Способ получения состава для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей
Реферат
Изобретение относится к способу получения составов для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей-автоконсервантов. Способ заключается в том, что сначала получают циклогексанонформальдегидную смолу на основе 19 г циклогексанона, 20,4 г масла ПОД и 10 ч. формальдегида. Затем к 45 ч. полученной смолы при 80oС добавляют 8 ч. церезина и 50 ч. растворителя (бензина или уайт-спирита). Способ по изобретению позволяет снизить токсичность автоконсервантов, себестоимость продукта и сократить расход сырья при его производстве. 1 табл.
Изобретение относится к способу получения составов для антикоррозионной защиты внутренних сечений кузовов автомобилей (порогов).
Известны различные составы для антикоррозионной защиты порогов автомобилей "Динол" (Швеция), "Текстил" (Финляндия) и отечественные продукты НГМ-МЛ (ТУ 38-101-767-84), Оремин (ТУ 38-401-582-86), Мольвин МЛ (ТУ 38-401-272-79), Мовиль (ТУ 6-15-1521-86), Мовиль-1 (ТУ 6-15-07-111-85), Мовиль-2 (ТУ 6-15-07-119-86). Из перечисленных продуктов по качеству антикоррозионной защиты наиболее полно отвечают: "Динол", "Тектил", "Мовиль" и "Мовиль-2". Наиболее близким к предлагаемому изобретению по составу применяемого сырья является автоконсервант порогов "Мовиль-2". Он имеет широкий спектр применения (консервация порогов, корпусов дверей, стоек, лонжеронов, низа кузова, арок колес и т.п.), а также относительно низкую стоимость. Недостатком этого консерванта в сравнении с консервантами "Динол", "Тектил" и "Мовиль" является его более высокая токсичность, что связано с применением алкилфенолформальдегидных смол и масла ПОД. К недостаткам консерванта "Мовиль-2" следует отнести также слишком широкий ассортимент дефицитных продуктов, применяемых для его производства, что значительно повышает его стоимость. Наиболее близким по совокупности существенных признаков является способ получения состава для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей, заключающийся в смешении термопластичной полимерной смолы - смесь алкилфенолформальдегидной смолы и масла ПОД, церезина и растворителя - уайт-спирита или бензина (ТУ 6-15-07-119-86 на Автоконсервант "Мовиль-2"). Недостатком известного способа является высокая токсичность исходных компонентов (смолы и масла ПОД), значительная стоимость дефицитных продуктов, необходимых для получения консерванта "Мовиль-2". Расходные нормы сырья на 1 т автоконсерванта "Мовиль-2", кг: Смола 101 л - 175,1 Смола октофор - 72,1 Церезин, 80 - 51,5 Петролатум - 72,1 Масло индустриальное и 20 A - 103,0 Растворитель - бензин или уайт-спирит - 474,1 Итого - 1030 кг Технической задачей изобретения является снижение токсичности целевого продукта, сокращение ассортимента труднодоступного сырья и снижение себестоимости производства, при сохранении потребительских требований к назначению и качеству автоконсерванта. Данная техническая задача решается тем, что в способе получения состава для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей, заключающемся в смешении термопластичной полимерной смолы, церезина и растворителя - уайт-спирита или бензина, сначала получают термопластичную полимерную смолу поликонденсацией 19 мас. ч. циклогексанона, 20,4 мас. ч. кубового остатка после ректификации циклогексанона в производстве капролактама (масло ПОД) с 10 мас. ч. формальдегида в присутствии 1 мас. ч. 25% водного раствора аммиака азеотропным методом, затем при 80oC к 45 мас. ч. полученной циклогексанонформальдегидной смолы добавляют 8 мас. ч. церезина и 50 мас. ч. растворителя и смесь перемешивают при 40 - 45oC. Расходные нормы на 1 т автоконсерванта по изобретению, кг: Циклогексанонформальдегидная смола - 450 Церезин - 80 - 80,0 Растворитель - бензин или уайт-спирит - 500 Итого: - 1030 кг Циклогексанонформальдегидную смолу получают поликонденсацией циклогексанона и масла ПОД (кубовый остаток при ректификации циклогексанона