Устройство внешней световой сигнализации транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а более конкретно к электрооборудованию транспортных средств и, в частности, к светосигнальным устройствам автомобилей. Устройство внешней световой сигнализации транспортного средства содержит источник питания 1, прерыватель 2 указателей поворота, лампы 7, 8 и 9, 10 указателей поворота, двухпозиционный переключатель 3, подвижный контакт 4 которого соединен через прерыватель 2 указателей поворота с источником питания 1, а неподвижные контакты 5 и 6 соединены с лампами 7, 8 и 9, 10 указателей поворота, соответственно. Новым согласно изобретению является то, что устройство дополнительно снабжено табло 15 и 16 переднего и заднего обзора, имеющим блоки 11, 12 и 13 управления, формирования и задания информации, на которых воспроизводятся обозначения маневров транспортного средства и другие информирующие и предупреждающие сигналы, связанные с дорожной обстановкой, в виде символов дорожных знаков, пиктограмм, отдельных слов и коротких фраз. Табло 15 и 16 выполнено в виде средств электронного отображения визуальной информации на основе микропроцессора 12. Табло 15 переднего обзора выполнено на корпусах наружных зеркал заднего вида и солнцезащитных козырьках со стороны водителя и пассажира. Технический результат заключается в повышении эффективности световой сигнализации и расширении ее функциональных возможностей. 1 з.п.ф-лы, 3 табл., 6 ил.

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а более конкретно к электрооборудованию транспортных средств и, в частности, к светосигнальным устройствам автомобилей. Наиболее успешно настоящее изобретение может быть использовано для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства, а также для подачи других предупреждающих и информирующих сигналов, связанных с дорожной обстановкой.

Известно устройство внешней световой сигнализации транспортного средства для обозначения изменения направления движения, содержащее источник питания, прерыватель указателей поворота, лампы указателей поворота, двухпозиционный переключатель, подвижный контакт которого соединен через прерыватель указателей поворота с источником питания, а неподвижные контакты соединены с лампами указателей поворота (Ю.Л.Тимофеев и др. "Электрооборудование автомобилей", М., "Транспорт", 1994, гл. 5). Данное устройство применяется на сегодняшний день.

При сигнализации о начале движения, выполнении поворота (левого или правого), перестроении, обгоне и развороте (левом или правом) с помощью двухпозиционного переключателя в проблесковом режиме включаются лампы указателей поворота соответствующего борта.

Недостатком данной сигнализации является недостаточная дифференцированность передаваемой информации, поскольку на один световой сигнал (включена лампа указателя поворота в проблесковом режиме) приходится обозначение нескольких маневров транспортного средства: начала движения, поворота, перестроения, обгона и разворота (Правила дорожного движения Российской Федерации. Введены в действие с 1 июля 1994 года). Это вызывает трудности в однозначном толковании подаваемого сигнала всеми участниками дорожного движения.

Известно устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства, содержащее источник питания, прерыватель указателей поворота, многопозиционный переключатель, основные и дополнительные сигнальные лампы указателей поворота (Патент Великобритании N 1259954, кл. B 60 Q 1/38, 1972). При намерении осуществить ОБГОН или ПЕРЕСТРОЕНИЕ транспортного средства путем перевода рычага многопозиционного переключателя в первое (левое или правое) положение в проблесковом режиме включаются основные лампы указателей поворота соответствующего борта. При намерении осуществить РАЗВОРОТ или ПОВОРОТ (левые или правые) переводом рычага многопозиционного переключателя во второе соответствующее положение (левое или правое) в проблесковом режиме включаются как основные, так и дополнительные лампы указателей поворота.

Недостатком данного устройства является по-прежнему ограниченная дифференцированность передаваемой информации, поскольку на два типа маневра приходится один тип сигнала. Кроме того, возможно искажение передаваемой информации в случае выхода из строя одной из ламп указателей поворота. Так, перегорание одной из дополнительных ламп при сигнализации РАЗВОРОТА приведет к тому, что этот сигнал (включена одна основная лампа в проблесковом режиме) будет воспринят как информация об ОБГОНЕ или ПЕРЕСТРОЕНИИ.

