Способ формирования каркаса пародонтальной шины (варианты)
Реферат
Изобретение может быть использовано в ортопедической стоматологии для шинирования зубов при болезнях пародонта. Технический результат - повышение жесткости каркаса пародонтальной шины, обеспечивающей возможность использования при любой степени подвижности зубов. По первому варианту формируют каркас пародонтальной шины путем наложения однослойной ленты из микростекловолокна "Fiber-Splint" на вестибулярную поверхность подготовленных к процедуре зубов, закрепляют концы ленты на оральной поверхности накладывают шестислойную из микростекловолокна "Fiber-Splint ML", концы лент соединяют. Способ формирования каркаса пародонтальной шины по второму варианту выполняется путем предварительного формирования каркаса из однослойной ленты "Fiber-Splint" в две полосы таким образом, что при наложении первой полосы ленту фиксируют на двух соседних зубах на разных поверхностях - вестибулярной и оральной с переходом в межзубном промежутке, при накладывании второй полосы поверхности зубов меняют. Заканчивает формирование наложением шестислойным "Fiber-Splint ML" на оральную поверхность подготовленных к процедуре зубов. Для крепления в шинирующем блоке искусственного зуба, при выполнении каркаса пародонтальной шины по первому или второму вариантам, первоначально формируют каркас на искусственном зубе из однослойной ленты "Fiber-Splint", используемой для формирования основного каркаса. 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии и может быть использовано для выполнения несъемных шин при болезнях пародонта, выполненных из композитных материалов.
К материалам последнего поколения, используемым для получения каркаса пародонтальных шин, относятся "Риббонд" [Ribbond] и "Фибер-Сплинт" [Fiber-Splint]. Известная шинирующая лента "Риббонд" для формирования высокопрочного полимерного каркаса, выполнена толщиной 2 мм, 3 мм, 4 мм из материала под названием "Риббонд". Это биологически совместимый, инертный, бесцветный и прочный материал, высокой степени гибкости на основе молекулярных полиэтиленовых волокон с высоким модулем, обработанных плазмой. Материал связывается с любым синтетическим материалом, используемым в стоматологии. К недостаткам этого материала следует отнести требование осторожного обращения с ним. Категорически противопоказано касаться ленты руками, работа должна выполняться в специальных перчатках, с помощью пинцетов и специальных ножниц. Хранение ленты осуществляется в условиях вакуума. (хранить в закрытом пакете) (см перевод проспекта). Этих недостатков лишена шинирующая лента "Фибер-Сплинт" [Fiber-Splint] производства Швейцарской фирмы "Polidentia SA", выполненная из сверхтонкого, прошедшего специальную, обработку стекловолокна. Фирма разработала также шинирующую ленту "Фибер- Сплинт МЛ" (Fiber-Splint Multi- Layer)- это шесть слоев "Fiber- Splint", прошитых специальной нитью (см перевод проспекта). Лента "Фибер-Сплинт" не требует специальных условий хранения и работы в перчатках. Легко режется обычными ножницами. Обычные правила для шинирования зубов с использованием композита и техники протравливания приемлемы при использовании ленты "Фибер-Сплинт". Фирма предлагает способ формирования каркаса пародонтальной шины при наложении ленты только на оральную поверхность подготовленных к процедуре зубов путем последовательного многократного наложения ленты "Fiber-Splint" или наложения только одной "Fiber-Splint ML". После пропитки ленты сверхотверждаемым бондинговым агентом и последующим процессом фотополимеризации образуется сверхпрочная структура, каркасом которой служит лента "Fiber - Splint" или "Fiber - Splint Multi - Layer". Рекомендуется по возможности делать шину не более чем на 3 зуба. Способ простой и надежный. Но недостатком является то, что применение ограничено только в отношении зубов с I степенью поражения пародонта. т.к. при поражении пародонта II и III степени зубы вследствии атрофии костной ткани приобретают подвижность в двух и более направлениях. Лента, зафиксированная только на оральной поверхности, не сможет длительное время удерживать их от экскурсии в горизонтальной плоскости и тем более в вертикальной. Это вызовет нарушение целостности шины (трещина или полный разрыв). И в таком состоянии шина не сможет надежно фиксировать зубной ряд. Поэтому, вследствие недостаточной жесткости получаемой конструкции каркаса, способ невозможно использовать при поражении пародонта II и III степени. Технической задачей предлагаемого технического решения является повышение жесткости конструкции пародонтальной шины, дающей возможность применять ее при любой подвижности зубов т.