Способ прогнозирования рецидивов эрозий и угрозы перфорации роговицы при ожогах роговицы

Реферат

 

Изобретение относится к офтальмологии и может быть использовано для ранней диагностики развития рецидива эрозии и угрозы перфорации роговицы у больных с ожогами роговицы. После ожога роговицы в сроки от 7-го до 14-го дня включительно в слезной жидкости травмированного глаза определяют содержание интерлейкина-1 и иммуноглобулина А. При одновременном обнаружении в слезной жидкости иммуноглобулина А в концентрации, превышающей физиологическую норму, и интерлейкина-1 в концентрации, равной или более 900 пкг/мл, прогнозируют развитие рецидива эрозий и угрозу перфорации роговицы. Способ позволяет своевременно корригировать консервативное и хирургическое лечение для предотвращения перфорации глазного яблока. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области медицины - офтальмологии и предназначено для ранней, за 2-3 недели до возможного возникновения, диагностики развития рецидива эрозии и угрозы перфорации роговицы у больных с ожогами роговицы, что позволяет корригировать консервативное и хирургическое лечение с целью профилактики перфорации глазного яблока.

Лечение больных с тяжелой ожоговой травмой глаз остается актуальной проблемой офтальмологии. Одной из нерешенных задач является разработка способов раннего прогнозирования характера течения ожоговой травмы. В случаях заворота век и трихиаза, возникающих в процессе формирования ожогового симблефарона, при лагофтальме вследствие рубцевания ожогов кожи век, некрозе лимбальной зоны конъюнктивы на большом протяжении прогноз неблагоприятного течения не вызывает сомнений и основным лечебным способом является хирургическая коррекция вышеуказанных изменений. Однако, при отсутствии грубых ожоговых поражений век и конъюнктивы и первоначально благоприятном течении послеожогового процесса в первые 2-3 недели, нередко период активных репаративных реакций и улучшения клинической картины, спустя 4-6 недель после травмы, сменяется замедлением процессов заживления, появлением рецидивирующей эрозии роговицы, нарастанием деструктивных изменений роговичной ткани и возникновением угрозы перфорации глазного яблока. Неблагоприятные исходы лечения ожогов роговицы свидетельствуют о тяжести повреждения, отсутствии методов прогнозирования возможных осложнений, относительной неадекватности применяемых консервативных и хирургических методов лечения. Эти обстоятельства ставят перед офтальмологами задачу поиска способов раннего прогнозирования характера течения послеожогового процесса и способов профилактики перфорации роговицы.

Для прогноза ожогового процесса в роговице известен способ, основанный на динамическом исследовании диэлектрической проницаемости поврежденной роговицы при поступлении в стационар и через 4 суток (Тринчук В.В. и др. Способ определения показаний к хирургическому лечению ожогов глаз. Новое в лечении ожогов глаз, тезисы докладов. Москва, 1989 г. Стр. 66). Способ позволяет определить глубину поражения ткани и необходимость проведения некрэктомии и кератопластики в первую неделю после травмы.

Kukkelkorn R. (Fluoreszenzangiographie des vorderen Augenabschnittes bei schwerstveratzten Augen. Klin-Monatsbl-Augenheilkd. 1996, Aug-Sep; 209(2-3): 109-13) предложил способ флуоресцентной ангиографии для раннего определения границ некроза конъюнктивы и подлежащей ткани лимбальной зоны.

Однако предложенные способы предназначены для определения хирургической тактики в первые дни после ожоговой травмы и не позволяют прогнозировать осложнения более отдаленного периода, в частности угрозы рецидивов и перфорации роговицы, и соответственно корригировать лечение в целях профилактики этих осложнений.

Способов прогнозирования характера течения ожоговой травмы по результатам исследования слезной жидкости в специальной литературе нами не найдено.

Обоснованием для предлагаемого способа служат результаты предварительного исследования, которые показали, что в динамике клинико-иммунологического наблюдения в послеожоговом периоде наиболее существенные различия между группами больных с рецидивирующей и персистирующей эрозией и угрозой перфорации роговицы (наблюдалось 30 больных; 39 глаз) и с благоприятным течением и исходом послеожогового периода (наблюдалось 22 больных; 32 глаза) выявлялись при исследовании интерлейкина-1 и иммуноглобулина А в слезной жидкости.

