Наружное зеркало для наблюдения за грузом на внешней подвеске

Реферат

 

Изобретение относится к вертолетостроению и конструкции зеркал для наблюдения за грузом на внешней подвеске. Наружное зеркало для наблюдения за грузом на внешней подвеске имеет круглый отражательный элемент, который размещен и жестко зафиксирован в корпусе с окантовкой. Держатель выполнен в виде горизонтального шарнира, состоящего из двух противоположно направленных скоб, которые скреплены концами между собой с помощью установленного внутри пружины болта с гайкой и Г-образного кронштейна, причем одна скоба закреплена на корпусе отражательного элемента, другая - на коротком конце Г-образного кронштейна. Длинный конец Г-образного кронштейна установлен в трубчатую фиксирующую направляющую съемного кронштейна навески отражательного элемента. Кронштейн навески выполнен в виде скобы из металлического стержня. К одному концу скобы приварены трубчатая направляющая и косынка для крепления двух тендерных подкосов, а нижний конец трубчатой направляющей имеет хомут для фиксации длинного конца Г-образного кронштейна. Свободный конец скобы прикреплен к фюзеляжу вертолета. Технический результат заключается в повышении безопасности работы при пилотировании. 4 ил.

Изобретение относится к области вертолетостроения и касается конструкции зеркал для наблюдения за грузом на внешней подвеске.

В настоящее время наблюдение за грузом на внешней подвеске возложено на бортмеханика, выполняющего обязанности бортоператора. Бортоператор перед полетом должен проверить пригодность внешней подвески к ее применению. В полете он должен находиться у открытой входной двери или люка в полу грузовой кабины и выполнять следующее: - опустить с вертолета и принять в вертолет тросы системы внешней подвески; - иметь во время полета постоянно включенное на передачу самолетное переговорное устройство (СПУ) и информировать командира экипажа вертолета о "поведении" груза, состоянии тросовой подвески и электрозамка. Подавать, например, такие команды: "Вперед два метра", "Вправо один метр", "Влево полметра", "Назад метр", "Вверх", "Вниз", "Груз подвешен", "Груз поднят" и т.д.

После отделения груза от земли бортоператор должен доложить командиру вертолета о состоянии и положении тросов внешней подвески, о поведении груза, а также о высоте от груза до земли.

Работа с грузом на внешней подвеске требует много времени, очень трудоемкая, отчего увеличивается утомляемость командира экипажа и бортоператора и не в полном объеме обеспечивается обзор за грузом на внешней подвеске (см. "Руководство по летной эксплуатации вертолета МИ-8 МТВ" М., 1996 г.).

Других аналогов не обнаружено.

Зеркало заднего вида, установленное на вертолетах типа МИ-8 и др., не обеспечивает обзора за грузом на внешней подвеске.

Задачей изобретения является повышение безопасности работы при пилотировании вертолета с обеспечением обзора и наблюдения за ходом работ, а также точности выполнения маневрирования при работах как с грузом на внешней подвеске, так и при спасательных работах, при тушении пожаров, наблюдении за ходом высадки десанта и при учебно-тренировочном десантировании.

Это достигается тем, что наружное зеркало для наблюдения за грузом на внешней подвеске имеет круглый отражательный элемент, жестко зафиксированный в корпусе окантовкой, держатель, выполненный в виде горизонтального шарнира, состоящего из двух противоположно направленных скоб, скрепленных концами между собой с помощью установленного внутри пружины болта с гайкой и Г-образного кронштейна, причем одна из скоб закреплена на корпусе отражательного элемента, другая - на коротком конце Г-образного кронштейна, съемный кронштейн навески отражательного элемента с трубчатой фиксирующей направляющей и два поддерживающих тендерных подкоса, причем кронштейн навески отражательного элемента, представляет собой скобу, выполненную из металлического стержня, к одному концу которого приварены трубчатая фиксирующая направляющая, нижний конец которой имеет хомут для фиксации съемного длинного конца Г-образного кронштейна, и косынка для крепления двух тендерных подкосов, а другой конец металлического стержня прикреплен к фюзеляжу вертолета, при этом каждый тендерный подкос одним концом закреплен на косынке, другим - на фюзеляже вертолета, а отражательный элемент выполнен плоским или сферическим с выпуклостью, равной 0,1-1,5 мм, из металла диметром 200-230 мм.

