Мотоблок
Реферат
Мотоблок содержит узел, включающий двигатель (1) внутреннего сгорания с топливным баком (2), закрепленные на редукторе (3), ранцевую подвеску, манипулятор (16) с гибкой подвеской (22), гидродвигатель (20), маслобак (9) и сменные рабочие органы (21). Мотоблок имеет также электрический двигатель (12) с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса (8) гидродвигателя (20) при отсоединении от нее двигателя (1) внутреннего сгорания. Узел размещен на тележке (10) с возможностью съема с нее и автономного использования. Мотоблок может быть использован как на объектах с электропитанием, так и автономно при отсутствии электроэнергии. 3 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для обрезки кроны кустарников и деревьев, скашивания травы и обработки почвы, сбора жидкостей и полива, опрыскивания растений, обработки продуктов животноводства, разрушения горных пород, а также для очистки газонов от мусора, ремонта дорог, использования в качестве двигательной установки маломерных плавсредств.
Известно устройство, содержащее двигатель, трансмиссию и рабочие органы (см. Гальперин М. И. и др. Машины для резания камня, М., Машгиз, 1964, с. 248). Недостатком этого устройства является следующее. Использование в этих устройствах электродвигателей ограничивает применение их в районах при отсутствии электроэнергии, т.е. ограничивает их функциональные возможности. Кроме того, удержание всего устройства руками оператора ограничивает зону обработки объекта на удаление от него, приводит к его быстрой утомляемости, а регулирование скоростей вращения сверла сменой зубчатых передач также приводит к ограничению функциональных возможностей подобного устройства. Наиболее близким изобретением к предлагаемому является мотоблок, содержащий узел, включающий двигатель внутреннего сгорания с топливным баком, закрепленную на редукторе ранцевую подвеску, манипулятор с гибкой подвеской, гидродвигатель, маслоблок и сменные рабочие органы (см. RU 93003791, кл. A 01 G 3/04, 1997). К недостаткам этого мотоблока следует отнести его ограниченные функциональные возможности при работе в закрытом помещении, когда выхлопные газы, образующиеся при эксплуатации мотоблока, ограничивают и исключают его применение. Задача изобретения - расширение функциональных возможностей. Технический результат - использование универсального мотоблока на объектах с электропитанием и автономно при отсутствии электроэнергии, что расширяет его функциональные возможности. Последнее также достигается и в результате безопасной эксплуатации универсального мотоблока при наличии электропривода, при работе на объектах, исключающих загазованность рабочего пространства, например в закрытых помещениях, горных выработках. Кроме того, привод универсального мотоблока, размещенный на передвижной тележке, облегчает труд оператора при длительной работе. Возможность размещения универсального мотоблока на операторе облегчает его труд в стесненных и труднодоступных местах. Наличие регулируемого гидропривода с электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания позволяет применять различные рабочие инструменты с достижением их рациональных режимов работы. Так, с установкой различных рабочих органов представляется возможным выполнять следующие работы: - с цепной пилой: обрезка крон деревьев, обработка стройматериала из дерева, резка смерзшегося силоса и соломы в буртах; - с фрезами, барабанными щетками и спецдисками: рыхление грунта и покрытий, резка различных материалов, заточка инструмента, уборка территории от мусора и наледей; - с генератором: освещение пространства, сварка материалов, привод ручного инструмента; - со спецвинтами-крыльчатками: очистка покрытий от мусора, использование в качестве гребных винтов на плавсредствах, выработка продуктов из молока, откачка меда из сот; - с насосом: забор жидкостей, полив и опрыскивание растений, сбор различных отравляющих веществ и нефтепродуктов. Технический результат достигается тем, что мотоблок снабжен электрическим двигателем с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса гидродвигателя при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания, при этом узел размещен на тележке с возможностью съема с нее и автономного использования. На фиг. 1 изображен мотоблок с размещением на тележке его привода от двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - мотоблок с двигателем внутреннего сгорания, закрепленный на операторе. Мотоблок содержит узел, включающий двигатель 1 внутреннего сгорания с топливным баком 2, которые