Транспортно-пусковой контейнер для ракет и способ его изготовления

Реферат

 

Изобретение относится к области ракетного вооружения. Транспортно-пусковой контейнер содержит съемную крышку, снабженную лючками с подпружиненными крышками и связанную болтовым креплением с боковыми стенками корпуса. Диафрагмы пусковых труб разнесены в плоскости ведущих поясков основного типа транспортируемых ракет и зафиксированы ленточным креплением. Опорная стойка выполнена в виде многорядного ячеистого каркаса, каждый ряд которого содержит верхние ограничительные планки и нижние коробчатые опоры, связанные между собой, с последующим рядом и днищем корпуса сборно-разборными винтовыми штангами. Нижний и верхний ряды пакета пусковых труб снабжены фиксирующими устройствами от поперечных перемещений, связанными с боковыми стенками, снабженными лючками и окнами с крышками для доступа к фиксирующим устройствам. Конструкция контейнера предопределяет и способ его изготовления, сущность которого заключается в одновременной со смешанной очередностью сборке элементов корпуса и внутреннего каркаса. Сначала собирают каркасную раму днища корпуса путем раздельной сборки ее передней и задней частей. Затем соединяют обе части между собой, вставляют в размер боковые стенки и скрепляют их с днищем. Внутренний каркас собирают, начиная с нижнего ряда пакета пусковых труб, и затем фиксируют его в корпусе. На передние концы пусковых труб надевают ложемент, присоединяют его к днищу и боковым стенкам, закрепляют крышку на торцах боковых стенок. Изобретение позволяет повысить прочность транспортно-пускового контейнера, сократить трудоемкость его изготовления без использования дорогостоящего технологического оборудования. 2 с.п.ф-лы, 19 ил.

Изобретение относится к области военной техники, а более конкретно к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК) и транспортировки и запуска ракет (реактивных снарядов) и к способам их изготовления.

ТПК может бить использован в качающейся части (КЧ) самоходной пусковой установки (СПУ) реактивной системы залпового огня (РСЗО), выполненной на базовом шасси танка, а что касается способа его изготовления, то он может широко использоваться при изготовлении опытных образцов (или небольшой партии) вышеуказанного контейнера в условиях небольших экспериментально-опытных производств при НИИ и ОКБ (организаций).

Известен транспортно-пусковой контейнер РСЗО "MLRS" (см.ж. "Зарубежное военное обозрение", 1991 г. N 5, стр. 22-30, рис.2), выполненный в виде многоугольного в поперечном сечении корпуса, который разделен продольными перегородками на отсеки для установки и закрепления пакетов направляющих пусковых труб под ракеты. Каждый пакет выполнен в виде герметичного контейнера одноразового пользования, который служит для хранения и запуска ракет.

Недостатком известного ТПК является то, что он имеет большие габариты при двенадцати направляющих пусковых трубах, при этом пакет пусковых труб разового использования, что ведет к массовому их изготовлению на специализированном предприятии.

Известен ТПК пусковой установки (см. патент США N 4296669, F 41 F 3/04, НКИ 89-1.816, опубликован 1981 г.) который состоит из корпуса многоугольной коробчатой формы и внутреннего каркаса, включающего передний, задний и два центральных поперечных шпангоутов (ложементы). Во всех шпангоутах выполнены соосные отверстия, в которых установлены направляющие пусковые трубы, передние концы которых приварены к переднему шпангоуту, а задние концы труб прикреплены к заднему шпангоуту. Между центральными шпангоутами расположен жесткий вкладыш из пенополиуретана, охватывающий пусковые трубы и являющийся единой конструктивной опорой для центральной части пусковых труб. Для придания жесткости все шпангоуты связаны между собой штангой, связанной с корпусом (конструктивное опорное приспособление), а сами шпангоуты соединены с корпусом болтовым соединением.

Известный контейнер по патенту 4296669, наиболее близок к заявленному изобретению, т.е. оба имеют жесткий наружный корпус коробчатой формы и внутренний каркас с передним шпангоутом (ложементом) и дополнительной поперечной опорой.

