Способ и устройство для технического диагностирования магистрального трубопровода

Реферат

 

Изобретение относится к техническому диагностированию магистральных трубопроводов и может быть использовано для диагностирования уложенных магистральных нефтепроводов и газопроводов. С помощью датчиков выполняют измерения диагностических параметров и получают последовательности цифровых и аналоговых сигналов, соответствующих измеряемым диагностическим параметрам. Аналоговые сигналы преобразуют в цифровую форму. Полученные цифровые данные накапливают в оперативной памяти бортового компьютера сверхбольшой емкости или в накопителе цифровых данных на элементах буферной памяти прямого доступа. После завершения диагностического пропуска по накопленным цифровым данным определяют измеренные диагностические параметры. Реализация изобретения позволяет сократить время выполнения технического диагностирования заданного участка магистрального трубопровода и уменьшить энергопотребление диагностического оборудования на заданном участке трубопровода. Указанный способ реализуется при помощи устройства, содержащего корпус транспортного устройства для пропуска внутри трубопровода, установленные на транспортном устройстве датчики, чувствительные к диагностическим параметрам трубопровода, источник питания. Кроме того, устройство содержит бортовой компьютер, содержащий накопитель полученных цифровых данных, который включает в себя буферную память прямого доступа и периферийный накопитель цифровых данных. Память прямого доступа имеет объем более 6000 Мбайт. Периферийный накопитель цифровых данных выполнен на элементах динамической памяти прямого доступа и имеет объем более 6000 Мбайт. 2 с. и 23 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к техническому диагностированию магистральных трубопроводов, главным образом уложенных магистральных нефтепроводов и газопроводов путем прогона внутри трубопровода устройства самодвижущегося, либо устройства в виде поршня (скребка, пробки), продвигающегося внутри магистрального трубопровода за счет давления потока жидкости (газа), транспортируемой по трубопроводу, либо принудительно продвигаемого по трубопроводу с помощью какого-либо иного воздействия) с датчиками (ультразвуковыми, магнитными, вихретоковыми, электромагнитно-акустическими, оптическими, тепловыми, механическими и другими датчиками, чувствительными к каким-либо диагностическим параметрам (отражающим техническое состояние магистрального трубопровода), измерение которых необходимо для решения задач технического диагностирования.

Пояснения.

ГОСТ 20911-89 определяет техническое диагностирование (диагностирование) как определение технического состояния объекта и устанавливает, что задачами технического диагностирования являются: контроль технического состояния; поиск места и определение причин неисправности; прогнозирование технического состояния; контроль технического состояния определяется как проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени; прогнозирование технического состояния определяется как определение технического состояния объекта с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени; средство технического диагностирования определяется как аппаратура и программы, с помощью которых осуществляется диагностирование: диагностический параметр определяется как параметр объекта, используемый при его диагностировании; техническое состояние объекта определяется как состояние, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект. ГОСТ 27.002-89 определяет неисправность как состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.

Техническое диагностирование может, в частности, включать ("Трубопроводный транспорт нефти", 1999, N 4, стр.27) средства технического диагностирования, использующие измерение профиля магистрального трубопровода, контроль магистрального трубопровода ультразвуковыми методами, контроль магистрального трубопровода магнитными методами. Объектом диагностики при этом является магистральный трубопровод.

Диагностическими параметрами, необходимыми для решения задач технического диагностирования, являются диагностические параметры, позволяющие выполнять контроль технического состояния и определение причин неисправности магистрального трубопровода, диагностические параметры, позволяющие выполнять прогнозирование технического состояния магистрального трубопровода и диагностические параметры, позволяющие определять место на магистральном трубопроводе, которому соответствуют указанные измеряемые диагностические параметры контроля технического состояния и причин неисправности, а также прогнозирования технического состояния магистрального трубопровода.

Диагностическими параметрами, позволяющими выполнять контроль технического состояния и определение причин неисправности магистрального трубопровода, либо прогнозирование технического состояния магистрального трубопровода, могут быть геометрические параметры профиля и толщины стенки магистрального трубопровода, параметры нарушения условия сплошной среды для материала стенки, параметры трещин и микротрещин и других дефектов материала магистральных трубопроводов, временные параметры и параметры длины трубопровода, а также другие диагностические параметры, которые в зависимости от численных значений параметров могут быть использованы как для контроля технического состояния и определения причин неисправности, так и для прогнозирования технического состояния магистрального трубопровода.

