Осевой вентилятор дымоудаления (варианты)
Реферат
Изобретение относится к вентиляторной технике для горячих газов, а именно к осевым вентиляторам дымоудаления. Технический результат, заключающийся в обеспечении надежности работы в течение не менее 2 ч при температуре дыма до 400°С при снижении стоимости вентилятора, достигается за счет того, что в осевом вентиляторе дымоудаления, содержащем корпус, двигатель, рабочее колесо, которое размещено внутри корпуса вентилятора, систему охлаждения, согласно изобретению двигатель расположен снаружи корпуса вентилятора и посредством привода соединен с рабочим колесом, привод выполнен в виде редуктора, содержащего, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, редуктор размещен внутри корпуса вентилятора, по меньшей мере, один ведущий вал редуктора соединен с двигателем и размещен внутри канала системы охлаждения, по меньшей мере, один ведомый вал редуктора соединен с соответствующим рабочим колесом, валы редуктора закреплены в кожухе редуктора в подшипниковых опорах, причем подшипники подшипниковых опор выполнены с набивкой из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита. 2 с. и 8 з. п.ф-лы, 2 ил.
Варианты изобретения относится к вентиляторной технике для горячих газов, а именно к осевым вентиляторам дымоудаления.
Из уровня техники известны осевые вентиляторы и вентиляторы для горячих газов. В авторском свидетельстве СССР 802624, МПК F 04 D 19/02, опубл. 07.02.81 [1] , представлен осевой вентилятор, содержащий корпус, установленный с внешней стороны от корпуса двигатель, два рабочих колеса встречного вращения, соединенные с двигателем посредством редуктора, оснащенного двумя коническими зубчатыми парами и двумя ведущими валами, каждый из ведущих валов соединен посредством конической зубчатой передачи с соответствующим ведомым валом, каждый из которых соединен с соответствующим рабочим колесом, расположенным по разные стороны кожуха редуктора, причем оба ведущих вала расположены в полом канале и соединены с двигателем посредством дифференциала. Кожух редуктора с коническими зубчатыми передачами, подшипниковые опоры валов и рабочих колес расположены внутри корпуса вентилятора. Осевой вентилятор по авт. свид. [1] обладает высоким КПД за счет автоматического перераспределения нагрузки на рабочее колесо. Однако отсутствие системы охлаждения расположенных в потоке подшипниковых опор и валов редуктора, а также выполнение системы смазки редуктора, размещенной в кожухе редуктора, находящегося в потоке газа, не позволяет использовать данный вентилятор для дымоудаления, который должен обеспечивать работу вентилятора в течение не менее 2-х часов при температуре газа до 400oC. В авторском свидетельстве СССР 646097, МПК F 04 D 29/58, опубл. 05.02.79 [2] , представлено устройство для охлаждения вала вентилятора, предназначенного для работы в горячих газах, содержащее корпус, установленный с внешней стороны от корпуса двигатель, рабочее колесо, систему охлаждения, оснащенную каналом с крыльчаткой, установленной на валу, соединенном с двигателем, подшипниковые опоры вала, к которым через канал крыльчаткой нагнетается холодный воздух для охлаждения подшипников и вала. Рабочее колесо вентилятора, как показано в авт. свид. [2], выполнено в виде установленных на ободе колеса лопаток, ориентированных вдоль оси вала вентилятора. Это обуславливает низкий КПД вентилятора, что является существенным недостатком в случае использования технического решения по авт. свид. [2] в качестве вентилятора дымоудаления из-за увеличения мощности двигателя. В авторском свидетельстве СССР 928078, МПК F 04 D 19/00; F 04 D 29/58, опубл. 