Бронированный топливомаслозаправщик
Реферат
Изобретение относится к военной технике, в частности к подвижным средствам для обслуживания бронеобъектов. Изобретение позволяет повысить производительность раздачи топлива и масла бронеобъектам в боевых условиях, а также обеспечить плавность хода бронированного топливомаслозаправщика. Сущность изобретения заключается в том, что бронированный топливомаслозаправщик снабжен дополнительными гидроамортизаторами, установленными на пятые опорные катки, резервуаром для сжатого воздуха, раздаточным устройством, управляемым посредством электропривода или вручную и предназначенным для подачи сжатого воздуха из соответствующего резервуара в топливный и масляный резервуары через клапаны, дополнительно установленные в их верхней части, устройством для разогрева масла, размещенным внутри масляного резервуара и связанным с выхлопным трактом двигателя, и ящиком для хранения рукавов и шлангов, установленным на корпусе. 3 ил.
Изобретение относится к области подвижных средств обслуживания бронеобъектов.
Имеющиеся в настоящее время в войсках средства транспортировки и раздачи топлива и масла базируются на автомобилях общего назначения (УРАЛ, КАМАЗ, КрАЗ) и предназначены для заправки бронеобъектов в полевых условиях. Все подвижные средства транспортировки и раздачи топлива и масла имеют аналогичную конструктивную схему, специальное оборудование которой состоит из цистерны, кабины управления с размещенными в ней гидропневмоэлектросистемами и пультом управления, насосами, ящиками и пеналами для раздаточных рукавов и шлангов, а также ЗИП. Отличаются они друг от друга маркой базового шасси, объемом емкостей для перевозимого топлива и масла, а также производительностью средств для их раздачи (см. Подвижные средства технического обслуживания. - М.: Воениздат, 1988). Существующие средства транспортировки и раздачи масла имеют колесную базу, низкую проходимость и ограниченные возможности по заправке бронеобъектов низшего звена войск в ходе ведения боевых действий. Продолжительность пребывания бронеобъектов в небоеготовом состоянии из-за отсутствия топлива будет определяться интервалом времени от определения потребности в нем до пополнения. Действующие принципы технического обеспечения ориентируют на вероятную потребность и возможность пополнения бронеобъектов топливом по районам их расположения или рубежам выполнения боевых задач. Причем действия средств транспортировки и раздачи топлива и масла в едином строю с боевым подразделением ввиду их ограниченной проходимости и защищенности по сравнению с находящимися на вооружении бронеобъектами не предусматривается. Опыт войск свидетельствует о значительной доле машин, отставших от своих колонн при совершении марша на большое расстояние, из-за отсутствия топлива. Современный бой требует осуществлять пополнение запасов топлива и масла в минимальные сроки и, по возможности, без вывода как подразделений, так и бронеобъектов из боевых порядков. В качестве прототипа взято легкое многоцелевое гусеничное шасси МТ-ЛБу (см. Легкое многоцелевое гусеничное шасси МТ-ЛБу. Техническое описание. - М. : Воениздат, 1985, с. 4, 5, 86, 87, 96, 97). Включающий в себя корпус, силовую установку, трансмиссию, ходовую часть и оборудование. Конструкцией изделия не предусматривается подвоз и раздача топлива и масла бронеобъектам, что является существенным недостатком прототипа. Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение подвоза и раздачи топлива и масла бронеобъектам низшего звена войск в боевых условиях. Поставленная задача решается за счет создания бронированного топливомаслозаправщика, при этом ходовая часть усилена дополнительными гидроамортизаторами, установленными на пятые опорные катки, корпус разделен на отсеки, в которых размещены резервуары для топлива, масла и сжатого воздуха, причем резервуары соединены с пневмосистемой изделия через клапаны, установленные в верхней части резервуаров, а подача воздуха в топливный и масляный резервуары осуществляется через раздаточное устройство, управляемое электроприводом или вручную, для разогрева масла используются отработавшие газы двигателя, проходящие через устройство, выполненное внутри масляного