в производстве капролактама) с формальдегидом в присутствии аммиака при температуре до 150oC (в конце процесса). При этом происходит практически полное связывание циклогексанона и основных компонентов масла ПОД (циклогексанон, продукты его молекулярной конденсации - циклогексилиденциклогексанон и более сложные непредельные циклоалифатические катоны). Термопластичная смола уже не имеет интенсивного неприятного запаха масла ПОД и циклогексанона и является малотоксичным продуктом. Технология ее производства достаточно проста и может быть совмещена с получением автокосерванта в одном аппарате. Расход сырья на получение циклогексанонформальдегидной смолы для 1 т автоконсерванта, кг: Циклогексанон - 190 Масло ПОД - 204 Формалин (37-40%) в пересчете на 100% формальдегид - 100 Аммиак водный (25%) - 10 Толуол - 16 Выход смолы - 450 кг Циклогексанонформальдегидная смола хорошо растворима в бензине, уайт-спирите, толуоле, ацетоне. Процесс получения автоконсерванта по предлагаемому изобретению основан на опытно-промышленной установке в цехе опытных производств АО "Азот", г. Кемерово. Пример получения автоконсерванта Процесс получения автоконерванта осуществлен в реакторе емкостью 0,63 м3, снабженном якорной мешалкой, колонкой с кольцами Рашига, теплообменником, разделительным сосудом, сборниками для отгонов воды и толуола, мерниками и устройствами для загрузки сырья. Реактор снабжен "рубашкой" для нагревания и охлаждения с подводом пара (13 ати) и воды (для охлаждения). В реактор загружают 95 кг циклогексанона, 102 кг масла ПОД, формалина 37-40% (из расчета 50 кг 100% формальдегида), 5 литров 25% аммиака, 50 литров толуола и смесь при перемешивании нагревают до 70oC. После чего внешний подвод пара отключают. За счет реакции конденсации формальдегида с циклогексаноном температура повышается до 85-90oC. Смеси дают выдержку при этой температуре 4 часа. При этом весь формальдегид вступает в реакцию. После выдержки смесь нагревают до кипения и отгоняют воду с азеотропообразователем (толуолом), пары поступают через колонку в теплообменник и далее в разделительный сосуд. Из разделительного сосуда толуол возвращается в реактор, а вода отводится в сборник отгонов воды. В процессе отгонки воды температура кипения реакционной массы повышается до 135-140oC. Контроль процесса ведут по смотровому фонарю до полного прекращения погонов воды, после чего проводят отгонку толуола при температуре в массе до 150oC и прекращения отгонов по смотровому фонарю. Полученную смолу охлаждают до 80oC, загружают 40 кг церезина, перемешивают 1 час при этой температуре и далее при отключенной подаче пара из мерника постепенно приливают 250 кг (300 л) бензина - растворителя и уайт-спирита. При этом теплообменник включен как возвратный. Смесь перемешивают при 40-45oC до получения гомогенного раствора и далее сливают в сборник готового продукта. Получают 510-515 кг автоконсерванта. Физико-механические свойства автоконсервантов (на основе состава для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей представлены в таблице. Составы для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей, полученные способом по изобретению, имеют пониженную токсичность и себестоимость производства, а также сокращенный расход сырья.Формула изобретения
Способ получения состава для антикоррозионной защиты скрытых сечений кузовов автомобилей путем смешения термопластичной полимерной смолы, церезина и растворителя - уайт-спирита или бензина, отличающийся тем, что сначала получают термопластичную полимерную смолу поликонденсацией 19 мас.ч. циклогексанона, 20,4 мас. ч. кубового остатка после ректификации циклогексанона в производстве капролактама (масло ПОД) с 10 мас.ч. формальдегида в присутствии 1 мас. ч. 25% водного раствора аммиака азеотропным методом, затем при 80oC к 45 мас.ч. полученной циклогексанонформальдегидной смолы добавляют 8 мас. ч. церезина, и 50 мас.ч. растворителя и смесь перемешивают при 40 - 45oC.РИСУНКИ
Рисунок 1