Диагностическими параметрами, позволяющими определять место на магистральном трубопроводе, могут быть географические координаты, длина пути, пройденного внутри магистрального трубопровода транспортным устройством с установленными на нем датчиками, чувствительными к диагностическим параметрам, комбинация времени и скорости движения указанного устройства внутри магистрального трубопровода, изменение магнитного поля при прохождении указанным устройством вблизи магнитных маркеров, установленных на магистральном трубопроводе, положение которых известно, изменение каких-либо физических параметров при прохождении транспортного устройства вблизи особенностей трубопровода, положение которых известно (например, сварных швов), другие физические параметры, позволяющие косвенно определять положение контролируемых точек на трубопроводе.

Из уровня техники известны способы и устройства для выполнения технического диагностирования магистральных трубопроводов путем пропуска транспортного устройства внутри магистрального трубопровода, выполнения измерений внутри указанного трубопровода с использованием ультразвуковых, электромагнитных, оптических, тепловых и других методов и соответствующих им средств.

Уровень техники.

Аналоги заявленного способа.

Известен способ выполнения неразрушающего контроля трубопроводов, описанный в патенте США N5532587, МПК: G 01 N 27/72 от 2.07.96, в котором используется метод измерения утечки магнитного потока в процессе пропуска транспортного устройства в виде поршня с установленными на нем датчиками утечки магнитного потока в материале трубопровода и датчиками пройденного внутри трубопровода пути, выполнения измерений с помощью указанных датчиков, получения последовательности аналоговых сигналов от указанных датчиков, соответствующих измеряемым параметрам (диагностическим параметрам), преобразования указанных сигналов в цифровую форму, и записи указанных цифровых данных на магнитную ленту в процессе диагностического пропуска. После выполнения диагностического пропуска по записанным на магнитную ленту цифровым данным определяют измеренные диагностические параметры (параметры дефектов материала трубопровода и их положение на трубопроводе).

Использование накопителя на магнитной ленте существенно ограничивает скорость записи цифровых данных и условия эксплуатации используемого для реализации способа устройства: электромагнитные поля, вибрации, ударные нагрузки, влажность в месте расположения накопителя и другие факторы.

Прототипом заявленного способа технического диагностирования магистрального трубопровода является способ обнаружения коррозии и подобных дефектов, описанный в патенте США N4909091, МПК: G 01 M 17/00 от 20.03.90, который позволяет выполнять техническое диагностирование магистрального трубопровода: диагностическим параметром, позволяющим выполнять контроль технического состояния, определение причин неисправности и прогнозирование технического состояния магистрального трубопровода, является толщина стенки трубопровода; диагностическим параметром, позволяющим определять положение контролируемых точек трубопровода, которые характеризуются толщиной стенки трубопровода, является угол поворота относительно главной оси (оси) магистрального трубопровода и длина пути, пройденного транспортным устройством, прогоняемым внутри магистрального трубопровода с установленными на нем ультразвуковыми, либо вихретоковыми датчиками, чувствительными к толщине стенки трубопровода.

Существенные признаки прототипа: - внутри трубопровода пропускают транспортное устройство (выполняют диагностический пропуск (пропуск) транспортного устройства) с установленными на нем датчиками (по крайней мере одного из типов: ультразвуковыми, либо вихретоковыми), чувствительными к толщине стенки трубопровода и датчиками, чувствительными к длине пройденного внутри трубопровода пути, и указанный угол поворота, - в процессе пропуска с помощью датчиков выполняют измерения значений толщины стенки трубопровода, длины пройденного пути и указанного угла поворота, - в процессе пропуска получают последовательность аналоговых сигналов от датчиков, - в процессе пропуска аналоговые сигналы преобразуют в цифровую форму, - сигналы соответствуют измеряемым значениям толщины стенки трубопровода и длины пройденного пути, и указанного угла поворота, - в процессе пропуска полученные цифровые данные записывают в буферную память прямого доступа (промежуточного (временного) хранения), - в процессе пропуска в буферной памяти записанные цифровые данные, соответствующие измеренным значениям толщины стенки трубопровода и измеренным значениям, соответствующим длине пройденного внутри трубопровода пути и указанному углу поворота, комбинируют в блоки данных, - в процессе пропуска полученные блоки данных окончательно записывают в накопитель цифровых данных (накопитель на магнитной ленте (стример)), - после выполнения пропуска по полученным цифровым данным (записанным на магнитную ленту) определяют значения толщины стенки трубопровода с привязкой к положению контролируемых точек на трубопроводе.