Недостатком известного ТПК по патенту США является его недостаточная прочность под ракеты большой мощности РСЗО, кроме того, дополнительная опора, выполненная из пенополиуретана, отличается на месте сборки внутреннего каркаса, который собирается отдельно от корпуса контейнера с последующим вводом его в корпус, что требует дорогостоящего специального оборудования (кантователи, заливочные машины и стенды), применение которого экономически оправдано только в условиях крупносерийного производства.

Известен способ изготовления контейнера для хранения и пуска ракет РСЗО для разового использования, например, (см. патент США 3841197, F 41 C 3/04, НКИ 89-1.816, опубл. 1974), который включает монтаж направляющих труб в сборочные ложементы (диски), пространство между которыми заполняется равномерно пеноматериалом, а затем весь пакет обматывается многослойной намоткой из материала с высоким показателем упругости с последующим вводом изготовленного пакета в заранее изготовленный корпус контейнера.

Недостатком известного способа является невозможность его использования без специального дорогостоящего оборудования (спецстенды, контователи, заливочные машины), которое как обычно отсутствует в экспериментально-сборочном опытном производстве НИИ или ОКБ. Кроме того, внутренний каркас изготавливается отдельно от корпуса и служит для одноразового использования.

Известен способ изготовления кассеты пусковой установки для большого количества направляющих для пуска ракет (см. патент ФРГ N 1728319, F 41 F 3/04. , опуб.1979 г.), расположенных параллельно друг-другу в контейнере или раме и связанных между собой, а затем устанавливаемых как единое целое на пусковую установку, при этом направляющие пусковые трубы после их установки в контейнер обрабатываются на калибровочной оправке путем деформации, в холодном состоянии им придается калибр, соответствующий ракете.

При данном способе пусковые трубы контейнера калибруется в жестко связанном пакете, который устанавливают на специальный стенд и при помощи специального оборудованния калибруют трубы.

Данный способ наиболее подходит к прототипу - заявленному способу изготовления ТПК многоразового использования, кроме того, одна из операций изготовления внутреннего каркаса с пусковыми трубами осуществляется после установки его в контейнер, т.е. калибровка труб.

Недостатком известного способа является его большая трудоемкость, экономически неэффективная в условиях опытного и мелкосерийного производства, т. к. требует применения специальных калибровочных машин, помимо вышеперечисленных квантователей и стендов.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления контейнера в условиях опытного или мелкосерийного производства и обеспечение высокой несущей способности контейнера для транспортировки, защиты и запуска ракет многоразового использования.

Поставленная цель достигается тем, что крыша ТПК выполнена съемной, снабжена лючками с подпружиненными крышками и связана болтовым креплением с боковыми стенками корпуса, а диафрагмы пусковых труб разнесены в плоскости опорно-ведущих поясков основного из типов транспортируемых ракет и зафиксированы от перемещений перекрестным ленточным креплением, при этим опорная стойка выполнена в виде многорядного ячеистого каркаса, каждый ряд которого содержит верхние ограничительные планки и нижние коробчатые опоры, связанные между собой, с последующим рядом и днищем корпуса вертикально сборно-разборными винтовыми штангами, состоящими из стержней, концы которых выполнены в виде резьбовой пары, а нижний и верхний ряды пакета пусковых труб в плоскости их диафрагм снабжены фиксирующими устройствами от поперечных перемещений пакета, выполненными в виде опорно-клиновых распорок для нижнего ряда и в виде охватывающих верхние наружные углы крайних диафрагм пусковых труб уголковых башмаков для верхнего ряда, торцовые части которых связаны горизонтальной и вертикальными винтовыми стяжками, свободные концы последних через кронштейны шарнирно связаны с боковыми стенками корпуса, снабженных лючками и окнами с крышками для доступа к концевым креплениям горизонтальных лент и к клиновым распоркам соответственно.