15.05.82 [3] , представлен осевой вентилятор, содержащий корпус с размещенными в нем двигателем, рабочим колесом, системой охлаждения, оснащенной каналом для подвода охладителя к двигателю, валу и его подшипниковым опорам. Данный вентилятор может использоваться в качестве вентилятора дымоудаления. Однако охлаждение размещенных внутри корпуса двигателя, вала рабочего колеса и подшипниковых опор агентом системы охлаждения (например, жидкостью, воздухом) обуславливает высокую стоимость вентилятора в связи с увеличением температуры среды, в которой работает двигатель. Это является существенным недостатком при использовании вентилятора для удаления из системы вентиляции здания или сооружения при возникновении пожара. В рекламном проспекте фирмы ABB Flakt Oy, изд. FIRE/GB/04.97/500/Kaarinan Tasopaino Oy, 1997 [4], представлен противопожарный осевой вентилятор дымоудаления, содержащий корпус, двигатель, рабочее колесо, размещенное внутри корпуса, систему охлаждения. В соответствии со схемой вентилятора в проспекте [4], двигатель посредством привода соединен с рабочим колесом и расположенной в канале системы охлаждения крыльчаткой. Установка двигателя внутри корпуса усложняет выполнение самого двигателя и системы охлаждения двигателя и привода рабочего колеса, что обуславливает высокую стоимость вентилятора в значительной мере вследствие выполнения двигателя, работающего в крайне неблагоприятных по температуре условиях. При кратковременности режимов эксплуатации (2 часа, температура газа 400oC) и низкой вероятности использования вентилятора в системе вентиляции для дымоудаления, как правило, связанной с пожаром в жилых и промышленных зданиях, высокая стоимость является существенным недостатком вентилятора по источнику информации [4], который принят в качестве наиболее близкого аналога. Решаемой задачей является снижение стоимости осевого вентилятора дымоудаления путем обеспечения благоприятных по температуре условий работы его двигателя. Технический результат заключается в обеспечении надежности работы осевого вентилятора дымоудаления в течение не менее 2-х часов при температуре дыма до 400oC при снижении его стоимости. В случае выполнения вентилятора со встречным вращением рабочих колес технический результат заключается в уменьшении габаритов вентилятора или понижении частоты вращения при сохранении таких же характеристик, как и у вентилятора по наиболее близкому аналогу [4]. Сущность вариантов изобретения состоит в следующем. В соответствии с 1-м вариантом изобретения, осевой вентилятор дымоудаления, как и наиболее близкий аналог, описанный в источнике информации [4], содержит корпус, двигатель, рабочее колесо, которое размещено внутри корпуса вентилятора, систему охлаждения, но в отличие от наиболее близкого аналога, двигатель расположен снаружи корпуса вентилятора и посредством привода соединен с рабочим колесом, привод выполнен в виде редуктора, содержащего, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, редуктор размещен внутри корпуса вентилятора, по меньшей мере, один ведущий вал редуктора соединен с двигателем, по меньшей мере, один ведомый вал редуктора соединен с соответствующим рабочим колесом, валы редуктора закреплены в кожухе редуктора в подшипниковых опорах, причем подшипники подшипниковых опор выполнены с набивкой из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита. Осевой вентилятор дымоудаления по 1-му варианту изобретения характеризуется тем, что редуктор оснащен двумя коническими кинематическими парами, в которых каждое ведомое коническое колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом и соединено посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом, рабочие колеса выполнены соосными и расположены внутри корпуса по разные стороны кожуха редуктора. Осевой вентилятор дымоудаления по 1-му варианту изобретения характеризуется тем, что конические кинематические пары выполнены в виде зубчатой передачи. Осевой вентилятор дымоудаления по 1-му варианту изобретения характеризуется тем, что подшипниковые опоры валов редуктора установлены на осях, выполненных в виде крестовины, ось ведущего вала редуктора соединена с корпусом вентилятора, по меньшей мере, одной тягой переменной длины, по меньшей мере, одна из осей ведомых валов редуктора соединена с корпусом вентилятора посредством, по