Запорно-пломбировочное устройство комби-2
Реферат
3апорно-пломбировочное устройство для повышения надежности стопорения содержит стопор, включающий набор последовательно установленных на тросе в полости корпуса и взаимодействующих между собой шайб с зубчатыми отверстиями для врезания в трос и пружину сжатия. 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для пломбирования различных модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств с товарно-материальными ценностями (ящики, контейнеры, склады, емкости, вагоны, цистерны и т.д.).
Известно запорно-пломбировочное устройство под названием "Тросовая пломба" (патент РФ N 2090402), состоящее из корпуса с осевым отверстием для троса, на одном конце которого закреплен ограничитель для его перемещения, стопорного узла, выполненного со стопорными элементами в виде подпружиненных шариков, расположенных в наклонных отверстиях в стенках корпуса, сообщающихся с осевым отверстием с образованием криволинейных пазов. Основным недостатком указанной тросовой пломбы является то, что она не исключает возможности преднамеренного стопорения шариков через осевое отверстие в утопленном в наклонные отверстия положении и установки в таком виде на пломбируемое изделие. В результате этого исчезает запирающий эффект в пломбе в сокрытом виде и возможно хищение товарно-материальных ценностей с повторной установкой этой же пломбы, уже без порчи ее. В этом случае невозможно установить виновника в недостаче товарно-материальных ценностей. Известно запорно-пломбировочное устройство (патент РФ N 2112125), состоящее из полого корпуса с осевым отверстием, запираемого элемента, установленного в отверстии корпуса и стопора, при этом запираемый элемент имеет сечение некруглой формы (например, в виде троса), а стопор выполнен в виде набора последовательно установленных на запираемом элементе и размещенных в полости корпуса втулки со скошенным торцом, шайб с зубчатыми отверстиями и пружины сжатия, обеспечивающих взаимным взаимодействием надежное стопорение запираемого элемента с перегибом троса при попытке вытащить его из корпуса, в том числе путем поворота. Основным недостатком указанного устройства являются ограниченные возможности в части использования тросов большого диаметра при тех же размерах корпусов, не обеспечивающих в этом случае достаточный перегиб троса при его стопорении и не исключающих вытаскивание троса путем взаимного поворота корпуса и троса. Известно запорно-пломбировочное устройство, состоящее из полого корпуса с осевым отверстием, запираемого элемента некруглого сечения - троса, установленного в отверстие корпуса, дополнительно снабженного внутренней конической поверхностью, и стопора, включающего втулку с наружной конической поверхностью с возможностью сопряжения ее с конической поверхностью корпуса и с выполненными радиальными отверстиями с выходом на коническую поверхность с размещенными в них подвижно шариками (патент US 3994521, 30.11.1976). Недостатком известного устройства является низкая надежность стопорения. Техническим результатом изобретения является повышение надежности стопорения. Достигается это тем, что стопор содержит набор последовательно установленных на тросе в полости корпуса и взаимодействующих между собой шайб с зубчатыми отверстиями для врезания в трос и пружину сжатия, а втулка выполнена со скошенным торцом, взаимодействующим с шайбой. На фиг. 1 изображен общий вид запорно-пломбировочного устройства в разрезе в рабочем положении со вставленным тросом, на фиг. 2 - шайба с зубчатым отверстием, на фиг. 3 - вариант ограничителя перемещения троса, выполненного в виде петли с закрепленным концом троса на самом корпусе. Устройство состоит из полого корпуса 1 с завальцованным после сборки дном, снабженного осевым отверстием 2. Внутри полости корпуса размещены последовательно охватывающие трос 3 втулка 4 со скошенным торцом 5, шайбы 6 с зубчатым отверстием 7 и пружины сжатия 8. Корпус 1 снабжен дополнительно внутренней конической поверхностью 9, а втулка 4 снаружи имеет коническую поверхность 10 с возможностью сопряжения с конической поверхностью 9 корпуса 1 при отсутствии в нем троса 3. На втулке 4 выполнены радиальные отверстия 11, выходящие на коническую поверхность 10 