Что касается способа изготовления контейнера для ракет, цель достигается тем, что сборку элементов корпуса и элементов внутреннего каркаса производят со смешанной последовательностью очередности сборки одних и других элементов, при этом сначала собирают каркасную раму с опорными кронштейнами днища корпуса путем раздельной сборки передней и задней частей рамы с обработкой посадочных мест под элементы крепления пусковых труб в пакет, используя технологические горизонтальную плиту и стойки с вводом в отверстия под оси цапф опорных кронштейнов мерной технологической оправки с концевыми втулками, с последующим соединением между собой обеих частей и приваркой части листов днища, затем посредством прихваток и мерных технологических жестких стяжек выставляют в размер боковые стенки корпуса и скрепляют окончательно с днищем, а после удаления стяжек собранную часть используют в качестве технологической базы для монтажа элементов внутреннего каркаса и корпуса, при этом сборку внутреннего каркаса производят с последовательной регулировкой и закреплением, начиная с нижнего ряда, пусковых труб в пакет, который посредством клиновых распорок, винтовых штанг, стяжных лент и винтовых тяг окончательно фиксируют и закрепляют относительно элементов корпуса, затем на передние концы пусковых труб надевают ложемент, который присоединяют к днищу и боковым стенкам корпуса с последующим закреплением посредством болтов крепления крыши на торцах боковых стенок.

Анализ основных отличительных признаков показал, что: - выполнение крыши съемной, коробчатой в сечении, снабженной лючками с поворотными подпружиненными крышками обеспечило ее жесткость (коробчатая), стравливание избыточных давлений газа при пуске ракет и обеспечение доступа при ремонте и профилактических осмотрах элементов внутреннего каркаса с пусковыми трубами; - конструкция внутреннего каркаса с пусковыми трубами с его сборно-разборными элементами, значительно снизила трудоемкость и позволила осуществлять сборку в условиях опытного производства без использования специальных дорогостоящих стендов, кантователей и другой сложной технологической оснастки; - ввод во внутренний каркас с пусковыми трубами дополнительной поперечной опорной стойки позволил усилить жесткость внутреннего каркаса, а главное обеспечить хранение, транспортировку и запуск из одной трубы, как минимум, двух разных по длине ракет одинакового калибра; - ввод дополнительного крепления собранного пакета пусковых труб в его верхней части, в плоскостях их диафрагм в виде уголковых башмаков с винтовыми стяжками позволили усилить прочность его крепления и обеспечил регулировку и фиксацию в целом внутреннего каркаса относительно корпуса контейнера; - предложенный способ изготовления контейнера со смешанной очередностью операций сборки элементов корпуса и его внутреннего каркаса обеспечил осуществление работ с использованием простейшей оснастки и цехового подъемного крана; - порядная сборка пусковых труб в пакет также не требует какого-либо специального оборудования, кроме того, повышает точность выставки пусковых труб, их строгую ориентацию в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также относительно корпуса контейнера.

Изобретение поясняется чертежами, где: - на фиг. 1 изображен общий вид транспортно-пускового контейнера; - на фиг. 2 - общий вид (вид спереди); - на фиг. 3 - общий вид с частично удаленной крышей (вид сверху), - на фиг. 4 - сечение А-А фиг. 1, где показаны пусковые трубы с диафрагмами, стяжными лентами, монтажными призматическими шпонками и крепление верхнего ряда труб; - на фиг. 5 - сечение Б-Б фиг. 1, где показана дополнительная сборно-разборная опорная стойка с винтовыми штангами; - на фиг. 6 - сечение В-В фиг. 4, где показана вертикальная стяжная лента с концевым креплением; - на фиг. 7 - разрез Д-Д фиг. 4, где показана клиновая распорка; - на фиг. 8 - каркасная рама днища корпуса (вид сверху); - на фиг. 9 - продольный разрез Е-Е фиг. 8; - на фиг. 10 - днище корпуса (вид снизу); - на фиг. 11 - коробчатая опора дополнительной сборно-разборной опорной стойки; - на фиг. 12 - каркас задней части рамы днища корпуса (вид сверху на монтажную плиту); - на фиг. 13 - продольный разрез Ж-Ж фиг. 12 каркаса задней части рамы; - на фиг. 14 - задняя часть каркасной рамы днища корпуса (вид сверху на монтажную плиту); - на фиг. 15 - продольный разрез И-И фиг. 14 задней части каркасной рамы, установленной на тумбах для приварки опорной плиты, броневого листа и технологических платиков; - на фиг. 16 - схема сборки корпуса контейнера, где показано днище корпуса на тумбах и боковые листы с технологическими стяжками; - на фиг. 17 - разрез К-К фиг. 5 дополнительной сборно-разборной опорной стойки; - на фиг. 18 - сечение 3-3 фиг. 4, где показана горизонтальная стяжная лента с концевыми винтовыми креплениями; - на фиг. 19. - вид Л фиг. 6, где изображена подпружиненная крышка лючка.