меньшей мере, трех тяг переменной длины. Во 2-м варианте изобретения осевой вентилятор дымоудаления, как и в наиболее близком аналоге [4], содержит корпус, двигатель, рабочее колесо, размещенное внутри корпуса вентилятора, систему охлаждения, но в отличие от наиболее близкого аналога [4], двигатель расположен снаружи корпуса вентилятора, система охлаждения оснащена каналом и крыльчаткой, двигатель посредством привода соединен с рабочим колесом и крыльчаткой системы охлаждения, привод выполнен в виде редуктора, размещен внутри корпуса вентилятора и содержит, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, по меньшей мере, один ведущий вал редуктора соединен с двигателем и размещен внутри канала системы охлаждения, по меньшей мере, один ведомый вал редуктора соединен с соответствующим рабочим колесом, валы редуктора закреплены в кожухе редуктора в подшипниковых опорах, при этом каждое коническое колесо содержит ступицу, охватывающую соответствующие подшипники подшипниковых опор и выполненную, по меньшей мере, с одним отверстием для охлаждения подшипниковых опор, а крыльчатка размещена на входе в канал системы охлаждения, расположенный снаружи корпуса вентилятора. Осевой вентилятор дымоудаления по 2-му варианту изобретения характеризуется также тем, что каждый ведомый вал редуктора соединен с рабочим колесом посредством ступицы, кожух редуктора и корпус каждой ступицы выполнены осесимметричными, максимальный диаметр кожуха каждой ступицы не превосходит диаметр кожуха редуктора вентилятора, причем расстояние между контурами кожуха редуктора и корпуса ступиц не превышает 0,01 максимального диаметра кожуха редуктора. Осевой вентилятор дымоудаления по 2-му варианту изобретения характеризуется тем, что редуктор оснащен двумя коническими кинематическими парами, в которых каждое ведомое коническое колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом, каждое из ведомых конических колес соединено посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом, рабочие колеса выполнены соосными и расположены внутри корпуса по разные стороны кожуха редуктора. Осевой вентилятор дымоудаления по 2-му варианту характеризуется тем, что конические кинематические пары выполнены в виде зубчатой передачи. Кроме того, осевой вентилятор дымоудаления по 2-му варианту характеризуется тем, что подшипниковые опоры валов редуктора установлены на осях, выполненных в виде крестовины, ось ведущего вала редуктора соединена с корпусом вентилятора, по меньшей мере, одной тягой переменной длины, по меньшей мере, одна из осей ведомых валов редуктора соединена с корпусом вентилятора посредством, по меньшей мере, трех тяг переменной длины. Представленные признаки являются существенными для решения поставленной задачи и достижения технического результата. Выполнение осевого вентилятора дымоудаления, как и в наиболее близком аналоге по источнику информации [4], содержащим корпус, двигатель, рабочее колесо, размещенное внутри корпуса, систему охлаждения позволяет обеспечить высокий КПД вентилятора при охлаждении подшипниковых опор ведущих и ведомых валов редуктора во время работы в условиях высоких температур. В отличие от наиболее близкого аналога, размещение двигателя снаружи корпуса вентилятора, оснащение системы охлаждения каналом и крыльчаткой, соединение двигателя посредством привода с рабочим колесом и крыльчаткой системы охлаждения, выполнение привода в виде редуктора, содержащего, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, размещение редуктора внутри корпуса вентилятора, соединение, по меньшей мере, одного ведущего вала редуктора с двигателем при их размещении внутри канала системы охлаждения, и по меньшей мере, одного ведомого вала редуктора с соответствующим рабочим колесом, закрепление валов редуктора в кожухе редуктора в подшипниковых опорах обеспечивает улучшение условий работы двигателя, удаленного из зоны высокой температуры, что снижает стоимость двигателя и вентилятора в целом. Выполнение