Блок индикаторов скорости коррозии подземных металлических сооружений

Реферат

 

Изобретение относится к защите от коррозии подземных металлических сооружений. Блок индикаторов скорости коррозии подземных металлических сооружений содержит не менее трех индикаторов скорости коррозии различной толщины и шириной не более 2 мм, присоединенных одним концом к контрольной пластине. Индикаторы и контрольная пластина изготовлены из того же материала, что и подземные металлические сооружения. Индикаторы расположены на расстоянии не менее 3 мм друг от друга. К контрольной пластине и противоположным концам индикаторов присоединены контрольные проводники с указателями толщины индикаторов скорости коррозии. Внутренняя поверхность индикаторов скорости коррозии изолирована антикоррозионным покрытием. Блок индикаторов скорости коррозии и контрольная пластина вмонтированы в диэлектрический корпус. Достигаемым техническим результатом является повышение надежности диагностирования коррозионного состояния наружной поверхности трубопроводов без электрохимической защиты и при контроле эффективности электрохимической защиты подземных трубопроводов от наружной коррозии. 2 ил.

Изобретение относится к защите от коррозии и может быть применено при определении опасности коррозии и эффективности защиты подземных металлических сооружений.

Известен индикатор, с помощью которого согласно рекомендациям "Инструкции по защите тепловых сетей от электрохимической коррозии". Приложение 4, М. Стройиздат, 1975, может определяться опасность коррозии внешней поверхности трубопроводов без их вскрытия. При этом фиксируется протекание коррозионного процесса на поверхности металлического подземного трубопровода путем измерения электропроводности специального стержня-индикатора, установленного на поверхности трубопровода. Это достигается тем, что на поверхности трубопровода с зазором в 1 мм монтируется индикаторный стержень из того же металла, что и трубопровод, причем один конец индикаторного стержня жестко соединяют с поверхностью трубопровода, а к свободному концу присоединяют изолированный провод, который выводят на поверхность земли. Путем периодического измерения электропроводимости цепи "индикатор-трубопровод" определяют момент разрушения индикаторного стержня. По толщине индикаторного стержня и промежутку времени от момента его установки до момента его разрушения судят о состоянии наружной поверхности металлического подземного трубопровода.

Основными недостатками этого способа и конструкции устройства для контроля за состоянием наружной поверхности металлического подземного трубопровода являются: - использование лишь одного стержня-индикатора не обеспечивает надежного диагностирования скорости коррозии наружной поверхности трубопроводов вследствие возможного разрушения контакта между стержнем и трубопроводом; - при наличии лишь одного стержня-индикатора не представляется возможным получение данных о кинетике процесса коррозии во времени, нет возможности оценки эффективности противокоррозионных мероприятий, которые применены после срабатывания индикатора; - способ установки стержня-индикатора не позволяет его использовать в комплекте с электродом сравнения длительного действия, применяемого для контроля эффективности действия электрохимической защиты трубопроводов от наружной коррозии; - контакт стержня-индикатора с окружающей средой с обеих сторон существенно снижает точность фиксации скорости коррозии, т.к. интенсивность коррозионного разрушения поверхностей стержня, обращенных к трубопроводу и к окружающей трубопровод среде, различна; - индикатор не может быть использован в качестве датчика потенциала для контроля эффективности электрохимической защиты, т.к. стержень-индикатор не отключается от трубопровода.

За прототип принят индикаторный стержень, изготовленный из того же материала, что и трубопровод. Один конец индикаторного стержня жестко соединяют с поверхностью подземного трубопровода, а к свободному концу присоединяют изолированный провод, который выводят на поверхность земли и периодически подключают к электрическому измерительному прибору, например омметру, соединенному в свою очередь непосредственно с поверхностью трубопровода /см. а. с. N 323613, "Способ контроля за состоянием наружной поверхности металлического подземного трубопровода"/.

