Электропривод стеклоподъемника автомобиля

Реферат

 

Изобретение относится к автомобилестроению и используется в механизмах подъема стенок. Электропривод содержит корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство, выполненное в виде тросового барабана, соединительный элемент, упругие элементы, при этом соединительный элемент представляет одно целое с передаточным устройством, уплотнительное устройство выполнено в виде мембраны из эластичного материала. Технический результат заключается в упрощении конструкции, снижении уровня шума и повышении защищенности от внешних воздействующих факторов. 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к электроприводам, установленным в механизм подъема стекла автомобиля, и может быть использовано в автомобилестроении.

Известен электропривод стеклоподъемника автомобиля, содержащий корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла, соединительный элемент, выполненный в виде диска с выступами, взаимодействующего с передаточным устройством и червячным колесом, насаженным ступицей на ось, а так же упругие элементы (выложенная заявка ФРГ N 2364429, кл. В 60 J 1/00, 1973).

Однако указанный электропривод имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что при работе во влажных условиях не только механические детали привода, также как места опоры червячного колеса и вала двигателя подвергаются коррозии, но и соединенный с корпусом, в частности, прифланцованный к нему электродвигатель, который при воздействии влаги после короткого времени выходит из строя.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по своей технической сущности и достигаемому результату является электропривод стеклоподъемника автомобиля, содержащий корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла, соединительный элемент, выполненный в виде диска с выступами, взаимодействующего с передаточным устройством и червячным колесом, насаженным ступицей на ось, упругие элементы, уплотнительную муфту, установленную на ступице червячного колеса, имеющую периферийные отверстия в которых расположены выступы соединительного элемента, а в последних выполнены отверстия для размещения соответствующих выступов, которые выполнены на червячном колесе. Корпус указанного электропривода выполнен разъемным из трех или двух частей, между которыми размещено уплотнительное кольцо, уплотняющие участки муфты выполнены из более мягкого материала, чем основание (патент SU 1083902, МКИ В 60 J 1/00, 1984).

Однако указанный электропривод имеет ряд недостатков, заключающихся в том, что для защиты электропривода от внешних воздействующих факторов (воды, пыли и т. д.) применена торцовая муфта, отличающаяся высокой трудоемкостью изготовления и низкой надежностью, обусловленной тем, что вращательный момент с соединительного элемента на червячное колесо передается через указанную муфту, что приводит к ее деформации и, следовательно, к нарушению герметичности уплотнения, передающее устройство (барабан с винтовой канавкой) установлено на ступице червячного колеса, что приводит к тому, что нагрузки с барабана передаются на червячное колесо и нарушают геометрию червячного зацепления, функции соединительного элемента и передающего устройства выполняют разные детали, что приводит к усложнению конструкции электропривода.

Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение защищенности от внешних воздействующих факторов, снижение уровня шумов, увеличение долговечности.

Для достижения указанной цели в электропривод стеклоподъемника автомобиля, содержащего корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла, выполненное в виде тросового барабана, установленного на одной оси с червячным колесом, соединительный элемент, взаимодействующий с червячным колесом, крышку, уплотнительное устройство, установленное между корпусом и крышкой, прикрепленной к корпусу, и упругие элементы, внесены конструктивные изменения, а именно - он снабжен вибропоглощающими шпильками для крепления к панели двери автомобиля, соединительный элемент выполнен за одно целое с передаточным устройством в виде выступов на тросовом барабане, червячное колесо выполнено с периферийными выемками, обращенными в сторону тросового барабана, в которых расположены выступы тросового барабана и упругие элементы, посадочные места тросового барабана и червячного колеса на оси разъединены, а уплотнительное устройство выполнено в виде мембраны из эластичного материала, разделяющей в корпусе полость червячной передачи от полости тросового барабана, и радиального уплотнения, выполненного за одно целое с мембраной.

Соединительный элемент, выполненный за одно целое с передаточным устройством в виде выступов на тросовом барабане, упрощает конструкцию и снижает трудоемкость изготовления.

Выступы тросового барабана, взаимодействующие с червячным колесом, и упругие элементы, предназначенные для снижения ударных нагрузок, возникающих при работе электропривода, расположены в выемках червячного колеса, что позволяет уменьшить габариты электропривода.

Уплотнительное устройство выполнено в виде мембраны, изготовленной из эластичного материала. Уплотнительное устройство установлено между корпусом и крышкой, прикрепленной к корпусу несколькими саморежущими винтами, равномерно расположенными по периферии корпуса, что обеспечивает надежную герметичность стыка между корпусом и крышкой. Радиальное уплотнение, выполненное за одно целое с мембраной, скользит по гладкому цилиндрическому участку передаточного устройства и надежно изолирует полость электродвигателя и червячной передачи от полости передаточного устройства, не защищенной от внешних воздействующих факторов.

В корпус электропривода установлены специальные шпильки, предназначенные для крепления электропривода к панели двери автомобиля. Шпильки состоят из двух стандартных винтов с шестигранной головкой, двух шайб, каждая из которых имеет по три усика, расположенных под углом 120 градусов и загнутых параллельно оси шайбы. Шайбы развернуты относительно друг друга на угол 60 градусов, между ними находится эластичный вибропоглощающий материал, благодаря чему шумы и вибрации, возникающие при работе электропривода, не передаются на панель двери и, следовательно, в салон автомобиля.