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) предназначен для пусковой установки (ПУ) реактивной системы залпового огня (РСЗО), выполненной на базовом шасси танка, и служит для перевозки и запуска 24 ракет, размещенных внутри ТПК по восемь ракет в трех рядах, при этом запуск ракет осуществляется как по одиночке, так и залпом, причем ракеты используются двух типов, по длинновым размерам одинакового калибра в зависимости от тактических задач и целей.

На фиг. 1, 2, 3 изображен ТПК, который состоит из выполненного в виде прямоугольника в поперечном сечении броневого корпуса, образованного крышей 1, боковыми стенками 2 и днищем 3 с опорными кронштейнами 4. Крыша 1 выполнена корытообразной формы в поперечном сечении, снабжена лючками с поворотными подпружиненными пружинами 5 крышками 6, отверстиями 7 и проушинами 8 для болтового крепления. Боковые стенки 2 жестко связаны с днищем 3 и снабжены поручнями 9, лючками со съемными крышками 10, окнами со съемными крышками 11 и проушинами 12 для болтового крепления. Днище 3 состоит (фиг. 8, 9,10, ) из силовой каркасной рамы, состоящей из поперечных коробчатых балок 13, 14, 15, 16, 17 и 18, продольных коробчатых балок 19, 20, 21, 22, 23 и косых балок 24, а также, в качестве продольных балок опорных кронштейнов 4 с отверстиями 26 под оси цапф ПУ (не показаны) и плоских листов 27 днища 3. В балке 14 выполнены фигурные отверстия - пазы 28. В балке 15 выполнены попарно- параллельные отверстия 29, а на балках 16, 17 переменного сечения жестко закреплена опорная плита 30 с выполненными фигурными отверстиями - пазами 31, при этом с верхней стороны балки 14, 15 и плита 10 снабжены обработанными посадочными плоскостями "а", "b", "с" в одной горизонтальной плоскости "d", а балки 15 и 23 снизу снабжены накладкой 32, с закрепленным на ней кронштейном 33 под стопор походного положения (не показан). На балках 16, 17 снизу жестко закреплена плита 34 с кронштейном 35 для связи с элементом (штоком) привода вертикального наведения (на черт. не показан). Сверху на балках 17 и 18 жестко закреплен броневой лист 36, связывающий балки 17, 18, 24 между собой, а также опорные кронштейны 4, при этом лист 36 снабжен окнами с крышками 37 для доступа к креплению компенсирующих механизмов ПУ, закрепленных к кронштейнам 38 балки 18. Корпус ТПК снабжен съемными передней и задней защитными крышками 39 с быстро разъемными устройствами, включающими закрепленные зацепы 40 на крышке 39 и фиксаторы 41, закрепленные на корпусе, кроме того, на опорных кронштейнах 4 закреплены кронштейны 42 с отверстиями под стыковочные элементы транспортно-заряжающей машины (не показано).

