Лесотранспортная машина
Реферат
Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, а именно к созданию машин для рубок ухода за лесом. Лесотранспортная машина имеет самоходное шасси, манипулятор и полуприцеп с передним и задним кониками. Полуприцеп соединен с самоходным шасси посредством поворотного кронштейна и расположенного на нем шарнира. Передний коник установлен на шарнире поворотного кронштейна, снабжен присоединительными элементами и выполнен с поворотными вовнутрь стойками. Шарнир поворотного кронштейна может быть выполнен из двух полых полуосей и оси. Присоединительные элементы коника целесообразно выполнять в виде передних и задних проушин. На полуприцепе могут иметься отверстия для соединения с осью шарнира и с задними проушинами коника. Поворотный кронштейн целесообразно выполнять с отверстием для соединения с передними проушинами коника. Поворот стоек переднего коника может осуществляться посредством гидроцилиндра. Технический результат: расширение технологических возможностей и обеспечение универсальности эксплуатации лесотранспортной машины. 4 з.п.ф-лы, 7ил.
Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к машинам для рубок ухода за лесом с заготовкой древесины.
Известна лесотранспортная машина [1], включающая самоходное шасси, манипулятор, полуприцеп с кониками, соединенный с самоходным шасси посредством шарнира. Эта машина предназначена только дня вывозки сортиментов, заготавливаемых при рубках ухода за лесом. Расширить ее технологические возможности и приспособить, например, для трелевки хлыстов или деревьев не представляется возможным без изменения конструкции. Известна лесотранспортная машина [2] , которой осуществляется бесчокерная трелевка хлыстов или деревьев с помощью гидроуправляемого коника. Однако она не приспособлена для транспортировки сортиментов. Наиболее близкой по технической сущности известна лесотранспортная машина [3] , которая включает самоходное шасси, манипулятор, полуприцеп с передним и задними кониками, соединенный с самоходным шасси посредством вертикального шарнира и поворотного в продольно-вертикальной плоскости кронштейна. Эта машина также имеет ограниченное применение и предназначена только дня транспортировки сортиментов. Цель предлагаемого изобретения - создание универсальной машины. Поставленная цель достигается тем, что передний коник установлен на шарнире поворотного кронштейна, снабжен присоединительными элементами в виде передних и задних проушин и выполнен с поворотными вовнутрь с помощью гидроцилиндра стойками, при этом шарнир выполнен из двух полых полуосей и оси, на полуприцепе имеются отверстия для соединения с осью шарнира и задними проушинами коника, а на поворотном кронштейне имеется отверстие для соединения с передними проушинами коника. На фиг. 1 показана схема лесотранспортной машины в варианте сортиментовоза, вид сбоку; на фиг. 2,3 - то же, соединение полуприцепа с кронштейном и передним коником; на фиг.4 - то же, передний коник, вид сзади; на фиг. 5 - лесотранспортная машина в варианте трелевочной машины, вид сбоку; фиг. 6, 7 - то же, соединение переднего коника с кронштейном. Лесотранспортная машина в варианте сортиментовоза (фиг. 1) состоит из самоходного шасси 1, манипулятора 2, полуприцепа 3 с передним 4 и задним 5 кониками. Полуприцеп 3 соединен с самоходным шасси 1 (фиг. 2, 3) с помощью шарнира 6 и поворотного в поперечной плоскости кронштейна 7, который установлен на оси 8, жестко закрепленной на самоходном шасси 1. Шарнир 6 поворотного кронштейна 7 выполнен из двух полых полуосей 9 и 10 и оси 11, размещенной внутри них. С поворотным кронштейном 7 полуприцеп 3 соединен с помощью одного из отверстий и оси 11 шарнира 6. Передний коник 4 полуприцепа 3 установлен на полых полуосях 9 и 10 шарнира 6 поворотного кронштейна 7 и снабжен присоединительными элементами в виде передней 12 и задней 13 проушин. Передний коник 4 присоединен к полуприцепу 3 с помощью другого отверстия, задних проушин 13 и пальца 14. Передний коник 4 выполнен с поворотными вовнутрь стойками 15 и 16 (фиг. 4). Поворот