е. при различных степенях поражения пародонта, в т.ч. наличие искусственного зуба во фронтальной группе. Задача решается таким образом, что в известном способе формирования каркаса пародонтальной шины путем наложения шестислойной ленты из микростекловолокна (Fiber-Splint ML) на оральную поверхность подготовленных к процедуре зубов, согласно изобретению по 1-му варианту предварительно накладывают однослойную ленту из микростекловолокна (Fiber-Splint) на вестибулярную поверхность зубов с выполнением углублений в интердентальные промежутки и закреплением концов ленты на оральной поверхности крайних в блоке зубов с последующим соединением их с концами шестислойной ленты "Fiber-Splint ML". Согласно второму варианту, предварительно формируют каркас из однослойной ленты из микростекловолокна (Fiber-Splint) в две полосы таким образом, что при наложении первой полосы ленту фиксируют на двух соседних зубах на разных поверхностях: на оральной и вестибулярной, с переходом в межзубном промежутке, при наложении второй полосы поверхности зубов меняют. Кроме того, при первом или втором варианте первоначально формируют каркас на искусственном зубе из однослойной ленты (Fiber-Splint) для основного каркаса. Каркас на искусственном зубе могут формировать путем фиксирования на нем петли, выполненной в виде продольной прорези на однослойной ленте. Каркас на искусственном зубе могут также формировать путем фиксирования на нем накидной петли из однослойной ленты. При решении поставленной задачи принимается во внимание, прежде всего, действие механизма раздражающих компонентов жевательного давления т.е. под действием каких сил жевательного давления находится каждый зуб, чтобы определить, в каких направлениях обеспечить надежную фиксацию (иммобилизацию) зубов, пародонт которых имеет поражение I, II, и III степени. Каркас пародонтальной шины, сформированный по первому варианту способа, снимает горизонтальные компоненты жевательного давления путем создания жесткой замкнутой конструкции, когда ограничено смещение в горизонтальной плоскости (вдоль зубного ряда и перпендикулярно зубному ряду) т.к. жесткая конструкция каркаса "привязана" к крепким крайним зубам. Этот способ формирования каркаса пародонтальной шины применим при поражении пародонта II степени. Каркас пародонтальной шины, сформированный по второму варианту способа, снимает горизонтальные и вертикальный компоненты жевательного давления. Конструкция каркаса настолько жесткая, что исключена возможность какого - либо перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, т.к. положение каждого зуба крепко зафиксировано относительно рядом стоящих зубов. Зубы как бы "привязаны" друг относительно друга. Этот способ формирования пародонтальной шины применим при поражении пародонта III степени. Конструкции каркасов, выполненные по первому и второму вариантам, настолько жесткие, что позволяют фиксировать и искусственный зуб, при условии формирования для него (зуба) отдельного каркаса, выполненного из той же однослойной ленты "Fiber-Splint", которая взята (подготовлена) для формирования основного каркаса пародонтальной шины. Приведенные патентные исследования не выявили сходных технических решений, что позволяет сделать вывод о новизне и изобретательском уровни, т.к. данные технические решения не следуют явным образом из существующего уровня техники. Технические решения могут быть применены в медицине, в частности в стоматологии, после прохождения медперсоналом несложного практического курса по обучению техники формирования (создания) пародонтальных шин. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на: фиг. 1 - общий вид каркаса из однослойной ленты "Fiber- Splint" на вестибулярной поверхности зубов, (первый вариант способа). Поражение пародонта II степени; (здесь и далее: в - вид с вестибулярной стороны; о - вид с оральной стороны): фиг. 2 - общий вид каркаса из однослойной ленты "Fiber-Splint" (второй вариант способа). Поражение пародонта III степени. фиг. 3 - схематическое изображение каркаса для искусственного зуба (петля - прорезь); фиг. 4 - схематическое изображение каркаса для искусственного зуба (накидная петля); фиг. 5 - общий вид каркаса (первый вариант способа) в блоке (петля - прорезь). Поражение пародонта 1 степени; фиг. 6 - общий вид каркаса (первый вариант способа) с искусственным зубом в блоке (накидная петля). Поражение пародонта 1 степени; фиг. 7 - общий вид каркаса (первый вариант способа) с искусственным зубом (петля - прорезь). Поражение пародонта II степени; фиг. 8 - общий вид каркаса(первый вариант способа) с искусственным зубом (накидная петля) - Поражение пародонта II степени; фиг. 9 - общий вид каркаса (второй вариант способа) с искусственным зубом (петля - прорезь). Поражение пародонта III степени; фиг. 10 - общий вид каркаса (второй вариант способа) с искусственным зубом (накидная петля). Поражение пародонта III степени. В предлагаемых способах формирования каркасов пародонтальных шин применимы обычные правила шинирования зубов с использованием композитных материалов и кислотного травления. Каждый шинируемый зуб должен иметь достаточно эмали для травления в т.