Топливная композиция

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Описывается топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, отличающаяся тем, что в качестве эфира фталевой кислоты она содержит дибутилфталат и дополнительно содержит смесь олигоалкосилоксанов (олигодиметилсилоксана линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и олигодиэтилсилоксана с кинематической вязкостью 200 - 500 мм2/с в соотношении 2:2) 0,0015 - 0,0035 и бутанол-1 0,0045 - 0,0073, дизельное топливо - до 100. Технический результат - повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. 3 табл.

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ.

Известна топливная композиция [1] на основе дизельного топлива с присадкой - ингибитором образования твердых частиц в отработавших газах двигателя, однако эта топливная композиция имеет невысокую эффективность по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля /Пат. США N 4240801, С 10 L 1/22, 23.12.80/.

Известна также топливная композиция [2], включающая низкосортное дизельное топливо с добавлением эфира фталевой кислоты. При применении на дизелях стандартных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 с добавлением эфира фталевой кислоты - дибутилфталата [2] эффективность полученной топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оказывается низкой /JP 59-207988, C 10 L 1/20, 26.11.84/.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе форсунки.

Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением в качестве эфира фталевой кислоты дибутилфталата и дополнительно содержит смесь олигоалкосилоксанов (олигодиметилсилоксана линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и олигодиэтилсилоксана с кинематической вязкостью 200 . .. 500 мм2/с в соотношении 2:1) и бутанол-1 при следующем соотношении компонентов, % масс.: Дибутилфталат - 0,0012 ... 0,0020 Смесь олигоалкосилоксанов - 0,0015 ... 0,0035 Бутанол-1 - 0,0045 ... 0,0073 Дизельное топливо - До 100 Для приготовления топливной композиции дибутилфталат, олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и олигодиэтилсилоксана с кинематической вязкостью 200 ... 500 мм2/с растворяют в бутаноле-1 и полученную смесь вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

Дибутилфталат представляет собой светлую прозрачную жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по ГОСТ 2102.

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с температурным коэффициентом вязкости 0,62, температурой застывания минус 60oC, температурой кипения при 133 ... 400 Па 300oC. Используется в качестве демпфирующей, амортизаторной, гидравлической жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных смазок. Техническое название ПМС-1000. Производится по ГОСТ 13032.

Олигодиэтилсилоксан с кинематической вязкостью 200 . . . 500 мм2/с представляет собой смесь молекул разной степени полимеризации и различного строения - от чисто линейных до разветвленных и циклолинейных. Является прозрачной жидкостью с температурой застывания минус 96oC, температурой кипения при 133 . .. 400 Па >250oC, температурой стеклования минус 125oC. Используется в качестве теплоносителя, демпфирующей жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных и разделительных смазок. Техническое название ПЭС-5. Производится промышленностью.

Бутанол-1 - бесцветная жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по ГОСТ 6006-78.

Для составления топливных композиций использовалось топливо З-0,2 минус 35 по ГОСТ 305.

Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ [3] /Гуреев и др. "Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов", М., 1984, с. 112/ на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лако-нагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию" [4] /А. С. СССР N 1467509, 1989/.

За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний: Частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 90010 Степень сжатия с учетом нагарника - 16 Продолжительность испытаний, мин - 5 С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию, дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лако-нагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лако-нагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний: Температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500 Температура пластины из стали, oC - 300 Температура подаваемого воздуха, oC - 70 Скорость подачи воздуха, л/мин - 25 Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа [2] представлены в табл. 1 и табл. 2.

Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции.

При добавлении в топливо З-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл. 3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний.

Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы.

Использованная литература 1. Патент США N 4240801, заявлен 31.05.79, N 44310, опубликован 23.12.80, МКИ С 10 L 1/22 (аналог).

2. Заявка Японии 59-207988, заявлена 11.05.83, N 58-82145, опубликована 26.11.84, МКИ С 10 L 1/20, С 10 L 1/18 (прототип).

3. Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов. - М.: Химия, 1984, с. 112.

4. Авторское свидетельство СССР N 1467509, 1989.1

Формула изобретения

Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, отличающаяся тем, что в качестве эфира фталевой кислоты она содержит дибутилфталат и дополнительно содержит смесь олигоалкосилоксанов (олигодиметилсилоксана линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и олигодиэтилсилоксана с кинематической вязкостью 200 - 500 мм2/с в соотношении 2 : 1) и бутанол-1 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Дибутилфталат - 0,0012 - 0,0020 Смесь олигоалкосилоксанов - 0,0015 - 0,0035 Бутанол-1 - 0,0045 - 0,0073 Дизельное топливо - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2