Наиболее близким к заявляемому объекту, в частности по степени дифференцированности передаваемой информации о выполнении того или иного маневра, является устройство внешней световой сигнализации транспортного средства по авторскому свидетельству СССР N 1041344 (МКИ B 60 Q 1/38, публикация 15.09.83). Устройство содержит источник питания, прерыватель указателей поворота, лампы указателей поворота, дополнительные сигнальные лампы, многопозиционный (двухпозиционный) переключатель, подвижный контакт которого соединен через прерыватель указателей поворота с источником питания, а неподвижные контакты соединены с лампами указателей поворота, а также переключающий блок и коммутатор дополнительных сигнальных ламп. Переключающий блок содержит два неподвижных и один подвижный контакты. Один из неподвижных контактов связан с источником питания напрямую, а другой - через прерыватель указателей поворота. Переключающий блок содержит неподвижные контакты, связанные с дополнительными сигнальными лампами, и подвижный контакт, связанный электрически с подвижным контактом переключающего блока и механически через управляющий рычаг с подвижным контактом многопозиционного переключателя. При этом управляющий рычаг многопозиционного переключателя и переключающего блока имеет пять фиксированных положений.

В данном устройстве каждому маневру транспортного средства соответствует определенная комбинация включения основных ламп указателей поворота и дополнительных сигнальных ламп. Эти комбинации представлены в табл. 1.

Для сигнализации о левом (правом) ПОВОРОТЕ замыкаются контакты переключающего блока, соединяющие дополнительные лампы с источником питания, минуя прерыватель, а рычаг многопозиционного переключателя, имеющего общий механический привод с коммутатором, переводится в первое положение (левое или правое). При этом в проблесковом режиме загораются основные лампы указателей поворота соответствующего борта, подключенные к источнику питания через прерыватель и в постоянном режиме дополнительная лампа (левая или правая).

Для сигнализации о левом (правом) РАЗВОРОТЕ замыкаются те же контакты переключающего блока, а рычаг многопозиционного переключателя переводится во второе (крайнее) положение (левое или правое). При этом в проблесковом режиме загораются основные лампы указателей поворота соответствующего борта и в постоянном режиме обе дополнительные лампы (левая и правая), подключенные к источнику питания через переключающий блок.

Для сигнализации о ПЕРЕСТРОЕНИИ влево (вправо) замыкаются контакты переключающего блока, соединяющие дополнительные лампы с источником питания через прерыватель указателей поворота, а рычаг многопозиционного переключателя переводится в первое положение (левое или правое). При этом в проблесковом режиме загораются основные лампы указателей поворота соответствующего борта, подключенные к источнику питания через прерыватель, и в проблесковом режиме дополнительная лампа (левая или правая), также подключенная к источнику питания через прерыватель.

Для сигнализации о намерении произвести ОБГОН слева (справа) замыкаются те же контакты переключающего блока, что и в случае перестроения, а рычаг многопозиционного переключателя переводится во второе крайнее положение (левое или правое). При этом в проблесковом режиме загораются основные лампы указателей поворота, подключенные к источнику питания через прерыватель, и в проблесковом режиме обе дополнительные лампы (левая и правая), также подключенные к источнику питания через прерыватель.

Недостатком данного устройства является трудность в однозначном восприятии сигнала о выполнении того или иного маневра всеми участниками дорожного движения, включая пешеходов, поскольку значения различных комбинаций включения основных и дополнительных ламп не внесены в Правила дорожного движения или в какие-либо другие нормативные документы и по этой причине подавляющему большинству участников дорожного движения неизвестны и непонятны.

Помимо сигнализации о выполнении маневров существует еще целый ряд дорожных ситуаций, требующих своего обозначения для других участников движения с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому к недостатку данного устройства можно отнести также ограниченность его функциональных возможностей, поскольку оно не предусматривает подачи других информирующих и предупреждающих сигналов, связанных с дорожной обстановкой.

В этом устройстве также возможно искажение передаваемой информации в случае выхода из строя одной из двух дополнительных ламп. Так, перегорание одной из дополнительных ламп при сигнализации о выполнении разворота приведет к тому, что этот сигнал (включен указатель поворота в проблесковом режиме и горит одна дополнительная лампа вместо двух) будет воспринят как информация о повороте. А перегорание одной из дополнительных ламп при сигнализации о выполнении обгона ведет к тому, что этот сигнал (включен указатель поворота в проблесковом режиме и горит одна дополнительная лампа вместо двух также в проблесковом режиме) будет воспринят как информация о перестроении.

