Учебная парта

Реферат

 

Изобретение относится к мебели, в частности к школьной мебели, и может быть использовано при разработке учебной мебели для детей с учетом их индивидуальных антропометрических особенностей. Изобретение обеспечивает возможность создания полифункциональной разновозрастной учебной парты, позволяющей обеспечить удобную рабочую позу в процессе выполнения учебной работы с фиксированным расстоянием до сиденья, с возможностью плавной регулировки положения столешницы и сиденья по высоте и углу наклона с учетом индивидуальных антропометрических особенностей учащегося. Столешница и сиденье соединены между собой. Парта смонтирована с возможностью трансформации в стол, в стол для работы стоя, чертежную доску и демонстрационный стол. Сиденье имеет шарнир и фиксирующее устройство для поворота и фиксации в вертикальном положении. Парта имеет соединенные с рамкой столешницы и с фиксирующими устройствами штоки в направляющих стойках и штанги, установленные с возможностью перемещения вдоль направляющих стоек, для трансформации парты. 6 ил.

Изобретение относится к изделиям учебной мебели и может быть использовано для организации обучения, в том числе детей, с учетом их индивидуальных антропометрических данных и характера работы.

Известен комплект складной ученической мебели (авт.свид. СССР N 130648, кл. A 47 B 39/06, 1960), содержащий столешницу на стойках, смонтированную в направляющих, средство для перемещения столешницы вдоль направляющих в вертикальной плоскости и управляемое педалью средство поворота подставки для ног. Недостатком парты является отсутствие механизма настройки конструкции в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными ребенка, невозможность использования в качестве учебной парты с фиксированным положением стула относительно стола, а также для работы стоя и в качестве демонстрационного стола.

Известна школьная парта (авт. свид. СССР N 597364, кл. A 47 B 41/00, 1976), содержащая стол с крышкой и скамью, сиденье которой выполнено подвижным в направлении стола. Столешница может быть использована в качестве чертежной доски. Недостатком данного варианта парты является невозможность плавной регулировки угла наклона столешницы. Кроме того, нельзя настроить парту в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными ребенка и использовать ее в качестве демонстрационного стола.

Известна учебная парта (авт. свид. СССР N 234623, кл. A 47 B 39/02, 1969), состоящая из столешницы с возможностью регулирования угла наклона и сиденья, соединенного со столешницей. Устройство может быть использовано как парта и как чертежная доска. Недостатком известного устройства является то, что столешница и сиденье не регулируются по высоте, что не позволяет настроить учебную парту в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными ребенка и для работы как сидя, так и стоя.

Известна парта (полезная модель RU N 2718, кл. A 47 B 41/00, 1996), включающая стол, соединительный каркас, сиденье, подлокотник и опоры для ног, которая смонтирована с возможностью вставать, не выходя из-за парты. Недостатком известной парты являются отсутствие возможности установки столешницы под необходимым углом и регуляции высоты столешницы и сиденья, невозможность выполнения учебной работы (чтение и письмо) в положении стоя, отсутствие позиций "чертежная доска" и демонстрационный стол. Наличие подножки в известном устройстве, которая придает жесткость конструкции, препятствует свободному вытягиванию ног во время продолжительной работы в положении сидя.

Известна парта (патент СССР N 11068, кл. A 47 B 39/02, 1929), содержащая столешницу с изменяющимся углом наклона и сиденье. Недостатком известной парты являются отсутствие возможности настройки парты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, ограниченные функциональные возможности.

Известен стол (авт.свид. СССР N 1530168, кл. A 47 B 17/06, 1989), смонтированный с возможностью трансформации в демонстрационный стол. Недостатком известного стола являются ограниченная возможность использования в качестве полифункциональной разновозвратной учебной парты и отсутствие возможности для выполнения учебной работы стоя.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является учебная парта (патент США N 1454565, кл. A 47 B 39/00, 1923), содержащая столешницу, регулируемую по углу наклона, и сиденье, соединенные между собой, причем столешница и сиденье выполнены перестраиваемыми по высоте.