стоек 15 и 16 осуществляется гидроцилиндром 17. Основное назначение лесотранспортной машины (фиг. 1) - вывозка сортиментов. Однако, при необходимости, она может быть легко переоборудована в машину (фиг. 5) для бесчокерной трелевки хлыстов или деревьев (трелевочную машину). Переоборудование проводят следующим образом. Палец 14 вынимают из отверстий проушины 13 и полуприцепа 3 (фиг. 2, 3). Передний коник 4 поворачивают на полуосях 9 и 10 шарнира 6 на угол "альфа" относительно вертикали в сторону полуприцепа 3 (фиг. 6). Палец 14 вставляют в отверстие передней проушины 12 переднего коника 4 и отверстие на поворотном кронштейне 7 (фиг. 7). Вынимают ось 11 из полых полуосей 9 и 10 шарнира 6. Таким образом полуприцеп 3 отсоединен. После отсоединения полуприцепа получается лесотранспортная машина в варианте трелевочной машины, которая состоит (фиг. 5) из самоходного шасси 1, манипулятора 2 и коника 4, установленного на шарнире б поворотного кронштейна 7. Лесотранспортная машина в варианте сортиментовоза работает следующим образом. Машина заезжает на технологический (пасечный) коридор, сбоку которого располагаются сортименты. Манипулятором 2 в зоне досягаемости сортименты собирают и грузят на полуприцеп 3. После его заполнения (фиг. 1) манипулятор 2 устанавливают в транспортное положение и машина транспортирует (перевозит) сортименты 18 на погрузочную площадку или к автомобильной дороге. Здесь сортименты 18 с помощью манипулятора 2 выгружают из полуприцепа 3 и укладывают в штабель. При погрузке и транспортировке сортиментов передние стойки 15 и 16 коника 4 находятся в полностью открытом положении и выполняют те же функции, что и стойки заднего коника 5. Лесотранспортная машина в варианте трелевочной машины работает следующим образом. Машина заезжает на технологический коридор или лесосеку после сплошной рубки деревьев. С помощью манипулятора 2 собирают, подтягивают и укладывают в коник 4 деревья (или хлысты). При передвижении машины на следующую позицию уложенные в коник 4 деревья зажимают поворотом вовнутрь с помощью гидроцилиндра 17 стоек 15 и 16. После остановки машины стойки 15 и 16 разжимают и продолжают укладку деревьев в коник 4. При заполнении коника 4 пачку деревьев 19 с помощью гидроцилиндра 17 зажимают стойками 15 и 16 и машина трелюет их на разделочную (или погрузочную, если трелюют хлысты) площадку. После остановки машины на площадке стойки 15 и 16 с помощью гидроцилиндра 17 разжимают, самоходное шасси 1 перемещают вперед, а освободившаяся пачка деревьев (или хлыстов) под собственным весом смещается из коника 4 и падает на землю. После этого трелевочная машина совершает следующий рабочий цикл. Таким образом, предложенное техническое решение расширяет технологические функции машины, придавая ей универсальность. С помощью предлагаемой лесотранспортной машины можно проводить рубки ухода с заготовкой деревьев, хлыстов и сортиментов. При этом перенастройка машины на тот или другой вариант несложна и нетрудоемка.Формула изобретения
1. Лесотранспортная машина, включающая самоходное шасси, манипулятор, полуприцеп с передним и задним кониками, соединенный с самоходным шасси посредством поворотного кронштейна и расположенного на нем шарнира, отличающаяся тем, что передний коник установлен на шарнире поворотного кронштейна, снабжен присоединительными элементами и выполнен с поворотными вовнутрь стойками. 2. Лесотранспортная машина по п.1, отличающаяся тем, что шарнир поворотного кронштейна выполнен из двух полых полуосей и оси. 3. Лесотранспортная машина по п.1, отличающаяся тем, что присоединительные элементы коника выполнены в виде передних и задних проушин. 4. Лесотранспортная машина по п.3, отличающаяся тем, что на полуприцепе имеются отверстия для соединения с осью шарнира и с задними проушинами коника, а на поворотном кронштейне - отверстие для соединения с передними проушинами коника. 5. Лесотранспортная машина по п.1, отличающаяся тем, что поворот стоек переднего коника осуществляется посредством гидроцилиндра.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7