закреплены на редукторе 3. На валу двигателя внутреннего сгорания 1 подвижно установлена кулачковая полумуфта 4, входящая в зацепление с кулачками шестерни 5, с возможностью взаимодействия ее с колесом 6. Колесо 6 закреплено на валу, выполненным заодно с зубчатой полумуфтой 7. На валу насоса 8 закреплена шестерня 5. Насос 8 соединен с маслобаком 9. Узел размещен на тележке 10, к направляющим 11 которой прикреплен электрический двигатель 12 с возможностью подсоединения трансмиссии привода насоса 8 при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания 1 с топливным баком 2 и редуктором 3. На валу электрического двигателя 12 зафиксирована зубчатая полумуфта 13. Электрический двигатель 12 может быть подсоединен к электросети при включении штепселя 14. Для подачи масла от насоса 8 имеются шланги 15, прикрепленные к манипулятору 16 и к пульту на рукоятки 17 оператора. Пульт рукоятки 17 служит для регулировки подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания 1. На конце манипулятора 16 прикреплен переходный узел 19 с гидродвигателем 20, с возможностью подачи масла от насоса 8 гидродвигателя через пульт рукоятки 17. На валу гидродвигателя 20 установлены в зависимости от необходимой выполняемой работы различные рабочие органы, например фреза 21. К рабочим органам могут также относиться цепные пилы, барабанные щетки, спецдиски, генераторы, крыльчатки, насосы и т.д. Манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 через гибкую подвеску 22 подвешен на операторе 23. Съемный с тележки 10 узел универсального мотоблока, включающий двигатель внутреннего сгорания 1 с топливным баком 2 и редуктором 3 прикреплен на операторе 23 при помощи ранцевой подвески 24. Принцип работы универсального мотоблока заключается в следующем. При необходимости эксплуатации универсального мотоблока длительное время вне помещения, при отсутствии электроэнергии штепселем 14 (фиг. 1) отключенный электрический двигатель 12 перемещают по направляющим 11 вверх с выводом из зацепления полумуфт 7 и 13. Вводят в зацепление кулачковую полумуфту 4 с кулачками шестерни 5, заводят двигатель внутреннего сгорания 1, частоту вращения которого регулируют подачей топлива с пульта на рукоятку 18. От насоса 8 масло подается в гидродвигатель 20, частоту вращения которого регулируют с пульта, например дросселем на рукоятке 17. В результате этого обеспечивается рациональный режим работы рабочему органу 21. При необходимости эксплуатации универсального мотоблока с перерывами, вне помещения, в стесненных условиях, при отсутствии электроэнергии узел 1-2-3 снимают с тележки 10, закрепляют на операторе 23 (фиг. 3) при помощи ранцевой подвески 24, а манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 - с использованием гибкой подвески 22. В дальнейшем процесс эксплуатации универсального мотоблока аналогичен описанному выше (см. фиг. 1). При необходимости эксплуатации универсального мотоблока в помещении, в горных выработках, при наличии электроэнергии, т.е. когда исключается его применение с включением двигателя внутреннего сгорания 1, привод осуществляется от электрического двигателя 12 (фиг. 2). Для этого кулачковую полумуфту 4 выводят из зацепления с кулачками шестерни 5. При этом электрический двигатель 12 по направляющим 11 опускается в нижнее положение и неподвижно фиксируется винтами. При этом зубчатую полумуфту 13 вводят в зацепление с зубчатой полумуфтой 7. При помощи гибкой подвески 22 манипулятор 16 с гидродвигателем 20 и рабочим органом 21 закрепляют на операторе 23 (по аналогии, как на фиг. 3). При помощи штепселя 14 осуществляют подключение электрического двигателя 12 к электросети. С вала электрического двигателя 12 вращение через зубчатую пару 6 - 5 передается на вал насоса 8 с подачей масла в гидродвигатель 20 и обеспечением вращения рабочего органа 21. В дальнейшем процесс работы с универсальным мотоблоком аналогичен процессу, описанному выше по фиг. 1 (но с отключенным двигателем внутреннего сгорания).Формула изобретения
Мотоблок содержит узел, включающий двигатель внутреннего сгорания с топливным баком, закрепленные на редукторе, ранцевую подвеску, манипулятор с гибкой подвеской, гидродвигатель, маслобак и сменные рабочие органы, отличающийся тем, что он снабжен электрическим двигателем с возможностью его подсоединения к трансмиссии привода насоса гидродвигателя при отсоединении от нее двигателя внутреннего сгорания, при этом узел размещен на тележке с возможностью съема с нее и автономного использования.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3