На фиг. 1 изображено наружное зеркало для наблюдения за грузом на внешней подвеске, вид на левый борт вертолета; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел крепления отражательного элемента; на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 3.

Наружное зеркало наблюдения за грузом на внешней подвеске имеет отражательный элемент 1 (см. фиг. 1), размещенный и жестко зафиксированный в корпусе 2 с окантовкой 3, держатель, который представляет собой две противоположно направленные скобы 4 и 5 (см. фиг. 4). Концы скоб 4 и 5 скреплены между собой с помощью установленного внутри пружин 6 болта 7 с гайкой 8 (см. фиг. 4). Скоба закреплена на корпусе 2 отражательного элемента 1, а скоба 5 закреплена на коротком конце Г-образного кронштейна 9. Скобы 4 и 5 крепятся с помощью заклепок. Выполнение горизонтального шарнира в виде скоб позволяет исключить вибрацию и в то же время обеспечивает ручное горизонтальное регулирование зеркала с сохранением установленного положения за счет пружины.

Длинный конец Г-образного кронштейна 9 вставлен с трубчатую фиксирующую направляющую 11 съемного кронштейна навески отражательного элемента 1 (см. фиг. 2).

Съемный кронштейн навески представляет собой скобу 10, которая наполнена из металлического стержня, например из стали. К одному концу скобы 10 приварены трубчатая направляющая 11 и косынка 14, в которой выполнены два отверстия для крепления двух тендерных поддерживающих и регулируемых по длине подкосов 15 и 16 (см. фиг. 2).

Нижний конец трубчатой направляющей 11 имеет хомут 12 для фиксации длинного конца Г-образного кронтшейна 9.

Длинный конец Г-образного кронштейна 9 закреплен на хомуте 12 винтом с барашковой гайкой.

Другой свободный конец скобы 10 прикреплен с помощью гайки со шплинтом к фюзеляжу вертолета (на место штатного зеркала заднего обзора вертолета, на фиг. 2 обозначен пунктирной линией).

Тендерные подкосы 15 и 16 крепятся с помощью ушковых болтов одним концом на косынке 14, другим - на фюзеляже вертолета (носовой части вертолета).

Отражательный элемент 1 (см. фиг. 3) жестко закреплен в корпусе 2 с окантовкой 3, например, с помощью уголков 17, расположенных внутри корпуса 2 по периметру окружности, и эластичной прокладки 18. Уголки 17 и окантовка 3 крепятся к корпусу 2 винтами.

Отражательный элемент 1 выполнен круглой формы из металла, что исключает быстрый абразивный износ отражательной поверхности от мелких частиц, поднимаемых несущим винтом вертолета, и защищает от жестких атмосферных условий.

Диаметр зеркала выбран равным осредненной величине размера лица летчика, что составляет 200-230 мм и обеспечивает естественный обзор отражения при наблюдении объектов с минимальным искажением.

Выполнение размера зеркала менее 200 мм не обеспечивает естественного отражения, а увеличение размера более 230 мм рассеивает зрение, увеличивает воображение включает детали фюзеляжа, что отвлекает внимание от наблюдения за предметом на внешней подвеске.

Зеркало может быть плоским или сферическим с незначительно допустимой выпуклостью, равной ~ 0,1-1,5 мм, такая выпуклость мало искажает естественное отражение.

Установка наружного зеркала и наблюдение за грузом на внешней подвеске происходит следующим образом.

Перед работой с внешней подвеской предварительно снимается штатное зеркало заднего обзора (обозначено пунктиром на фиг. 2) с фюзеляжа вертолета, на его место устанавливается свободный конец скобы 10 объемного кронштейна навески и закрепляется на фюзеляже вертолета.

В трубчатую фиксирующую направляющую 11 съемного кронштейна навески вставляется длинный конец Г-образного кронштейна 9, с установленным на нем держателем и отражательным элементом 1, в нижнее крайнее положение (до упора) и закрепляется на хомуте 12.

Тердерные подкосы 15 и 16 закрепляют с помощью ушковых болтов (на фиг. 2 не показаны) одним концом на косынке 14, другим - на фюзеляже вертолета (носовой части вертолета).