набивки подшипников подшипниковых опор из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита, в соответствии с 1-м вариантом изобретения, обеспечивает работоспособность редуктора при длительных перерывах между включениями вентилятора в условиях высоких температур за счет использования для набивки подшипников в подшипниковых опорах валов твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита и предотвращения попадания пыли в сепаратор. Выполнение, в соответствии со 2-м вариантом изобретения, каждого конического колеса содержащим ступицу, охватывающую соответствующие подшипники подшипниковых опор, выполненную, по меньшей мере, с одним отверстием для охлаждения подшипниковых узлов, и размещение крыльчатки на входе в канал системы охлаждения, расположенного снаружи корпуса вентилятора обеспечивает эффективное охлаждение подшипниковых узлов воздухом, температура которого существенно ниже температуры дыма в корпусе вентилятора. Выполнение редуктора осевого вентилятора дымоудаления по 1-му и 2-му вариантам изобретения с двумя коническими кинематическими парами, в которых ведомое коническое колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом, соединение каждого из ведомых конических колес посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом, выполнение рабочих колес соосными и расположенными внутри корпуса по разные стороны кожуха редуктора обеспечивает встречное вращение колес, что позволяет получить большие удельные аэродинамические параметры и повышенный КПД при одинаковых габаритах (что позволяет уменьшить мощность двигателя) или приводит к уменьшению габаритов вентилятора или понижению частоты вращения при сохранении таких же характеристик, как и у осевого вентилятора с одним рабочим колесом. Выполнение конических кинематических пар в обоих вариантах изобретения в виде зубчатой передачи повышает надежность работы редуктора при длительных промежутках между включениями в расчетных условиях (время работы 2 часа при температуре дыма 400oC). Выполнение подшипниковых опор валов редуктора по обоим вариантам изобретения установленными на осях, выполненных в виде крестовины, соединение оси ведущего вала редуктора с корпусом вентилятора, по меньшей мере, одной тягой переменной длины и соединение оси, по меньшей мере, одного из ведомых валов с корпусом вентилятора посредством, по меньшей мере, трех тяг переменной длины обеспечивает простоту сборки и регулировки положения рабочих колес относительно стенок корпуса вентилятора. Выполнение как в 1-м, так и во 2-м вариантах изобретения соединения каждого ведомого вала редуктора с рабочим колесом посредством ступицы, выполнение кожуха редуктора и корпуса каждой ступицы осесимметричными, с максимальным диаметром кожуха каждой ступицы, не превосходящим диаметр кожуха редуктора вентилятора, и соединение лопаток рабочего колеса со ступицей с возможностью изменения угла установки обеспечивает повышение КПД за счет снижения потерь напора при возможности регулировки углов установки лопаток рабочего колеса с учетом особенностей системы вентиляции здания или сооружения. При этом уменьшение зазора между контурами кожуха редуктора и корпусами ступиц до минимально возможного, равного из технологических соображений не более 0,01 максимального диаметра кожуха редуктора, повышает эффективность охлаждения подшипниковых опор за счет выдувания холодного воздуха, нагнетаемого крыльчаткой, через указанные зазоры в поток горячего дыма, что особенно важно при 2-м варианте выполнения вентилятора. Сущность вариантов изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 представлен продольный разрез вентилятора. На фиг. 2 представлен разрез 1-1 на фиг. 1. Осевой вентилятор дымоудаления устроен следующим образом. В обоих вариантах изобретения осевой вентилятор дымоудаления содержит корпус 1, двигатель 2, по меньшей мере, одно рабочее колесо 3, систему охлаждения, редуктор 4, соединяющий двигатель 2 с рабочими колесами 3 и