резервуара, подача топлива и масла осуществляется через электропомпы с кранами переключения и фильтры, управление осуществляется через щит управления с топливомерным устройством, снаружи изделия выполнен ящик для размещения рукавов и шлангов, подсоединяемых к резервуарам при помощи быстроразъемных соединений. Изобретение поясняется фиг. 1, 2, 3, где: 1 - перегородка отделения управления, 2 - резервуар для масла, 3 - резервуар для топлива, 4 - щит управления, 5 - клапаны, 6 - трубопроводы, 7 - предохранительный клапан, 8 - резервуар для хранения сжатого воздуха, 9 - электропомпы для раздачи масла и топлива, 10 - топливные фильтры, 11 - рукава для раздачи топлива, 12 - шланги для заполнения резервуаров, 13 - ящик, 14 - краны для раздачи топлива и масла, 15 - быстроразъемные соединения, 16 - топливная трубка, 17 - скоба, 18 - заливная горловина для топлива, 19 - заливная горловина для масла, 20 - лючок, 21 - устройство для отвода отработавших газов. В изолированном от отделения управления перегородкой 1 отсеке размещаются резервуары для масла 2 и топлива 3. Для обеспечения раздачи топлива и масла с использованием пневмосистемы машины имеется щит управления 4, клапаны 5, трубопроводы 6 пневмосистемы, предохранительный клапан 7, резервуар для хранения сжатого воздуха 8. Основным средством раздачи топлива и масла являются электропомпы 9, работающие от бортовой сети изделия, например выпускаемые промышленностью носовые помпы танков, производительностью 100 л/мин, что соответствует приемистости топливных баков бронеобъектов. Фильтрация топлива осуществляется с помощью фильтров 10. Помпы позволяют работать как в режиме раздачи топлива и масла, так и в режимах заполнения резервуара и перемешивания. Органы управления помпами вынесены на щит, доступ к которому осуществляется через имеющуюся в кормовом листе дверь. Раздача топлива и заполнение резервуаров осуществляется с помощью рукавов 11 и шлангов 12, размещаемых в походном положении в ящике 13, выполненном снаружи изделия. Обеспечение режимов раздачи топлива и масла и закачки резервуаров осуществляется с помощью кранов 14. Рукава и шланги подсоединяются при помощи быстроразъемных соединений 15. Для обеспечения контроля за уровнем топлива имеются топливомерные устройства, выполненные в виде топливомерной трубки 16 и скобы 17, устанавливаемой в заливной горловине 18. Резервуар для масла размещен справа от силовой установки. В крыше изделия выполнена заливная горловина 19. Выдача масла осуществляется при помощи шланга, подсоединяемого к резервуару с помощью быстроразъемного соединения, для чего в правом борту изделия выполнен лючок 20, закрываемый в походном положении пробкой. Подогрев масла осуществляется за счет отработавших газов двигателя с помощью устройства 21, размещенного внутри резервуара и соединенного с выхлопным трактом двигателя. Предлагаемое техническое решение является не только новым устройством, расширяющим возможности многоцелевого шасси, оставив неизменной конструкцию базы, но и позволит в любых дорожно-грунтовых условиях ведения боевых действий доставить непосредственно к бронеобъектам 4000 л топлива и 500 л масла и произвести их быструю раздачу.Формула изобретения
Бронированный топливомаслозаправщик, содержащий корпус, силовую установку, трансмиссию, ходовую часть и оборудование, включающее электропомпы с кранами переключения и фильтрами, щит управления с топливомерным устройством, рукава и шланги с быстроразъемными соединениями, при этом корпус разделен на отсеки, в которых размещены резервуары, для топлива и масла, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными гидроамортизаторами, установленными на пятые опорные катки, резервуаром для сжатого воздуха, раздаточным устройством, управляемым посредством электропривода или вручную и предназначенным для подачи сжатого воздуха из соответствующего резервуара в топливный и масляный резервуары через клапаны, дополнительно установленные в их верхней части, устройством для разогрева масла, размещенным внутри масляного резервуара и связанным с выхлопным трактом двигателя, и ящиком для хранения рукавов и шлангов, установленным на корпусе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3