ч. и межзубном пространстве. Для проведения операции необходимы следующие материалы: - травильный гель; - светоотверждаемый Бонд ("Фибер-Бонд"); - "Фибер-Сплинт" и "Фибер-Сплинт МЛ; - Система "Рабег-Дам" для изоляции рабочего поля от слюны. Способ подготовки зубов к шинированию состоит из следующих этапов: 1. Снять зубной камень. 2. Чистить закрепленные зубы абразивной пастой, не содержащей фтор. 3. Протравить поверхность зубов, подлежащих обработке, в течение 60 с. 4. Смывать кислоту в течении 50 с. 5. Тщательно просушить воздухом рабочее операционное поле. 6. Изолировать рабочее поле от слюны. 7. Наложить тонкий слой связующего (Фибер-Бонд). 8. Отрезать ленту "Fiber-Splint" необходимой длины. 9. На стеклянной поверхности нанести связующее на ленту и подержать до полного поглощения связующего. 10. Избыток (связующего) удалить салфеткой. 11. Пропитанную ленту накладывать на поверхность подготовленных зубов и формировать каркас пародонтальной шины по предлагаемому способу. (Способ и его варианты будут описаны ниже). 12. Шаг за шагом приводить фотополимеризацию под действием светового потока с длиной волны 420 нм. 13. Убедиться, что между лентой и зубом не осталось пузырьков воздуха. 14. Обеспечить плотный контакт между двумя видами лент "Fiber-Splint" и "Fiber- Splint ML". 15. Зубы покрыть тонким слоем из смеси связующего и композитного материала. 16. Фотополимеризовать его. 17. Провести коррекцию окклюзии, финальную обработку и полировку (алмазными и композитными дисками). Способ формирования каркаса по первому варианту заключается в создании вестибуло - оральной конструкции с использованием однослойной ленты "Fiber-Splint" шестислойной "Fiber-Splint ML". Сначала накладывают однослойную ленту 1 из микростекловолокна "Fiber-Splint" на вестибулярную поверхность 2, выполняя углубления в интердентальные промежутки 3. Концы ленты 4 закрепляют на оральной поверхности 5 крайних в блоке зубов 6 (например, клыков) (фиг. 1). Данную технику наложения условно можно назвать "Скоба". Шестислойную ленту "Фибер-Сплинт" накладывают на оральную поверхность 5 подготовленных зубов. Концы лент соединяют. Способ применим при поражении пародонта II степени. Способ формирования каркаса по второму варианту заключается в формировании предварительного каркаса из однослойной ленты "Fiber-Splint" в две полосы 7 и 8 таким образом, что при наложении первой полосы 7 ленту фиксируют на двух соседних зубах на разных поверхностях - вестибулярной и оральной, с переходом в межзубном промежутке, при наложении второй полосы 8 поверхности зубов меняют (фиг. 2). Однослойные шинирующие полосы по типу "змейки" поочередно огибают каждый зуб, фиксируясь то на вестибулярной, то на оральной поверхности зубов. Шинирующую ленту начинают накладывать со стороны более функционально выносливого крайнего зуба. Это позволит наиболее эффективно перераспределить жевательную нагрузку и предотвратить смещение зубов в направлении увеличивающейся деструкции костной ткани. Понятно, что крайний ослабленный зуб от этого выигрывает. Создание (формирование) каркаса заканчивают накладыванием шестислойной ленты "Fiber-Splint ML" на оральную поверхность подготовленных зубов. Способ применим при поражении пародонта III степени. Технология крепления искусственного зуба в шинируемом блоке при формировании каркаса пародонтальной шины заключается в следующем. Первоначально формируют каркас на искусственном зубе из однослойной ленты "Fiber-Splint", используемой для формирования основного каркаса, по первому или второму варианту предлагаемых изобретений. Затем формируют основной каркас на подготовленных к процедуре зубах из однослойной ленты "Fiber-Splint", после чего накладывают шестислойную ленту "Fiber- Splint ML" на оральную поверхность шинируемого зубного ряда. Каркас на искусственном зубе 9 формируют либо путем фиксирования на нем петли, выполненной в виде продольной прорези 10 на однослойной ленте 