкция кармана (9), она не может быть использована при изготовлении подобных карманов в верхней одежде (из пальтовых тканей). Причина: в конструкции нет подзора; при его включении в конструкцию в изделиях из толстых тканей возникает необходимость раскладывания припусков шва в разные стороны, при этом открываются припуски с изнаночной стороны изделия от оставшейся части верхней подкладки и припуски от соединения подзора и нижней подкладки кармана с основной деталью, и резко изменяется технология сборки кармана при использовании пальтовых тканей, при этом уголки прореза кармана скреплены только с листочкой и подлисточкой.

В качестве ближайшего аналога принята конструкция прорезного кармана, включающая отделочную деталь, прикрепленную строчкой по переднему краю вертикального или наклонного входа в карман и основной детали с лицевой стороны вместе с подкладкой кармана, представляющей одну деталь и расположенную с изнаночной стороны основной детали, подзор, прикрепленный параллельной строчкой по заднему краю входа в карман к основной детали вместе с подкладкой кармана, расположенной с изнаночной стороны детали, расстояние между строчками рассечено, уголки прореза и срезы подкладки кармана скреплены с изнаночной стороны (6).

Конструкция не применима при отклонении линии входа в карман от вертикального положения, так как при этом появляется часть неиспользованной подкладки. Если изменить расположение сгиба, а именно повернуть его в сторону середины изделия, то невозможно выполнить скрепление свободного края подзора с подкладкой кармана. Это становится возможным только при изменении отделочной детали кармана. Кроме того, исследованиями автора доказано, что две строчки скрепления концов прореза кармана в верхней одежде не обеспечивают достаточной прочности.

Задачей настоящего изобретения является повышение прочности кармана в целом в процессе носки с обеспечением его эстетичного внешнего вида с изнаночной стороны и расширение области его применения. Поставленная задача решена за счет того, что в универсальной конструкции прорезного кармана, включающей отделочную деталь, прикрепленную строчкой по переднему краю вертикального или наклонного входа в карман к основной детали с лицевой стороны вместе с подкладкой кармана, представляющей одну деталь и расположенную с изнаночной стороны основной детали, подзор, прикрепленный параллельной строчкой по заднему краю входа в карман к основной детали вместе с подкладкой кармана, расположенной с изнаночной стороны детали, расстояние между строчками рассечено, уголки прореза и срезы подкладки кармана скреплены с изнаночной стороны, подкладка кармана, скрепленная с термоклеевой прокладкой в области входа в карман, выполнена Л-образной формы со сгибом, соответствующим направлению входа в карман, а именно от вертикального до наклонного по отношению к линии борта, при этом общая высота подкладки Л-образной формы (Н) определена из соотношения H = L + l, где L - длина средней линии перегиба, равная длине входа в карман плюс 6...8 см, l - глубина кармана не менее 10 см, а ширина основания подкладки (В) равна не менее 2/3 длины средней линии перегиба (L), общая ширина подкладки (Z) предусматривает припуск на огибание переднего и заднего краев прореза основной детали вместе с отделочной деталью, и уголки прореза скреплены дважды.

Кроме того, поставленная задача решена и за счет того, что отделочные детали имеют линию перегиба, соответствующую 1/2 ширины отделочной детали.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где фиг. 1 изображен разрез прорезного кармана с листочкой с втачными концами с наклонным входом; фиг. 2 - разрез прорезного кармана с листочкой с втачными концами с наклонным входом для толстых тканей; фиг. 3 - разрез прорезного кармана в рамку с наклонным входом; фиг. 4 - разрез прорезного кармана с листочкой с настрочными концами с наклонным входом; фиг. 5 - разрез прорезного кармана с клапаном с наклонным входом; фиг. 6 - общий вид подкладки кармана с вертикальным входом; фиг. 7 - общий вид подкладки кармана с наклонным входом.

Заявленная конструкция прорезного кармана (фиг. 1) включает основную деталь (А), листочку (Б) с подлисточкой (В), прокладку подлисточки (Г), прокладку подкладки кармана (Д), подзор (Е) подкладки кармана (Ж).

Способ обработки кармана (фиг. 1) заключается в следующем. Вначале заготавливают листочку по известной технологии и выполняют разметку входа в карман с лицевой и изнаночной стороны основной детали. Затем прикрепляют подзор (строчка 1) и листочку цельновыкроенную с подлисточкой (строчка 2) (если позволяют модельные особенности), предварительно подложив подкладку кармана с изнаночной стороны детали. Если карман обрабатывается в изделии без подкладки или с подкладкой до талии, то лицевая сторона подкладки кармана должна быть совмещена с изнаночной стороной детали изделия. После рассечки входа, вывертывания припусков листочки и подзора на изнаночную сторону и приутюживания входа скрепляют уголки прореза кармана (строчка 3), затем прострачивают припуск шва притачивания листочки у строчки прикрепления листочки, обогнув припуск подкладкой кармана (строчка 4). Прострачивают припуск шва притачивания подзора у строчки прикрепления подзора (строчка 5), обогнув припуск подкладкой кармана, скрепляют свободный срез подзора с подкладкой кармана (строчка 6). Стачивают подкладку кармана (строчка 7, 8), закрепляют уголки прореза кармана (строчка 9) во второй раз. Приутюживают готовый карман с лицевой и изнаночной стороны.

