Высокопрочная коррозионностойкая сталь аустенитно- мартенситного класса

Реферат

 

Изобретение относится к металлургии, в частности к созданию высокопрочной корозионно-стойкой стали аустенитно-мартенситного класса, предназначенной для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин, таких как шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при температуре от -70 до +300°С. Заявленная сталь содержит компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,18-0,21; хром 13-14; никель 4-4,5; молибден 2,3-2,8; кремний 1,7-2,5; кобальт 3,5-4,5; азот 0,06-0,09; марганец 0,1-1,0; иттрий 0,001-0,05; церий 0,001-0,05; лантан 0,001-0,05; железо остальное. При этом сумма Y+Ce+La0,l %, а соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами: Км=Cr+Mo+l,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si)=30-35; Кф=Cr+Mo+2Si-{l,5Ni+30(C+N)0,7Mn}=5-5,5, где Км - эквивалент мартенситообразования, а Кф - эквивалент ферритообразования. Техническим результатом изобретения является повышение прочности, пластичности, ударной вязкости и сопротивления коррозионному растрескиванию. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным коррозионно-стойким сталям аустенитно-мартенситного класса, обладающих супервысокой прочностью, хорошей свариваемостью и высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию. Сталь предназначена для изготовления высоконагруженных крупногабаритных деталей машин: шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота, силовой крепеж и др., работающих при t = -70 - +300oC во всеклиматических условиях, в том числе в морской среде.

Известны коррозионно-стойкие стали для силовых деталей машин, в том числе самолетных конструкций: 17-4PH (США) (New developments in high strength stainless steels, DMIC Report 223, January 3, 1966 г.) и сталь 13X11H6M2C (а.с. 647355, БИ N 6 от 15.02.79 г.).

Сталь 17-4PH имеет следующий химический состав, мас.%: C - 0,07 Cr - 15,5-17,5 Ni - 3-5 Nb - 0,15-0,45 Cu - 3-5 Si - 1,0 Fe - Остальное После закалки с 1040oC и отпуска при 470oC 1 час сталь имеет следующие механические свойства: в = 133 кгс/мм2, 0,2 = 120 кгс/мм2, = 10,5%, = 35%, av = 2 кгсм/см2.

Сталь имеет достаточно высокое сопротивление коррозионному растрескиванию, но недостаточный уровень прочностных характеристик и пониженные значения пластичности ( и ) и вязкости (av).

Сталь 13Х11Н6М2С имеет следующий химический состав, мас.%: C - 0,10-0,16 Cr - 10,5-12,5 Ni - 5,6-7 Mo - 1,5-3 Si - 1,3-2,7 N - 0,006-0,05 Mn - 0,5 Fe - Остальное Сталь после закалки и отпуска обладает следующими механическими свойствами: в = 154-158 кгс/мм2, 0,2 = 131-135 кгс/мм2, = 12-13%, = 42-55%, aн = 6-7,5 кгсм/см2.

Указанная сталь имеет недостаточный уровень прочности и из-за пониженного содержания хрома недостаточную коррозионную стойкость, что затрудняет ее применение для деталей и узлов, работающих в морской среде. Кроме того, сталь не сбалансирована по фазовому составу: при содержании в стали ферритообразующих элементов (Cr, Si, Mo) на верхнем пределе, а аустенитообразующих (C, Ni, N) - на нижнем, в стали может быть до 13% дельта-феррита, который резко снижает пластичность и вязкость, особенно в поперечном волокну направлении. Кроме того, при неблагоприятном сочетании легирующих элементов сталь может быть либо чисто аустенитной, либо мартенситной, что приводит к нестабильности механических свойств.

Известна коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса 18Х14Н4АМ3 (а.с. N 829716, БИ 18 от 15.05.81 г.), принятая авторами за прототип, следующего химического состава, мас.%: C - 0,17-0,20 Cr - 13-14,5 Ni - 4-4,5 Mo - 2,3-2,8 N - 0,05-0,10 Si - 0,1-0,7 Mn - 0,1-1,0 Fe - Остальное Эта сталь имеет высокий комплекс механических и коррозионных свойств. После закалки, обработки холодом и отпуска сталь имеет следующие свойства: в = 164-176 кгс/мм2, 0,2 = 135-140 кгс/мм2, 5 = 15,5-16,5%, = 50-55%, aн = 10-12 кгсм/см2.

Недостатками стали является недостаточная прочность для таких узлов, как шасси самолета, а также крупное зерно после закалки (~2 балла), что при жестких условиях испытания приводит к получению пониженных характеристик (ударная вязкость образцов с трещиной - aту, коэффициент интенсивности напряжений K).

Технической задачей настоящего изобретения является создание супервысокопрочной коррозионно-стойкой стали ( в = 180 кгс/мм2), обладающей стабильно высокими пластичностью и вязкостью, а также высокими характеристиками надежности - коэффициентом интенсивности напряжения K, сопротивлением коррозионному растрескиванию.

