Устройство для поддержания оптимального режима работы силовой установки военной гусеничной машины

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам текущего контроля состояния силовой установки. Техническим результатом является поддержание оптимального режима работы агрегатов силовой установки и облегчение условий работы механика-водителя боевой машины. Устройство для поддержания оптимального режима работы силовой установки танка работает параллельно со стрелочными контрольно-измерительными приборами, выполняющими в этом случае роль оперативных средств диагностики. Механические части датчиков изменяют свое состояние в соответствии с измеряемым параметром и при достижении измеряемым параметром контрольного значения замыкают контакты электрической цепи питания средств сигнализации и исполнительных элементов. 1 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам текущего контроля состояния силовой установки.

Известны стрелочные контрольно-измерительные приборы температуры охлаждающей жидкости и масла и давления масла, постоянно регистрирующие параметры данных систем силовой установки. При этом на танке приборы находятся сбоку от механика-водителя, вне основного сектора его поля зрения. Поэтому для считывания показаний приборов механику-водителю необходимо периодически отвлекаться от наблюдения за дорогой. При движении на высоких скоростях, преодолении препятствий и заграждений даже кратковременное отвлечение внимания от внешней обстановки может привести к аварийной ситуации. В боевых условиях, когда в любой момент возможны повреждения агрегатов силовой установки, только периодический контроль за ее техническим состоянием недостаточен.

Известны также сигнализирующие устройства, обеспечивающие подачу сигнала механику-водителю при достижении измеряемым параметром критического значения. Так, на танке Т-72 обеспечивается подача светового сигнала в поле зрения механика-водителя при достижении температурой охлаждающей жидкости критического для эксплуатации двигателя значения 112...118oC, а также при загрязнении кассет воздухоочистителя выше допустимого предела (см. Объект 172 м. Техническое описание и инструкции по эксплуатации. Книга вторая. М.: Воениздат, 1975, 584 с.).

Кроме того, известно устройство, обеспечивающее автоматическое прекращение работы силовой установки танка при наличии определенного комплекса внешних условий. Механизмы остановки двигателя срабатывают при получении электрического сигнала от системы коллективной защиты танка, также при нажатии командиром танка на его пульте на кнопку аварийной остановки двигателя. Однако автоматической защиты двигателя от аварии в случае падения давления масла в системе смазки на танках нет.

Оба сигнализирующих устройства, используемые на танке Т-72, не охватывают всех основных параметров, определяющих режим функционирования двигателя. В частности, нет сигнализации о достижении предельных значений температуры и давления масла в системе смазки двигателя. Имеющиеся сигнализирующие устройства лишь повышают надежность своевременного доведения информации до механика-водителя о достижении предельного значения данных параметров, не воздействуя на режим работы двигателя. Между тем, опыт использования техники в войсках показывает, что несвоевременная реакция механика-водителя на падение давления масла в системе смазки приводит, как правило, к полному отказу двигателя и необходимости его дальнейшей замены.

При наличии только одного режима сигнализации о достижении температурой охлаждающей жидкости критического значения детали двигателя в течение определенного промежутка времени работают при повышенной тепловой нагрузке и вследствие этого подвергаются интенсивному износу. Поэтому целесообразно подавать механику-водителю не один, а два сигнала: первый - при повышении температуры выше нормальной эксплуатационной (для танка Т-72 - 100oC), а второй - при достижении температурой охлаждающей жидкости критического значения. В этом случае механик-водитель, своевременно воздействуя на режим работы двигателя, сможет не допустить повышения температуры охлаждающей жидкости и масла до критических величин.

Задачей предлагаемого изобретения является поддержание оптимального режима работы агрегатов силовой установки и облегчение условий работы механика-водителя боевой машины.

Для оценки состояния силовой установки танка во время движения механику-водителю необходимо знать не точные значения контролируемых параметров, а находятся ли они в интервале эксплуатационных значений. Предельные значения давления масла ограничивается снизу, а температура воды и масла - сверху. О загрязненности воздухоочистителя судят по величине разрежения во всасывающей трассе системы питания двигателя воздухом.