Кроме того, поскольку дополнительные лампы, имеющие красный или оранжевый светофильтры, расположены только в хвостовой части транспортного средства, отсутствует информирование о намерении осуществить тот или иной маневр тех участников дорожного движения, которые расположены с передней части транспортного средства. Так, водители транспортных средств, приближающихся к перекрестку со встречного направления, а также с правой и левой сторон, будут видеть только лампы указателей поворота, работающие в проблесковом режиме.

Недостатком данного устройства является также наличие общего механического привода многопозиционного переключателя и коммутатора, что повышает вероятность возникновения неисправности.

В основу настоящего изобретения была положена задача разработать конструкцию устройства внешней световой сигнализации транспортного средства, которое было бы выполнено таким образом, чтобы обеспечивалось однозначное толкование подаваемых сигналов об изменении направления движения, а также обеспечивалась возможность подачи других информирующих и предупреждающих сигналов, связанных с дорожной обстановкой, улучшились бы устойчивость подаваемых сигналов к искажению информации, их обзорность для других участников движения и надежность в работе, благодаря чему повышается эффективность внешней световой сигнализации транспортного средства и расширяются ее функциональные возможности.

Поставленная задача достигается тем, что устройство внешней световой сигнализации транспортного средства, содержащее источник питания, прерыватель указателей поворота, лампы указателей поворота, двухпозиционный переключатель, подвижный контакт которого соединен через прерыватель указателей поворота с источником питания, а неподвижные контакты соединены с лампами указателей поворота, согласно изобретению оно дополнительно снабжено табло переднего и заднего обзора, имеющим блоки управления, формирования и задания информации, на которых воспроизводятся обозначения маневров транспортного средства и другие информирующие и предупреждающие сигналы, связанные с дорожной обстановкой, в виде символов дорожных знаков, пиктограмм, отдельных слов и коротких фраз.

Благодаря такому решению и обеспечивается однозначное толкование подаваемых сигналов об изменении направления движения, а также обеспечивается возможность подачи других информирующих и предупреждающих сигналов, связанных с дорожной обстановкой, улучшаются устойчивость подаваемых сигналов к искажению информации, их обзорность для других участников движения и надежность в работе, благодаря чему и обеспечивается повышение эффективности внешней световой сигнализации транспортного средства и расширяются ее функциональные возможности.

Новым является также то, что табло выполнено в виде средств электронного отображения визуальной информации на основе микропроцессора.

Такое решение является наиболее простым в осуществлении и надежным в эксплуатации.

Также новым является то, что табло переднего обзора выполнено на корпусах наружных зеркал заднего вида и солнцезащитных козырьках со стороны водителя и пассажира.

Такое решение позволяет разместить табло в существующих элементах автомобиля без усложнения его конструкции и ухудшения его аэродинамических свойств.

Ниже сущность настоящего изобретения более подробно разъясняется примерами его осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых: фиг. 1 схематично изображает электрическую функциональную схему заявляемого устройства согласно изобретения; фиг. 2 схематично изображает вариант размещения табло переднего обзора на зеркалах заднего вида легкового автомобиля; фиг. 3 схематично изображает вариант размещения табло переднего обзора на солнцезащитном козырьке легкового автомобиля; фиг. 4 - вариант размещения табло заднего вида на задней части легкового автомобиля; фиг. 5 - вариант размещения табло переднего обзора на обтекателе кабины грузового автомобиля; фиг. 6 - вариант размещения табло заднего вида на задней части грузового автомобиля.

Устройство содержит источник питания 1 (фиг. 1), прерыватель 2, двухпозиционный переключатель 3, состоящий из подвижного контакта 4 и неподвижных контактов 5 и 6, левые лампы 7 и 8 и правые лампы 9 и 10 указателей поворота, клавиатуру 11, микропроцессор 12, дополнительные клавишные блоки 13 и 14, переднее 15 и заднее 16 табло (экраны дисплея).

