Ручной привод вращающегося транспортера

Реферат

 

Изобретение относится к военной технике, в частности к транспортерам для подачи боеприпасов к орудию. Ручной привод позволяет повысить надежность работы механизма ручного привода и уменьшить прикладываемое усилие на рукоятке. Сущность изобретения заключается в том, что он снабжен вилкой, жестко закрепленной на рукоятке, подпружиненным штоком с грибком, навинченным на него с возможностью взаимодействия с вилкой, трубой, установленной в неподвижной стойке с возможностью размещения в ней подпружиненного штока, и кронштейном рукоятки, жестко соединенным с верхним концом трубы. Нижний конец трубы жестко соединен с дополнительно введенным наконечником, шарнирно закрепленным на храповом колесе выходной шестерни. Нижний конец подпружиненного штока установлен с возможностью взаимодействия с упомянутым подпружиненным рычагом, шарнирно закрепленным в наконечнике для взаимодействия своим плечом с зубьями храпового колеса. На наконечнике выполнен цилиндрический кулачок для взаимодействия с дополнительно введенным подпружиненным стопором, шарнирно закрепленным на неподвижном корпусе с возможностью взаимодействия своим нижним плечом с прорезью, выполненной на упомянутой выходной шестерне, также установленной в неподвижном корпусе. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в конструкциях вращающихся транспортеров, обеспечивающих подачу боеприпасов к механизму заряжания орудия, а также в приводах вертикального и горизонтального наведения орудия.

Известна конструкция ручного привода механизма поворота башни танка Т-62 [1] , которая состоит из рукоятки с маховиком, червяка, червячного колеса и эпицикла. Для вращения башни вручную необходимо отстопорить эпицикл, повернув рукоятку стопора вверх, и вращать за рукоятку маховик механизма. Недостаток конструкции - невозможность работы от электропривода при расстопоренном эпицикле при движении танка, так как возможно разрушение деталей червячной пары из-за больших динамических нагрузок.

Известен ручной привод вращающегося транспортера, танка Т-72 [2], который состоит из рукоятки, стойки, закрепленной болтами на стакане вращающегося транспорта, выходной шестерни и головки, которая посажена на шлицы стойки и крепится стяжным болтом. К основанию рукоятки крепится рычаг храпового механизма, с помощью которого рукоятка сцепляется с храповым колесом. Для работы ручным приводом вращающегося транспортера необходимо: - расстопорить транспортер, повернув вверх рукоятку ручного привода стопора; - снять с защелки рукоятку ручного привода и, совершая движения ею вверх-вниз, поворачивать транспортер; - при повороте транспортера до необходимого положения, отпустить рукоятку привода стопора и довернуть транспортер рукояткой ручного привода до его застопоривания.

Недостаток конструкции - вращение транспортера только в одну сторону и невозможность отключения электропривода, что создает большие усилия на рукоятке ручного привода.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы механизма ручного привода и снижение усилия на рукоятке.

Задача решается тем, что в конструкции ручного привода вращающегося транспортера, содержащего рукоятку, закрепленную на неподвижной стойке, подпружиненный рычаг с храповым колесом и выходную шестерню, рукоятка снабжена жесткой вилкой, взаимодействующей с грибком. Грибок навинчен на подпружиненный шток, размещенный в трубке, установленной в неподвижной стойке. Верхний конец трубы жестко соединен с кронштейном рукоятки, а нижний - с наконечником, шарнирно закрепленным на храповом колесе выходной шестерни. Нижний конец штока взаимодействует с подпружиненным рычагом, который шарнирно закреплен в наконечнике и одним плечом взаимодействует с зубьями храпового колеса. На наконечнике выполнен цилиндрический кулачок, взаимодействующий с подпружиненным стопором, шарнирно закрепленным на неподвижном корпусе, и нижним плечом, взаимодействующим с прорезью шестерни, установленной в неподвижном корпусе.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом.

Ручной привод вращающегося транспортера состоит из рукоятки 1, на которой закреплена вилка 2, через прорезь которой проходит подпружиненный шток 3 с грибком 4. Шток 3 размещен внутри трубы 5, верхний конец которой жестко соединен с кронштейном 6 рукоятки, а нижний - с наконечником 7, шарнирно закрепленным на храповом колесе 8 выходной шестерни 9. Труба вращается в неподвижной стойке 10. Нижний конец штока 3 взаимодействует с подпружиненным рычагом 11, который шарнирно закреплен в наконечнике 7 и плечом "а" взаимодействует с зубьями храпового колеса 8. На наконечнике 7 выполнен цилиндрический кулачок "б", который взаимодействует с роликом 12, установленным на подпружиненном стопоре 13, шарнирно закрепленном на неподвижном корпусе 14. Нижним плечом стопор 13 взаимодействует с прорезью шестерни 15, установленной в неподвижном корпусе 14.

Ручной привод работает следующим образом: в исходном положении рукоятка 1 повернута вверх, шток 3 под действием пружины 17 выключает из зацепления рычаг 11 с храповым колесом 8, так как усилие пружины 17 больше усилия пружины 16. Стопор 13 блокирует шестерню 15, при этом работа привода осуществляется от электродвигателя (на чертеже не показан). Для работы ручным приводом необходимо повернуть рукоятку 1 вниз вокруг оси O1, при этом шток 3 освободит подпружиненный рычаг 11, который под действием пружины 16 войдет в зацепление с храповым колесом 8. При повороте рукоятки 1 с трубой 3 вокруг оси O2, в направлении против часовой стрелки, кулачок "б" выведет стопор 13 из зацепления с шестерней 15, при этом электродвигатель отключится от привода и вращение транспортера будет осуществляться от выходной шестерни 9. Поворот осуществляется в пределах сектора, определенного кулачком "б".

Таким образом, конструкция ручного привода вращающегося транспортера позволила повысить надежность работы привода и уменьшить усилие на рукоятке.

Источники информации 1. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62. - М.: Военное издательство МО СССР, 1968, с. 55-56 - аналог.

2. Танк "Урал". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая. - М.: Военное издательство МО СССР,1975, с. 114-116 - прототип.

Формула изобретения

Ручной привод вращающегося транспортера, содержащий рукоятку, закрепленную на неподвижной стойке, подпружиненный рычаг с храповым колесом и выходную шестерню, отличающийся тем, что он снабжен вилкой, жестко закрепленной на рукоятке, подпружиненным штоком с грибком, навинченным на него с возможностью взаимодействия с вилкой, трубой, установленной в неподвижной стойке с возможностью размещения в ней подпружиненного штока, и кронштейном рукоятки, жестко соединенным с верхним концом трубы, причем нижний конец последней жестко соединен с дополнительно введенным наконечником, шарнирно закрепленным на храповом колесе выходной шестерни, при этом нижний конец подпружиненного штока установлен с возможностью взаимодействия с упомянутым подпружиненным рычагом, шарнирно закрепленным в наконечнике для взаимодействия своим плечом с зубьями храпового колеса, а на наконечнике выполнен цилиндрический кулачок для взаимодействия с дополнительно введенным подпружиненным стопором, шарнирно закрепленным на неподвижном корпусе с возможностью взаимодействия своим нижним плечом с прорезью, выполненной на упомянутой выходной шестерне, также установленной в неподвижном корпусе.

РИСУНКИ

Рисунок 1