Упаковка для боеприпасов

Реферат

 

Изобретение относится к военной технике. Упаковка содержит корпус с крышкой и ложементами с фиксирующими устройствами. На внутренней стороне по меньшей мере одной стенки корпуса установлен амортизатор с углублением напротив торца располагаемого в упаковке боеприпаса. Входное сечение углубления по меньшей мере по одному из габаритных размеров меньше торца боеприпаса. На ложементах и фиксирующих устройствах установлены амортизаторы. Изобретение позволяет повысить безопасность эксплуатации и боевого применения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к упаковкам для боеприпасов.

Известен контейнер (упаковка) для бомбы (боеприпаса) [1], содержащий основание, уплотнительную канавку по периметру основания, надувное уплотнительное кольцо в уплотнительной канавке, гибкую герметичную оболочку, свободные кромки которой удерживаются в уплотнительной канавке надувным кольцом, а также ложементы и быстросъемные замки (фиксирующие устройства) для размещения и удерживания бомбы (боеприпаса).

Недостатком данного контейнера (упаковки) для боеприпасов является его сложность и громоздкость, что неприемлемо для боеприпасов, извлечение которых из упаковки производится непосредственно на поле боя, например артиллерийских снарядов и выстрелов.

Также известна упаковка для боеприпасов [2], содержащая корпус с крышкой и установленные внутри упаковки ложементы с фиксирующими устройствами. Фиксирующие устройства обычно выполняются в виде хомутов с замками типа патефонных или же прижимных планок, устанавливаемых на стержни, возможно откидные, располагаемые на ложементах (или же дне корпуса упаковки), и поджатых гайками, например, типа "барашки".

Недостатком этой упаковки является то, что она часто не приемлема для боеприпасов, например, управляемых, содержащих электронную аппаратуру и точные механические приборы (гироскопы, рулевые приводы и т.д.). При транспортировании данных боеприпасов в подобных упаковках их электронная аппаратура и точные приборы испытывают большие механические перегрузки (вибрации, возможные падения при переноске, погрузке-разгрузке и т.д.), которые могут привести не только к выходу их из строя и последующему нерасчетному режиму работы при выстреле, но и вызвать несанкционированное срабатывание боевой части, метательного заряда или реактивного двигателя (если он имеется на боеприпасе) со всеми негативными последствиями (повреждением орудия, пусковой установки с поражением расчета и т.д.). Это объясняется возможным повреждением или разрушением из-за вибрационно-ударных нагрузок блоков или элементов боеприпаса с последующим замыканием контактов электроцепей, повреждением запальных элементов и т.д. Причем несанкционированное или нерасчетное срабатывание боевой части, метательного заряда или реактивного двигателя может произойти не только в момент выстрела, но и раньше, непосредственно во время транспортирования или через некоторый промежуток времени. Эффективность боевого применения падает. Снижение отрицательного влияния на боеприпас вибрационно-ударных нагрузок при транспортировании и эксплуатации возможно за счет усиления "слабых" элементов, в частности, в управляемых боеприпасах, упрочнения узлов крепления электронных элементов, гироскопа и т. д. , а также усиление осей рулевого привода, но все эти дополнительные меры зачастую сопровождаются увеличением габаритов и веса боеприпаса. Соответственно, увеличиваются габариты и вес всего комплекса вооружения, в том числе и артиллерийского орудия (пусковой установки). Маневренность комплекса и его уязвимость от огня противника на поле боя ухудшаются. Поднять эффективность не удается. При сохранении же габаритно-весовых характеристик приходится "забирать" часть объема и веса у боевой части, метательного заряда или реактивного двигателя (если он имеется на боеприпасе), но это сопровождается снижением мощности боевой части или же снижением скорости полета и возможной дальности стрельбы. Эффективность также не улучшается.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности за счет повышения безопасности с обеспечением работоспособности и максимальной простоты конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в упаковке для боеприпасов, содержащей корпус с крышкой и размещенные внутри корпуса ложементы с фиксирующими устройствами, в ней на внутренней стороне по меньшей мере одной из стенок корпуса установлен амортизатор, при этом в амортизаторе напротив торца располагаемого в упаковке боеприпаса выполнено углубление, входное сечение которого напротив боеприпаса по меньшей мере по одному из габаритных размеров меньше контактирующего с амортизатором торца боеприпаса, а на рабочих сторонах ложементов и поджимающих частей фиксирующих устройств также установлены амортизаторы, при этом амортизаторы могут быть выполнены из пористой листовой резины, а углубление в амортизаторе, расположенном на внутренней стороне стенки корпуса - в виде сквозного отверстия в листе пористой резины.

