Устройство для перекрытия действующего трубопровода при ремонте

Реферат

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для временного перекрытия трубопроводов, например, при проведении ремонтных работ, преимущественно при ремонте водоводов. Устройство содержит два запорных элемента, один из которых установлен в трубопроводе до ремонтируемого участка, а второй - после. Запорные элементы выполнены в виде торообразной эластичной камеры, через центральное отверстие которой пропущен патрубок, соединенный с байпасной линией. Торообразная камера герметично соединена с наружной поверхностью патрубка и дополнительно фиксирована ограничительными кольцами. При повреждении трубопровода перекачивание жидкости по нему временно останавливают, выполняют раскопку (если трубопровод подземный), очищают поврежденный участок и дополнительные участки от грунта. В стенке трубопровода вырезают технологические окна и вводят запорные элементы в трубопровод. После этого байпасную линию соединяют с патрубком при помощи муфты и закачивают при помощи насоса воздух во внутреннюю полость торообразной камеры. Продолжают частичную перекачку жидкости (20-30 % от технологического режима) по трубопроводу и байпасной линией в обход ремонтируемого участка. Расширяет арсенал технических средств. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для временного перекрытия трубопровода, например, при проведении ремонтных работ. Преимущественное применение при ремонте водоводов.

Известно устройство для перекрытия трубопровода при ремонте, включающее глиняные пробки, введенные в трубопровод с остановкой перекачки продукта /Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья /Москва/. - 1988. - N 5. - с. 10 - 11/.

Недостатком устройства является то, что не обеспечивается полная герметизация трубопровода, кроме того, загрязняется перекачиваемая по трубопроводу жидкость, т. к. глиняные пробки после ремонта остаются в основном в трубопроводе и размываются потоком жидкости, кроме того, требуется остановка перекачки жидкости.

Известно также устройство для перекрытия трубопроводов, включающее полое тело, головная и хвостовая часть оболочки которого поддерживается внутренними перегородками, в средней части оболочка гофрирована, а к хвостовой части присоединен шланг /Заявка 4337647 Германия, МКИ 6 F 16 L 37/28, 1995/.

Недостаток этого устройства заключается в том, что в случае выполнения ремонтных работ по восстановлению поврежденного участка трубопровода при низких температурах окружающей среды существует опасность замерзания жидкости в трубопроводе, находящегося за пределами ремонтируемого участка.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для перекрытия действующего трубопровода при ремонте, включающее два запорных элемента, один из которых установлен в трубопроводе до ремонтируемого участка, а второй - после, соединенные с байпасной линией, установленной параллельно ремонтируемому участку /Блочно-комплектное оборудование для перекрытия магистрального трубопровода, Информационный листок N 281-89, Башкирский ЦНТИ/.

Недостатком этого устройства является сложность реализации и большие затраты, связанные с приобретением дорогостоящих задвижек /запорных элементов/, которые после ремонта остаются в трубопроводе. Особенно невыгодно использовать это устройство для ремонта нефтепромысловых трубопроводов, где имеются частые порывы.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства и снижение затрат на ремонтно-восстановительные работы трубопроводов.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для перекрытия действующего трубопровода при ремонте, включающее два запорных элемента, один из которых установлен в трубопровод до ремонтируемого участка, а второй - после, соединенные с байпасной линией, установленной параллельно ремонтируемому участку, каждый из запорных элементов выполнен в виде торообразной эластичной камеры, через центральное отверстие которой пропущен патрубок, соединенный с байпасной линией, причем торообразная камера герметично соединена с наружной поверхностью патрубка и дополнительно фиксирована ограничительными кольцами, установленными на поверхности патрубка по обе стороны эластичной камеры. Запорные элементы вводятся в трубопровод через продолговатые технологические окна, вырезаемые в верхней части трубопровода.

Патрубок имеет клюшкообразную форму и опирается своей наружной поверхностью на край технологического окна.

Сущность изобретения заключается в том, что выполнение запорного элемента в виде торообразной эластичной камеры и пропускание через ее центральное отверстие патрубка, соединенного с байпасной линией, существенным образом упрощает конструкцию устройства и уменьшает затраты, связанные с устранением аварий. Особенно полезно применить данное устройство для устранения повреждений водоводов в зимнее время, когда необходимо ликвидировать трещину на нижней образующей трубы.