Эта задача достигается за счет дополнительного легирования кобальтом, иттрием, церием и лантаном при следующем соотношении компонентов, мас.%: C - 0,18-0,21 Cr - 13-14 Ni - 4-4,5 Mo - 2,3-2,8 Si - 1,7-2,5 Co - 3,5-4,5 N - 0,06-0,09 Mn - 0,1-1,0 Y - 0,001-0,05 Ce - 0,001-0,05 La - 0,001-0,05 Fe - Остальное При этом сумма Y+Ce+La0,1, т. к. большее содержание может повысить склонность к горячим трещинам.

Соотношение аустенито- и ферритообразующих элементов, определяющих фазовый состав в стали, должно определяться следующими равенствами: Kм = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35, Kф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5, где Kм - эквивалент мартенситообразования, Kф - эквивалент ферритообразования.

Подобранное соотношение легирующих элементов (Kм и Kф) позволяет получить стабильную структуру феррита и заданное соотношение мартенсита и аустенита (80-85% мартенсита, 15-20% остаточного аустенита) и обеспечить требуемый высокий уровень механических и коррозионных свойств.

Легирование стали повышенным содержанием Si и введенным Co позволяет получить высокий предел прочности в = 180 кгс/мм2.

Кроме того, повышенное содержание кремния обеспечивает высокую коррозионную стойкость в том числе сопротивление коррозионному растрескиванию.

Легирование церием и лантаном уменьшает содержание примесей на границах зерен, легирование иттрием позволяет получить достаточно мелкое зерно (~4 балла), что обеспечивает высокие и стабильные характеристики пластичности и вязкости.

Пример осуществления.

В лабораторных условиях в открытой печи с последующим электрошлаковым переплавом были произведены плавки предложенного химического состава (табл. 1).

Новая сталь после термообработки по оптимальному режиму: закалка + обработка холодом и отпуск обладает следующими механическими свойствами (табл. 2): предел прочности в = 180-190 кгс/мм2 предел текучести 0,2 = 142-150 кгс/мм2 относительное удлинение 5 = 18-20% относительное сужение = 52-60% ударная вязкость av = 6-10 кгсм/см2 (rн = 0,25 мм) ударная вязкость с трещиной aту = 3,5-5 кгсм/см2 коэффициент интенсивности напряжения: K+20 = 450-480 кгс/мм3/2 K-50 = 290-310 кгс/мм3/2 Сопротивление коррозионному растрескиванию - при приложенном напряжении = 0,8 0,2 сталь выдерживает более 6 месяцев без разрушения в камере соляного тумана 5% NaCl, t = 35oC (КСТ-35).

Как видно из приведенных данных, при весьма высоких значениях прочности в = 180-190 кгс/мм2 сталь имеет высокие характеристики пластичности ( , ), вязкости (aн, av, aту), высокий коэффициент интенсивности напряжения (K), высокое сопротивление коррозионному растрескиванию в камере соляного тумана (КСТ-35).

По сравнению с известной сталью (прототип) новая сталь обладает более высокими механическими свойствами: предел прочности (в) выше на 10-20 кгс/мм2, значение ударной вязкости (av и aту) выше в 1,5 раза, значения коэффициента интенсивности напряжений (K) выше на 10-20%.

Таким образом, применение предложенной стали позволит снизить вес тяжелонагруженных деталей, эксплуатирующихся при t = -70 - +300oC во всеклиматических условиях, и обеспечить стабильные и высокие характеристики надежности самолетов нового поколения.

Эта сталь может быть применена для высоконагруженных силовых конструкций (детали шасси, рамы, лонжероны, узлы поворота и др.), эксплуатирующихся во всеклиматических условиях и гидросамолете.

Формула изобретения

1. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса, содержащая углерод, хром, никель, молибден, кремний, азот, марганец, железо, отличающаяся тем, что сталь дополнительно содержит кобальт, иттрий, церий и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%: Углерод - 0,18 - 0,21 Хром - 13 - 14 Никель - 4 - 4,5 Молибден - 2,3 - 2,8 Кремний - 1,7 - 2,5 Кобальт - 3,5 - 4,5 Азот - 0,06 - 0,09 Марганец - 0,1 - 1,0 Иттрий - 0,001 - 0,05 Церий - 0,001 - 0,05 Лантан - 0,001 - 0,05 Железо - Остальное при этом сумма Y+Ce+La 0,1%.

2. Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь аустенитно-мартенситного класса по п.1, отличающаяся тем, что соотношение компонентов, определяющих фазовый состав стали, характеризуется следующими формулами: Км = Cr+Mo+1,5Ni+30(C+N)+0,7(Mn+Si) = 30-35, Кф = Cr+Mo+2Si-{1,5Ni+30(C+N)+0,7Mn} = 5-5,5, где Км - эквивалент мартенситообразования; Кф - эквивалент ферритообразования.

РИСУНКИ

Рисунок 1