Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины

Реферат

 

Изобретение относится к горному машиностроению. Оно предназначено для использования в конструкциях горных машин в гидросистемах привода ходовых частей. Изобретение позволяет обеспечить автоматическую и мгновенную фиксацию горной машины, повысить ее надежность и безопасность. Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины состоит из двигателя, кинематической цепи с зубчатой передачей и приводным валом, фрикционов включения, кулачков торможения, гидроцилиндров управления фрикционами включения с подпружиненными полостями, толкателями и штоковыми полостями, растормаживающих гидроцилиндров с поршневыми полостями и поршнями, насоса питания, гидрораспределителя, насоса управления, клапана давления, предохранительного клапана и напорных магистралей. Подпружиненные полости гидроцилиндров управления фрикционами включения постоянно соединены с напорной магистралью насоса управления. 1 ил.

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях гидросистем привода ходовых частей горнодобывающих, строительно-дорожных машин и экскаваторов.

Известен гусеничный ход комбайна 4ПУ (Москва, Недра, 1974, Я.И. Базер, В. И. Крутилин, Ю.Л. Соколов "Проходческие комбайны", стр. 222, рис. 145), управление которым осуществляется двумя парами гидроцилиндров зажима фрикционов прямого и обратного хода комбайна и двумя гидроцилиндрами автостопоров. Для остановки горной машины, оснащенной данным управлением, необходимо рукоятку гидрораспределителя перевести в нейтральное положение. При этом фрикционы под действием пружины разжимаются, вытесняя рабочую жидкость из поршневых полостей через дроссель на слив. После чего под действием пружины автостопор фиксирует комбайн на стоянке.

Недостатком данной конструкции является длительность процесса срабатывания цилиндров автостопора и невозможность мгновенного торможения горной машины в аварийных ситуациях. К тому же наличие дросселей в системе управления гусеничного хода ведет к ее быстрому засорению и выходу из строя.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является трансмиссия гусеничной ходовой части горной машины (Авторское свидетельство СССР N 2069086/22-3, кл. E 21 C 33/00, B 62a 11/08, 1974), содержащая двигатель, кинематическую цепь, передающую вращение двум группам механизмов управления, каждая из которых через зубчатую передачу соединяет вал привода гусеницы с кинематической цепью через фрикционы включения или корпусом через фрикционы торможения. Каждая группа механизмов содержит цилиндр управления и растормаживающий цилиндр, толкатель которого взаимодействует с подпружиненным штоком цилиндра управления.

Недостатком указанной конструкции является ненадежность фиксации горной машины при ведении работ на повышенных углах наклона выработки. Так как процесс срабатывания фрикционов торможения происходит под действием пружины, что недостаточно для мгновенной остановки и до окончательного сцепления фрикционов торможения, горная машина, имеющая большую массу, успевает скатиться под уклон, создавая опасную ситуацию в забое.

Задачей настоящего изобретения является автоматическая и мгновенная фиксация горной машины, повышение надежности и безопасности горнодобывающей техники.

В заявляемой системе управления трансмиссией гусеничного хода горной машины, включающей двигатель, кинематическую цепь с зубчатой передачей и приводным валом, фрикционы включения, кулачки торможения, гидроцилиндры управления фрикционами включения с подпружиненными, штоковыми полостями и толкателями, растормаживащие гидроцилиндры с поршневыми полостями и поршнями, насос питания, гидрораспределитель, насос управления, клапан давления, предохранительный клапан, напорные магистрали; подпружиненные полости гидроцилиндров управления фрикционами включения постоянно соединены с напорной магистралью насоса управления.

Сопоставление заявляемой системы управления трансмиссией гусеничного хода горной машины с прототипом позволяет сделать вывод об отсутствии в последнем признаков, сходных с существенными отличительными признаками заявляемого устройства.

Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины снабжена дополнительным каналом, постоянно соединяющим напорную магистраль насоса управления с подпружиненной полостью гидроцилиндра управления фрикционами включения. Совокупность признаков заявляемого технического решения имеет отличие от прототипа и известных аналогов и не следует явным образом из изученного уровня техники. Поэтому авторы считают, что объект обладает новизной и имеет изобретательский уровень.

Предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень в связи с тем, что сочетание признаков, а именно наличие дополнительного канала, постоянно соединяющего напорную магистраль насоса управления с подпружиненной полостью гидроцилиндра управления фрикционами включения, решает поставленную задачу изобретения: автоматическая и мгновенная фиксация горной машины, повышение надежности и безопасности горнодобывающей техники.