Ретроспективный анализ показал, что наиболее информативным при прогнозировании послеожоговых осложнений (рецидивирующие и персистирующие эрозии и угрозы перфорации роговицы) является одновременное определение этих параметров в сроки от 7-го до 14-го дня (включительно) после травмы. При обнаружении в этот период концентрации ИЛ-1, равной или превышающей 900 пкг/мл, и концентрации IgA, превышающей физиологическую норму, осложненное течение наблюдалось практически у всех пациентов (100%). Если выявлялись более низкие уровни ИЛ-1 (100 - 180 пкг/мл) и нормальная концентрация lgA, указанные осложнения практически не наблюдались; при отсутствии ИЛ-1 и нормальном или пониженном содержании IgA в слезной жидкости рецидивы эрозий роговицы отмечались не более чем в 25% случаев. В целом разница между первой и двумя другими группами составила около 85% (p < 0,05).

При разработке способа учитывались возрастные физиологические нормы содержания IgA в слезной жидкости, разработанные и используемые в лаборатории иммунологии и вирусологии МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца для региона средней полосы России. Соответственно, при осуществлении способа необходима предварительная выработка контрольных - региональных, возрастных показателей нормального содержания IgA в слезной жидкости.

Согласно нашим наблюдениям (n = 37), совпадающим с литературными данными, ИЛ-1 в слезной жидкости нормальных здоровых глаз практически не обнаруживается (при использовании иммуноферментного анализа; чувствительность тест-систем 20 пкг/мл).

Способ осуществляют следующим образом.

Взятие слезной жидкости осуществляют общепринятым способом, без предварительной анестезии и без стимуляции. Пробы хранят при температуре -20oC (или ниже).

Исследование IgA проводят методом радиальной иммунодиффузии в агаре (по Манчини) общепринятым способом. Используют коммерческие диагностические моноспецифические сыворотки против IgA человека.

Концентрацию ИЛ-1 исследуют с помощью иммуноферментного анализа, используют коммерческие тест-системы (согласно рекомендациям производителей). Учет реакции проводят на многоканальном спектрофотометре типа "Мультискан".

При одновременном обнаружении концентрации IgA, превышающей физиологическую норму, и ИЛ-1 в концентрации, равной или более 900 пкг/мл, в сроки от 7-го до 14-го дня после ожога прогнозируют рецидивы эрозий и угрозу перфорации роговицы.

Примеры выполнения способа.

Пример 1. Больной Смирнов В., 20 лет, военнослужащий, перенес термохимический ожог 3-4 степени конъюнктивы и роговицы OS при взрыве кипятильника. Поступил в 1-е сутки после травмы. Проведена интенсивная терапия. На фоне лечения в течение недели сохранялись ишемия конъюнктивы у лимба и эрозия роговицы диаметром до 4 мм. При исследовании слезной жидкости на 8-е сутки после травмы: уровень ИЛ-1 составил 920 пкг/мл; уровень IgA - 37 мг%, что существенно превышало физиологическую норму. Через 2 дня (спустя 10 дней после ожога) переведен в Военный госпиталь для дальнейшего лечения. Через 2 недели больной поступил вновь с тотальной эрозией роговицы, отеком, инфильтрацией стромы роговицы. С целью профилактики расплавления и перфорации роговицы произведена кровавая блефарорафия. Ретроспективный анализ показал, что данные исследования слезной жидкости, проведенного на 8-е сутки после ожога, свидетельствовали о риске развития персистирующей эрозии и угрозы перфорации роговицы за 2 недели до возникновения указанных осложнений.

Пример 2. Больной Голубев С. , 20 лет, перенес термический ожог 3-4 степени конъюнктивы и роговицы OD петардой. Поступил на 5-е сутки после травмы. Интенсивная терапия по общепринятой схеме. На фоне лечения сохранялись ишемия конъюнктивы у лимба, эпителизация роговицы остановилась. При исследовании слезной жидкости на 14-е сутки после травмы уровень ИЛ-1 составил 960 пкг/мл, IgA - 80 мг%, что значительно превышало физиологическую норму (от 6 до 20 мг%). На 3-5-й неделе сохранялась эрозия роговицы, отек, инфильтрация стромы роговицы. С целью профилактики расплавления и перфорации роговицы на 35-е сутки после травмы произведена операция кровавая блефарорафия. Ретроспективный анализ показал, что данные исследования слезной жидкости, проведенного на 14-е сутки после ожога, свидетельствовали о риске развития персистирующей эрозии и угрозы перфорации роговицы за 3 недели до возникновения указанных осложнений.