Для ответа на вопрос о прочности подкладки кармана и соответствия ее потребительским требованиям проведены экспериментальные исследования предлагаемой конструкции кармана, методика проведения которых является НОУ-ХАУ автора. Исследования показали, что подкладка кармана Л-образной формы, одна из сторон которой имеет отклонение от нити основы (см. фиг. 7), может служить достаточно долго, выдерживая необходимую статистическую нагрузку в пределах прочности используемой ткани, а также учитывая ее скрепление двойным швом и соответствующее закрепление к сторонам прореза кармана.

Предлагаемое изобретение позволит: 1) Использовать ткани (материалы) с различными технологическими свойствами и толщиной (см. фиг. 1; 2).

2) Повысить прочность прикрепления подкладки к сторонам прореза кармана.

3) Привести в соответствие прочность скрепления уголков прореза кармана и отклонения нити основы сгиба подкладки кармана относительно прореза кармана с механическими свойствами используемых тканей.

4) Повысить эстетичность оформления кармана с изнаночной стороны изделия при изготовлении его без подкладки или с подкладкой, не используя дополнительные детали (окантовку или основную ткань для задней части подкладки кармана), но используя двойной шов, при этом не травмируя концы прореза кармана и не увеличивая количество технологических переводов в сравнении с прототипом.

5) Уменьшить расход ниток на обработку срезов подкладки кармана (при использовании двойного шва), но при этом изменяется толщина края подкладки с 0,85 до 1,15 мм при использовании саржи (волокнистый состав Пр х/б + H Вис). Однако при использовании подкладки из синтетических нитей толщина двойного шва будет минимальной в сравнении с обметанным краем.

6) Расширить модельные особенности изделия, используя клапан в кармане рассматриваемого направления прореза.

7) Использовать машину полуавтоматического действия при обработке входа в карман.

8) Использовать предложенный способ сборки кармана данной конструкции в карманах с горизонтальным входом или под углом к линии низа при соответствующем упрощении конструкции его подкладки, что сделает карман универсальным для любого направления прореза.

Источники информации, принятые во внимание 1). ТИМАШЕВА З.Н., АКИЛОВА З.Т. и др. Технология швейного производства, М., МТИ, 1984, 383 с.

2). Швейное производство предприятий бытового обслуживания: Справочник (Е.М.МАТУЗОВА, А.И.НАЗАРОВА и др. М., Легпромбытиздат, 1988, 416 с.

3). ПЕРШИНА Л.Ф., ПЕТРОВА С.В. Технология швейного производства. М., Легпромбытиздат. 1991, 416 с.

4). Изготовление женской и детской верхней одежды: Учебное пособие для проф. -тех. учебн. заведений, ЛИТВИНОВА И.Н., ШАХОВА Я.А., М., Легкая индустрия, 1981, 288 с.

5). РЕУТ Т.Н., КОНТОРЕР Р.Б. и др. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам., М., Легпромбытиздат, 1989, 320 с.

6). Основы промышленной технологии поузловой обработки верхней одежды, М., Легкая индустрия, 1976, 560 с.

7). ШИШОВА В.А., ВИДАНОВА Р.И. и др. Технология швейного производства, М., Легпромбытиздат, 1985, 376 с.

8). САВОСТИЦКИЙ А.В., МЕЛИКОВ Е.Х., Технология швейных изделий, М., Легкая и пищевая промышленность, 1982, 440 с.

9). ЕКШУРСКАЯ Т.Н., ЮДИНА Е.Н. и др. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. Санкт-Петербург, Лениздат, 1992, 445 с.

Формула изобретения

1. Универсальная конструкция прорезного кармана, включающая отделочную деталь, прикрепленную строчкой по переднему краю вертикального или наклонного входа в карман к основной детали с лицевой стороны вместе с подкладкой кармана, представляющей одну деталь и расположенной с изнаночной стороны основной детали, подзор, прикрепленный параллельной строчкой по заднему краю входа в карман к основной детали вместе с подкладкой кармана, расположенной с изнаночной стороны детали, расстояние между строчками рассечено, уголки прореза и срезы подкладки кармана скреплены с изнаночной стороны, отличающаяся тем, что подкладка кармана, скрепленная с термоклеевой прокладкой в области входа в карман, выполнена Л-образной формы со сгибом, соответствующим направлению входа в карман, а именно от вертикального до наклонного по отношению к линии борта, при этом общая высота подкладки Л-образной формы (Н) определена из соотношения H = L + l , где L - длина средней линии перегиба, равная длине входа в карман плюс 6.....8 см, l - глубина кармана не менее 10 см, а ширина основания подкладки (В) равна не менее 2/3 длины средней линии перегиба (L), общая ширина подкладки (Z) предусматривает припуск на огибание переднего и заднего краев прореза основной детали вместе с отделочной деталью, а уголки прореза скреплены дважды.

2. Универсальная конструкция прорезного кармана по п.1, отличающаяся тем, что отделочные детали имеют линию перегиба, соответствующую 1/2 ширины отделочной детали.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7