Признаки прототипа, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, следующие. Индикаторный стержень выполнен из того же материала, что и трубопровод. Один конец индикаторного стержня имеет электрический контакт с трубопроводом, второй конец - с изолированным контрольным проводником, который выведен к поверхности Земли. Момент разрушения индикаторного стержня определяют путем периодического измерения электропроводимости цепи "индикатор-трубопровод".

Причины, препятствующие получению требуемого технического результата, по прототипу следующие. Использование лишь одного индикаторного стержня не обеспечивает надежного диагностирования скорости коррозии наружной поверхности трубопроводов вследствие возможного разрушения контакта между индикатором и трубопроводом. При наличии лишь одного индикатора не представляется возможным получение данных о кинетике процесса коррозии во времени, а также нет возможности оценки эффективности противокоррозионных мероприятий, которые предприняты после срабатывания индикатора. Индикатор не может быть использован в качестве датчика потенциала для контроля эффективности электрохимической защиты, т.к. индикатор не отключается от трубопровода.

Технический результат - повышение надежности диагностирования коррозионного состояния наружной поверхности трубопроводов без электрохимической защиты и при контроле эффективности электрохимической защити подземных трубопроводов от наружной коррозии.

Технический результат достигается тем, что изменена конструкция индикаторов.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении предлагаемого изобретения, достигается следующим образом. В целях повышения надежности диагностирования коррозионного состояния наружной поверхности трубопроводов применяется не один, а, по крайней мере, три индикатора, имеющих различную толщину.

Существенные признаки заявляемого изобретения следующие.

В отличие от прототипа применяется не один индикатор, а, по крайней мере, три индикатора. Индикаторы присоединяются не к трубопроводу, а к специальной контрольной пластине, изготовленной, как и индикаторы, из того же материала, что и трубопровод. Индикаторы, присоединенные одним концом к контрольной пластине, образуют блок индикаторов.

В отличие от прототипа блок индикаторов может быть использован в качестве датчика потенциала для контроля эффективности электрохимической защиты по величине поляризационного потенциала.

На фиг. 1 представлен общий вид предлагаемого блока индикаторов скорости коррозии подземных металлических сооружений. Он содержит три индикатора скорости коррозии 2 толщиной 0,3; 0,4; 0,5 мм и шириной не более 2 мм. Одним концом индикаторы присоединены на точечной сварке к контрольной пластине 1, к противоположным концам индикаторов присоединены контрольные проводники 3 с указателями толщины индикаторов 4. Расстояние между индикаторами не менее 3 мм. Индикаторы и контрольная пластина изготавливаются из того же материала, что и подземное металлическое сооружение, на наружной поверхности которого устанавливают блок индикаторов, вмонтированный в специальный корпус.

Корпус блока индикаторов представлен на фиг. 2.

Корпус блока 2 должен быть выполнен из диэлектрического материала. Перед установкой блока индикаторов 1 в корпус внутренняя поверхность индикаторов должна быть изолирована антикоррозионным покрытием 3. Корпус блока индикаторов по краям имеет прорези 4 для проведения через них крепежного ремня при установке блока индикаторов на поверхности трубопровода или на корпусе электрода сравнения длительного действия.

Контрольная пластина присоединяется к подземному металлическому сооружению. Путем периодического измерения электропроводимости цепи "индикатор-трубопровод" определяется момент разрушения индикатора.

Формула изобретения

Блок индикаторов скорости коррозии подземных металлических сооружений, содержащий не менее трех индикаторов скорости коррозии различной толщины и шириной не более 2 мм, изготовленных из того же материала, что и подземные металлические сооружения, и присоединенных одним концом к контрольной пластине, которая изготовлена из того же материала, что и подземные металлические сооружения, на расстоянии не менее 3 мм друг от друга, к контрольной пластине и противоположным концам индикаторов присоединены контрольные проводники с указателями толщины индикаторов скорости коррозии, внутренняя поверхность индикаторов скорости коррозии изолирована антикоррозионным покрытием, а сам блок индикаторов скорости коррозии и контрольная пластина вмонтированы в диэлектрический корпус.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2