Пример 3. Больной Юрин С, 18 лет, перенес химический ожог конъюнктивы и роговицы OS 3 степени раствором цемента. Поступил на 1-е сутки после травмы. Интенсивная терапия по общепринятой схеме. При исследовании слезной жидкости на 7-е сутки после травмы уровень ИЛ-1 составил 100 пкг/мл, уровень IgA - 12 мг%, т.е. в пределах возрастной нормы. В процессе лечения ишемия конъюнктивы купирована. К 14-м суткам после травмы наступила полная эпителизация роговицы. Рецидивов эрозии роговицы не было. Ретроспективный анализ показал, что данные исследования слезной жидкости свидетельствовали о благоприятном характере течения ожогового процесса.

Пример 4. Больной Иванников С, 30 лет, перенес химический ожог конъюнктивы и роговицы OS 3 степени раствором цемента. Поступил на 1-е сутки после травмы. Интенсивная терапия по общепринятой схеме. При исследовании слезной жидкости на 10-е сутки после травмы уровень ИЛ-1 составил 920 пкг/мл, уровень IgA - 42 мг%, т.е. превышал возрастную физиологическую норму. К 14-м суткам после травмы темп эпителизации роговицы замедлился, отмечена тенденция к нарастанию инфильтрации стромы. Расценивая данные исследования слезной жидкости как прогностически неблагоприятные, свидетельствующие о высоком риске развития персистирующей эрозии и угрозы перфорации роговицы, и учитывая динамику клинического течения ожогового процесса, на 14-е сутки после травмы больному произведена тенонопластика и кровавая блефарорафия с целью профилактики вышеуказанных осложнений.

Пример 5. Больной Стрелец А, 34 лет, перенес химический ожог конъюнктивы и роговицы OD 3 степени щелочью. Поступил на 3-е сутки после травмы. Интенсивная терапия по общепринятой схеме. При исследовании слезной жидкости на 8-е сутки после травмы уровень ИЛ-1 составил 930 пкг/мл, уровень IgA - 34 мг%, т.е. выше возрастной нормы. Показатели иммунологического исследования слезной жидкости свидетельствовали о высоком риске развития рецидива эрозии и угрозы перфорации роговицы. С 9-х суток после травмы больному назначены парабульбарные и подкожные инъекции иммуномодулятора нового поколения имунофана. При повторном исследовании слезной жидкости на 14-е сутки после травмы уровень ИЛ-1 составил 220 пкг/мл, уровень IgA - 18 мг% (в пределах физиологической возрастной нормы). К 22 суткам после травмы наступила полная эпителизация роговицы. В дальнейшем формировалось умеренно васкуляризированное ожоговое бельмо, рецидивов эрозии роговицы не было.

Всего предлагаемым способом обследовано 52 пациента (71 глаз).

Основным преимуществом предлагаемого способа является возможность по двум показателям слезной жидкости пораженного глаза, полученным на 7-е - 14-е сутки после травмы с высокой степенью достоверности прогнозировать возникновение к 4-й - 5-й неделе после ожога рецидива эрозии роговицы, угрозу расплавления и перфорации роговицы. Это позволяет своевременно определить тактику лечения, направленного на предупреждение тяжелых послеожоговых осложнений.

Формула изобретения

1. Способ прогнозирования рецидивов эрозий и угрозы перфорации роговицы при ее ожогах, отличающийся тем, что в слезной жидкости травмированного глаза определяют содержание интерлейкина -1(ИЛ-1) и иммуноглобулина A(IgA) и при одновременном обнаружении уровня IgA, превышающего физиологическую норму, и ИЛ-1 в концентрации, равной или более 900 пкг/мл, в сроки от 7-го до 14-го дня после ожога прогнозируют рецидивы эрозий и угрозу перфорации роговицы.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что ИЛ-1 определяют с помощью иммуноферментного анализа.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что концентрацию IgA определяют методом радиальной иммунодиффузии (по Манчини).