Отличие заявленного изобретения от указанного наиболее близкого известного состоит в том, что парта смонтирована с возможностью трансформации в стол для удобства учебной работы (чтения и письма) как сидя так и стоя (с возможностью плавного регулирования, в большем диапазоне, высоты и угла наклона столешницы), в чертежную доску и демонстрационный стол, а также возможностью регулирования глубины сиденья, дистанций спинки и сиденья.

Задачей предлагаемого изобретения является создание полифункциональной разновозрастной учебной парты, позволяющей обеспечить удобную рабочую позу в процессе выполнения учебной работы, с фиксированным расстоянием до сиденья, с возможностью плавной регулировки положения столешницы и сиденья по высоте и углу наклона с учетом индивидуальных антропометрических особенностей учащегося и характера выполняемой работы.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в известной учебной парте, содержащей столешницу и сиденье, соединенные между собой, столешница выполнена с возможностью плавной перестройки как по высоте, так и по углу наклона и сиденье, выполненное с возможностью поворота сиденья вокруг вертикальной оси и настройки по высоте, при этом парта смонтирована с возможностью трансформации в стол и чертежную доску для работы сидя, стол и чертежную доску для удобной работы стоя и демонстрационный стол.

Конструкция устройства поясняется чертежами. На фиг. 1 представлен изометрический рисунок учебной парты; на фиг. 2а - показана позиция "стол", вид сбоку; на фиг. 2б - позиция "стол", вид спереди; на фиг. 3 - позиция "парта"; на фиг. 4 - позиция "чертежная доска"; на фиг. 5а и 5б - позиция "стол для работы стоя"; на фиг. 6 - позиция "демонстрационный стол".

Учебная парта содержит столешницу 1 (фиг. 2а, 2б) с ограниченной планкой 20 для предотвращения соскальзывания (скатывания) учебных принадлежностей и устройство для размещения учебных принадлежностей 21; рамка 19 крепления столешницы 1 к штангам 5 и штокам 4 с направляющими прорезями 3 и устройствами фиксации 22; штанги 5 с фиксирующими устройствами 10 для перемещения столешницы в вертикальной плоскости и/или изменения угла наклона рабочей поверхности; направляющие стойки 7 с фиксирующими устройствами 9 штоков 4 и фиксирующих устройств 10 штанг 5; основание 14 сиденья 13 со спинкой 2; фиксирующего устройства 23 спинки 2; сиденье 3 с возможностью регуляции глубины сиденья по направляющим основания 14 с фиксатором 24; шток 6 с устройством 12 допускающим вращение сиденья в горизонтальной плоскости; направляющую стойку 8 с фиксирующим устройством 11 штока сиденья 6; основание парты 15; штанга жесткости конструкции парты 16, соединяющая между собой фиксаторы 9 с размещенной на ней корзиной для портфеля 27 (выделена на фиг. 2б); наконечники 18 стоек 7 и шаровые опоры 17.

Парта приводится в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными следующим образом (фиг. 2а, 2б): - настройка столешницы по высоте и углу наклона осуществляется посредством расфиксации устройств 9, 10, перемещением столешницы 1, шарнирно соединенной со штоками 4 и штангами 5 вдоль направляющих стоек 7 с последующим закреплением устройствами 9 и 10; - настройка сиденья 13 по высоте осуществляется посредством расфиксации устройства 11 и перемещением сиденья со штоком 6 вдоль направляющей 8 с последующим закрепленным устройством 11. Во время перемещения сиденья, вследствие наклона направляющей 8 относительно основания парты 15 на угол больший 90o, изменяется дистанция скамьи.