В корпусе закреплен внутренний каркас с пусковыми трубами 43 (фиг. 2, 3, 4), используемый для установки как минимум для двух типов ракет с жестко закрепленными снаружи диафрагмами 44 в вертикальных плоскостях передних и задних опорно-ведущих поясков наибольших по длине транспортируемых тяг ракет, при этом диафрагмы 44 по своим торцам снабжены непересекающимися направляющими пазами 45 и 46, смещенными относительно друг друга к боковым кромкам, лежащим направляющими поверхностями в перпендикулярных относительно друг друга плоскостях. Кроме того, диафрагмы 44 снабжены углубленными пазами под монтажные призматические шпонки 47. Внутренний каркас образован передним ложементом 48, диафрагмами 44 труб 43, собранных в пакет посредством вертикальных металлических стяжных лент 49 и горизонтальных стяжных лент 50. Ленты 49 снизу снабжены фигурными зацепами 51 с самоустанавливающимися шайбами, а сверху крепежным устройством типа "винт-гайка" 52, ленты 50 на обоих концах оборудованы крепежным устройством типа "винт-гайка" 53. Кроме того, во внутренний пакетный каркас, в вертикальную плоскость передних опорно-ведущих поясков наименьших по длине транспортируемых ракет дополнительно введена сборно-разборная поперечная опорная стойка под трубы 43, выполненная в виде (фиг. 5) многорядного ячеистого каркаса, каждый ряд которого содержит попарно-связанные и параллельные между собой верхние ограничительные планки 54 с отверстиями на концах и нижние коробчатые опоры 55, связанные между собой, с последующим рядом и с поперечной балкой 15 днища, вертикальными сборно-разборными винтовыми штангами, состоящими из ступенчатых цилиндрических стержней 56, 57 и 58. Концы стержня 56 выполнены с резьбой под гайки 59 и под резьбовую втулку 60 стержня 57, у которого выполнен второй резьбовой конец под резьбовую втулку 61 стержня 58 с резьбовым отверстием под болт 62. Верхняя стенка 63 каждой коробчатой опоры 55 (фиг. 11) выполнена изогнутой по наружному радиусу пусковой трубы 43, а боковая и нижняя стенки на противоположных углах снабжены выступами 64 и 65, которые жестко связаны между собой, при этом на выступах 65 выполнены отверстия 66, соосные отверстиям планок 54 под концы стержней 56, 57 и 58. Нижний и верхний ряды пакетного каркаса с трубами 43 в плоскостях их передних и задних диафрагм 44 снабжены фиксирующими устройствами от поперечных перемещений пакета пусковых труб 43. По нижнему ряду фиксирующее устройство выполнено в виде опорно-упорных клиновых распорок (фиг.7), состоящих из неподвижно закрепленного клинового опорного основания 67 и подвижного клинового упора 68, связанных между собой винтовым приводом из винта 69 с фиксатором 70 и гаек 71. Для верхнего ряда устройство состоит из уголковых башмаков 72 (фиг. 4), охватывающих наружные углы крайних диафрагм 44, при этом башмаки 72 снабжены резьбовыми втулками 73, закрепленными на обращенных друг к другу торцах и связанными между собой винтовой тягой 74 и резьбовыми втулками 75, закрепленными на торцах башмаков 72 перпендикулярно первым и связанных через винтовые тяги 76, кронштейны 77, оси 78 с проушинами 79, жестко закрепленными на боковых стенках 2 корпуса контейнера, с наружной стороны которых приварены проушины 80 (фиг.1) для связи контейнера винтовыми стяжками и с корпусом базового шасси (не показано).

На фиг. 8 указаны размеры "l1" и "l2", которые равны расстояниям между опорно-ведущими поясками используемых ракет, как минимум, двух типов, т.е. l1 - равна расстоянию между задними и передними поясками коротких ракет, а l2 - длинных ракет. Расстояния l1 и l2 использует при изготовлении каркасной рамы днища корпуса контейнера.

Работа ТПК Изготовленный контейнер навешивается на поворотную платформу ПУ (не показан) при помощи осей цапф и используется для транспортировки, наведения и запуска реактивных снарядов (ракет), которые для этого устанавливаются в направляющие пусковые трубы 43. Листы крыши 1, боковых стенок 2 и днища 3 корпуса выполнены из броневой стали, служат защитой для пусковых труб 43 с ракетами от поражения пулями и осколками при обстреле.

В условиях эксплуатации на корпус действуют следующие основные внешние нагрузки: нагрузки на днище от привода вертикального наведения; от газовой струи при стрельбе; дорожные нагрузки; нагрузки от возможной ударной волны ядерного взрыва.

При воздействии нагрузок от привода вертикального наведения им противостоит в основном сплошное днище с силовой каркасной рамой, в частности листы 27 (обшива рамы), коробчатые ступенчатые балки 16 и 17, опорная плита 30, которые жестко связаны между собой и с опорными коробчатыми кронштейнами 4, усиленными поперечной балкой 18 и броневым листом 36.