После установки и закрепления длинного конца Г-образного кронштейна 9 в трубчатой направляющей 11 поворачивают Г-образный кронштейн 9 с зеркалом так, чтобы ось зеркала была направлена на переднюю кромку левого сдвижного блистера в закрытом положении, а затем наклоняют зеркало, чтобы нижний край зеркала находился на расстоянии 50-55 мм от длинного конца Г-образного кронштейна 9 (см. фиг. 1).

Окончательную установку зеркала выполняют при участии командира вертолета путем выполнения индивидуальных регулировок и подгонок в зависимости от роста летчика.

Настройку зеркала выполняют на точку, расположенную от переднего колеса вертолета на расстоянии 600-800 мм по направлению полета и 800-1200 мм влево от переднего колеса. При необходимости окончательную регулировку зеркала летчик может выполнить вручную, как зеркало автомобиля.

Зеркальная поверхность обращена к оси троса внешней подвески и обеспечивает летчику, при индивидуальной подгонке в зависимости от роста летчика, наблюдение за подцепкой и отцепкой груза при длинах тросов внешней подвески от 5 до 65 метров и наблюдение за поведением груза при его транспортировке.

Целесообразно установить зеркало и с правой стороны для наблюдения летчику-инструктору при обучении летнего состава работе с внешней подвеской.

Были проведены летные испытания предлагаемой конструкции на вертолете МИ-8 3-х видов зеркал: зеркало от автомобиля "КАМАЗ", круглое зеркало с диаметрами 205-230 мм и круглое зеркало диаметром 320 мм.

Как показали испытания зеркало от автомобиля "КАМАЗ" имеет ограниченное поле обзора в поперечном направлении, а это приводит к потере изображения груза.

Испытания круглого зеркала диаметром 320 мм показали, что имеют место продольные и поперечные колебания, размывающие изображение груза, и попадают в поле зрения элементы конструкции вертолета.

Длина внешней подвески изменилась от 5 до 65 метров. Масса поднимаемого груза составила от 500 до 5000 кг.

И только круглое зеркало с диаметром 200-230 мм обеспечило возможность наблюдения за грузом на внешней подвеске длиной от 5 до 65 метров во всем обследованном эксплуатационном диапазоне скоростей при выполнении виражей с креном до 15o, а также на этапах подвески груза на внешнюю подвеску вертолета и установки груза в заданную точку.

Предлагаемая конструкция наружного зеркала легкосъемная, обеспечивает с минимальным изменением полетного веса командиру вертолета полное наблюдение за подцепкой груза, поведением его в полете и отцепкой его на установленном месте при длинах тросовой подвески от 5 до 65 метров.

Кроме того, предлагаемая конструкция позволяет обеспечить безопасность полета, снизить утомляемость экипажа, значительно сократить время выполнения работ с внешней подвеской, облегчается техника пилотирования вертолетом, улучшается точность и качество выполняемых работ и эту конструкцию можно использовать при выполнении спасательных работ, при тушении пожаров, при строительно-монтажных работах, при высадке десанта и обучении летного состава работе с внешней подвеской.

В настоящее время разработаны чертежи на наружное зеркало для наблюдений за грузом на внешней подвеске и намечается поставка всех типов вертолетов МИ-17 с предлагаемой конструкцией зеркала на экспорт.

Формула изобретения

Наружное зеркало для наблюдения за грузом на внешней подвеске, характеризующееся тем, что оно имеет круглый отражательный элемент, жестко зафиксированный в корпусе с оконтовкой, держатель, выполненный в виде горизонтального шарнира, состоящего из двух противоположно направленных скоб, скрепленных концами между собой с помощью установленного внутри пружины болта с гайкой и Г-образного кронштейна, причем одна из скоб закреплена на корпусе отражательного элемента, другая - на коротком конце Г-образного кронштейна, съемный кронштейн навески отражательного элемента с трубчатой фиксирующей направляющей и два поддерживающих тендерных подкоса, причем кронштейн навески отражательного элемента представляет собой скобу, выполненную из металлического стержня, к одному конец которого приварены трубчатая фиксирующая направляющая, нижний конец которой имеет хомут для фиксации съемного длинного конца Г-образного кронштейна, и косынка для крепления двух тендерных подкосов, а другой конец металлического стержня прикреплен к фюзеляжу вертолета, при этом каждый тендерный подкос одним концом закреплен на косынке, другим - на фюзеляже вертолета, а отражательный элемент выполнен плоским или сферическим с выпуклостью, равной 0,1 - 1,5 мм, из металла, диаметром 200-230 мм.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4