Устройство для дистракции нервных стволов

Реферат

 

Область применения - травматология-ортопедия, нейрохирургия, пластическая хирургия. Технический результат - повышение комфортности для больного и исключение опасности заноса инфекции в ткани. Устройство содержит храповое колесо, размещенное на валу, в осевой полости которого перемещается резьбовой стержень, соединенный с концом удлиняемого нерва. Храповик приводится во вращение маятникообразными перемещениями ручки, расположенной подкожно. 5 ил.

Изобретение относится к области медицинской техники, используется в травматологии-ортопедии, нейрохирургии и пластической хирургии для восстановления целостности нервных стволов при их дефектах.

Существуют различные способы устранения дефектов нервов путем оперативных вмешательств. Сюда относятся способы, предусматривающие одномоментное сшивание нервного ствола, для чего осуществляется натяжение концов нерва и их сближение. Однако нередким осложнением при этом бывает прорезывание лигатурами тканей с расхождением концов нерва.

Известно также замещение дефекта использованием трансплантата. И в этом случае возникают отрицательные моменты, как необходимость дополнительного вмешательства для забора трансплантата, а также случаи отторжения пересаженного трансплантата.

Прототипом предлагаемого изобретения является "Дистракционный аппарат для удлинения нервных стволов" [1]. К числу недостатков использования устройства и его модификации можно отнести необходимость использования довольно громоздкой системы вытяжения, а также опасность инфицирования тканей у мест выходов через кожу подвижных тракционных лигатур и спиц.

Сущность изобретения выражается в совокупности отличительных признаков, а именно повышение комфортности для больного и исключение возможности заноса инфекции в ткани через участки перкутантного проникновения в них элементов устройства.

Существенные признаки устройства заключаются в том, что тракционный элемент выполнен в виде резьбового стержня с лысками, оснащенного кольцом на рабочем конце и размещенного с возможностью продольного перемещения в резьбовом канале вала, несущего храповое колесо и имеющего кольцевую проточку, на валу с возможностью вращения установлены кольцо с Т-образной рукояткой и шарнирно закрепленной на ней подпружиненной рабочей собачкой, сопряженной с храповым колесом вала, а также кольцо с винтом, погруженным своим концом в кольцевую проточку вала и с костным винтом, выступающим за пределы корпуса, при этом корпус состоит из переднего и заднего цилиндрических кожухов, выполненных в виде стаканов, размещенных один в другом, в центрах днищ кожухов имеются отверстия, ответные по своей форме сечению тракционного элемента, на образующих кожухов выбраны сквозные пазы, при этом на наружной поверхности заднего кожуха установлены стопоры в виде винтов с заостренными концами, размещенных в конвергирующих книзу резьбовых трубках, а на внутренней поверхности днища переднего кожуха шарнирно закреплена дополнительная подпружиненная собачка, сопряженная с храповым колесом и расположенная диаметрально противоположно рабочей.

Выполнение тракционного элемента в виде резьбового стержня с лысками и наличие ответных его сечению отверстий в днищах кожухов обеспечивает продольное перемещение тракционного элемента по резьбовому каналу вала без осевого вращения, что предотвращает скручивание лигатур, закрепленных на конце удлиняемого нерва.

Наличие кольца с винтом, погруженным в концевую проточку вала, а также с костным винтом обеспечивает стабильное положение устройства на кости и не препятствует свободному вращению вала.

Наличие стопоров повышает стабильность фиксации устройства на кости.

Наличие дополнительной подпружиненной собачки, сопряженной с храповым кольцом вала, предотвращает обратный поворот последнего при перемещении рукоятки в исходное положение.

Устройство изображено на прилагаемых рисунках. На фиг. 1 показан общий вид устройства, на фиг. 2 - устройство со снятым корпусом, на фиг.3 - продольное сечение устройства, на фиг.4 - устройство в разобранном виде и на фиг. 5 - вид со стороны днища заднего кожуха (устройство установлено на кости).