содержащий, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару (фиг.1). Двигатель расположен снаружи корпуса 1 вентилятора и установлен на кронштейне 5, закрепленном на корпусе 1 (фиг. 2). Система охлаждения содержит канал 6, крыльчатку 7. Канал 6 образован в обтекателе 8, внутри которого проходит ведущий вал 9 редуктора 4, соединенный муфтой 10 с валом 11 двигателя 2. По обоим вариантам изобретения редуктор 4 размещен внутри корпуса 1 вентилятора и соединен, по меньшей мере, одним ведущим валом 9 с валом 11 двигателя 2. Ведущий вал 9 редуктора 4 размещен внутри канала 6, образованного в обтекателе 8. Ведущий вал 9 редуктора 4 соединен посредством, по меньшей мере, одной конической кинематической пары с соответствующим ведомым валом 12 редуктора 4, который в свою очередь соединен с соответствующим рабочим колесом 3. Подшипниковые опоры 13 валов 9, 12 редуктора расположены в кожухе 14 редуктора 4. В соответствии с 1-м вариантом изобретения подшипники 15 выполнены с набивкой 16 из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита. Для повышения надежности конические кинематические пары выполнены с зубчатым зацеплением. По 2-му варианту изобретения каждое коническое колесо 17 конической кинематической пары содержит втулку 18, внутри которой на осях установлены подшипники 15 соответствующей подшипниковой опоры 13. Втулка 18 выполнена с двумя отверстиями 19 для охлаждения подшипников 15 подшипниковых опор 13 путем подвода холодного воздуха из канала 6 системы охлаждения, нагнетаемого крыльчаткой 7, установленной на ведущем валу 9 редуктора 4 и размещенной в стакане 20, закрепленном с внешней стороны корпуса 1 вентилятора. Как в 1-м, так и во 2-м вариантах изобретения редуктор 4 вентилятора, как показано на фиг. 1, может выполняться с двумя коническими кинематическими парами, в которых ведомое коническое 17 колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом 17, каждое из ведомых конических колес 17 соединено посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом 3. При этом рабочие колеса 3 расположены соосно внутри корпуса 1 по разные стороны кожуха 14 редуктора 4, что обеспечивает встречное вращение рабочих колес 3. В предпочтительном варианте выполнения осевого вентилятора дымоудаления как по 1-му, так и по 2-му вариантам изобретения конические кинематические пары редуктора 4 выполнены с зубчатым зацеплением, каждое зубчатое коническое колесо 17 содержит втулку 18, внутри которой на осях установлены подшипники 15 соответствующей подшипниковой опоры 13. Втулка 18 выполнена с двумя отверстиями 19 для охлаждения подшипников 15 подшипниковых опор 13 путем подвода холодного воздуха из канала 6 системы охлаждения, нагнетаемого крыльчаткой 7, установленной на ведущем валу 9 редуктора 4 и размещенной в стакане 20, закрепленном с внешней стороны корпуса 1 вентилятора. Оси 24, 25 валов 9 и 12 выполнены в виде лучей крестовины 21. Крестовина 21 закреплена внутри корпуса посредством тяг 22 и 23 переменной длины, одна из которых, например, по меньшей мере, одна тяга 22, соединена с крестовиной с противоположной оси 24 ведущего вала 9 стороны, а другие тяги, например, по меньшей мере, три тяги 23, соединяют одну из осей 25 ведомого вала 12 с корпусом 1 вентилятора. Ведомые валы 12 соединены с соответствующими рабочими колесами 3 посредством подшипниковых опор 13 и ступицы 26. Лопатки 27 рабочих колес могут соединяться со ступицей как посредством неразъемного соединения, так и с возможностью регулировки их угла установки, например, посредством винтового соединения 28 комля каждой лопатки 27 со ступицей 26. Кожух 14 редуктора и кожухи 20 ступиц 26 выполнены осесимметричными, предпочтительно в виде круговых цилиндров одинакового диаметра и расположены с малым зазором 30 между собой, который из технологических возможностей не превышает, как правило, 2 мм или 0,01 максимального диаметра кожуха 14 редуктора 4. В то же время один из кожухов 29 ступицы 26, расположенной с противоположной от оси 25 и тяг 23 