Изобретение также имеет определенный шаг в развитии техники и является прогрессивным, так как позволяет обеспечить автоматическую и мгновенную фиксацию горной машины, повысить надежность и безопасность горнодобывающей техники.

Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины, которая заявлена в данном изобретении, может найти применение в горнодобывающей отрасли и других отраслях народного хозяйства, т.е. является промышленно-применимым техническим решением. Достижение технического результата при работе системы управления трансмиссией гусеничного хода горной машины обеспечивается тем, что она снабжена дополнительным каналом, постоянно соединяющим напорную магистраль насоса управления с подпружиненной полостью гидроцилиндра управления фрикционами включения.

Данное техническое решение позволяет осуществить автоматическую и мгновенную фиксацию горной машины, повысить надежность и безопасность горнодобывающей техники. Это достигается за счет того, что система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины снабжена дополнительным каналом, постоянно соединяющим напорную магистраль насоса управления с подпружиненной полостью гидроцилиндра управления фрикционами включения.

Сущность заявляемого изобретения поясняется прилагаемым чертежом. На чертеже изображена гидрокинематическая схема управления трансмиссией гусеничного хода горной машины.

Данная система управления состоит из двигателя 1, кинематической цепи 2 с зубчатой передачей 3 и приводным валом 4, фрикционов 5 и 6 включения, кулачков 7 и 8 торможения, гидроцилиндров 9 и 10 управления фрикционами 5 и 6 включения с подпружиненными полостями 11 и 12, толкателями 13 и 14 и штоковыми полостями 15 и 16, растормаживающих гидроцилиндров 17 и 18 с поршневыми полостями 19 и 20 и поршнями 21 и 22, насоса 23 питания, гидрораспределителя 24, насоса 25 управления, клапана 26 давления, предохранительного клапана 27, напорных магистралей 28 и 29.

Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины работает следующим образом. При включении двигателя 1 и перемещении рукоятки гидрораспределителя 24 в рабочее положение рабочая жидкость, нагнетаемая насосом 23 питания, через гидрораспределетиль 24 поступает по одной из напорных магистралей, например по напорной магистрали 28, в поршневую полость 20 растормаживающего гидроцилиндра 18 и одновременно в штоковую полость 15 цилиндра 9 управления фрикционами 5 включения.

Жидкость под давлением перемещает поршень 22, который воздействует на толкатель 14. Последний в свою очередь перемещается, преодолевая усилие пружины и давление жидкости, подаваемой насосом 25 управления по напорной магистрали 29. Давление в системе насоса 25 управления обеспечивается настройкой клапана 26 давления. При этом кулачки 8 торможения разжимаются, освобождая зубчатую передачу 3. А толкатель 13 под действием рабочей жидкости насоса 23 питания, давление которой ограничивается настройкой предохранительного клапана 27, перемещается до упора, зажимая фрикционы 5 включения. Крутящий момент при этом от двигателя 1 с помощью кинематической цепи 2 и зубчатой передачи 3 передается на приводной вал 4.

Для обеспечения реверса приводного вала 4 рукоятку гидрораспределителя 24 переключают в противоположное положение, обеспечивая при этом смену направления потока рабочей жидкости и, следовательно, последовательность включения цилиндров, т.е. сначала срабатывает растормаживающий гидроцилиндр 17, а затем гидроцилиндр 10 управления фрикционами 6 включения.

При переводе рукоятки гидрораспределителя 24 в нейтральное положение толкатели 13 и 14 под действием давления жидкости насоса 25 управления мгновенно зажимают кулачки 7 и 8 торможения и горная машина надежно фиксируется на стоянке.

Формула изобретения

Система управления трансмиссией гусеничного хода горной машины, включающая двигатель, кинематическую цепь с зубчатой передачей и приводным валом, фрикционы включения, кулачки торможения, гидроцилиндры управления фрикционами включения с подпружиненными полостями, толкателями и штоковыми полостями, растормаживающие гидроцилиндры с поршневыми полостями и поршнями, насос питания, гидрораспределитель, насос управления, клапан давления, предохранительный клапан и напорные магистрали, отличающаяся тем, что подпружиненные полости гидроцилиндров управления фрикционами включения постоянно соединены с напорной магистралью насоса управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 21-2004

Извещение опубликовано: 27.07.2004