Что касается нагрузок от газовой струи, особенно при запуске залпом ракет повышенной эффективности, когда внутри контейнера появляется значительное давление, помимо прочности боковых стенок 2 и крышки 1 корпуса, ложемента 48, в крыше 1 выполнены смотровые лючки (в кол-ве 21-го), которые снабжены поворотными подпружиненными крышками 6. Под действием значительного давления внутри корпуса крышки 6 открываются и стравливается наружу скопившийся газ, после чего под действием пружин 5 автоматически закрываются.

Дорожные нагрузки, действующие на контейнер как инерционные силы от его элементов, например в основном от пусковых труб 43 с ракетами, гасятся за счет собранного пакета труб 43, у которого в качестве ложементов использованы поперечные стенки, две из которых образованы диафрагмами 44, связанными между собой и с днищем 3 корпуса горизонтальными 45 и вертикальными 46 металлическими стяжными лентами, а также призматическими шпонками 47 и уголковыми башмаками 72 с винтовыми тягами 74 и 76, связанными с боковыми стенками 2 корпуса, при этом третья опорная стенка, образованная коробчатыми опорами 55 и поперечными планками 54, надежно связана с днищем 3 корпуса девятью вертикальными штангами, состоящими (каждая) из цилиндрических ступенчатых стержней 56, 57 и 58. Кроме того, передний ложемент 48 также принимает на себя часть дорожных нагрузок.

Что касается защиты контейнера от ударной волны ядерного взрыва, то броневой корпус его сам говорит за себя, при этом усиленное каркасной рамой днище обладает высокой прочностью, а броневые листы боковых стенок и крыши с внутренней их стороны в свободных местах усилены ребрами жесткости (не показаны). Причем помимо элементов, связывающих контейнер с ПУ, как то: опорный кронштейн 4, кронштейны 33 и 35 на боковых стенках приварены проушины 80, для связи контейнера с корпусом базового шасси танка винтовой стяжкой на длительном марше.

Предложенной способ изготовления вышеописанного транспортно-пускового контейнера включает сборку силовой каркасной рамы днища корпуса с опорными кронштейнами, сборку внутреннего каркаса с направляющими пусковыми трубами в пакет и соединение его элементов с элементами корпуса, окончательную сборку корпуса контейнера, производя в процессе сборки разметку, ввод технологической оснастки и приспособлений, прихватку выставленных элементов в размер с последующей сваркой и удалением технологической оснастки, при этом сборку элементов корпуса и элементов внутреннего каркаса производят со смешанной последовательностью очередности сборки одних и других элементов, исключая сборку каркасной рамы днища корпуса с опорными кронштейнами, которую собирают первой, при этом в процессе сборки на различных этапах собранный узел используют в качестве технологической базы для сборки последующих узлов и элементов корпуса и внутреннего каркаса. Для сборки предусматривается монтажная горизонтальная плита 61, вертикальные стойки в виде тумб 82, оправка с концевыми втулками 83 и стяжки 84.

Выполнение способа Сборку передней и задней частей (фиг. 14) производят, используя плиту 81 и тумбы 82. Для сборки передней части сваривают между собой продольные 19, 20, 21 и поперечные 13, 14 и 15 балки с обеспечением размера l3 (фиг. 3), равного разнице расстояний между опорно-ведущими поисками транспортируемых ракет. После сварки на балках 14 и 15 обрабатывают посадочные плоскости "а" и "б" до уровня одной горизонтальной плоскости "d" (фиг. 9).

Для сборки задней части (фиг. 12, 13) на плите 81 устанавливают опорные кронштейны 4, положение которых определено монтажной оправкой 83 и балкой 18. Затем устанавливают балку 17 через косые балки 24 к балке 18, а балку 16 через плиту 34 к балке 17, после чего производят сварку всех элементов между собой. Сваренный каркас переворачивают на 180o и устанавливают на плите 81 на опорные кронштейны 4 и тумбы 82 (фиг. 14, 15) для приварки опорной плиты 30 с заранее выполненными фигурными отверстиями 31, листа 36 и технологических платиков 85, после чего механически обрабатывают поверхность "C" опорной плиты 30 и технологические платики до уровня горизонтальной поверхности "d".