Настройка дистанции скамьи осуществляется: - посредством расфиксации устройства 24 и перемещением сиденья 13 вдоль направляющих основания сиденья 14. Изгиб 26 основания сиденья 14 предназначен для уменьшения глубины сиденья при использовании парты в детских дошкольных учреждениях и начальной школе; - посредством расфиксации устройств 22 и перемещением столешницы 1 по направляющим пазам 3 с последующей фиксацией устройствами 22; - посредством расфиксации устройства 11 и перемещением сиденья со штоком 6 по направляющей 8, расположенной под углом большим 90o относительно основания 15.

Регуляция дистанции спинки может осуществляться: - посредством расфиксации устройств 22 и перемещением столешницы 1 относительно штоков 4 по направляющим пазам 3 рамки 19; - посредством расфиксации устройства 11 и перемещением сиденья со штоком 6 по направляющей 8, расположенной под углом большим 90o относительно основания парты 15.

Парта трансформируется в вышеперечисленные позиции следующим образом.

Настраивание учебной парты в исходной позиции "стол" (фиг. 2а, 2б) в позицию "парта" (фиг. 3) в соответствии с индивидуальными антропометрическими данными ребенка производится посредством: - расфиксации устройств 9, 10, 22 перемещением штоков 4, фиксаторов 10 стоек 5 вдоль направляющих стоек 7 и перемещением столешницы 1 относительно штоков 4 по направляющим пазам 3 рамки 19 до оптимального положения столешницы и последующей фиксацией устройствами 9, 10, 22.

Трансформация учебной парты в позицию "чертежная доска" (фиг. 4) производится посредством расфиксации устройств 9, 10, 22 перемещения штоков 4, фиксирующих устройств 10 штанг 5 вдоль направляющих 7 и перемещением столешницы 1 относительно штока 4 по направляющим пазам 3 рамки 19 и последующей фиксации устройствами 9, 10, 22.

Трансформация учебной парты в позицию "стол для работы стоя" (фиг. 2, 5а и 5б) производится посредством расфиксации устройств 9, 10, перемещением столешницы 1 соединенной со штоками 4 и фиксаторами 10 штанг 5 вдоль направляющей 7 в вертикальной плоскости и последующей фиксацией устройствами 9, 10. Для удобства работы в положении стоя сиденье разворачивается в горизонтальной плоскости вокруг штока 6 посредством поворотного устройства 12 (фиг. 5а) или сиденье 13 перемещается вдоль направляющих основания сиденья 14 с последующим поворотом сиденья из горизонтального положения в вертикальное с помощью выдвигаемого поворотного устройства 25 (фиг. 5б).

Трансформация учебной парты в позицию "демонстрационный стол" (фиг. 2, 6) производится посредством расфиксации устройств 9, 10, 22 перемещения штоков 4, фиксирующих устройств 10 штанг 5 вдоль направляющих 7 и перемещением столешницы 1 относительно штоков 4 по направляющим пазам 3 рамки 19 и последующей фиксации устройствами 9, 10, 22.

Для повышения эксплуатационных возможностей парты (облегчение перемещения парты на другое место) используются взаимозаменяемые опорные наконечники 18 и шаровые опоры 17.

Полифункциональная разновозрастная учебная парта может использоваться в образовательных учреждениях - детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и специальных (в том числе коррекционных) школах, средних и высших специальных учебных учреждениях, а также в домашних условиях.

Технический результат от использования предлагаемой учебной парты - расширение функциональных и эксплуатационных возможностей, улучшение условий работы учащихся, что важно для профилактики утомления.

Формула изобретения

Учебная парта, содержащая соединенные между собой столешницу и сиденье, выполненные перестраиваемыми по высоте, а столешница выполнена регулируемой по углу наклона, отличающаяся тем, что она имеет соединенные с рамкой столешницы и с фиксирующими устройствами штоки в направляющих стойках и штанги, установленные с возможностью перемещения вдоль направляющих стоек для трансформации парты в стол, стол для работы стоя, чертежную доску и демонстрационный стол, при этом сиденье имеет шарнир и фиксирующее устройство для поворота и фиксации его в вертикальном положении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6