Способ спасения подводников из аварийной подводной лодки и устройство для его осуществления
Реферат
Изобретение относится к области спасения личного состава из аварийной подводной лодки с использованием изолирующих дыхательных аппаратов и может быть использовано на подводных лодках ВМФ РФ. Способ спасения подводников из аварийной подводной лодки заключается в дыхании в период компрессии до глубины 200 м различными газовыми смесями: до глубины 205 м подводники дышат воздухом, а затем 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью. Устройство для обеспечения спасения подводников из аварийной подводной лодки содержит дыхательный контур с дыхательным мешком и легочным автоматом и баллоны с дыхательными газовыми смесями, один из баллонов заполнен воздухом, а два других - 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью, причем баллон с воздухом и один из баллонов с 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью через переключатель соединены с легочным автоматом, а третий баллон с 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью и пускателем соединен с дыхательным мешком через дюзу, при этом механизмы переключателя и пускателя отрегулированы на переключение подачи с воздуха на 8%-ную кислородно-азотно-гелиевую смесь при достижении глубины 205 м. Достигается повышение безопасности и надежности спасения подводников на всем диапазоне глубин. 2 c.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области спасения личного состава (л/с) из аварийной подводной лодки (АПЛ) с использованием изолирующих дыхательных аппаратов (ИДА) и может быть использовано на подводных лодках ВМФ РФ.
Известен способ спасения подводников из АПЛ при обеспечении средствами поисково-спасательной службы, заключающийся в том, что при спасении (выходе из АПЛ) с глубин до 100 м подводники дышат 25%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью (КАГС) при постоянной подаче кислорода /"Правила выхода личного состава из аварийной подводной лодки ПВ-ПЛ-87", -М.: Воениздат, 1988, с. 40/. Недостатком данного способа является ограниченность глубины спасения подводников. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ спасения подводников из АПЛ, заключающийся в дыхании в период компрессии с глубин от 101 до 200 м различными дыхательными смесями /ПВ-ПЛ-87/, с. 40, прототип/. При выходе из АПЛ с глубин от 101 до 200 м подводники в шлюзовом устройстве дышат: сначала до глубины 60 м - воздухом этого шлюзового устройства, который в аварийной ситуации может быть загрязнен вредными веществами, а затем - 8%-ной КАГС из ИДА. Это позволяет увеличить глубину спасения подводников до 200 м. Устройством, обеспечивающим описанные способы спасения, является принятый на снабжение ВМФ, изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М /В.М. Слесарев "Водолазная техника", -М.: Воениздат, 1990, с. 97-111, прототип/. Устройство состоит из дыхательного контура с дыхательным мешком и легочным автоматом, в который из баллонов подаются дыхательные газовые смеси (ДГС), причем при выходе с глубин до 100 м баллоны заряжаются: с постоянной подачей - кислородом, подсоединенный к легочному автомату - 25%-ной КАГС. В первоначальный период подводники дышат 25%-ной КАГС из дыхательного мешка, в который идет постоянная подача кислорода. С повышением давления в шлюзовом устройстве в дыхательный мешок через легочный автомат подается только 25%-ная КАГС. При выходе с глубин со 101 до 200 м в АПЛ подаются баллоны с 8%-ной КАГС, которые заменяют баллоны с 25%-ной КАГС. В первоначальный период компрессии подводники дышат воздухом, находящимся в шлюзовом устройстве, а при достижении глубины 60 м включаются по команде в аппарат и дышат из дыхательного мешка 8%-ной КАГС. Недостатками данного способа и устройства для его осуществления являются отсутствие автоматического переключения дыхательных газовых смесей на всем диапазоне глубин от 0 до 200 м, сложность замены баллонов одной ДГС на другую, особенно в условиях аварии на пл. Кроме того, дыхание воздухом при повышенном давлении у недостаточно натренированных подводников вызывает азотный наркоз "опьянение", что приводит к ошибочным действиям. Технической задачей изобретения является обеспечение возможности автоматического перевода спасающегося подводника при компрессии в шлюзовом устройстве с дыхания воздухом из ИДА на дыхание 8%-ной КАГС на глубине 205 м, а не на 60 м и необходимую подачу этой смеси на глубинах до 200 м. Оптимальная величина давления (глубины) перехода с дыхания воздухом на дыхание 8%-ной КАГС по наркотическому воздействию азота и оптимальной величине парциального давления кислорода при спасении л/с из АПЛ составляет 0,2 МПа (20 м) /"Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела" под ред. И.А. Сапова, Л.: ВМА им. С.