Героторный механизм винтового забойного двигателя

Реферат

 

Изобретение относится к героторным механизмам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин и может быть использовано также в винтовых насосах для добычи нефти и перекачивания жидкости. Героторный механизм винтового забойного двигателя содержит статор с внутренними винтовыми зубьями, выполненными из упругоэластичного материала, и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев статора. Профили наружных винтовых зубьев ротора и внутренних винтовых зубьев статора в торцевом сечении выполнены взаимоогибаемыми. Ходы винтовых зубьев ротора и статора пропорциональны их числам зубьев. В торцевом сечении, перпендикулярном оси O2O2 героторного механизма, толщина Ct зуба статора по среднему диаметру зубьев и окружной шаг St этих зубьев связаны соотношением Ct/St = 0,45 - 0,65. В нормальном сечении N - N, перпендикулярном направлению винтовой линии М - М зуба статора, толщина СN зуба 2 статора 1 по среднему диаметру Dср зубьев и радиальная высота h зуба статора связаны соотношением CN/h 1,75. Повышаются энергетические характеристики, надежность и долговечность. 3 ил.

Изобретение относится к технике строительства скважин, а именно к героторным механизмам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, и может быть использовано также в винтовых насосах для добычи нефти и перекачивания жидкости.

Известен многозаходный винтовой героторный механизм винтового забойного двигателя (см. авт. свид. N 436944, опубл. БИ N 27 за 1974 г.), содержащий рабочие органы в виде статора с внутренними винтовыми зубьями из упругоэластичного материала, например из резины, и ротора с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета, равную половине высоты зуба. Профили зубьев ротора и статора построены с использованием внецентроидного гипоциклоидального зацепления. Для создания минимального контактного давления в паре "ротор - статор" рабочие органы выполнены с отношением величины эксцентриситета зацепления к радиусу впадины зуба статора 0,3 - 0,85 и с отношением эксцентриситета зацепления к радиусу подвижной начальной окружности 0,9 - 0,98.

Недостатком многозаходного винтового героторного механизма винтового забойного двигателя является то, что при оценке минимального контактного давления не учитывался пространственный характер винтового зацепления, в результате чего при малых значениях хода винтовой линии статора возникали условия, приводящие к самоторможению механизма.

Указанный недостаток частично устранен в известном героторном механизме винтового забойного двигателя (см. патент СССР 926209, опубл. 07.05.82; БИ N 17), имеющем рабочие органы, содержащие статор с внутренними винтовыми зубьями из упругоэластичного материала и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше, чем у статора. Ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета, равную половине радиальной высоты зубьев. Профили наружных зубьев ротора и внутренних зубьев статора в торцовом сечении выполнены взаимоогибаемыми, а ходы винтовых зубьев ротора и статора пропорциональны их числам зубьев. Для исключения явления самоторможения в механизме и улучшения его пусковых характеристик шаг t винтовой поверхности рабочего органа и средний диаметр Dср винтовой поверхности рабочего органа связаны соотношением t/Dср = 5,5 - 12.

Вышеуказанный героторный механизм удовлетворительно работает в винтовом забойном двигателе во всех режимах, кроме режима, близкого к тормозному. Как показали многочисленные стендовые испытания, в режиме работы двигателя, близком к тормозному, изгибная жесткость зуба статора, подверженного действию окружных сил и перепада давления, оказывалась недостаточной для обеспечения нормальной работы механизма, так как под действием перепада давления и окружных сил зубья статора получали чрезмерную деформацию и происходило "заклинивание" зубьев ротора сдеформированными зубьями статора, что приводило к полному торможению двигателя. При этом развиваемый двигателем вращающий момент при полной остановке двигателя оказывался ниже, чем в фазе, предшествующей моменту остановки. Если после остановки двигателя нагрузочный момент от тормоза снимался без выключения насосов, то двигатель вновь не запускался. Если же насосы выключались, то при их повторном включении запуск двигателя происходил беспрепятственно. Это свидетельствует о реальности описанного механизма заклинивания ротора зубьями статора. Анализ экспериментальных данных показал, что чрезмерная изгибная деформация зубьев статора приводит к снижению энергетической характеристики, надежности и долговечности героторного механизма и является следствием неудовлетворительных соотношений геометрических параметров профиля зубьев статора.

