Складное колесное кресло
Реферат
Изобретение относится к средствам реабилитации инвалидов, в частности к складным колесным креслам, предназначенным для повседневного использования лицами с частичным либо полным поражением опорно-двигательного аппарата, а также для его совместной эксплуатации с автомобильным транспортером. Кресло содержит несущие колеса, основную раму-подножку, держатели передних опор и адаптеры. Рама состоит из элементов сидения и рамы шасси. С рамой шасси связана складная рама спинки. Элементы сидения выполнены в виде продольных балок. Продольные балки закреплены на раме шасси с возможностью плавной продольной перестановки, изменения угла наклона и перестановки по высоте относительно рамы шасси. Крепления адаптеров на раме шасси обеспечивают возможность ступенчатого регулирования развала и схождения несущих колес. В результате создано легкое, надежное и удобное в эксплуатации складное колесное кресло с минимальными габаритами в его транспортировочном положении. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к средству реабилитации инвалидов, а более конкретно - к складным колесным креслам, предназначенным для повседневного использования лицами с частичным либо полным поражением опорно-двигательного аппарата, а также для его совместной эксплуатации с автомобильным транспортом.
Известна конструкция складного колесного кресла (Патент PCT (WO) N 91/07935 по кл. A 61 G 5/00, 5/08, 5/10, 5/04), которая содержит два больших несущих колеса, установленных с каждой стороны центральной рамы, одна часть которой поддерживает сидение, а другая образует подножку с передними опорами. Обод с шиной образует наружное кольцо шарикоподшипника, внутреннее кольцо которого большого диаметра не имеет ступицы, вала и спиц. Рамы сидения, спинки и подножку собирают с каждой стороны внутреннего кольца соответствующего несущего колеса с помощью отсоединяемых крепежных приспособлений. Недостатками приведенной конструкции являются: неудобство при складывании кресла из-за большого количества операций по его разборке на составные части; сложность и большая масса конструкции несущих колес. Известна конструкция складного колесного кресла с суживающейся поворачиваемой опорой для ног (Патент PCT (WO) N 92/08432 по кл. A 61 G 5/12), которая содержит две боковые рамы и складные рамы, соединяющие боковые рамы для перемещения их из сложенного положения в рабочее, причем к боковым рамам прикреплены два кронштейна, с которыми шарнирно связаны изогнутые внутрь две опоры для ног так, что их можно повернуть между горизонтальным и вертикальным положениями. В горизонтальном положении опоры принимают ноги пользующегося, а в вертикальном - обеспечивают доступ спереди к креслу, а также позволяют сложить кресло. Недостатками рассмотренного кресла являются: большие габариты в сложенном (транспортировочном) положении и большая масса. Известно колесное кресло "Champion 3000 ST" (Журнал "SPORTAID, WHEELCHAIR SPORTS CATALOG", 1996 год, стр. 6, первая сверху фотография), которое содержит основную раму, образующую в верхней части раму сидения и изогнутую в передней части в виде двух стоек; подножку, телескопически соединенную в нижних частях стоек; раму спинки, шарнирно соединенную с рамой сидения и складывающуюся при необходимости к ней; держатели несущих колес, выполненные в виде двух стоек (адаптеров), соединенных поперечиной-распоркой с возможностью перестановки последней вверх- вниз по стойкам; держатели передних опор, крепящиеся на передних стойках основной рамы. Недостатками рассмотренной конструкции кресла являются: большой вылет адаптеров, требующий введения дополнительного элемента для обеспечения жесткости системы "адаптер - рама шасси" в виде поперечины-распорки; поперечина-распорка, соединяющая адаптеры, ограничивает возможность укладки шасси на снятые колеса при транспортировке, что увеличивает его габариты в транспортировочном положении; конструкционный материал в силовой схеме кресла распределен не оптимальным образом, что ведет к нерациональному увеличению его массы; сложность конструкции