Колодочный тормоз рельсового подвижного состава

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Колодочный тормоз содержит тормозную траверсу, на цапфах которой укреплены башмаки с установленными на них симметричными колодками. Башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга. Боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали, с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10 - 15 мм. Скошенная поверхность переходит в закругленную радиусом 20 мм. Концевые части колодок имеют скругленные поверхности, выполненные радиусом 480 мм. Технический результат - увеличение срока службы колесной пары. 3 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции колодочных тормозов рельсового подвижного состава.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является колодочный тормоз рельсового подвижного состава [1], который содержит тормозную траверсу, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками, каждая из которых имеет закругленную поверхность в зоне контакта с ободом и гребнем колеса в сечении, перпендикулярном плоскости последнего, и скругленные поверхности концевых частей колодок в зоне контакта с ободом колеса в сечении, соответствующем плоскости колеса.

Недостаток устройства заключается в том, что в процессе работы чугунная колодка плотно прилегает к гребню колеса и, как правило, наползает на гребень, при этом изнашивается закругленная поверхность и появляется острый угол. Колодка в месте контакта в сечении, перпендикулярном плоскости колеса, становится прямоугольной. И в результате острая кромка колодки интенсивно режет гребень колеса, сокращая срок его службы.

Кроме того, по мере износа диаметра колеса, в процессе торможения, колодка не обеспечивает плотного прилегания к ободу колеса по всей рабочей поверхности, составляя 10-20% взаимного контакта. При этом снижается эффект торможения и увеличивается износ обода колеса. А это, в свою очередь, ухудшает торможение, увеличивает удельные нагрузки на контактную поверхность и приводит к интенсивному износу поверхности катания колеса, а также заклинивание колодки при торможении.

Целью изобретения является повышение срока службы колеса.

Поставленная цель достигается тем, что в колодочном тормозе рельсового подвижного состава, содержащем тормозную траверсу, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками, каждая из которых имеет закругленную поверхность в зоне контакта с ободом и гребнем колеса в сечении, перпендикулярном плоскости последнего, и скругленные поверхности концевых частей колодки в зоне контакта с ободом колеса в сечении, соответствующем плоскости колеса, башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга, а внутренняя боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10-15 мм и с переходом скошенной поверхности в закругленную радиусом 20 мм, при этом скругление поверхностей концевых частей колодки выполнено радиусом 480 мм.

Такое выполнение, при котором башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга, а внутренняя боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10-15 мм, и с переходом скошенной поверхности в закругленную радиусом 20 мм, при этом скругление поверхностей концевых частей колодки выполнено радиусом 480 мм, позволяет: во-первых, отодвинуть колодку от гребня колеса, обеспечив тем самым значительное уменьшение стирания боковой внутренней поверхности колодки и гребня колеса; во-вторых, изменив профиль сечения колодки в зоне примыкания к гребню колеса, избежать возможности появления острого угла колодки, режущей гребень колеса; и в-третьих, за счет уменьшения радиуса концевой части колодки обеспечить более полное прилегание рабочей поверхности колодки к поверхности обода колеса как новых, так и изношенных колес и, таким образом, снизить степень износа гребня и обода колеса и продлить срок его службы.

На фиг. 1 изображен колодочный тормоз рельсового подвижного состава, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.

Устройство содержит тормозную траверсу 1, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки 2, с установленными на них симметричными колодками 3. Башмаки 2 установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга. В зоне контакта с гребнем 4 колеса 5 в сечении, перпендикулярном плоскости колеса 5, внутренняя боковая поверхность 6 каждой колодки 3 выполнена скошенной под углом 10 к вертикали, с вершиной угла 7, расположенной ниже уровня спинки 8 колодки 3 на 10-15 мм. Скошенная поверхность 9 в зоне гребня 4 и обода 11 колеса 5 переходит в закругленную поверхность 10, выполненную радиусом 20 мм. В зоне контакта с ободом 11 колеса 5 в сечении, соответствующем плоскости колеса 5, концевые части 12 имеют скругленные поверхности, выполненные радиусом 480 мм.

Устройство работает следующим образом. Траверса 1 давит на тормозные башмаки 2, которые прижимают колодки 3 к ободу 11 колеса 5. Расстояние между башмаками 2 и соответственно между внутренними боковыми поверхностями 6 колодок 3 устанавливается равным 1520 мм. Между гребнем 4 колеса 5 и внутренней боковой поверхностью 6 каждой колодки 3 появляется зазор 3 мм. Скошенная поверхность 9 переходит в закругление 10 радиусом 20 мм. Пологий радиус закругления и скошенная поверхность 9 еще более отодвигают внутреннюю боковую поверхность 6 колодки 3 от гребня 4 колеса 5, и при торможении и стирании рабочей поверхности 13 колодки 3 вплоть до уровня вершины 7 угла скоса сохраняется тупой угол между скошенной 9 и рабочей 13 поверхностями, и в ряде случаев, когда колодка 3 наползает на гребень 4, не происходит подрезание последнего. Концевая часть 12 колонки 3 в зоне контакта с ободом 11 колеса 5 в сечении, соответствующем плоскости последнего, выполнена радиусом округления равным 480 м. Это соответствует радиусу средней степени изношенности обода 11 колеса 5 и является оптимальным для более плотного прилегания рабочей поверхности колодки к ободу колеса в течение всего срока службы колеса.

Данное изобретение позволяет продлить срок службы колесной пары в 2-3 раза.

Источники информации 1. А. С. СССР N 1330002 "Колодочный тормоз рельсового подвижного состава", кл. B 61 H 1/00 опубл. 15.08.87 Бюл. N 30.

Формула изобретения

Колодочный тормоз рельсового подвижного состава, содержащий тормозную траверсу, на цапфах которой поворотно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками, каждая из которых имеет закругленную поверхность в зоне контакта с ободом и гребнем колеса в сечении, перпендикулярном плоскости последнего, и скругленные поверхности концевых частей колодки в зоне контакта с ободом колеса в сечении, соответствующем плоскости колеса, отличающийся тем, что башмаки установлены на расстоянии 1520 мм друг от друга, а внутренняя боковая поверхность каждой колодки выполнена скошенной под углом 10o к вертикали, с вершиной угла, расположенной ниже уровня спинки колодки на 10 - 15 мм с переходом скошенной поверхности в закругленную радиусом 20 мм, при этом скругление поверхностей концевых частей колодки выполнено радиусом 480 мм.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

HE4A - Изменение адреса для переписки с обладателем патента Российской Федерации на изобретение

Новый адрес для переписки с патентообладателем:107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2, ОАО "РЖД"

Извещение опубликовано: 10.01.2006        БИ: 01/2006