Транспортный комплекс карьера
Реферат
Изобретение относится к открытым горным работам и может быть использовано для транспортирования горной массы с глубоких горизонтов карьера. Транспортный комплекс карьера содержит направляющий канат, натянутый между опорами, и транспортную емкость, соединенную с аэростатом с помощью вертлюга, установленного на направляющем канате с возможностью свободного перемещения по нему. Комплекс содержит также тяговую канатную лебедку, ролики и шкивы, пункты погрузки и разгрузки, расположенные при опорных станциях. Комплекс снабжен дополнительными несущими канатами с установкой опор на поверхности карьера и дополнительными пунктами погрузки, расположенными в местах пересечения транспортных берм карьера с горизонтальной проекцией канатной магистрали комплекса. Транспортная емкость соединена с подъемной лебедкой с помощью каната, перекинутого через закрепленный на вертлюге аэростата отклоняющий шкив, а величина свободной грузоподъемности аэростата установлена равной весу перемещаемого груза или несколько меньше него, комплекс позволяет расширить технологические возможности за счет использования подъемной силы аэростата, снимающего часть нагрузки на канатную систему. 3 ил.
Изобретение относится к открытым горным работам и преимущественно может быть использовано в целях транспортировки горной массы из карьера при наличии в нем нескольких концентрационных горизонтов.
Известен транспортный комплекс карьера, включающий направляющие канаты, натянутые между опорами, установленными на борту карьера, транспортную емкость, соединенную с подъемным канатом, перекинутым через отклоняющий шкив, тяговый канат, лебедки, ролики и шкивы (Ржевский В.В. Открытые горные работы. Ч. I. - М.: Недра, 1985, -с. 370-371, рис. 17.12.а). Недостатками данного комплекса являются большие ограничения по грузоподъемности и максимально возможной длине пролета, связанные с техническими характеристиками тяговых и несущих канатов. Наиболее близким к предлагаемому является транспортный комплекс карьера, включающий направляющий канат, натянутый между опорами, одна из которых расположена на нижнем горизонте карьера, а вторая - на верхнем, транспортную емкость, соединенную аэростатом с помощью вертлюга, установленного на направляющем канате с возможностью свободного перемещения по нему, тяговую канатную лебедку, ролики и шкивы, пункты погрузки и разгрузки, расположенные при опорных станциях (Авторское свидетельство СССР N 1776795, кл. E 21 C 41/26, 1992). Недостатками прототипа являются низкая ветроустойчивость и ограниченность технологических возможностей. Указанные недостатки обусловлены тем, что в конструкции известного комплекса роль привязной и опорной системы для аэростата, подверженного большим ветровым нагрузкам, выполняет единственный несущий канат, а загрузка транспортной емкости может быть осуществлена исключительно при опорной станции. Задачей изобретения является увеличение ветроустойчивости и технологических возможностей комплекса. Поставленная задача решается тем, что заявляемый транспортный комплекс карьера, включающий направляющий канат, натянутый между опорами, и транспортную емкость, соединенную с аэростатом с помощью вертлюга, установленного на направляющем канате с возможностью свободного перемещения по нему, а также тяговую канатную лебедку, ролики и шкивы, пункты погрузки и разгрузки, расположенные при опорных станциях, снабжен дополнительными несущими канатами с установкой опор на поверхности карьера и дополнительными пунктами погрузки, расположенными в местах пересечения транспортных берм карьера с горизонтальной проекцией канатной магистрали комплекса, транспортная емкость соединена с подъемной лебедкой с помощью каната, перекинутого через закрепленный на вертлюге аэростата отклоняющий шкив, а величина свободной грузоподъемности аэростата установлена равной весу перемещаемого груза или несколько меньше нег. Между отличительными признаками и решаемой задачей существует следующая причинно-следственная связь. Дополнительные несущие канаты повышают ветроустойчивость аэростата, а тем самым - и всего комплекса. Подъемная лебедка, соединенная с транспортной емкостью с помощью перекинутого через отклоняющий шкив каната, позволяет опускать транспортную емкость к дополнительным пунктам погрузки, расширяя тем самым технологические возможности комплекса. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 приведено наглядное изображение комплекса, общий вид; на фиг. 2 - вид сбоку; на фиг. 3 - вид сверху. Транспортный комплекс включает аэростат 1 с транспортной емкостью 2, направляющие ролики 3, двухбарабанную лебедку 4 с основным 5 и, перекинутым через шкив 6, возвращающим 7 канатами, свободные концы которых закреплены на вертлюге 8 аэростата. Транспортная емкость соединена подъемным канатом 9 с лебедкой подъема 10 и сблокирована с аэростатом посредством отклоняющего шкива 11, в вертлюг аэростата дополнительно закреплен на направляющих канатах 12, натянутых над зоной ведения горных работ 13 с помощью натяжных устройств 14. На горизонтах карьера, в местах, расположенных под канатной магистралью комплекса, оборудованы пункты погрузки 15, а на поверхности при опорной станции расположен пункт разгрузки 16. Комплекс работает следующим образом. В одном из пунктов погрузки 15 транспортную емкость 2 загружают горной массой с помощью любого из известных погрузочных устройств, так чтобы вес груженой емкости уравновешивался подъемной силой аэростата 1 или несколько превосходил ее. Груженую емкость 2 поднимают на поверхность действием подъемной лебедки 10, сопровождая этот процесс работой двухбарабанной лебедки 4, с помощью которой, сматывая основной 5 и разматывая возвращающий 7 канаты, перемещают аэростат с емкостью 2 к пункту разгрузки 16. После разгрузки порожнюю емкость подают на погрузку установкой аэростата 1 над пунктом погрузки 15, действием двухбарабанной лебедки 4, с одновременной размоткой подъемного каната 9. В случаях, когда канатная магистраль будет иметь уклон в сторону пункта разгрузки 16 более 20 - 25o возврат аэростата к месту погрузки может осуществляться только за счет подъемной силы аэростата.Формула изобретения
Транспортный комплекс карьера, включающий направляющий канат, натянутый между опорами, и транспортную емкость, соединенную с аэростатом с помощью вертлюга, установленного на направляющем канате с возможностью свободного перемещения по нему, а также тяговую канатную лебедку, ролики и шкивы, пункты погрузки и разгрузки, расположенные при опорных станциях, отличающийся тем, что комплекс снабжен дополнительными несущими канатами с установкой опор на поверхности карьера и дополнительными пунктами погрузки, расположенными в местах пересечения транспортных берм карьера с горизонтальной проекцией канатной магистрали комплекса, транспортная емкость соединена с подъемной лебедкой с помощью каната, перекинутого через закрепленный на вертлюге аэростата отклоняющий шкив, а величина свободной грузоподъемности аэростата установлена равной весу перемещаемого груза или несколько меньше него.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3