Для сборки каркасной рамы устанавливают ее переднюю часть плоскостями "а" и "в" и заднюю часть плоскостью "с" на плите 81 через продольные балки 22 и 23, после чего производят сварку обеих частей рамы.

Для сборки корпуса контейнера готовую каркасную раму устанавливают образованной плоскостью "d" на тумбы 82 и приваривают плоские листы 27 днища корпуса (фиг. 10).

Для обеспечения плоскости разъема корпуса и крыши контейнера тумбы 82 выполнены по высоте по размеру h (фиг. 16). Боковые стенки 2 с помощью крана приставляют к днищу 3 и временно фиксируют с помощью сварки, затем их окончательно выставляют и фиксируют при помощи жестких технологических стяжек 84, после чего производят окончательную сварку корпуса и приварку всех его элементов.

Сваренный блок, повернув на 180o, перезакрепляют на тумбах 82 бортами 2 вверх и убирают стяжки 84 и платики 85. Установленный блок (днище - боковые стенки) используют в качестве технологической базы для монтажа всех оставшихся элементов внутреннего каркаса и корпуса. Сначала производят порядную сборку внутреннего каркаса с направляющими пусковыми трубами 43, при этом в отверстия 28 балки 14 и отверстия 31 опорной плиты 30 закрепляют посредством зацепов 51 концы стяжных металлических лент 49, а в отверстия 29 балки 15 закрепляют гайками 59 цилиндрические ступенчатые стержни 56, на которые выступами 65 надевают коробчатые опоры 55, затем на посадочные плоскости балки 14 и плиты 30 между стержнями 56 своими диафрагмами 44 укладывают пусковые трубы 43 первого ряда и фиксируют сверху поперечными планками 54, которые надевают на стержни 56. Кроме этого, в горизонтальные направляющие пазы 45 укладывают горизонтальные остальные стяжные ленты 50, которые временно фиксируют на них с обеих сторон их крепежными устройствами 53, а посредством клиновых упоров 68 клиновых распорок фиксируют пусковые трубы 43 по горизонтали относительно боковых стенок 2. Затем сверху поперечных планок 54 на резьбовые концы стержней 56 надевают коробчатые опоры 55 второго ряда, которые совместно с планками 54 фиксируют резьбовыми втулками 60 стержней 57. После этого между стержнями 57 на диафрагмы 44 первого ряда укладывают своими диафрагмами трубы 43 второго ряда, которые временно фиксируются лентами 50 и планками 54 аналогично первому ряду, на которые устанавливаются опоры 55, трубы 43 между стержнями 58 и лентами 49 и фиксируются планками 54 посредством гаек 62 без укладки поверху горизонтальных лент 50.

Направляющие пусковые трубы 43 собраны в пакет, с образованием двух поперечных стенок из диафрагм 44 и одной ячеистой опорной стенки из коробчатых опор 55 и планок 54 внутреннего каркаса. Затем производят окончательную затяжку стяжных лент 49, 50 и осуществляют закрепление диафрагм 44 верхнего ряда труб 43 между собой и к боковым стенкам 2 корпуса. Для этого на свободные углы крайних диафрагм 44 последнего ряда труб 43 надевают уголковые башмаки 72 с ранее закрепленными на стенках 2 винтовыми тягами 76 и производят винтовой стяжкой 74 окончательную фиксацию труб 43 с диафрагмами 44 между собой и корпусом контейнера. После чего на концы пусковых труб 43 надевает ложемент 48, который закрепляют к днищу 3 и боковым стенкам 2, а затем укладывают крышу 1 на торцы боковых стенок 2 и фиксируют через ответные проушины 8, 12 болтами, причем через отверстия 7 в стенке крыши 1 и резьбовые отверстия планок 86 (фиг. 4) стенок 2, крышу 1 болтами 87 окончательно скрепляют с боковыми стенками 2 корпуса, торцы которого спереди и сзади закрывают защитными крышками 39.