Устройство имеет корпус, выполненный в виде переднего 1 и заднего 2 кожухов. Внутри корпуса размещен вал 3 с храповым колесом 4, кольцевой проточкой 5 и резьбовым каналом 6. В последнем размещен тракционный элемент, выполненный в виде резьбового стержня 7 с лысками 8 и состыкованным рабочим концом с кольцом 9 посредством винтового соединения. На валу 3 установлено кольцо 10 с рукояткой 11, имеющей Т-образную форму. На рукоятке 11 шарнирно закреплена подпружиненная рабочая собачка 12 (пружина не показана), сопряженная с храповым колесом 4. На валу 3 установлено также кольцо 13 с винтом 14, конец которого погружен в кольцевую проточку 5. В кольце 13 установлен на резьбе костный винт 15. В центрах днищ кожухов 1, 2 выполнены отверстия 16, ответные по форме сечению тракционного элемента, а на образующих кожухов 1,2 выполнены сквозные пазы 18 и отверстие 19 под рукоятку 11 и костный винт 15. На внутренней поверхности днища переднего кожуха 1 на шарнире установлена подпружиненная дополнительная собачка 17 (пружина не показана), сопряженная с храповым колесом 4 и расположенная диаметрально противоположно рабочей собачке 12. На наружной поверхности заднего кожуха 2 установлены стопоры 20, выполненные в виде винтов с заостренными концами, размещенных в резьбовых трубах, конвергирующих книзу.

Устройство применяют следующим образом. Обнажают конец удлиняемого нерва. Скелетируют участок кости сегмента конечности, на котором осуществляют дистракцию, причем расстояние от скелетируемого участка до конца нерва должно соответствовать величине необходимого удлинения. Устройство при максимально смещенном резьбовом стержне 7 с кольцом 9 в сторону культи нерва фиксируют костным винтом 15 и стабилизируют стопорами 20 на скелетированном участке кости. При этом кольцо 9 оказывается приближенным к концу нерва. Последний прошивают лигатурой, которую закрепляют на кольце 9. Рану послойно ушивают с таким расчетом, чтобы шов не находился в проекции устройства. В последующем (через 3-5 дней) производят маятникообразные движения рукоятки 11 через кожу, чем приводят в движение храповое колесо 4. Последнее вращает вал 3, при этом по резьбовому каналу 6 перемещается резьбовой стержень 7 с кольцом 9, натягиваются лигатуры, увлекающие за собой конец удлиняемого нерва. После достаточного сближения центрального и периферического концов нерва производят их сшивание одним из известных способов. Можно также осуществлять дистракцию обоих концов нерва, что сокращает время лечения, но требует использования двух устройств одновременно.

Дистракцию осуществляют дискретно (несколько раз в день). При этом предварительно рассчитывают, на сколько удлиняется нерв после определенного количества производимых маятникообразных движений рукоятки 11 (это зависит от угла поворота вала 3 и шага резьбы на стержне 7 и в канале 6).

Перед повторным использованием устройства резьбовой стержень 7 вновь возвращают в исходное положение, для чего вывинчивают кольцо 9, снимают передний кожух 1 и задний кожух 2, препятствующие осевому вращению резьбового стержня 7. Затем последний вращают до максимального смещения его рабочего конца в выдвинутое положение, надевают кожухи 1 и 2, ввинчивают кольцо 9.

Источники информации 1. Авт. свид. 1598995, БИ, 1990, N 3.

Формула изобретения

Устройство для дистракции нервных стволов, содержащее тракционный элемент и механизм привода, размещенные в корпусе, отличающееся тем, что тракционный элемент выполнен в виде резьбового стержня с лысками, оснащенного кольцом на рабочем конце и размещенного с возможностью продольного перемещения в резьбовом канале вала, несущего храповое колесо и имеющего кольцевую проточку, на валу с возможностью вращения установлены кольцо с Т-образной рукояткой и шарнирно закрепленной на ней подпружиненной рабочей собачкой, сопряженной с храповым колесом вала, а также кольцо с винтом, погруженным своим концом в кольцевую проточку вала и с костным винтом, выступающим за пределы корпуса, при этом корпус состоит из переднего и заднего цилиндрических кожухов, выполненных в виде стаканов, размещенных один в другом, в центрах днищ кожухов имеются отверстия, ответные по своей форме сечению тракционного элемента, на образующих кожухов выбраны сквозные пазы, при этом на наружной поверхности заднего кожуха установлены стопоры в виде винтов с заостренными концами, размещенных в конвергирующих снизу резьбовых трубках, а на внутренней поверхности днища переднего кожуха шарнирно закреплена дополнительная подпружиненная собачка, сопряженная с храповым колесом и расположенная диаметрально противоположно рабочей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5