Подвижный контакт 4 двухпозиционного переключателя 3, имеющий два положения (левое Л и правое П) через прерыватель 2 указателей поворота соединен с источником питания 1, неподвижный контакт 5 - с левыми лампами 7 и 8 указателей поворота, неподвижный контакт 6 - с правыми лампами 9 и 10 указателей поворота. Дополнительный клавишный блок 13 предназначен для включения на табло (экране дисплея) электронного средства визуального отображения информации сигналов о маневре, связанном с изменением направления движения. Каждая клавиша имеет два положения включения - левое Л и правое П - и промаркирована символом высвечиваемого дорожного знака или соответствующим названием маневра. Дополнительный клавишный блок 14 предназначен для включения на табло (экранах дисплея) предупреждающих сигналов, информирующих о других ситуациях, связанных с дорожной обстановкой. Клавиши имеют только одно включаемое положение и промаркированы либо порядковым номером, либо символом, соответствующим дорожной ситуации, либо обозначены соответствующим словом или короткой фразой. Клавиатура 11 предназначена для набора отдельных слов, коротких фраз, а также символов дорожных знаков и предварительного выведения их на отдельную клавишу дополнительного клавишного блока 14. Количество клавиш на клавишных блоках 13 и 14 может быть любым технически необходимым.

Возможна компоновка клавиш для обозначения маневра транспортного средства и передачи информации о дорожной ситуации в одном блоке. Для упрощения устройства возможно также отсутствие клавиатуры 11, хотя это несколько снижает функциональные возможности устройства.

Табло располагаются как в задней, так и в передней частях транспортного средства. С передней части транспортного средства табло для обозначения маневров могут быть конструктивно выполнены на обратной стороне корпусов наружных зеркал заднего вида (фиг. 2), а табло для высвечивания информирующих и предупреждающих сигналов, связанных с дорожной обстановкой, - на обратной стороне солнцезащитных козырьков (фиг. 3). На отдельных транспортных средствах (например, на патрульных автомобилях) табло могут быть расположены на крыше (на чертежах не показано). В задней части легкового автомобиля табло могут быть расположены как внутри салона (на чертежах не показано), так и снаружи кузова (фиг. 4). На грузовых автомобилях табло переднего обзора для высвечивания информирующих и предупреждающих сигналов, связанных с дорожной обстановкой, может быть конструктивно выполнено на обтекателе, размещенном на крыше кабины (фиг. 5). Табло заднего обзора на грузовых автомобилях может быть размещено так, как это показано на фиг. 6.

Возможно одновременное высвечивание на табло как символа дорожного знака или пиктограммы, так и отдельных слов.

Надписи на табло могут быть исполнены на любом из наиболее распространенных языков: русском, английском, немецком, французском, испанском, китайском, японском и др.

Устройство работает следующим образом.

В нейтральном положении подвижного контакта 4 двухпозиционного переключателя 3 цепи ламп указателей поворота 7-10 разомкнуты и они не горят. Табло (экраны дисплея) также не светятся. Для сигнализации о каком-либо маневре, например, о левом (правом) развороте переводят рычаг двухпозиционного переключателя 3 в положение Л или П (замыкают подвижный контакт 4 с неподвижным контактом 5 (6) и нажимают соответствующую клавишу с изображением символа маневра "Разворот" в левое (правое) положение на дополнительном клавишном блоке 13. При этом в проблесковом режиме загораются лампы 7 и 8 (9 и 10) указателей поворота, подключенные к источнику питания 1 через прерыватель 2 и одновременно на обоих табло (спереди и сзади транспортного средства) также в проблесковом режиме высвечивается символ информационно-указательного знака "Место для разворота" и/или слово "РАЗВОРОТ".

Аналогично поступают для сигнализации о выполнении других маневров, связанных с изменением направления движения, одновременно переводя рычаг двухпозиционного переключателя 3 в левое или правое положение и нажимая соответствующую выполняемому маневру клавишу на дополнительном блоке 13 также в левое или правое положение.

Для передачи другим участникам движения информации, связанной с дорожной ситуацией, нажимают соответствующую клавишу на дополнительном клавишном блоке 14. При этом в проблесковом режиме на обоих табло (или только на переднем или заднем, в зависимости от передаваемой информации) высвечиваются символы дорожных знаков, пиктограммы, отдельные слова или короткие фразы, соответствующие дорожной обстановке.