стороны, может выполняться оживальной формы (на фиг. не показано). Осевой вентилятор дымоудаления в двух вариантах изобретения работает следующим образом. Двигатель 2 через вал 11 и муфту 10 приводит во вращение ведущий вал 9 редуктора 4, который через коническую кинематическую пару вращает ведомый вал 12 и одно (при выполнении вентилятора с одним рабочим колесом 3) или два рабочих колеса 3. При этом подшипники 15 подшипниковых опор 13, установленные на осях 24, 25 крестовины 21 внутри втулки 18 колес конических кинематических пар, охлаждаются потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой 7 через канал 6 и отверстия 19 во втулках 18 системы охлаждения. Малые зазоры 30 между кожухом 14 редуктора и кожухами 29 ступицы 26 рабочих колес 3 при одновременном нагнетании холодного воздуха крыльчаткой 7 препятствуют попаданию горячих газов из корпуса 1 вентилятора внутрь кожухов 14 и 29. Выполнение набивки 16 подшипников 15 из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита (по 1-му варианту изобретения) обеспечивает работоспособность подшипниковых опор 13 в расчетных условиях и в то же время обеспечивает возможность длительного сохранения вентилятора в бездействии, вплоть до включения вентилятора при возникновении задымленности и высоких температур, например, в случае пожара, за счет исключения попадания пыли и грязи в сепаратор подшипников 15. При этом технология выполнения набивки 16 обеспечивает работоспособность вентилятора в требуемых условиях при более высоких температурах внутри кожуха редуктора. Выполнение (в соответствии со 2-м вариантом) ступиц 18 конических колес 17 полыми, охватывающими подшипники 15 подшипниковых опор 13, с двумя и более отверстиями 19 в совокупности с правильно подобранными параметрами крыльчатки 7 и канала 6 также достаточно для обеспечения работоспособности вентилятора в требуемых условиях. Однако в наибольшей степени технической результат достигается при совмещении 1-го и 2-го вариантов выполнения, а именно при выполнении втулок 18 колес полыми, с отверстиями 19 и охватывающими подшипниками 15, набивка 16 которых выполнена из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита. Размещение двигателя 2 на кронштейне 5 с внешней стороны корпуса 1 вентилятора уменьшает температуру среды, в которой работает двигатель 2, что позволяет использовать более дешевые двигатели по сравнению с двигателями, используемыми в наиболее близком аналоге. Выполнение конических кинематических пар зубчатыми обеспечивает надежность работы редуктора и не требует смазки на время работы вентилятора при расчетных режимах. При этом выполнение вентилятора соосным с противовращением рабочих колес 3, установка лопаток 27 каждого рабочего колеса 3 под оптимальным углом в зависимости от конфигурации системы вентиляции обеспечивает высокий КПД вентилятора, что также способствует снижению мощности двигателя 2. Представленный осевой вентилятор дымоудаления является промышленно применимым и может быть изготовлен на вентиляторостроительных предприятиях, причем технология изготовления подшипников с набивкой подшипников 15 из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита отработана на специализированных предприятиях Российской Федерации.Формула изобретения
1. Осевой вентилятор дымоудаления, содержащий корпус, двигатель, рабочее колесо, которое размещено внутри корпуса вентилятора, систему охлаждения, отличающийся тем, что двигатель расположен снаружи корпуса вентилятора и посредством привода соединен с рабочим колесом, привод выполнен в виде редуктора, содержащего, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, редуктор размещен внутри корпуса вентилятора, по меньшей мере, один ведущий вал редуктора соединен с двигателем и размещен внутри канала системы охлаждения, по меньшей мере, один ведомый вал редуктора соединен с соответствующим рабочим колесом, валы редуктора закреплены в кожухе редуктора в подшипниковых опорах, причем подшипники подшипниковых опор выполнены с набивкой из твердосмазочного антифрикционного заполнителя на основе графита. 