На фиг. 1 показан вариант выполнения электропривода стеклоподъемника, разрез; на фиг. 2 - схема взаимодействия соединительного элемента с червячным колесом червячной передачи через упругие элементы, разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант выполнения уплотнительного устройства; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3 в увеличенном масштабе.

Предлагаемое изобретение включает: гибкий элемент 1, отверстие 2, крышку 3, корпус 4, барабан 5, вал 6, червяк 7, червячное колесо 8, выступы 9, упругие элементы 10, выемки 11, ось 12, уплотнительное устройство 13, винт 14, шпильки 15.

Привод стеклоподъемника перемещает стекло окна (не показано) с помощью гибкого элемента 1, который по участкам проходит внутри гибкой оболочки и образует бесконечную петлю. Через отверстие 2 в крышке 3 с чашевидной полостью гибкий элемент 1 заходит внутрь корпуса 4. Там он намотан на барабан 5 и затем снова выходит из крышки 3 через другое отверстие (не показано).

Барабан 5 приводится во вращение электродвигателем (условно не показан), который закреплен на корпусе 4. На валу 6 электродвигателя установлен без возможности вращения червяк 7, который внешними зубьями находится в зацеплении с червячным колесом 8. Оси вала 6 электродвигателя и червячного колеса 8 взаимно перпендикулярны. Вращательное движение червячного колеса 8 через выступы 9 передается к барабану 5. Соединительное устройство состоит из выступов 9, выполненных как одно целое с барабаном 5 (на фиг. 1 как пример приведен вариант заделки металлических выступов 9 в неметаллический барабан 5), Упругие элементы 10, размещенные в выемках 11 червячного колеса 8 фиг. 2 предназначены для снижения ударных нагрузок, возникающих при включении и выключении электродвигателя и при установке стекла в крайние положения, выполняются из эластичного материала. Червячное колесо 8 и барабан 5 установлены на оси 12 с возможностью вращения. Ось 12 одним концом жестко закреплена в корпусе 4, а вторым концом опирается на отверстие в крышке 3. В заявляемом устройстве посадочные места барабана 5 и червячного колеса 8 разъединены, благодаря чему нагрузки с барабана 5 не передаются на червячное колесо 8 и не нарушают геометрию червячного зацепления, что увеличивает его долговечность. Корпус 4 состоит из одной части с чашевидной полостью, это позволило снизить трудоемкость изготовления и исключить лишние уплотняющие элементы. К корпусу 4 через уплотнительное устройство 13 (фиг.3) крепится крышка 3 несколькими саморежущими винтами 14, расположенными равномерно по периферии корпуса, что обеспечивает равномерность поджатия уплотнительного устройства 13 и, следовательно, надежную герметичность стыка между корпусом 4 и крышкой 3. Уплотнительное устройство 13 выполняет также роль мембраны, разделяющей полость червячной передачи и полость барабана, не защищенную от внешних воздействующих факторов (воды, пыли и т.д.). Кромка 14 (фиг.4) уплотнительного устройства 13 плотно прилегает к гладкой цилиндрической части барабана 5 и надежно защищает полость червячной передачи и электродвигателя от проникновения воды, пыли и т.д. В заявляемом устройстве применено радиальное уплотнение, отличающееся меньшими габаритами, большей надежностью, более низкой себестоимостью. Для крепления электропривода к панели двери автомобиля применены специальные вибропоглощающие шпильки 15, предназначенные для гашения вибраций, возникающих при работе электропривода. Шпильки состоят из двух винтов 17 с шестигранной головкой, двух шайб 18, каждая из которых имеет по три усика, расположенных под углом 120o и загнутых параллельно оси шайбы. Шайбы развернуты относительно друг друга на угол 60o, между ними находится эластичный вибропоглощающий материал 19, благодаря чему шумы и вибрации, возникающие при работе электропривода, не передаются на панель двери и, следовательно, в салон автомобиля.

Предлагаемое изобретение при его осуществлении предназначено для использования в промышленности, а именно в автомобилестроении; для заявленного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке средств; заявленное устройство при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, предлагаемое изобретение соответствует условию "Промышленная применяемость".

Формула изобретения

Электропривод стеклоподъемника автомобиля, содержащий корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла, выполненное в виде тросового барабана, установленного на одной оси с червячным колесом, соединительный элемент, взаимодействующий с червячным колесом, крышку, уплотнительное устройство, установленное между корпусом и крышкой, прикрепленной к корпусу, и упругие элементы, отличающийся тем, что он снабжен вибропоглощающими шпильками для крепления к панели двери автомобиля, соединительный элемент выполнен за одно целое с передаточным устройством в виде выступов на тросовом барабане, червячное колесо выполнено с периферийными выемками, обращенными в сторону тросового барабана, в которых расположены выступы тросового барабана и упругие элементы, посадочные места тросового барабана и червячного колеса на оси разъединены, а уплотнительное устройство выполнено в виде мембраны из эластичного материала, разделяющей в корпусе полость червячной передачи от полости тросового барабана, и радиального уплотнения, выполненного за одно целое с мембраной.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4