При необходимости одновременной сигнализации о выполнении маневра и передачи информации о дорожной обстановке переводят рычаг двухпозиционного переключателя 3 в левое или правое положение и нажимают соответствующие клавиши блоков 13 и 14. В случае, если на дополнительный клавишный блок не выведена заранее нужная в данный момент информация, устройство предусматривает набор ее на клавиатуре непосредственно по ходу движения транспортного средства и вывод ее на любую клавишу дополнительного блока либо непосредственно в виде соответствующего сигнала на табло (экран дисплея).

Для иллюстрации предлагаемого устройства в табл. 2 представлен перечень основных маневров транспортного средства и наиболее соответствующих им, по мнению авторов настоящей заявки, символов дорожных знаков и слов.

Возможны другие маневры, а также другие символы дорожных знаков, пиктограммы и слова для обозначения выполняемых маневров, наиболее близко соответствующие им по смыслу.

Перечень наиболее часто встречающихся дорожных ситуаций и соответствующих им, по мнению авторов, символов дорожных знаков, пиктограмм, отдельных слов и коротких фраз представлен в табл. 3.

Возможны дополнительные и другие ситуации, а также другие символы, пиктограммы, отдельные слова и короткие фразы, наиболее близко им соответствующие.

Заявляемое устройство просто по конструкции, технологично в изготовлении и монтаже на транспортных средствах.

Преимуществом предлагаемого устройства является однозначное толкование подаваемого сигнала о выполнении любого маневра всеми участниками дорожного движения, включая пешеходов, поскольку словесное обозначение маневра говорит само за себя, а соответствующие им символы дорожных знаков включены в Правила дорожного движения и понятны каждому водителю, даже будучи несколько стилизованными.

Важным преимуществом предлагаемого устройства являются также его широкие функциональные возможности, поскольку оно позволяет передавать другим участникам движения значительный объем информации, связанной с дорожной обстановкой и тем самым снижать вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, например, при подъезде транспортных средств к перекрестку равнозначных дорог одновременно со всех направлений, их разъезд, в случае пересечения их дальнейших направлений, представляет затруднение. Подача одним из транспортных средств сигнала "УСТУПАЮ ДОРОГУ" исключает его на время из участников движения и разъезд оставшихся транспортных средств значительно облегчается.

Повышается устойчивость передаваемой информации о выполнении маневра от искажения при выходе из строя электронных средств визуального отображения информации или ламп указателей поворота. Так, при перегорании какой-либо лампы указателей поворота информирование о выполнении любого маневра осуществляется с помощью табло (экранов дисплея), а при выходе из строя электронных средств визуального отображения информации сигнализация о выполнении того или иного маневра осуществляется с помощью общепринятого указателя поворота.

Конструктивное исполнение табло на внешней стороне солнцезащитных козырьков, а также на обратной стороне корпусов наружных зеркал заднего вида, делает заметным сигнал о выполнении маневра практически со всех направлений.

Простота электрической схемы и раздельное включение ламп указателей поворота и табло (экранов дисплея) повышают надежность устройства.

Таким образом, предлагаемое устройство внешней световой сигнализации транспортного средства повышает эффективность информирования о предстоящем маневре и позволяет значительно расширить его функциональные возможности.

Формула изобретения

1. Устройство для внешней световой сигнализации транспортного средства, содержащее источник питания, прерыватель указателей поворота, лампы указателей поворота, двухпозиционный переключатель, подвижный контакт которого соединен через прерыватель указателей поворота с источником питания, а неподвижные контакты соединены с лампами указателей поворота, отличающееся тем, что оно снабжено табло электронных средств визуального отображения информации, доступной для переднего и заднего обзора, на которых воспроизводятся обозначения маневров транспортного средства и другие информирующие и предупреждающие сигналы, связанные с дорожной обстановкой в виде соответствующих общепринятых дорожных знаков, включенных в Правила дорожного движения и их модификаций, а также пиктограмм, характеризующих дорожную ситуацию.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что табло переднего обзора конструктивно выполнено на солнцезащитных козырьках со стороны водителя и пассажира.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15