узлов держателей передних опор, что ведет к снижению надежности и увеличению массы колесного кресла в целом. Поставлена задача - создание легкого, надежного и удобного в эксплуатации складного колесного кресла с минимальными габаритами в его транспортировочном положении. Поставленная задача решается за счет того, что в кресле, содержащем несущие колеса и основную раму, состоящую из элементов сидения и рамы шасси, и связанные с ней раму спинки с возможностью ее складывания, подножки, держатели передних опор и адаптеров, согласно изобретению элементы сидения, выполненные в виде продольных балок, установлены на вертикальных стойках рамы шасси с возможностью плавных продольных перестановок, изменения угла наклона и перестановок по высоте относительно рамы шасси. Вертикальные стойки рамы шасси жестко связаны с несущими стойками шасси и попарно соединены поперечинами. Адаптеры закреплены на задних частях рамы шасси с возможностью ступенчатого регулирования развала и схождения несущих колес. Каждая несущая стойка шасси в рабочем положении имеет прямолинейную заднюю часть, расположенную под углом к горизонтали, изогнутую среднюю часть и перпендикулярную к горизонтали переднюю часть. Держатели передних опор жестко закреплены в передних торцах несущих стоек рамы шасси. Подножка шарнирно соединена с передними частями продольных балок сидения с возможностью фиксации на них в рабочих и транспортировочном положениях, а также регулирования угла ее вылета в рабочих положениях. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показано пространственное изображение складного колесного кресла; на фиг. 2 показан вид сбоку складного колесного кресла; на фиг. 3 показан вид сбоку складного колесного кресла в транспортировочном положении со снятыми несущими колесами и передними опорами, а также со сложенными подножкой и рамой спинки Складное колесное кресло (фиг. 1) содержит основную раму 1, включающую в себя раму шасси 2 и две продольные балки сидения 3. Рама спинки 4 шарнирно соединена с основной рамой 1 и фиксируется замками 5. В передней части продольных балок сидения 3 шарнирно закреплена подножка 6 с возможностью фиксации при помощи замков 7 в рабочих и в транспортировочном положениях. На задних частях рамы шасси 2 закреплены два адаптера 8. Две быстросъемные передние опоры 9 установлены в держателях передних опор 10, которые неподвижно закреплены в передних концах рамы шасси 2, например, сваркой. Два быстросъемных несущих колеса 11 закреплены в адаптерах 8. Причем быстросъемность передних опор 9 и несущих колес 11 обеспечена за счет применения осей с шариковыми замками. Рама шасси 2 (фиг. 1, фиг. 2) содержит две несущие стойки шасси 12, на каждой из которых жестко установлены по две пары вертикальных стоек 13 и 14, жестко связанных между собой попарно - двумя поперечинами 15. Причем вертикальные стойки 13 и 14 могут быть выполнены как цельными, так и составными. Продольные балки сидения 3 П-образного сечения шарнирно закреплены на вертикальных стойках 13 и 14 крепежными элементами 16. Рама спинки 4 выполнена в виде двух стоек 17 и изогнутой поперечины 18, жестко соединяющей их, причем стойки 17 шарнирно соединены с продольными балками сидения 3 крепежными элементами 19 и замками 5 при помощи промежуточных пластин 20 с возможностью ступенчатого регулирования угла наклона на последних. Адаптеры 8, содержащие пластины 21 с опорными узлами 22 несущих колес 11, закреплены на задних частях рамы шасси 2 крепежными элементами 23, обеспечивая ступенчатое регулирование развала и схождения несущих колес 11. Подножка 6 (фиг. 2) содержит две стойки 24, которые в нижних частях телескопическими соединениями связаны поперечиной 25 и зафиксированы от перемещений крепежными элементами 26. Кроме того, подножка 6 содержит опору для ног 27, закрепленную на поперечине 25 крепежными элементами 28. Кресло из рабочего положения (фиг. 1, фиг. 2) в транспортировочное положение (фиг. 3) переводится в следующем порядке. Открытием замков 5 обеспечивается складывание рамы спинки 4. Расфиксированием замков 7 