Использование способа технического диагностирования магистральных трубопроводов по прототипу путем пропуска внутри магистрального трубопровода транспортных устройств с установленными на них датчиками, соответствующими используемому способу технического диагностирования магистрального трубопровода, имеет ряд недостатков: - использование накопителя на магнитной ленте существенно ограничивает условия эксплуатации используемого для реализации способа устройства: электромагнитные поля, вибрации, ударные нагрузки, влажность и температура в месте расположения накопителя и другие факторы.

- при выполнении технического диагностирования магистральных трубопроводов в ряде случаев после выполнения пропуска обнаруживается, что часть записанных в процессе пропуска цифровых данных не считывается с накопителя, - использование накопителя цифровых данных на магнитной ленте ограничивает скорость записи результатов измерений (цифровых данных) и, соответственно, скорость набора данных, - при использовании указанных методов в трубопроводах для перекачки жидкостей (нефтепроводах) выполнение измерений требует снижения скорости перекачки жидкости (нефти и нефтепродуктов) на время выполнения диагностического пропуска; - ограниченный ресурс энергопитания (питания) ограничивает энергопотребление компонент устройства, пропускаемого внутри магистрального трубопровода, ограничивает максимальную протяженность участка магистрального трубопровода, который может быть продиагностирован за один пропуск, а также количество функций (в том числе обработки данных), которые могут выполняться электронными компонентами во время пропуска.

Аналоги заявленного устройства.

Известно устройство для выполнения контроля трубопроводов, описанное в патенте ЕПВ N0304053, МПК: G 01 N 29/00, дата публикации 15.03.95.

Устройство для диагностического пропуска внутри трубопровода включает в себя: корпус транспортного устройства в виде поршня для пропуска внутри магистрального трубопровода, источник питания, ультразвуковые датчики для измерения параметров профиля магистрального трубопровода и толщины стенки магистрального трубопровода, датчики пройденного пути, средства преобразования аналоговых сигналов от указанных датчиков в цифровую форму, накопители цифровых данных на магнитной ленте, либо на магнитных дисках.

Использование описанного устройства имеет ряд недостатков: - использование накопителя на магнитной ленте, либо на магнитном диске существенно ограничивает условия эксплуатации используемого устройства: электромагнитные поля, вибрации, ударные нагрузки, температура в месте расположения накопителя и другие факторы.

- при выполнении технического диагностирования магистральных трубопроводов в ряде случаев после выполнения прогона обнаруживается, что часть записанных в процессе прогона цифровых данных не считывается с накопителя после прогона, - использование накопителя цифровых данных на магнитной ленте ограничивает скорость записи результатов измерений (цифровых данных) и, соответственно, скорость набора данных, - при использовании указанных методов в трубопроводах для перекачки жидкостей (нефтепроводах) выполнение измерений требует снижения скорости перекачки жидкости (нефти и нефтепродуктов) на время выполнения диагностического пропуска; - ограниченный ресурс энергопитания ограничивает энергопотребление компонент устройства, пропускаемого внутри магистрального трубопровода, ограничивает максимальную протяженность участка трубопровода, который может быть продиагностирован за один пропуск, а также количество функций (в том числе обработки данных), которые могут выполняться электронными компонентами во время пропуска.

Известно устройство для контроля внутренней поверхности трубопровода, описанное в патенте ЕПВ N0282687, МПК: G 01 M 3/00, дата публикации 22.09.93. Описанное устройство включает в себя корпус транспортного устройства для пропуска внутри трубопровода в виде поршня, установленные на транспортном устройстве ультразвуковые датчики, датчики пройденного пути и угла поворота относительно главной оси (оси) магистрального трубопровода. С помощью указанных датчиков измеряют диагностические параметры трубопровода: с помощью ультразвуковых - параметры профиля трубопровода, с помощью датчиков пройденного пути измеряют длину пройденного внутри трубопровода пути. Устройство включает в себя также секцию обработки данных, включающую микрокомпьютер (microcomputer), статическую память прямого доступа (static RAM), записывающее устройство (data recorder) и генератор сигналов, а также накопитель данных на пленочной основе (film cartridge). После выполнения указанного диагностического пропуска и извлечения транспортного устройства из трубопровода записанные данные через соответствующий интерфейс передают во внешний компьютер (находящийся вне транспортного устройства) и обрабатывают (определяют по цифровым данным измеренные диагностические параметры).