Предлагаемое устройство для поддержания оптимального режима работы силовой установки танка состоит из датчика загрязненности воздухоочистителя 1, датчиков температуры охлаждающей жидкости 2 и масла 3, датчика минимального давления масла 4, соединенных со средствами индикации и исполнительными элементами через выключатели датчиков, собранных на панели выключателей 5 (см. чертеж). Датчик минимального давления масла через выключатель блокировки 6 соединен с механизмом остановки двигателя 7, звуковым сигналом 8 и лампочкой критического значения параметра 9. К средствам сигнализации подключены цепи и остальных датчиков.

Датчики температуры масла и охлаждающей жидкости выполнены двухпозиционными, вследствие чего они обеспечивают фиксацию и подачу сигналов при достижении в системах максимально возможной и кратковременно допустимой температур. Поэтому датчики температур отдельной сетью связаны с лампочкой 10 максимальной температуры, находящейся вместе с лампочкой критического значения параметра на щитке сигнализации 11, расположенном рядом со смотровым прибором механика-водителя. Диод V1 предназначен для предупреждения возможности остановки двигателя от сигналов датчиков 1...3.

Устройство для поддержания оптимального режима работы силовой установки танка работает параллельно со стрелочными контрольно-измерительными приборами, выполняющими в этом случае роль оперативных средств диагностики. Механические части датчиков изменяют свое состояние в соответствии с измеряемым параметром (прогиб мембран в датчиках 1 и 4, изгиб биметаллических пластин в датчиках 2 и 3) и при достижении измеряемым параметром контрольного значения замыкают контакты электрической цепи питания средств индикации и исполнительных элементов.

При падении давления масла в системе смазки двигателя ниже минимального предела питание от бортовой сети через замкнутые контакты датчика 4, его выключателя и выключателя блокировки 6 поступает на механизм остановки двигателя 7, звуковой сигнал 8 и лампочку критического значения параметра 9, обеспечивая световую и звуковую сигнализацию механику-водителю о наличии неисправности. Для прекращения сигнализации механик-водитель должен выключить тумблер датчика. Для предотвращения срабатывания механизма остановки двигателя при каждом глушении двигателя предусмотрен выключатель блокировки 6, связанный с приводом подачи топлива и замыкающий свои контакты при установке привода в положение холостого хода двигателя.

Так же, за исключением подачи сигнала на остановку двигателя, работает устройство от остальных датчиков. Для обеспечения возможности механику-водителю изменять тепловую напряженность работы двигателя без достижения температурой охлаждающей жидкости и масла критических значений датчики температур первый сигнал подают на лампочку 10 максимальной температуры без сопровождения его звуковым сигналом. Если механик-водитель на сигнал не реагирует и температура продолжает расти, то при достижении ею критического значения замыкаются контакты цепи предельных критических параметров, загорается лампочка 9 и подается звуковой сигнал.

Использование предлагаемого устройства на основных танках исключает выход двигателя из строя в случае падения давления масла, повышает надежность своевременного доведения информации до механика-водителя о достижении двигателем критического состояния по одному из текущих параметров. Благодаря этому не только повышается надежность работы силовой установки танка, но и облегчаются условия деятельности механика-водителя при эксплуатации боевой машины.

Формула изобретения

Устройство для поддержания режима работы силовой установки военной гусеничной машины, содержащее датчик уровня загрязненности воздухоочистителя, датчик температуры охлаждающей жидкости датчик температуры масла и датчик давления масла, средства сигнализации и электрическую сеть, указанные датчики подключены к средствам сигнализации, отличающееся тем, что устройство содержит другую электрическую сеть, датчик давления масла через выключатель блокировки соединен с механизмом остановки двигателя, а указанное соединение датчика температуры масла и датчика температуры охлаждающей жидкости со средствами сигнализации осуществляют указанными двумя электрическими сетями - предельного эксплуатационного и кратковременно допустимого значения измеряемой температуры.

РИСУНКИ

Рисунок 1