На чертеже приведен разрез устройства для перекрытия действующего трубопровода при ремонте.

Устройство содержит два запорных элемента 1 и 2, установленных в трубопроводе 3 соответственно до и после ремонтируемого участка 4. Каждый из запорных элементов выполнен в виде торообразной эластичной камеры 5, через центральное отверстие 6 которого пропущен патрубок 7, соединенный с байпасной линией 8 при помощи муфты 9. Торообразная камера 5 герметично, например, при помощи клея соединена с наружной поверхностью патрубка 7 и дополнительно фиксирована ограничительными кольцами 10, закрепленными на поверхности патрубка 7 по обе стороны эластичной камеры 5. Эластичная камера 5 снабжена штуцером с золотниковым ниппелем 11, соединенным при помощи резинового шланга 12 с ручным насосом или компрессором 13. Запорные элементы 1 и 2 вводятся в трубопровод 3 через продолговатые технологические окна 14 и 15, вырезаемые в верхней части трубопровода 3 при помощи газорезки /для водоводов/ или фрезерованием /для нефтепроводов/. Патрубок 7 имеет клюшкообразную форму и опирается своей наружной поверхностью 16 на край технологического окна 14. Это исключает осевой сдиг запорного элемента 1 при подачи жидкости.

В качестве байпасной линии 8 можно использовать, например, пожарный рукав или трубу, диаметр которого в несколько /3-4/ раз меньше диаметра ремонтируемой трубы. Кольца 10 крепятся на поверхности патрубка 7 при помощи сварки.

Устройство работает следующим образом. При повреждении трубопровода 3 перекачивание жидкости по ним временно останавливают, выполняют раскопку /если трубопровод подземный/ и очищают поврежденный участок 4 и дополнительные участки для ввода элементов 1 и 2 от грунта. В стенке трубопровода 3 вырезают технологические окна 14 и 15 и вводят запорные элементы в трубопровод. После этого байпасную линию 8 соединяют с патрубком 7 при помощи муфты 9, подсоединяют штуцер 11 к шлангу 12 и закачивают при помощи насоса 13 воздух во внутреннюю полость торообразной камеры 5, обеспечивая герметичность между внутренней стенкой трубопровода 3 и наружной стенкой камеры 5. После этого продолжают частичную перекачку жидкости /20-30% от технологического режима/ по трубопроводу 3 и байпасной линией 8 в обход ремонтируемого участка 4. Это исключает опасность замерзания или увеличение вязкости жидкости в трубопроводе 3 во время ремонтных работ.

После выполнения ремонтных работ давление в трубопроводе 3 снимают, воздух из камеры 5 выпускают, байпасную линию 8 отсоединяют от патрубка 7 и запорные элементы 1 и 2 вынимают из трубопровода 3, а технологические окна 14 и 15 закрывают.

Таким образом, выполнение запорного элемента в виде торообразной эластичной камеры, пропускание через центральное отверстие этой камеры патрубка, соединенного с байпасной линией, существенным образом упрощает конструкцию устройства и уменьшает затраты на устранение порывов, особенно в зимнее время.

Формула изобретения

1. Устройство для перекрытия действующего трубопровода при ремонте, включающее два запорных элемента, один из которых установлен в трубопроводе до ремонтируемого участка, а второй - после, соединенные с байпасной линией, установленной параллельно ремонтируемому участку, отличающееся тем, что каждый из запорных элементов выполнен в виде торообразной эластичной камеры, через центральное отверстие которой пропущен патрубок, соединенный с байпасной линией, причем торообразная камера герметично соединена с наружной поверхностью патрубка и дополнительно фиксирована ограничительными кольцами, установленными на поверхности патрубка по обе стороны эластичной камеры.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запорные элементы вводятся в трубопровод через продолговатые технологические окна, вырезаемые в верхней части трубопровода.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что патрубок имеет клюшкообразную форму и опирается своей наружной поверхностью на край технологического окна.

РИСУНКИ

Рисунок 1