втулки. В отверстиях 11 размещены свободно (подвижно) шарики 12. На конце троса (противоположном заостренному концу троса) закреплен наконечник 13, ограничивающий перемещение троса. На фиг. 3 изображен известный вариант ограничения перемещения троса за счет петли, образованной заделкой конца троса непосредственно в корпус 1. При этом предусмотрен на корпусе выступ 15 для возможности размещения и заделки троса в корпусе. Для удобства съема устройства с пломбируемого изделия путем перекусывания троса на нем закреплена втулка 16, надежно сжимающая запрессовкой пряди троса. Работа запорно-пломбировочного устройства осуществляется следующим образом. В исходном положении (при отсутствии в корпусе троса) пружина 8 максимально разжата, сместив в крайнее положение втулку 4 и шайбы 6, при этом шарики 12 под воздействием конической поверхности 9 утопают в осевое отверстие втулки под трос, перекрывая это отверстие. При пломбировании изделия вводят трос 3 в корпус 1, пропуская заостренный конец троса сначала в осевое отверстие втулки 4. Конец троса раздвигает шарики 12 до упирания их в коническую поверхность 9 корпуса. При дальнейшем воздействии троса на шарики 12 начинает осевое перемещение втулка 4, позволяя выйти шарикам 12 из осевого отверстия втулки. С этого момента трос свободно проходит через втулку 4, шайбы 6, отрывая их от скошенной поверхности 5 и поворачивая образом, чтобы трос свободно прошел через зубчатое отверстие шайб. Пружина 8 при этом максимально сжимается после выхода конца троса из корпуса до образования минимальной длины между ограничителем 13 (или петли 14) и изделием и прекращают движение троса. Изделие запломбировано, а запорно-пломбировочное устройство застопорено. При попытке вытащить трос из корпуса шайбы 6 врезаются в трос, поворачиваясь в сторону скошенного торца 5 втулки и усиливая тем самым процесс стопорения. При этом трос испытывает дополнительно деформацию изгиба от воздействия шайб. Кроме того, при перемещении втулки 4 шарики 7 сдвигаются в сторону троса и за счет малого угла конуса конической поверхности 9 корпуса 1 расклинивают вплоть до самоторможения трос. Такое двойное стопорение троса обеспечивает высокую надежность установки запорно-пломбирующего устройства на изделии. При этом исключается установка запорно-пломбировочного устройства в случае умышленной порчи его путем просовывания вовнутрь посторонних предметов, так как шарики 7, перекрывая осевое отверстие, не пропустят трос, если втулка будет каким-либо образом застопорена умышленно. Даже если удастся продвинуть втулку 4 до тех пор, пока шарики 12 не освободят осевое отверстие и пропустят трос, и застопорить втулку в этом положении (теоретически), то при попытке вытащить трос он будет стопориться по прежнему шайбами, а также и шариками, так как в процессе умышленного стопорения втулка 4 находится под воздействием пружины 8 с ограниченной силой сжатия, а в процессе вытягивания троса коническая поверхность 9 создает очень большое клиновое воздействие на шарики 7, которые будут сдвигаться неизбежно к тросу, выталкивая или сплющивая при этом посторонние предметы и защемляя трос. Таким образом благодаря двойному стопорению троса предлагаемое запорно-пломбировочное устройство обеспечивает высокую надежность стопорения троса и исключает возможность хищения товарно-материальных ценностей путем сокрытия факта умышленной порчи запорно-пломбировочного устройства.Формула изобретения
Запорно-пломбировочное устройство, состоящее из полого корпуса с осевым отверстием, запираемого элемента некруглого сечения - троса, установленного в отверстие корпуса, дополнительно снабженного внутренней конической поверхностью, и стопора, включающего втулку с наружной конической поверхностью с возможностью сопряжения ее с конической поверхностью корпуса и с выполненными радиальными отверстиями с выходом на коническую поверхность с размещенными в них подвижно шариками, отличающееся тем, что стопор содержит набор последовательно установленных на тросе в полости корпуса и взаимодействующих между собой шайб с зубчатыми отверстиями для врезания в трос и пружину сжатия, а втулка выполнена со скошенным торцом, взаимодействующим с шайбой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3