Использование накопителя (data recorder) в процессе пропуска ограничивает скорость записи цифровых данных, а при использовании устройства в трубопроводах для перекачки жидкости это приводит к ограничению скорости перекачки (транспортировки) жидкости.

Прототипом заявленного устройства для технического диагностирования магистрального трубопровода является устройство для обнаружения коррозии и подобных дефектов, описанное в указанном выше патенте США N4909091, МПК: G 01 M 17/00 от 20.03.90.

Устройство для обнаружения коррозии и подобных дефектов включает в себя: - корпус транспортного устройства в виде поршня для пропуска внутри магистрального трубопровода, - источник питания, - установленные на транспортном устройстве датчики (по крайней мере одного из типов: ультразвуковые, либо вихретоковые), чувствительные к толщине стенки трубопровода, датчики, чувствительные к пройденному транспортным устройством внутри трубопровода пути, углу поворота транспортного устройства относительно главной оси (оси) магистрального трубопровода, - средства преобразования аналоговых сигналов в цифровую форму, - средства преобразования цифровых данных, включающие: микрокомпьютер, оперативную память (буфер, RAM), периферийный накопитель цифровых данных (на магнитной ленте (стример)).

Использование описанного устройства имеет ряд недостатков: - использование накопителя на магнитной ленте существенно ограничивает условия эксплуатации используемого устройства: электромагнитные поля, вибрации, ударные нагрузки, влажность и температура в месте расположения накопителя и другие факторы, - при выполнении технического диагностирования магистральных трубопроводов в ряде случаев после выполнения прогона обнаруживается, что часть записанных в процессе прогона цифровых данных не считывается с накопителя после прогона, - использование накопителя цифровых данных на магнитной ленте ограничивает скорость записи результатов измерений (цифровых данных) и, соответственно, скорость набора данных, - при использовании указанных методов в трубопроводах для перекачки жидкостей (нефтепроводах) выполнение измерений требует снижения скорости перекачки жидкости (нефти и нефтепродуктов) на время выполнения диагностического пропуска; - ограниченный ресурс энергопитания (питания) ограничивает энергопотребление компонент устройства, пропускаемого внутри трубопровода, ограничивает максимальную протяженность участка трубопровода, который может быть продиагностирован за один пропуск, а также количество функций (в том числе обработки данных), которые могут выполняться электронными компонентами во время пропуска.

Сущность изобретения.

Способ технического диагностирования.

Заявлен способ технического диагностирования магистрального трубопровода путем пропуска внутри магистрального трубопровода транспортного устройства с установленными на нем датчиками, чувствительными к диагностическим параметрам трубопровода, выполнения измерений указанных диагностических параметров с помощью указанных датчиков, получения последовательности цифровых, либо аналоговых и в последующем преобразованных в цифровую форму сигналов, соответствующих измеряемым диагностическим параметрам трубопровода, в процессе пропуска, промежуточного хранения полученных цифровых данных и их окончательной записи, определения после выполнения указанного пропуска диагностических параметров магистрального трубопровода, соответствующих указанным цифровым данным, отличающийся тем, что указанные цифровые данные накапливают в буферной памяти прямого доступа в процессе пропуска, а окончательную запись выполняют после выполнения указанного пропуска.

В основе заявленного способа лежит задача создать способ технического диагностирования магистрального трубопровода, который позволяет устранить указанные для аналогов недостатки.

Существенными признаками заявленного изобретения, сходными с существенными признаками прототипа, являются следующие: - транспортное устройство с установленными на нем датчиками, чувствительными к диагностическим параметрам магистрального трубопровода, пропускают внутри магистрального трубопровода, - в процессе пропуска с помощью датчиков выполняют измерения диагностических параметров, - в результате измерений в процессе пропуска получают последовательность сигналов от датчиков: (цифровых, либо преобразованных в цифровую форму аналоговых) (цифровые данные), - сигналы соответствуют измеряемым диагностическим параметрам магистрального трубопровода, - выполняют промежуточное хранение полученных цифровых данных в буферной памяти прямого доступа (буфере промежуточного (временного) хранения) в процессе диагностического пропуска (пропуска), - после выполнения пропуска по полученным цифровым данным определяют диагностические параметры трубопровода.