1 (фиг. 3), либо путем фиксирования на нем накидной петли 11 из однослойной ленты 1 (фиг. 4). Конструкция каркаса для искусственного зуба достаточно жесткая и надежная, т. к. зуб 9 охвачен лентой 1 со всех сторон. Работа проводится "в четыре руки". После формирования каркаса на искусственном зубе 9 следует добиться правильной припасовки его в полости рта, а свободньми концами однослойной ленты зафиксировать его в заданном положении на ближайших зубах. Затем формируется основной каркас по способу варианта 1 или варианта 2. Схема крепления искусственного зуба 9 (с петлей-прорезью 10 и накидной петлей 11) по первому варианту способа формирования каркаса пародонтальной шины (по типу "Скоба"), представленная на фиг. 5 и 6, применима при поражении пародонта l степени; на фиг. 7 и 8 - при поражении пародонта II степени. Схема крепления искусственного зуба 9 (с петлей-прорезью 10 и накидной петлей 11I) по второму варианту способа формирования каркаса пародонтальной шины представлена на фиг. 9 и 10, применима при поражении пародонта III степени. Заявителем проведены свыше 80 операций с формированием каркаса по предлагаемым способам. На фотографиях приведены примеры конкретного выполнения из историй болезни больных: Пример 1. Пациентка Л/1959 г.р./история болезни (и.б.) N27545 Каркас пародонтальной шины, выполненный по первому варианту способа ("Скоба") II степени поражения пародонта. Пример 2. Пациентка С/1956 г.р./и.б. N 2473 Каркас пародонтальной шины, выполненный по первому варианту способа ("Скоба"). II степени поражения пародонта. Пример 3. Пациентка С/1958 г.р./ и.б. N8141 Каркас пародонтальной шины, выполненный по второму варианту способа ("Змейка"). III степени пародонта. Пример 4. Пациентка 3/1938 г.р./ и.б. N 10581 Каркас пародонтальной шины, выполненный по второму варианту способа ("Змейка"). III степени поражения пародонта. Пример 5. Пациент Ф/1955 г.р./ и.б. N 8471П Каркас первого варианта способа ("Скоба"). Каркас искусственного зуба - петля-прорезь. II степени поражения пародонта. Пример 6. Пациентка Е/1949 г.р./ и.б. N 8306П Каркас по первому варианту способа ("Скоба") Каркас искусственного зуба - накидная петля. II степени поражения пародонта. Пример 7. Пациент Л/ 1951 г.р./ и.б.N 9773 Каркас по второму варианту способа ("Змейка") Каркас искусственного зуба, накидная петля III степени поражения пародонта. Предлагаемые способы формирования пародонтальных шин решили основную задачу - повышения жесткости шин, что дает возможность использовать их при любой степени подвижности зубов и выполнять шинирование с замещением дефекта зубного ряда. Шина, сформированная таким образом, удовлетворяет косметические требования; - не имеет претенциозных пунктов для задерживания пищи: - не препятствует терапевтическому и хирургическому лечению десен; - обеспечивает покрытие любых, уже имеющихся пломб.Формула изобретения
1. Способ формирования каркаса пародонтальной шины путем наложения шестислойной ленты из микростекловолокна "Fiber-Splint Multi-Layer" на оральную поверхность подготовленных к процедуре зубов, отличающийся тем, что предварительно накладывают однослойную ленту из микростекловолокна "Fiber-Splint" на вестибулярную поверхность зубов с выполнением углублений в интердентальные промежутки и закреплением концов на оральной поверхности крайних в блоке зубов с последующим соединением их с концами шестислойной ленты "Fiber-Splint Multi-Layer". 2. Способ формирования каркаса пародонтальной шины, путем наложения шестислойной ленты из микростекловолокна "Fiber-Splint Multi-Layer" на оральную поверхность, подготовленных к процедуре зубов, отличающийся тем, что предварительно формируют каркас из однослойной ленты из микростекловолокна "Fiber-Splint" в две полосы, таким образом, что при наложении первой полосы ленты фиксируют на двух соседних зубах на разных поверхностях - вестибулярной и оральной, с переходом в межзубном промежутке, при наложении второй полосы, поверхности зубов меняют. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что первоначально формируют каркас на искусственном зубе из однослойной ленты "Fiber-Splint", используемой для основного каркаса. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что каркас на искусственном зубе формируют путем фиксирования на нем петли, выполненной в виде продольной прорези на однослойной ленте "Fiber-Splint". 5. Способ по п.3, отличающийся тем, что каркас на искусственном зубе формируют путем фиксирования на нем накидной петли из однослойной ленты "Fiber-Splint".РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10