Запорно-пломбировочное устройство комби-1

Реферат

 

Запорно-пломбировочное устройство для повышения надежности стопорения содержит внутри полости корпуса дополнительный стопорный элемент, выполненный в виде охватывающего трос с натягом пружинящего каркаса из проволоки зигзагообразной формы. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для пломбирования различных модулей с грузом, помещений, грузовых транспортных средств с товарно-материальными ценностями (ящики, контейнеры, склады, емкости, вагоны, цистерны и т.д.).

Известна пломба-запор (патент РФ N2053570), состоящая из корпуса, размещенного внутри его полости стопора в виде цанги, гибкого запирающего элемента, выполненного в виде троса и закрепленного на его конце жесткого стержня, взаимодействующего при стопорении с цангой.

Основным недостатком устройства является необходимость выполнения дополнительных подворотов троса для исключения его провисания, сложность прочной заделки стержня к тросу.

Известно запорно-пломбировочное устройство под названием "Тросовая пломба" (патент РФ N2090402), состоящее из корпуса с осевым отверстием для троса, на одном конце которого закреплен ограничитель для его перемещения, стопорного узла, выполненного со стопорными элементами в виде подпружиненных шариков, расположенных в наклонных отверстиях в стенках корпуса, сообщающихся с осевым отверстием с образованием криволинейных пазов.

Основным недостатком указанной тросовой пломбы является то, что она не исключает возможность преднамеренного стопорения шариков через осевое отверстие в утопленном в наклонные отверстия положении и установке в таком виде на пломбируемое изделие, в результате чего исчезает запирающий эффект при выводе троса из корпуса и возможно хищение товарно-материальных ценностей. Кроме того, сложна обработка наклонных (косых) отверстий.

Известно запорно-пломбировочное устройство, состоящее из корпуса с осевым отверстием, троса, снабженного на конце ограничителем его перемещения, а корпус снабжен дополнительно внутренней конической поверхностью, в полости корпуса расположен соосно осевому отверстию и подвижно подпружиненный в сторону ввода конца троса в корпус сепаратор, снабженный осевым и цилиндрическим отверстием для троса и дополнительно коническим отверстием, на наружной поверхности сепаратора выполнена коническая поверхность с возможностью сопряжения и с конической поверхностью корпуса, сепаратор снабжен радиально расположенными отверстиями с размещенными в них шариками с возможностью сопряжения их одновременно с конической поверхностью корпуса и с тросом (US, 3994521, 30.11.1976 - прототип).

Недостатком известного устройства является ненадежность стопорения и низкая технологичность изготовления.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности стопорения и повышение технологичности изготовления.

Достигается это тем, что внутри полости корпуса расположен дополнительно стопорный элемент, выполненный в виде охватывающего троса с натягом пружинящего каркаса из проволоки зигзагообразной формы, при этом один конец каркаса упирается в поверхность конического отверстия сепаратора, а второй конец - в лепестки пружинной мембраны, установленной внутри корпуса у торца.

На чертеже изображен общий вид запорно-пломбировочного устройства в разрезе в рабочем положении (с установочным тросом).

Устройство состоит из полого корпуса 1 с завальцованным после сборки дном, снабженным осевым отверстием 2. Внутри корпуса 1 размещен соосно отверстию 2 сепаратор 3 с возможностью осевого перемещения его вдоль корпуса 1. Часть наружной поверхности 4 сепаратора 3 выполнена конической с возможностью сопряжения с внутренней конической поверхностью 5, выполненной в корпусе 1. В сепараторе 3 выполнены радиальные отверстия 6, в которых размещены стопорные элементы в виде шариков 7. Сепаратор 3 находится под постоянным воздействием пружины 8, которая стремится переместить сепаратор в сторону ввода острого конца троса 9 в корпус 1. Внутри сепаратора 3 выполнено цилиндрическое отверстие 10 под трос 9 и коническое отверстие 11, в которое упирается дополнительно стопорный элемент 12, выполненный в виде охватывающего трос с натягом пружинящегося каркаса из проволоки зигзагообразной формы. Второй конец стопорного элемента 12 упирается в лепестки 13 пружинной мембраны 14, установленной внутри корпуса 1 у его торца. На втором конце троса установлен ограничитель 15 перемещения троса. Для удобства снятия запорно-пломбировочного устройства с изделия путем перекусывания троса предусмотрена втулка 16, плотно сжимающая пряди троса.

Работает запорно-пломбировочное устройство следующим образом.

