Шлем члена экипажа боевой машины

Реферат

 

Изобретение относится к области вооружений, в частности к средствам индивидуальной защиты. Техническим результатом изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации и снижение усталости членов экипажа. Сущность изобретения заключается в том, что шлем члена экипажа боевой машины снабжен устройством его фиксации, которое выполнено в виде гофрированного патрубка с размещенной внутри него пружиной. Один конец гофрированного патрубка связан со шлемом посредством разъемного соединения, а другой предназначен для неподвижного соединения с внутренней поверхностью боевой машины на рабочем месте члена экипажа. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области военной техники, а более конкретно к области средств индивидуальной защиты членов экипажа танков, БМП и других боевых машин Сухопутных войск, где члены экипажа в условиях профессиональной деятельности вынуждены использовать шлемы.

Известны шлемофоны, предназначенные для защиты головы членов экипажа танка (БМП) от ударов при движении танка (БМП), защиты органов слуха от воздействия внешних акустических шумов, а также для осуществления радио- и телефонной связи.

Каждый из таких шлемофонов содержит шлем, вмонтированные в него ларингофоны и телефоны, а также шнур с вилкой (см., например, "Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-72Б", М., Воениздат, 1971, с. 502 - 504).

Такие шлемофоны не обеспечивают надежной защиты головы члена экипажа при резких перемещениях (как линейных, так и угловых) боевой машины, например при ее движении по препятствиям или на большой скорости по пересеченной местности. Кроме того, из-за совмещения нескольких функций в одном устройстве (защита от ударов, защита от шумов и обеспечение радиотелефонной связи) такие шлемофоны характеризуются относительно большим весом (более 2 кг).

Известен также шлем экипажа боевой машины (см., например, "Шлемы для членов экипажей бронированных машин" в книге "Военная техника и эргономика", сер. C - Вооружение и техника Сухопутных войск. Научно-технический сборник. N 4, 1975 г., с. 24 - 32). Этот шлем по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является базовым объектом предлагаемого шлема. Он содержит внутренний шлем, закрепленную на нем защитную каску и переговорное устройство. С введением защитной каски надежность защиты головы несколько повысилась, однако вместе с этим вес шлема в целом еще более увеличился. Это привело к увеличению нагрузки от надетого (относительно тяжелого) шлема на мышцы шеи и спины и, как следствие, к снижению точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации в движущемся танке (БМП). Наряду с этим члены экипажа танка (БМП) преждевременно устают, снижается их работоспособность.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания, индикации и снижение усталости членов экипажа в движущейся боевой машине.

Указанная задача достигается тем, что на рабочем месте члена экипажа боевой машины установлено устройство фиксации известного шлема в виде гофрированного патрубка с вставленной в него пружиной, соединенного неподвижно одним концом с внутренней поверхностью боевой машины, а другим через разъемное соединение со шлемом. Разъемное соединение содержит гнездо, закрепленное на конце гофрированного патрубка, и штырь, закрепленный на внешней лобовой поверхности защитной каски.

Изобретение поясняется фиг. 1 "Шлем члена экипажа боевой машины" где: 1 - Внутренний шлем; 2 - Защитная каска; 3 - Микрофон переговорного устройства; 4 - Гофрированный эластичный патрубок; 5 - Пружина; 6 - Основание устройства фиксации; 7 - Гнездо разъемного соединения; 8 - Штырь разъемного соединения; 9 - Внутренняя поверхность боевой машины.

Основание устройства фиксации 6 крепится непосредственно к внутренней поверхности боевой машины в зоне расположения приборов прицеливания и наблюдения.

При посадке члена экипажа в боевую машину (БМ) он одевает предлагаемый шлем с закрепленным на лобовой поверхности штырем разъемного соединения 8.

Предлагаемый шлем работает следующим образом.

При выполнении членом экипажа профессиональной деятельности в движущейся БМ (наблюдение через смотровые приборы, ведение стрельбы с помощью прицелов, управленческой деятельности командира БМ и т.д.) штырь разъемного соединения 8 входит в гнездо 7. Таким образом, шлем получают дополнительную опору. Гофрированный эластичный патрубок 4 с вставленной в него пружиной 5 за счет своей гибкости обеспечивают необходимую свободу движений головы члена экипажа БМ в зоне приборов наблюдения, прицеливания и индикации.

Наличие дополнительной опоры позволит зафиксировать шлем относительно приборов наблюдения, прицеливания и индикации в требуемом алгоритмом деятельности положении. Это приводит к повышению точности выполнения штатных операций, так как наличие дополнительной опоры уменьшает вертикальную и горизонтальную амплитуду колебаний головы с надетым шлемом и позволяет удерживать их в требуемом положении с меньшими усилиями, затрачиваемыми членами экипажа при движении БМ.

В процессе сравнительных испытаний, связанных с выполнением профессиональной деятельности в ходе длительного пребывания членов экипажа в движущейся БМ, установлено, что точность выполнения штатных операций и работоспособность при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации членами экипажей, использующих предложенный шлемофон, существенно выше, чем у членов экипажей, использующих известные шлемы. Наряду с этим установлено, что введенные дополнительно элементы не затрудняют выполнение членами экипажей остальных функциональных обязанностей, не требуют изменения приобретенных навыков при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации, а надежность предложенных шлемов не ниже надежности известных.

Формула изобретения

1. Шлем члена экипажа боевой машины, содержащий внутренний шлем, защитную каску и переговорное устройство, отличающийся тем, что он снабжен устройством фиксации шлема, выполненным в виде гофрированного патрубка с размещенной внутри него пружиной, при этом один его конец связан со шлемом посредством разъемного соединения, а другой предназначен для неподвижного соединения с внутренней поверхностью боевой машины на рабочем месте члена экипажа.

2. Шлем по п.1, отличающийся тем, что разъемное соединение выполнено в виде гнезда на конце гофрированного патрубка и штыря, закрепленного на внешней лобовой поверхности каски.

РИСУНКИ

Рисунок 1