Отличительными признаками заявленного способа является то, что в заявленном способе окончательную запись накопленных в буферной памяти цифровых данных (окончательную запись) выполняют после выполнения указанного пропуска.

Заявленный способ предназначен для выполнения технического диагностирования магистрального трубопровода (трубопровода сверхбольшой протяженности).

Технический результат для заявленного способа.

В процессе диагностического пропуска диагностическое оборудование, установленное на транспортном устройстве, потребляет энергию от источника питания, расположенного на транспортном устройстве (автономного источника питания).

Для заданной потребляемой мощности диагностического оборудования энергоемкость автономного источника питания ограничивает время выполнения пропуска. Для заданной скорости движения указанное время ограничивает длину участка магистрального трубопровода, подлежащего диагностированию за один диагностический пропуск.

И обратно, для заданной длины участка магистрального трубопровода, подлежащего диагностированию за один пропуск, и заданной скорости движения транспортного устройства (соответственно, времени выполнения пропуска) энергоемкость автономного источника питания ограничивает потребляемую мощность диагностического оборудования, установленного на транспортном устройстве, и, соответственно, число функций (включая функции обработки данных), которые могут выполняться указанным оборудованием.

Потребляемая мощность некоторых типов элементов памяти, используемых для организации буфера промежуточного хранения (буферной памяти прямого доступа), значительно превышает потребляемую мощность других типов накопителей для той же информационной емкости (емкости). Так, потребляемая мощность накопителей на элементах динамической памяти суммарной емкостью 2 Гб на порядок превышает потребляемую мощность накопителя на магнитной ленте (стримера) той же емкости, обычно используемого для технического диагностирования магистральных трубопроводов.

Высокая потребляемая мощность является одним из главных препятствий использования элементов буферной памяти для организации накопителей большой емкости в системах, где ограничено энергопотребление (ресурс питания).

Функция накопления цифровых данных в процессе пропуска в заявленном способе выполняется благодаря увеличению объема буфера промежуточного хранения (буферной памяти прямого доступа) до значения, достаточного для накопления всех цифровых данных, полученных в результате пропуска (большей части цифровых данных, полученных в результате пропуска).

Действие, указанное в прототипе как окончательная запись в блоки данных и выполняемая в процессе пропуска, в заявленном изобретении выполняется после указанного пропуска. Исключение действия при записи цифровых данных позволяет уменьшить время записи цифровых данных и увеличить скорость набора данных (результатов измерений). Для заданного числа измерений на единицу длины трубопровода это позволяет увеличить скорость движения транспортного устройства внутри магистрального трубопровода. Для заданной длины трубопровода это позволяет уменьшить время выполнения пропуска (технического диагностирования).

Следует учитывать то, что скорость записи цифровых данных определяется не только временем записи в буфер промежуточного хранения (буферную память прямого доступа), но также временем обработки аналогового сигнала, временем преобразования аналогового сигнала в цифровую форму, а также временами, связанными с промежуточными операциями.

Следует также учитывать то, что потребляемая мощность диагностического оборудования складывается из потребляемой мощности элементов хранения цифровых данных и потребляемой мощности остального диагностического оборудования.

Следует также учитывать то, что транспортное устройство должно иметь способность увеличивать скорость движения в магистральном трубопроводе до требуемого значения.

В зависимости от численного изменения суммарной потребляемой мощности и времени пропуска энергопотребление на заданной длине магистрального трубопровода может как увеличиться, так и уменьшиться.

В результате реализации заявленного изобретения была обнаружена возможность снижения энергопотребления на заданной длине магистрального трубопровода при использовании для накопления цифровых данных буфера промежуточного хранения данных на элементах памяти любого типа (включая элементы динамической памяти) и преодоления предубеждения о нецелесообразности использования накопителей на элементах памяти с большой потребляемой мощностью при внутритрубном техническом диагностировании магистрального трубопровода с помощью системы с ограниченным энергопотреблением.

Заявленный способ может быть реализован с помощью заявленного устройства.