В исходном положении, до установки в корпус троса, сепаратор 3 под воздействием пружины 8 сдвигается в сторону ввода троса 9 до сопряжения конических поверхностей 4 и 5 корпуса и сепаратора. При этом шарики 7 утапливаются и сдвигаются навстречу друг другу в отверстие 10, а лепестки 13 мембраны 14, распрямляясь, перемещают стопорный элемент 12 в сторону сепаратора, удерживая свободно второй конец внутри конического отверстия 11 сепаратора 3.

В процессе пломбирования путем ввода троса 9 в корпус 1 заостренный конец троса воздействует на шарики 7, отодвигая их друг от друга. При этом шарики 7 упираются в коническую поверхность 5 корпуса, и при дальнейшем воздействии на них троса они начинают оказывать силовое воздействие на сепаратор 3. В результате этого сепаратор перемещается в сторону движения троса, создавая возможность дальнейшему радиальному движению шариков 7 до тех пор, пока трос 9 всем сечением не войдет в отверстие 10. При дальнейшем движении троса он раздвигает зиги стопорного элемента 12, который под воздействием приблизившегося к нему сепаратора 3 выбирает люфты в коническом отверстии 11 и деформирует лепестки 13 пружиной мембраны 14. После выхода троса из корпуса и продвижения его до момента упирания ограничителя 15 в пломбируемое изделие завершается процесс пломбирования с запиранием троса. Под воздействием пружины 8 и лепестков 13 шарики 7 заклинивают трос за счет составляющей силы, действующей на шарики со стороны конической поверхности 5 корпуса, а стопорный элемент 12 - за счет заклинивания его зигов между поверхностью конического отверстия 11 и тросом. В таком положении запорно-пломбировочное устройство надежно удерживает трос в застопоренном состоянии. При попытке вытащить трос из корпуса 1 обратно самозаклинивание троса увеличивается. Чем больше будет усилие вытаскивания троса, тем сильнее заклинивается трос. При малых углах конусности поверхностей 4,5 и 11 (примерно, 12-15o) самозаклинивание будет еще и самотормозящим, когда трос станет невозможно сдвинуть ни в ту, ни в другую сторону (после приложения больших усилий вытаскивание троса) или провернуть. В случае умышленной порчи запорно-пломбировочного устройства путем просовывания вовнутрь посторонних предметов исключается установка запорно-пломбировочного устройства на изделие за счет перекрытия шариками 7 отверстия 10 (если удалось застопорить сепаратор 3 в каком-то промежуточном положении). Но, если даже теоретически удастся продвинуть сепаратор 3 в сторону пружины 8 до тех пор, пока шарики 7 не выйдут из отверстия 10 и при этом суметь оставить сепаратор 3 в таком положении застопоренным (посторонними предметами) и протащить трос через корпус, то при попытке вытащить трос обратно зиги стопорного элемента 12 втягиваются в щель между поверхностью конического отверстия 11 и тросом и самозаклинивают трос. При этом не надо забывать про большое расклинивающее воздействие на трос шариков 7, которое способно преодолеть умышленное стопорение посторонними предметами шариков и сдвинуть их в сторону троса с заклиниванием его.

Таким образом, благодаря двойному стопорению троса предлагаемое запорно-пломбировочное устройство обеспечивает высокую надежность стопорения троса и исключает возможность хищения товарно-материальных ценностей с сокрытием факта умышленной порчи запорно-пломбировочного устройства.

Формула изобретения

Запорно-пломбировочное устройство, состоящее из корпуса с осевым отверстием, троса, снабженного на конце ограничителем его перемещения, а корпус снабжен дополнительно внутренней конической поверхностью, в полости корпуса расположен соосно осевому отверстию и подвижно подпружиненный в сторону ввода конца троса в корпус сепаратор, снабженный осевым и цилиндрическим отверстием для троса и дополнительно коническим отверстием, на наружной поверхности сепаратора выполнена коническая поверхность с возможностью сопряжения и с конической поверхностью корпуса, сепаратор снабжен радиально расположенными отверстиями с размещенными в них шариками с возможностью сопряжения их одновременно с конической поверхностью корпуса и с тросом, отличающееся тем, что внутри полости корпуса расположен дополнительно стопорный элемент, выполненный в виде охватывающего трос с натягом пружинящего каркаса из проволоки зигзагообразной формы, при этом один конец каркаса упирается в поверхность конического отверстия сепаратора, а второй конец - в лепестки пружинной мембраны, установленной внутри корпуса у торца.

РИСУНКИ

Рисунок 1