2. Осевой вентилятор дымоудаления по п.1, отличающийся тем, что редуктор оснащен двумя коническими кинематическими парами, в которых каждое ведомое коническое колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом и соединено посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом, рабочие колеса выполнены соосными и расположены внутри корпуса по разные стороны кожуха редуктора. 3. Осевой вентилятор дымоудаления по п.1 или 2, отличающийся тем, что конические кинематические пары выполнены в виде зубчатой передачи. 4. Осевой вентилятор дымоудаления по пп.1 - 3, отличающийся тем, что подшипниковые опоры валов редуктора установлены на осях, выполненных в виде крестовины, ось ведущего вала редуктора соединена с корпусом вентилятора, по меньшей мере, одной тягой переменной длины, по меньшей мере, одна из осей ведомых валов редуктора соединена с корпусом вентилятора посредством, по меньшей мере, трех тяг переменной длины. 5. Осевой вентилятор дымоудаления по пп.1 - 4, отличающийся тем, что каждый ведомый вал редуктора соединен с рабочим колесом посредством ступицы, кожух редуктора и корпус каждой ступицы выполнены осесимметричными, максимальный диаметр кожуха каждой ступицы не превосходит диаметр кожуха редуктора вентилятора, а лопатки рабочего колеса соединены со ступицей с возможностью изменения угла установки. 6. Осевой вентилятор дымоудаления, содержащий корпус, двигатель, рабочее колесо, размещенное внутри корпуса вентилятора, систему охлаждения, отличающийся тем, что двигатель расположен снаружи корпуса вентилятора, система охлаждения оснащена каналом и крыльчаткой, двигатель посредством привода соединен с рабочим колесом и крыльчаткой системы охлаждения, привод выполнен в виде редуктора, размещенного внутри корпуса вентилятора и содержащего, по меньшей мере, одну коническую кинематическую пару, по меньшей мере, один ведущий вал редуктора соединен с двигателем и размещен внутри канала системы охлаждения, по меньшей мере, один ведомый вал редуктора соединен с соответствующим рабочим колесом, валы редуктора закреплены в кожухе редуктора в подшипниковых опорах, при этом каждое коническое колесо содержит ступицу, охватывающую соответствующие подшипники подшипниковых опор и выполненную, по меньшей мере, с одним отверстием для охлаждения подшипниковых опор, а крыльчатка размещена на входе в канал системы охлаждения, расположенной снаружи корпуса вентилятора. 7. Осевой вентилятор дымоудаления по п.6, отличающийся тем, что каждый ведомый вал редуктора соединен с рабочим колесом посредством ступицы, кожух редуктора и корпус каждой ступицы выполнены осесимметричными, максимальный диаметр кожуха каждой ступицы не превосходит диаметр кожуха редуктора вентилятора, причем расстояние между контурами кожуха редуктора и корпуса ступиц не превышает 0,01 максимального диаметра кожуха редуктора. 8. Осевой вентилятор дымоудаления по п.6 или 7, отличающийся тем, что редуктор оснащен двумя коническими кинематическими парами, в которых каждое ведомое коническое колесо кинематически связано с общим ведущим коническим колесом, каждое из ведомых конических колес соединено посредством ведомого вала с соответствующим рабочим колесом, рабочие колеса выполнены соосными и расположены внутри корпуса по разные стороны кожуха редуктора. 9. Осевой вентилятор дымоудаления по пп.6 - 8, отличающийся тем, что конические кинематические пары выполнены в виде зубчатой передачи. 10. Осевой вентилятор дымоудаления по пп.6 - 9, отличающийся тем, что подшипниковые опоры валов редуктора установлены на осях, выполненных в виде крестовины, ось ведущего вала редуктора соединена с корпусом вентилятора, по меньшей мере, одной тягой переменной длины, по меньшей мере, одна из осей ведомых валов редуктора соединена с корпусом вентилятора посредством, по меньшей мере, трех тяг переменной длины.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2