М. Кирова, 1986/. Это достигается тем, что в способе спасения подводников из АПЛ, заключающемся в дыхании в период компрессии до глубины 200 м различными дыхательными газовыми смесями, согласно изобретению до глубины 205 м подводники дышат воздухом из ИДА, а затем 8%-ной КАГС. Причем в устройстве для обеспечения спасения подводников из АПЛ, содержащем дыхательный контур с дыхательным мешком и легочным автоматом, и баллоны с дыхательными газовыми смесями, согласно изобретению один из баллонов заполнен воздухом, а два других - 8%-ной КАГС, причем баллон с воздухом и один из баллонов с 8%-ной КАГС и пускателем, соединен с дыхательным мешком через дюзу, при этом механизмы переключателя и пускателя отрегулированы на переключение подачи с воздуха на 8%-ную КАГС при достижении глубины 205 м. Техническим результатом, который получается при осуществлении предлагаемого изобретения, является безопасность и надежность спасения на всем диапазоне глубин. Схема устройства представлена на чертеже. Устройство содержит дыхательный контур, кольцевой дыхательный мешок 1, легочный автомат 2, регенеративный патрон 3, трубки вдоха 4 и выхода 5, клапанную коробку 6 с полумаской 7 и атмосферным клапаном 8. К дыхательному мешку 1 через дюзу 9 и пускатель 10 присоединен баллон 11, заполненный 8%-ной КАГС. К легочному автомату 2 через переключатель 12 присоединены баллоны, заполненные воздухом 13 и 8%-ной КАГС 14. Устройство работает следующим образом. При выходе из АПЛ подводники одевают дыхательный мешок 1 ИДА на шею и дышат через полумаску 7. При нахождении в отсеке подводники могут дышать отсечным воздухом, если он не загрязнен вредными примесями. При этом атмосферный клапан 8 клапанной коробки 6 открыт. Если же воздух в отсеке АПЛ загрязнен, подводники открывают вентили баллонов 11, 13, 14 и закрывают атмосферный клапан 8. При нормальном давлении пускатель 10 закрыт, а механизм переключателя 12 находится в положении подачи воздуха из баллона 13 к легочному автомату 2. Дыхание воздухом осуществляется по закрытой схеме: клапанная коробка 5, трубка выдоха 5, регенеративный патрон 3, дыхательный мешок 1, трубка вдоха 4. При повышении давления срабатывает легочный автомат 2 и начинает подавать воздух из баллона 13 в дыхательный мешок 1. При достижении глубины 205 м срабатывают механизмы пускателя 10 и переключателя 12. Подача воздуха из баллона 13 к легочному автомату 2 прекращается, а начинается подача 8%-ной КАГС из баллона 14. Одновременно начинается постоянная (по всем глубинам) подача 8%-ной КАГС из баллона 11 через пускатель 10 и дюзу 9. После выравнивания давления с забортным устанавливается постоянный состав газовой смеси, безопасный для любой глубины выхода, и подводники выходят из шлюзового устройства в воду, где с помощью водолазов переводятся в водолазный колокол или барокомплекс спасательной подводной лодки. Таким образом, предлагаемый способ и устройство для его осуществления позволяют проводить выход подводников из шлюзовых устройств подводной лодки с глубин до 200 м по безопасной технологии выхода без обязательного контроля за давлением в шлюзовом устройстве (нет необходимости вручную переключаться выходящему с воздуха на 8% КАГС). За базовый способ спасения подводников из АПЛ и устройство для его осуществления принимаем способ, регламентируемый Правилами ПВ-Пл-87, с использованием дыхательного аппарата ИДА-59М (прототип). По сравнению с базовым предлагаемый способ и устройство на его основе позволяют повысить безопасность, надежность и вероятность спасения, а также упрощают технологию выхода подводников из АПЛ, не требуя обязательного постоянного контроля за давлением в шлюзовом устройстве в период компрессии. По состоянию на 1 квартал 1998 года предлагаемый способ и устройство для его осуществления проверены на водолазах-испытателях в.ч. 20914, разработаны и изготовлены опытные образцы изолирующего дыхательного аппарата ИДА-П и проведены его государственные испытания.Формула изобретения
1. Способ спасения подводников из аварийной подводной лодки, заключающийся в дыхании в период компрессии до глубин 200 м различными дыхательными газовыми смесями, отличающийся тем, что до глубины 20 5 м подводники дышат воздухом, а затем 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью. 2. Устройство для обеспечения спасения подводников из аварийной подводной лодки, содержащее дыхательный контур с дыхательным мешком и легочным автоматом и баллоны с дыхательными газовыми смесями, отличающееся тем, что один из баллонов заполнен воздухом, а два других - 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью, причем баллон с воздухом и один из баллонов с 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью через переключатель соединены с легочным автоматом, а третий баллон с 8%-ной кислородно-азотно-гелиевой смесью и пускателем соединен с дыхательным мешком через дюзу, при этом механизмы переключателя и пускателя отрегулированы на переключение подачи с воздуха на 8%-ную кислородно-азотно-гелиевую смесь по достижении глубины 20 5 м.РИСУНКИ
Рисунок 1