Таким образом, предложен транспортно-пусковой контейнер, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к аналогичным контейнерам для транспортировки, хранения и пуска реактивных ракет, обладает значительной прочностью и может быть использован на СПУ, выполненных на базовом шасси танка, предназначенных для поддержания мотопехоты и танков в бою, перемещаясь в их боевых порядках. Конструкция контейнера позволяет значительно сократить трудоемкость изготовления его элементов, что, в конечном итоге, предопределяет и его способ изготовления в целом, исключающий использование дорогостоящего технологического оборудования.

Формула изобретения

1. Транспортно-пусковой контейнер для ракет, содержащий коробчатый корпус, образованный броневыми листами крыши, боковых стенок и днища, включающего каркасную раму и опорные кронштейны с отверстиями под оси цапф, закрепленный в корпусе внутренний каркас, образованный ложементом и опорной стойкой с отверстиями под пакет направляющих пусковых труб, выполненных для размещения различных типов ракет одинакового калибра и снабженных двумя наружными диафрагмами, отличающийся тем, что крыша выполнена съемной, снабжена лючками с подпружиненными крышками и связана болтовым креплением с боковыми стенками корпуса, а диафрагмы пусковых труб разнесены в плоскости опорно-ведущих поясков одного из типов транспортируемых ракет и зафиксированы от перемещений перекрестным ленточным креплением, при этом опорная стойка выполнена в виде многорядного ячеистого каркаса, каждый ряд которого содержит верхние ограничительные планки и нижние коробчатые опоры, связанные между собой, с последующим рядом и днищем корпуса сборно-разборными винтовыми штангами, состоящими из стержней, концы которых выполнены в виде резьбовой пары, а нижний и верхний ряды пакета пусковых труб в плоскости их диафрагм снабжены фиксирующими устройствами от поперечных перемещений пакета, выполненными в виде опорно-упорных клиновых распорок для нижнего ряда и в виде охватывающих верхние наружные углы крайних диафрагм пусковых труб уголковых башмаков для верхнего ряда, торцовые части которых связаны горизонтальной и вертикальными винтовыми стяжками, свободные концы последних через кронштейны шарнирно связаны с боковыми стенками корпуса, снабженного лючками и окнами с крышками для доступа к концевым креплениям горизонтальных лент и к клиновым распоркам соответственно.

2. Способ изготовления транспортно-пускового контейнера для ракет, включающий сборку силовой каркасной рамы днища корпуса контейнера с опорными кронштейнами, сборку внутреннего каркаса с пусковыми трубами в пакет и соединение его элементов с элементами корпуса, окончательную сборку корпуса контейнера, включая разметку, ввод технологической оснастки и приспособлений, прихватку выставленных элементов в размер и сварку с последующим удалением технологической оснастки, отличающийся тем, что сборку элементов корпуса и элементов внутреннего каркаса производят со смешанной последовательностью очередности сборки одних и других элементов, при этом сначала собирают каркасную раму с опорными кронштейнами днища корпуса путем раздельной сборки передней и задней частей рамы с обработкой посадочных мест под элементы крепления пусковых труб в пакет, используя технологические горизонтальную плиту и стойки с вводом в отверстия под оси цапф опорных кронштейнов мерной технологической оправки с концевыми втулками, с последующим соединением между собой обеих частей и приваркой части листов днища, затем посредством прихваток и мерных технологических жестких стяжек выставляют в размер боковые стенки корпуса и скрепляют окончательно с днищем, а после удаления стяжек собранную часть используют в качестве технологической базы для монтажа элементов внутреннего каркаса и корпуса, при этом сборку внутреннего каркаса производят с последовательной регулировкой и закреплением, начиная с нижнего ряда, пусковых труб в пакет, который посредством клиновых распорок, винтовых штанг, стяжных лент и винтовых тяг окончательно фиксируют и закрепляют относительно элементов корпуса, затем на передние концы пусковых труб надевают ложемент, который присоединяют к днищу и боковым стенкам корпуса с последующим закреплением посредством болтового крепления крыши на торцах боковых стенок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19