Положительный эффект достигается за счет обеспечения наиболее оптимальных условий при эксплуатации и боевом применении.

На фиг. 1 изображена упаковка 1, содержащая корпус 2 с крышкой 3 и расположенные внутри упаковки ложементы 4 с фиксирующими устройствами 5. В приведенном на чертеже случае корпус с крышкой выполнены деревянными, но они могут быть выполнены и из какого-либо другого материала, например из пластмассы. Внутри упаковки находится боеприпас 6, например, как показано на фиг. 1, унитарный выстрел 7, содержащий снаряд 8, установленный в гильзу 9 с капсюльной втулкой 10. Фиксирующие устройства в приведенном на чертеже случае выполнены в виде хомутов 11, установленных на стержни 12, расположенные на ложементах 4, и поджатых гайками типа "барашки" (фиг. 1 и 3). Стержни для установки хомутов могут устанавливаться и на дне корпуса упаковки. Фиксирующие устройства могут быть выполнены и в виде лапок, расположенных сбоку и внахлест поджимающих боеприпас к ложементам. На одной из внутренних сторон 13 стенок 14 корпуса установлен амортизатор 15 (фиг. 1 и 2). В этом амортизаторе напротив торца 16 располагаемого в упаковке унитарного выстрела (боеприпаса) выполнено углубление 17, входное сечение 18 которого напротив боеприпаса по меньшей мере по одному из габаритных размеров "а" и "б" выполнено меньше контактирующего с амортизатором торца боеприпаса. Входное сечение углубления может быть выполнено, как приведено на чертеже, в виде круга или какой-либо другой геометрической фигуры (квадрата, прямоугольника и т.д. ), а также иметь произвольную форму. При выполнении входного сечения углубления в виде прямоугольника оно может по длине выходить за габариты торца боеприпаса. Это углубление необходимо располагать напротив опасного элемента боеприпаса, в данном случае напротив капсюльной втулки гильзы, которая в приведенном на чертеже варианте боеприпаса расположена по его оси. Капсюльная втулка же может располагаться не только по оси гильзы (боеприпаса), но и быть смещена относительно оси в радиальном направлении. В этом случае углубление в амортизаторе также необходимо смещать относительно оси боеприпаса в сторону расположения капсюльной втулки. При этом часть входного сечения углубления, как отмечалось выше, может располагаться не только напротив боеприпаса, но и выходить радиально за габариты его заднего торца. Сам амортизатор может даже иметь боковые разрывы по входному сечению углубления. Главное, чтобы хотя бы часть входного сечения углубления в данном амортизаторе располагалась напротив капсюльной втулки (опасного элемента) боеприпаса, что и достигается выполнением входного сечения углубления в амортизаторе по меньшей мере по одному из габаритных размеров меньше контактирующего с амортизатором торца боеприпаса, т.е. выполнением площади входного сечения углубления в амортизаторе меньше площади контактирующего с данным амортизатором торца боеприпаса. На рабочих сторонах 19 ложементов и поджимающих частей фиксирующих устройств, в данном случае хомутов 11, также установлены амортизаторы 20. Амортизаторы на боковой стенке корпуса и на рабочих сторонах ложементов и поджимающих частей фиксирующих устройств могут быть выполнены из пористой листовой резины 21, а углубление в амортизаторе, расположенном на внутренней стороне боковой стенки корпуса - в виде сквозного отверстия 22 в листе пористой резины. При этом амортизатор, установленный на внутренней стороне стенки корпуса, при выполнении его из пористой листовой резины целесообразно крепить к стенке корпуса не только клеем, но и по углам амортизатора гвоздями или какими-либо скобами. В приведенном на чертеже случае рабочие стороны 23 и 24 переднего ложемента и поджимающей части переднего фиксирующего устройства, охватывающих переднюю сужающуюся часть снаряда (боеприпаса), выполнены цилиндро-коническими и, соответственно, цилиндро-коническими будут и амортизаторы, установленные на них.