обеспечивается складывание подножки 6. Затем снимаются передние опоры 9 и несущие колеса 11. Регулировка угла наклона опоры для ног 27 проводится в следующем порядке: ослабив крепежные элементы 28, проворачивают опору для ног 27 относительно поперечины 25 и фиксируют в необходимом положении, затягивая крепежные элементы 28. Регулировка балансировочного положения системы "пользователь - кресло" проводится в следующем порядке: ослабив крепежные элементы 16, продольные балки сидения 3 по пазам переставляют на вертикальных стойках 13 и 14 и фиксируют в необходимых положениях затяжкой крепежных элементов 16. Особенностью конструктивной схемы вышеприведенного колесного кресла является то, что регулировки балансировочных положений, высоты и угла наклона сидения не требуют доюстировки держателей передних опор 10, а также обеспечена возможность регулировки угла вылета подножки в широком диапазоне. Минимальная масса конструкции кресла обеспечена за счет оптимального распределения конструкционного материала в силовой схеме кресла, за счет упрощенной конструкции узлов держателей передних опор 10, за счет минимальных размеров адаптеров 8, не требующих введения дополнительного элемента для обеспечения жесткости системы "адаптер - рама шасси" в виде поперечины-распорки. Минимальный объем кресла в транспортировочном положении обеспечен рациональной геометрией несущих стоек рамы шасси 12 в сочетании с компактной конструкцией держателей передних опор 10 и адаптеров 8, не ограничивающих возможность укладки шасси на снятые колеса при транспортировке, а также за счет складной конструкции рамы спинки 4, подножки 6 и применения быстросъемных несущих колес 11 и передних опор 9. Благодаря жесткому соединению держателей передних опор 10 в передних торцах боковых стоек рамы шасси 12 исключена возможность изменения положения передних опор 9 при воздействии эксплуатационных нагрузок. Удобство в эксплуатации обеспечено простотой изменения конфигурации кресла и минимальным количеством операций при переводе кресла из рабочего положения в транспортировочное и обратно; эргономичностью и адаптируемостью конструкции; удобным доступом спереди к коляске за счет перекидной подножки; простотой регулировок балансировочного положения, не требующих доюстировки держателей передних опор 10.Формула изобретения
1. Складное колесное кресло, содержащее несущие колеса и основную раму, состоящую из элементов сидения, рамы шасси и связанных с ней рамы спинки с возможностью ее складывания, подножки, держателей передних опор и адаптеров, отличающееся тем, что элементы сидения, выполненные в виде продольных балок, установлены на вертикальных стойках рамы шасси с возможностью плавных продольных перестановок, изменения угла наклона и перестановок по высоте относительно рамы шасси, при этом вертикальные стойки шасси жестко связаны с несущими стойками шасси и попарно соединены поперечинами, а адаптеры закреплены на задних частях рамы шасси с возможностью ступенчатого регулирования развала и схождения несущих колес. 2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что каждая несущая стойка шасси в рабочем положении имеет прямолинейную заднюю часть, расположенную под углом к горизонтали, изогнутую среднюю часть и перпендикулярную горизонтали переднюю часть. 3. Кресло по п.1, отличающееся тем, что держатели передних опор жестко закреплены в передних торцах несущих стоек рамы шасси. 4. Кресло по п.1, отличающееся тем, что подножка шарнирно соединена с передними частями продольных балок сидения с возможностью фиксации на них в рабочих и транспортировочном положениях, а также регулирования угла ее вылета в рабочих положениях.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Воропаев Виктор Александрович, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"
Договор № РД0025572 зарегистрирован 17.08.2007
Извещение опубликовано: 27.09.2007 БИ: 27/2007
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия
NF4A Восстановление действия патента
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.07.2011
Дата публикации: 27.07.2011