В заявленном способе целесообразно использовать память прямого доступа (оперативную память, оперативную кэш-память) в виде буфера между датчиками, от которых получают цифровые сигналы, или средствами преобразования аналоговых сигналов датчиков в цифровую форму и устройством, на которое выполняется окончательная запись цифровых данных (периферийное устройство, внешнее устройство, периферийный или внешний накопитель цифровых данных, порт бортового компьютера): буферную память (буферную память прямого доступа, буферную память системы ввода-вывода цифровых данных (средств передачи цифровых данных)).

При выполнении технического диагностирования согласно заявленному способу целесообразно, чтобы в буфере промежуточного хранения цифровых данных (буферной памяти прямого доступа) формировали блоки данных, и окончательную запись выполняли сформированными блоками данных. Целесообразно окончательную запись выполнять в накопитель блочного доступа. Целесообразно окончательную запись выполнять в периферийный накопитель цифровых данных. Целесообразно окончательную запись выполнять в накопитель цифровых данных, находящийся вне транспортного устройства.

Целесообразно использовать указанный способ для технического диагностирования участков магистрального трубопровода сверхбольшой протяженности с суммарной длиной нескольких участков или длиной каждого участка более 10-100 км.

Целесообразно в процессе пропуска указанные цифровые данные накапливать в энергонезависимой буферной памяти. В качестве энергонезависимой буферной памяти может использоваться буферная память прямого доступа на энергонезависимых элементах памяти или буферная память на энергозависимых элементах памяти с автономным источником питания, питающим указанные элементы памяти.

Целесообразно выполнять согласно заявленному способу один или несколько пропусков, а окончательную запись цифровых данных выполнять после выполнения технического диагностирования одного или нескольких участков магистрального трубопровода, суммарно представляющих собой магистральный участок трубопровода. Целесообразно выполнять окончательную запись цифровых данных после выполнения технического диагностирования одного или нескольких участков магистрального трубопровода суммарной длиной, превышающей 1-100 км.

Целесообразно выполнять техническое диагностирование согласно заявленному способу при скорости транспортного устройства внутри магистрального трубопровода, превышающей 1-3 м/с.

Целесообразно выполнять техническое диагностирование согласно заявленному способу при скорости записи цифровых данных в буферную память прямого доступа (установившейся скорости), превышающей 1- 100 Мбайт/с.

Целесообразно выполнять техническое диагностирование согласно заявленному способу с разрешающей способностью не более 10 мм в продольном направлении и 30 мм по окружности магистрального трубопровода.

Целесообразно выполнять неразрушающий контроль материала магистрального трубопровода согласно заявленному способу с разрешающей способностью не более 3,5 мм в продольном направлении и 9 мм по окружности магистрального трубопровода.

Целесообразно использовать буферную память прямого доступа объемом, превышающим 100-6000 Мбайт.

В процессе пропуска в буфере промежуточного хранения (буферной памяти прямого доступа) целесообразно накапливать большую часть получаемых за пропуск или за несколько пропусков цифровых данных или все полученные за пропуск или несколько пропусков цифровые данные.

Целесообразно в буферной памяти прямого доступа в процессе пропуска накапливать цифровые данные, соответствующие диагностическим параметрам, относящимся к состоянию материала магистрального трубопровода, временным задержкам отраженных ультразвуковых сигналов по отношению к испущенным ультразвуковым сигналам, геометрическим параметрам профиля магистрального трубопровода, толщине стенки магистрального трубопровода, длине пройденного внутри магистрального трубопровода пути, угла поворота транспортного устройства относительно оси магистрального трубопровода, параметрам географического положения транспортного устройства, времени, давлению среды внутри магистрального трубопровода, ускорениям транспортного устройства в процессе пропуска, показаниям гироскопов.

В заявленном способе в процессе пропуска целесообразно использовать автономный источник питания, в частности, аккумуляторный источник, источник на гальванических элементах или автономный генератор электроэнергии, преобразующий энергию потока транспортируемой среды в электроэнергию.

Заявленное изобретение может быть реализовано с использованием любого по крайней мере одного метода контроля технического состояния трубопровода с использованием любых типов датчиков, соответствующих используемым методам контроля, если выполняются условия: датчики могут использоваться автономно в составе устройства, пропускаемого внутри магистрального трубопровода, результатом работы датчиков являются последовательности цифровых и/или аналоговых сигналов (результаты измерений), соответствующие измеряемым диагностическим параметрам магистрального трубопровода, характеризующим техническое состояние магистрального трубопровода и позволяющие прогнозировать техническое состояние магистрального трубопровода.

