Задвижка

Реферат

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для надежного перекрытия магистрального канала. Задвижка содержит корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку. В каретке имеются каналы. В одном из указанных каналов - горизонтальном - размещена ось тарелки. В другом канале размещен рычаг. Рычаг фиксирует своими концами положение каретки относительно корпуса. При этом концы рычага расположены во впадинах. В каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка. Последняя установлена на резьбовой части шпинделя. Ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями. Последние сопряжены с ответными поверхностями по типу "шип-паз". Канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально. Изобретение позволяет повысить надежность работы задвижки с невыдвижным шпинделем. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шиберным задвижкам, и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих вязкие жидкости с примесями твердых частиц.

Известна шиберная задвижка (см. патент RU 2047802 C1, кл. F 16 K 3/14, 10.11.1995 г. ), содержащая корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых - в горизонтальном - размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса. К недостаткам данной конструкции следует отнести сложность ее запорного узла и наличие выдвижного шпинделя, резьбовая часть которого не защищена от воздействия атмосферных осадков, а для эксплуатации в условиях низких температур надежность ее значительно снижается.

Задачей изобретения является повышение надежности задвижки посредством установки невыдвижного шпинделя.

Технический результат изобретения достигается тем, что в известной задвижке, содержащей корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых - в горизонтальном - размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса, в каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка, установленная на резьбовой части шпинделя, а ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями, сопряженными с ответными поверхностями ходовой гайки по типу "шип-паз", при этом канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально. Кроме этого, одна из впадин, взаимодействующая с концом упомянутого рычага, выполнена на вертикальном ребре корпуса, пересекающем ось последнего, а ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке с двух противоположных ее сторон. При этом одна из впадин, взаимодействующая с другим концом упомянутого рычага, выполнена на ходовой гайке.

На фиг. 1 изображен главный вид задвижки в открытом состоянии, на фиг. 2 изображен главный вид задвижки в закрытом состоянии, на фиг. 3 изображен разрез по А-А на фиг. 2, на фиг. 4 изображен вид Б на фиг. 1.

Корпус 1 имеет направляющие вертикальные ребра 2, по которым под действием шпинделя 3, управляемого маховиком 4 и ходовой гайкой 5, перемещается каретка 6, в горизонтальном канале 7 которой размещена ось 8 тарелки 9 с наклонными поверхностями 10, сопряженными с ответными наклонными поверхностями 11 ходовой гайки 5 по типу "шип-паз".

Ходовая гайка 5 расположена в вертикальном канале каретки 6 на резьбовой части шпинделя 3 и снабжена впадиной 12, взаимодействующей с одним концом рычага 13, расположенного в горизонтальном канале 14 каретки 6, а другим - со впадиной 15, выполненной на вертикальном ребре 16 корпуса 1, пересекающем ось последнего. Рычаг 13 своими концами, расположенными во впадинах, фиксирует положение каретки 6 относительно корпуса 1. Корпус 1, имеющий упор 17, соединен с крышкой 18, в вертикальной части которой расположены сальник 19 и подшипниковый узел 20, установленные внутри стойки 21, по наружной резьбовой поверхности 22 которой перемещается указатель хода 23 под действием колпачка 24 при вращении маховика 4. Ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке 5 с двух противоположных ее сторон.

Задвижка работает следующим образом.

При закрытии задвижки.

Посредством вращения маховика 4 поворачиваем в подшипниковом узле 20 шпиндель 3, ходовая гайка 5 перемещается вместе с кареткой 8 по направляющим ребрам 2 корпуса 1, т.к. каретка 6 зафиксирована рычагом 13 и впадиной 12, расположенной на ходовой гайке 5, относительно последней. После соприкосновения каретки 6 с упором 17 тарелка 9 перекрывает магистральный канал, а отверстие 14 в каретке совпадает с впадиной 15, при этом рычаг 13 освобождает ходовую гайку 5, которая, продолжая перемещение по вертикальному каналу каретки 6, наклонными поверхностями 11 воздействует на ответные поверхности 10 оси 8 тарелки 9, вследствие чего тарелка 9 перемещается горизонтально и герметизирует соединение "тарелка-корпус". Задвижка закрыта, при этом риска указателя хода 23 совпадает с маркировкой "3".

При открытии задвижки Посредством вращения маховика 4 в противоположную сторону шпиндель 3 начинает перемещать ходовую гайку 5 в сторону крышки 18, т.к. в этот момент фиксирующий рычаг 13 находится во впадине 15 ребра 16 корпуса 1, а ходовая гайка 5 своими наклонными поверхностями 11, воздействуя на ответные поверхности 10 тарелки 9, отводит последнюю от уплотнительного поля корпуса 1, разгерметизируя соединение "тарелка-корпус", отвод тарелки происходит до совпадения оси рычага 13 со впадиной 13, расположенной на ходовой гайке 5. После чего рычаг 13 под действием ходовой гайки 5 освобождает впадину 15 ребра 16 корпуса 1 и фиксирует ходовую гайку 5 с кареткой 6, после чего происходит перемещение каретки 6 до тех пор пока риска указателя хода 23 не совпадает с маркировкой "0". Задвижка открыта.

Таким образом, размещение в вертикальном канале каретки ходовой гайки, взаимодействующей своими наклонными поверхностями с ответными поверхностями на оси тарелки, позволяет применить в конструкции задвижки невыдвижной шпиндель, что повышает надежность конструкции при эксплуатации задвижки в условиях Крайнего Севера.

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним до упора под действием шпинделя каретку с каналами, в одном из которых, в горизонтальном, размещена ось тарелки, а в другом - рычаг, фиксирующий своими концами, расположенными во впадинах, положение каретки относительно корпуса, отличающаяся тем, что в каретке выполнен вертикальный канал и в нем размещена ходовая гайка, установленная на резьбовой части шпинделя, а ось тарелки выполнена с наклонными поверхностями, сопряженными с ответными поверхностями ходовой гайки по типу "шип-паз", при этом канал с размещенным в нем рычагом расположен в каретке горизонтально.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что одна из впадин, взаимодействующая с концом упомянутого рычага, выполнена на вертикальном ребре корпуса, пересекающем ось последнего.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что ответные поверхности, сопряженные по типу "шип-паз" с наклонными поверхностями оси тарелки, выполнены в ходовой гайке с двух противоположных ее сторон.

4. Задвижка по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что одна из впадин, взаимодействующая с другим концом упомянутого рычага, выполнена на ходовой гайке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4