Предложенная упаковка работает следующим образом. Боеприпас устанавливают в упаковку на ложементы и закрепляют фиксирующим устройством. Закрывают крышку упаковки. При транспортировании вибрационно-ударные нагрузки, действующие на упаковку с уложенным в нее боеприпасом, частично гасятся амортизаторами, расположенными на рабочих сторонах ложементов и поджимающих частей (хомутов) фиксирующих устройств упаковки и уже на сам боеприпас "поступает" незначительно меньшая вибрационно-ударная нагрузка, уменьшающая этим вероятность повреждения боеприпаса, а значит, повышая эффективность. Наиболее же опасным является падение упаковки с боеприпасом на торец со стороны его гильзы. Этот случай вероятен при погрузке-разгрузке упаковок с боеприпасами на автотранспорт, в железнодорожный вагон, самолет и т.д., т.е. когда высота вертикального перемещения упаковок с боеприпасами достигнет одного метра и более и, возможно, при падении, опрокидывание упаковки с боеприпасом на торец. При падении упаковки на торец со стороны гильзы боеприпаса расположенный на внутренней стороне стенки корпуса упаковки амортизатор частично гасит ударную нагрузку и, сминаясь при ударе, не вдавливается за счет углубления, выполненного напротив торца боеприпаса (гильзы), в капсюльную втулку гильзы. Этим исключается возможная деформация капсюля от вминаемого в него амортизатора и, следовательно, снижается вероятность срабатывания капсюля со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (воспламенением метательного заряда). Эффективность возрастает. Если же упаковка упадет на торец со стороны передней сужающейся части снаряда (боеприпаса), то цилиндро-конические амортизаторы, расположенные на рабочих сторонах переднего ложемента и поджимающей части переднего фиксирующего устройства, будут препятствовать значительному перемещению снаряда (боеприпаса) вперед и гасить ударную нагрузку. Выполнение амортизаторов на стенке корпуса и на рабочих сторонах ложементов и поджимающих частей фиксирующих устройств из пористой листовой резины, а углубления в амортизаторе, расположенном на внутренней стороне стенки корпуса, - в виде сквозного отверстия в листе пористой резины является наиболее простым, что повышает надежность, а значит, и эффективность. В случае расположения в упаковке боеприпаса типа выстрела раздельно-гильзового заряжания его части (снаряд и гильзу), если они не располагаются в упаковке параллельно друг другу, обычно разделяют перегородкой (стенкой) и целесообразно амортизатор с углублением располагать не только на стенке упаковки со стороны гильзы, но и со стороны ее переднего торца, а также со стороны заднего торца снаряда. Этим достигается не только снижение ударной нагрузки на составные части выстрела (снаряд или гильзу), но снижается вероятность возможного повреждения как закрывающего переднюю часть гильзы элемента (крышки, пыжа и т.д.), так и элементов, установленных на заднем торце снаряда, например взрывателя, который в последнее время часто включает электронные элементы. Это также повышает эффективность. Подобная упаковка может быть использована и для боеприпасов, в которых снаряд располагается в стволе-контейнере с крышками, выщелкиваемых при выстреле. В этом случае габаритные размеры входного сечения углубления в амортизаторе напротив боеприпаса (ствола-контейнера со снарядом) целесообразно делать близкими к внутреннему калибру ствола-контейнера, что снизит вероятность повреждения крышек ствола-контейнера с последующим нерасчетным режимом их выщелкивания при выстреле и возможным из-за этого выходом из строя пусковой установки и поражением расчета. Также снижение вероятности повреждения крышек ствола-контейнера боеприпаса снизит вероятность и его разгерметизации (если ствол-контейнер должен быть герметичным) со всеми возможными отрицательными последствиями (нерасчетным режимом работы метательного заряда, механических и электронных элементов и блоков и т.д.). Все это способствует подъему эффективности.

Предложенное техническое решение позволяет поднять эффективность за счет повышения безопасности с обеспечением работоспособности и максимальной простоты конструкции и достигается путем организации наиболее оптимальных условий при эксплуатации и боевом применении.

Источники информации: 1. Патент Великобритании N 1442384, F 3 A 1973.

2. Третьяков Г. М. Боеприпасы артиллерии. -М.: Воениздат, 1946, с.479, рис.361.

Формула изобретения

1. Упаковка для боеприпасов, содержащая корпус с крышкой и размещенные внутри корпуса ложементы с фиксирующими устройствами, отличающаяся тем, что на внутренней стороне по меньшей мере одной из стенок корпуса установлен амортизатор, при этом в амортизаторе напротив торца располагаемого в упаковке боеприпаса выполнено углубление, входное сечение которого напротив боеприпаса по меньшей мере по одному из габаритных размеров меньше контактирующего с амортизатором торца боеприпаса, а на рабочих сторонах ложементов и поджимающих частей фиксирующих устройств также установлены амортизаторы.

2. Упаковка для боеприпасов по п.1, отличающаяся тем, что амортизаторы выполнены из пористой листовой резины, а углубление в амортизаторе, расположенном на внутренней стороне стенки корпуса, - в виде сквозного отверстия в листе пористой резины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3