Одним из методов контроля технического состояния может быть метод неразрушающего контроля материала трубопровода. В частности, таким методом может быть по крайней мере один из ультразвуковых методов (в частности, метод отраженных сигналов; метод с использованием электромагнитных ультразвуковых датчиков, возбуждающих и измеряющих ультразвуковые волны в материале стенки трубопровода), метод вихревых токов, метод утечки магнитного потока, оптический метод, метод контроля с помощью тепловых средств, сверхвысокочастотного излучения и другие.

Целесообразно с помощью заявленного способа в процессе технического диагностирования измерять параметры профиля магистрального трубопровода, в процессе указанных измерений используют по крайней мере один из типов датчиков: ультразвуковые, механические.

Целесообразно в процессе пропуска определять местоположение транспортного устройства внутри магистрального трубопровода.

Целесообразно в процессе технического диагностирования определять длину пройденного транспортным устройством внутри трубопровода пути и угол поворота транспортного устройства относительно оси трубопровода.

Целесообразно использовать одометрическую систему для определения длины пройденного внутри трубопровода пути и маятниковый датчик для определения угла поворота транспортного устройства относительно оси трубопровода.

Целесообразно в процессе пропуска определять параметры залегания магистрального трубопровода. Используют датчики, чувствительные к параметрам залегания трубопровода (геометрическим параметрам залегания магистрального трубопровода, позволяющим определить положение контролируемых точек (профилей) на магистральном трубопроводе и на местности). Информацию о географическом местоположении транспортного устройства, в частности о местоположении транспортного устройства внутри магистрального трубопровода и географическое положение магистрального трубопровода, а также глубину его залегания определяют с помощью нескольких одометров, гироскопов и акселерометров и уточняют с помощью описанной ранее маркерной системы.

Целесообразно с помощью заявленного способа выполнять техническое диагностирование газопроводящего магистрального трубопровода или магистрального трубопровода для транспортировки жидкости.

При выполнении технического диагностирования газопроводящего магистрального трубопровода целесообразно использовать транспортное устройство в виде жидкостной пробки.

В качестве транспортного устройства, пропускаемого внутри магистрального трубопровода, может быть использовано, в частности, самодвижущееся устройство или устройство на основе поршня (скребка) внутри магистрального трубопровода, которое помещают внутрь этого трубопровода, производят перекачку (транспортировку) жидкости внутри этого трубопровода, давление потока жидкости приводит поршень (транспортное устройство) в движение.

При использовании указанного поршня (скребка) в магистральных трубопроводах для перекачки жидкостей (в частности, нефти и нефтепродуктов) в целях ограничения скорости движения транспортного устройства внутри трубопровода на время проведения технического диагностирования снижают скорость перекачки (транспортировки) жидкости в магистральном трубопроводе.

Из уровня техники известна возможность увеличения скорости перекачки жидкости по магистральному трубопроводу при увеличении допустимой скорости движения поршня (скребка) внутри магистрального трубопровода с одновременным усилением факторов, негативно влияющих на надежность и отказоустойчивость устройства для технического диагностирования (устройства, пропускаемого внутри трубопровода) и надежность сохранения данных в процессе пропуска. Такими негативными факторами могут быть, в частности, повреждения манжет, изменение характера взаимодействия манжеты с поверхностью трубопровода, удары и вибрации вследствие столкновений транспортного устройства внутри трубопровода с препятствиями. Такими препятствиями могут быть, в частности, посторонние предметы, подкладные кольца и дефекты сварки.

В результате реализации изобретения была обнаружена возможность увеличения скорости перекачки жидкости и в ряде случаев исключения необходимости снижения скорости перекачки (транспортировки) жидкости в магистральном трубопроводе во время выполнения технического диагностирования магистрального трубопровода при одновременном исключении влияния усиления факторов, негативно влияющих на надежность сохранения накопленных в процессе пропуска цифровых данных в связи с увеличением скорости движения поршня внутри магистрального трубопровода.

Целесообразно в процессе пропуска уточнять положение транспортного устройства с помощью маркерных сигналов, указанные маркерные сигналы излучают из точек вне трубопровода, положение