Задачей настоящего изобретения является создание героторного механизма винтового забойного двигателя, в котором устранены указанные недостатки и который обеспечивает повышение энергетической характеристики, надежности и долговечности за счет повышения изгибной жесткости зубьев статора.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном героторном механизме винтового забойного двигателя, содержащем статор с внутренними винтовыми зубьями, выполненными из упругоэластичного материала, например из резины, и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, причем ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета, равную половине радиальной высоты зубьев, профили наружных зубьев ротора и внутренних зубьев статора в торцовом сечении выполнены взаимоогибаемыми, а ходы винтовых зубьев ротора и статора пропорциональны их числам зубьев, согласно изобретению в торцевом сечении, перпендикулярном оси героторного механизма, толщина Ct зуба статора по среднему диаметру Dср зубьев и окружной шаг St этих зубьев связаны соотношением: Ct/St = 0,45 - 0,65, а толщина CN зуба статора по среднему диаметру Dср зубьев в нормальном сечении, перпендикулярном направлению винтовой линии зуба статора на этом же диаметре, и радиальная высота h зуба статора связаны соотношением: CN/h 1,75 Выполнение отношения Ct/St = 0,45 - 0,65 обеспечивает форму зуба статора в торцевом сечении, оптимальную с точки зрения восприятия изгибных нагрузок, действующих со стороны ротора, и в то же время обеспечивает благоприятную форму зуба ротора для передачи контактных нагрузок.

При выполнении отношения Ct/St меньше 0,45 толщина зуба статора уменьшается и становится недостаточной для восприятия окружных сил, действующих со стороны ротора.

Если отношение Ct/St больше 0,65, то это приводит к получению заостренного зуба ротора с малым радиусом кривизны у вершины зуба, что приводит к увеличению контактных напряжений в зацеплении и повышенному износу зубьев.

Выполнение зуба статора в нормальном сечении, перпендикулярном направлению винтовой линии зуба, с отношением CN/h 1,75 определяет повышение устойчивости зуба статора к изгибу под действием перепада давления.

Если отношение CN/h < 1,75, то изгибная жесткость зуба статора при его деформировании под действием перепада давления становится недостаточной для устойчивой работы винтового героторного механизма в режиме, близком к тормозному.

На фиг. 1 показан героторный механизм винтового забойного двигателя в продольном разрезе; ротор частично оборван для показа направления винтовых зубьев статора; на фиг. 2 приведено поперечное сечение героторного механизма винтового забойного двигателя по линии А - А; на фиг. 3 приведен в увеличенном масштабе профиль зуба статора в торцевом сечении А-А, перпендикулярном оси механизма, совмещенный с профилем зуба статора в нормальном сечении N-N, перпендикулярном направлению винтовой линии зуба.

Героторный механизм винтового забойного двигателя (фиг. 1 и 2) содержит статор 1 с внутренними винтовыми зубьями 2, выполненными из упругоэластичного материала, например из резины, и ротор 3 с наружными винтовыми зубьями 4, число которых Zр на единицу меньше числа Zст внутренних винтовых зубьев 2 статора 1. Ось O1O1 ротора 3 смещена относительно оси O2O2 статора 1 на величину эксцентриситета E, равную половине радиальной высоты h зубьев 2 и 4. Профили наружных винтовых зубьев 4 ротора 3 и внутренних винтовых зубьев 2 статора 1 в торцевом сечении выполнены взаимоогибаемыми. Взаимоогибаемость профилей зубьев 4 и 2 соответственно ротора 3 и статора 1 может быть достигнута, например, выполнением профиля зубьев 2 статора 1 по эквидистанте укороченной гипоциклоиды, а профиль зубьев 4 ротора 3 при этом образуется как огибающая профиля зубьев 2 статора 1 при качении без скольжения центроиды статора радиуса a = EZст по центроиде ротора радиуса b = Е Zр. Ход Tр винтовой линии зубьев 4 ротора 3 и ход Tст винтовой линии зубьев 2 статора 1 пропорциональны числам зубьев этих элементов Zр и Zст. Может быть использован и иной метод формообразования зубьев 2 и 4 статора 1 и ротора 3, например, от исходного контура циклоидальной рейки по дугам окружностей или другие методы, обеспечивающие взаимоогибаемость профилей.

