Конструктор-тренажер
Реферат
Конструктор-тренажер относится к строительным наборам, дидактическим конструкторам, и может быть использован для построения детьми различных напольных игровых пространств. Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля. Плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными, при этом плоскостные элементы имеют гладкую центральную полосу, выполненную преимущественно желтого цвета с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр. Конструктор-тренажер позволяет повысить эффективность воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности. 4 ил.
Изобретение относится к строительным наборам и дидактическим конструкторам, и может быть использовано для построения детьми различных напольных игровых пространств - основы для активации игровых методов обучения и воспитания в детских образовательных учреждениях и домашних условиях, а также в качестве спецоборудования для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с проблемами в развитии.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля (US 3768809 A, МПК A 63 H 33/06, Oct. 30,1973). Сущность заявленного изобретения заключается в том, что в конструкторе-тренажере, содержащем набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными и разноцветными. При этом плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий. Центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр. Конструкция устройства поясняется чертежами. На фиг. 1 изображена лицевая сторона плоскостного элемента, На фиг. 2 изображено пять основных типов плоскостных элементов, На фиг. 3 и 4 изображены возможные варианты стыковки элементов. Конструктор-тренажер содержит набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, плоскостные элементы выполнены квадратными, разноцветными с центральной полосой. Центральная полоса выполнена гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств детей при совершении ими игровых действий. При этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1-3 мм над лицевой поверхностью плоскостных элементов (т. е. на высоту, необходимую для осязания), в виде основных элементов графики, букв и цифр. Контрастность центральной полосы и боковых участков плоскостных элементов позволяет получить после сборки конструктора-тренажера игровую дорожку - "тропинку", на которой можно проводить различные игры, направленные на развитие пространственных координаторных возможностей, проводить коррекцию нарушений бинокулярного зрения, укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и т. п. Выполнение боковых участков плоскостных элементов, окрашенными в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, позволяет проводить игры, направленные на запоминание детьми цветов, а наличие выпуклых элементов на боковых участках помогает ориентироваться при передвижении по "тропинке" с закрытыми (завязанными) глазами, способствует развитию тактильной чувствительности у детей, а также позволит проводить дидактические игры, направленные на запоминание названий основных элементов графики, букв и цифр. Для организации дидактических игр со слабовидящими и/или слепыми детьми возможно использование в качестве выпуклых элементов рельефно-точечного шрифта Брайля. Устройство используется следующим образом. На первом этапе, после знакомства с основными элементами конструктора-тренажера (фиг. 1, 2), ребенок или группа детей конструируют на полу игровой комнаты дорожку - "тропинку", последовательно выкладывая плоские элементы лицевой стороной вверх (фиг. 2). Построенное на полу игровое пространство ("тропинка") (фиг. 3) используют в качестве основы для организации игровых, в том числе дидактических, методов обучения детей. В процессе конструирования и последующей игры возможна диагностика психоэмоционального состояния ребенка по предпочитаемому цвету боковых участков (как в известном тесте Люшера), оценка коммуникативных навыков, а также коррекция нежелательных форм поведения. На втором этапе занятий организуются коллективные игры, направленные на развитие двигательных качеств детей - игровые движения (ходьба, ползание, прыжки на двух ногах и попеременно то на одной то на другой, друг за другом, парами и т.п.) по центральной полосе, окрашенной в желтый цвет ("тропинке") или передвижение преимущественно по краям плоскостных элементов "построенного" игрового поля, что позволит провести также и массаж биологически активных зон стоп. На построенном игровом поле - "тропинке" можно организовать: дидактические игры, направленные на запоминание названий цветов, основных элементов графики (точка, прямая, треугольник, круг, квадрат), букв и цифр, а также коллективные игры с использованием других строительных конструкторов и игрушечных наборов (железной дороги, машинок, домиков, кукол и т. д.); сюжетно-ролевые игры, направленные на изучение правил дорожного движения (в том числе с использованием радиоуправляемых игрушек), изучение животного мира, правил поведения с использованием кукол-марионеток и т.п.; игры с закрытыми (или завязанными глазами) позволят развивать пространственные координаторные возможности, слуховое и зрительное восприятие, тактильную чувствительность, внимание, память, а также эмпатию у играющих детей; Игровые движения с использованием специальных зеркал и зеркальных очков будут полезны для коррекции нарушений бинокулярного зрения. Плоскостные элементы конструктора-тренажера можно использовать для построения объемных конструкций, например, "шалашиков" и организовать соревнование между группами детей: кто быстрее прокатит мячи или машинки через или между "Шалашиками". Из элементов конструктора-тренажера можно построить "мост" или "домик", причем для организации совместной деятельности детей, стимуляции коммуникации, важна неустойчивость построенной конструкции, поэтому по краям плоскостных элементов отсутствует перфорация или какие-либо специальные крепежные элементы. Технический результат, получаемый от реализации заявляемого изобретения, - повышение эффективности воспитания и обучения в детских образовательных учреждениях посредством активации игровой деятельности.Формула изобретения
Конструктор-тренажер, содержащий набор плоскостных элементов, выполненных с возможностью построения игрового поля, отличающийся тем, что выполненные квадратными и разноцветными плоскостные элементы имеют центральную полосу, выполненную гладкой, преимущественно желтого цвета, с возможностью образования при последовательном выкладывании плоскостных элементов дорожки для развития двигательных и сенсорных качеств у детей при совершении ими игровых действий, при этом центральная полоса плоскостного элемента составляет половину длины стороны квадрата, а по краям плоскостного элемента расположены участки, окрашенные в разнообразные цвета, отличные от цвета центральной полосы, и выпуклые элементы, выступающие на 1 - 3 мм над поверхностью плоскостных элементов, в виде элементов графики, букв и цифр.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4