В торцевом сечении героторного механизма (фиг. 3), перпендикулярном оси O2O2 героторного механизма, толщина Ct зуба 2 статора 1 по среднему диаметру Dср зубьев 2 и окружной шаг St этих зубьев связаны соотношением: Ct/St = 0,45 0,65.

В нормальном сечении N - N, перпендикулярном направлению винтовой линии М - М зуба 2 статора 1, толщина CN зуба 2 статора 1 по среднему диаметру Dср зубьев 2 и радиальная высота h (h = 2E) зуба 2 статора 1 связаны соотношением: CN/h 1,75.

В верхней части статор 1 снабжен резьбой 5 для присоединения к колонне бурильных труб (не показаны), в нижней части статор 1 снабжен резьбой 6 для соединения с корпусом опорного узла (последний не показан), а ротор 3 резьбой 7 соединен с валом опорного узла (не показан).

Героторный механизм винтового забойного двигателя работает следующим образом. Промывочная жидкость, подаваемая с поверхности по колонне бурильных труб, поступает в верхнюю часть героторного механизма, и в результате винтового направления зубьев 2 и 4 статора 1 и ротора 3 под действием неуравновешенных гидравлических сил ротор 3 приводится во вращение, при этом его ось O1O1 вращается вокруг оси O2O2 статора 1 против часовой стрелки по окружности радиуса E, а сам ротор 3 поворачивается относительно своей оси O1O1 по часовой стрелке с уменьшенной в Zр раз угловой скоростью. Окружная сила, соответствующая развиваемому крутящему моменту, воспринимается эластомерными зубьями 2 статора 1 в меру их изгибной жесткости в торцевом сечении, определяемой отношением толщины Ct зуба 2 статора 1 по среднему диаметру Dср зубьев 2 к окружному шагу St, которое находится в пределах (0,45 - 0,65). Зубья 2 статора 1 подвергаются также действию межвиткого перепада давления и способность зубьев 2 противостоять деформациям от действия давления определяется отношением толщины CN зуба 2 статора 1 по среднему диаметру Dср зубьев 2 в нормальном сечении N - N, перпендикулярном направлению винтовой линии M - M зуба 2 статора 1, к радиальной высоте h зуба 2 статора 1 (CN/h 1,75).

Как показали экспериментальные исследования, при выполнении зубьев 2 статора 1 в соответствии с вышеуказанными соотношениями за счет повышения изгибной жесткости зубьев героторный механизм винтового забойного двигателя имеет повышенные КПД и эффективную мощность, а случаи незапуска двигателя после его полного торможения отсутствуют.

Формула изобретения

Героторный механизм винтового забойного двигателя, содержащий статор с внутренними винтовыми зубьями, выполненными из упруго-эластичного материала, например из резины, и ротор с наружными винтовыми зубьями, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, причем ось ротора смещена относительно оси статора на величину эксцентриситета, равную половине радиальной высоты зубьев, профили наружных зубьев ротора и внутренних зубьев статора в торцевом сечении выполнены взаимоогибаемыми, а ходы винтовых зубьев ротора и статора пропорциональны их числам зубьев, отличающийся тем, что в торцевом сечении, перпендикулярном оси O2O2 героторного механизма, толщина Ct зуба статора по среднему диаметру Dср зубьев и окружной шаг St этих зубьев связаны соотношением Ct/St = 0,45 - 0,65, а толщина CN зуба статора по среднему диаметру Dср зубьев в нормальном сечении N - N, перпендикулярном направлению винтовой линии M - M зуба статора, и радиальная высота h зуба статора связаны соотношением CN/h 1,75.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.04.2004

Извещение опубликовано: 10.03.2005        БИ: 07/2005

PD4A - Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:Общество с ограниченной ответственностью "ВНИИБТ-Буровой инструмент" (RU)

Извещение опубликовано: 20.04.2006        БИ: 11/2006