Установка для проветривания карьеров

Реферат

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для интенсификации воздухообмена застойных зон глубоких карьеров. Технический результат - повышение мобильности и автономности установки и широкой унификации в конструкции узлов и деталей горных машин, используемых на открытых горных работах. Сущность изобретения: установка включает транспортную базу, силовую установку, редуктор с выходным валом, на котором закреплен вертолетный винт с лопастями, верхнюю площадку и соединяющий ее с транспортной базой параллелограммный механизм (ПМ), установленный с возможностью его складывания. ПМ смонтирован на платформе, установленной на транспортной базе с возможностью изменения угла наклона. Верхняя площадка снабжена рамой, шарнирно соединенной с площадкой с возможностью изменения угла наклона относительно плоскости площадки. Силовая установка, редуктор и вертолетный винт с лопастями размещены на раме. В качестве транспортной базы использован автосамосвал с дизель-электрическим приводом. В качестве силовой установки использованы мотор-колеса автосамосвала. Силовая установка подключена к дизель-генераторной установке автосамосвала. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для интенсификации воздухообмена застойных зон глубоких карьеров.

Известна установка для проветривания карьеров /1/, включающая передвижную платформу, электродвигатель, редуктор, вертолетный винт с лопастями и вал винта.

Указанная установка имеет ограниченную автономность, т.к. требует обязательной кабельной связи с электросетью карьера, а отсутствие возможности изменения направления создаваемой струи воздуха снижает ее эксплуатационные характеристики.

Известна установка для проветривания глубоких карьеров /2/, включающая транспортную базу, силовую установку, редуктор с выходным валом, на котором закреплен вертолетный винт с лопастями, верхнюю площадку и соединяющий верхнюю площадку с транспортной базой параллелограмный механизм, установленный с возможностью его складывания.

Обладая хорошими эксплуатационными характеристиками за счет снижения трудоемкости работ по переводу установки из транспортного или ремонтно-монтажного состояния в рабочее и обратно, она не обеспечивает изменение направления струи, имеет ограниченную автономность и мобильность в пространстве карьера. Конструкция содержит большой объем нестандартных деталей и узлов, сложна в изготовлении, а следовательно, имеет высокую стоимость.

Изобретение решает задачу повышения эксплуатационных характеристик установки.

Технический результат, получаемый при использовании изобретения, состоит в повышении мобильности и автономности установки, в возможности реализации широкой унификации при ее изготовлении узлов и деталей горных машин, применяемых на открытых работах.

Указанный технический результат, получаемый за счет того, что в известной установке для проветривания карьеров, включающей транспортную базу, силовую установку, редуктор с выходным валом, на котором закреплен вертолетный винт с лопастями, верхнюю площадку и соединяющий ее с транспортной базой параллелограмный механизм, установленный с возможностью его складывания, параллелограмный механизм смонтирован на платформе, установленной на транспортной базе с возможностью изменения угла наклона, верхняя площадка снабжена рамой, шарнирно соединенной с площадкой с возможностью изменения угла наклона относительно плоскости площадки, а силовая установка, редуктор и вертолетный винт с лопастями размещены на раме.

В качестве транспортной базы использован карьерный автосамосвал с дизель-электрическим приводом, а в качестве силовой установки - мотор-колеса автосамосвала, подключенные к дизель-генераторной установке автосамосвала.

Использование в качестве базы установки карьерного автосамосвала, который выработал ресурс как транспортное средство, а силовой установки - мотор-колеса, позволит значительно снизить стоимость установки, упростить технологию ее изготовления и обеспечить возможность их создания силами ремонтно-механических служб горных предприятий.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид установки в рабочем положении с формированием вертикальной струи воздуха (пунктиром указан вид установки в транспортном положении; на фиг. 2 - положение лопастей вертолетного винта в транспортном положении; на фиг. 3 - общий вид установки в рабочем положении с формированием горизонтальной или нисходящей струи воздуха.

Установка для проветривания карьеров включает транспортную базу 1, в качестве которой используют карьерный автосамосвал с дизель-электрическим приводом, смонтированный на платформе 2, установленной в кузове 3 автосамосвала, параллелограмный механизм 4, верхнюю площадку 5 и шарнирно соединенную с ней с возможностью изменения угла наклона относительно плоскости площадки раму 6, на которой размещены силовая установка 7, в качестве которой использованы мотор-колеса автосамосвала, редуктор 8 и вертолетный винт с лопастями 9. Силовая установка 7 подключена к дизель-генераторной установке автосамосвала (на чертеже не показано). Складывание параллелограмного механизма 4 для перевода установки в транспортное положение и обратно осуществляют с помощью гидроцилиндра 10, а поворот рамы 6 относительно плоскости верхней площадки 5 для целей регулирования направления формируемой струи воздуха - с помощью гидроцилиндра 11. Изменение угла наклона платформы 2 для целей изменения угла наклона струи осуществляют с помощью гидроцилиндров 12 подъема кузова 3 автосамосвала. Для сокращения габаритов установки в транспортном положении используют вертолетный винт со складывающими лопастями.

Устройство работает следующим образом. Установку располагают на уступе карьера, как правило, в зоне наибольшего выделения пылегазовых вредностей или зоне наименее проветриваемой естественным путем. Для создания вертикально направленной струи воздуха гидроцилиндром 10 устанавливают параллелограммный механизм 4 в вертикальное положение. В этом положении верхняя площадка 5 и рама 6 с размещенными на ней силовой установкой 7, редуктором 8 и вертолетным винтом с лопастями 9 (предварительно переведенными из транспортного положения, отображенного на фиг. 2 в рабочее) занимают горизонтальное положение, соответствующее формированию вертикальной струи воздуха. Подключают силовую установку 7 представленную одним или двумя мотор-колесами, используемыми на карьерных автосамосвалах (зависит от типа применяемого вертолетного винта, мощности дизель-генераторной установки карьерного автосамосвала) к дизель-генераторной установке автосамосвала и раскручивают вертолетный винт с лопастями 9. С выходом на рабочий режим происходит интенсивный воздухообмен в карьерном пространстве и вынос пылегазовых вредностей за пределы карьера. Изменение направления струи от вертикального до горизонтального осуществляется с помощью гидроцилиндра 12 подъема кузова 3 и гидроцилиндра 11 подъема рамы 6. При этом используют гидросистему самосвала. Свободное пространство кузова 3 может быть использовано для размещения емкостей для воды и других компонентов, вводимых в струю для нейтрализации пылегазовых вредностей, образующихся при ведении технологических операций в карьере.

Полная автономность заявляемой установки, ее технические характеристики, значительно превышающие характеристики известных аналогичных установок, используемых самолетные винты, возможность изготовления силами ремонтно-механических служб горных предприятий, позволяют считать ее перспективной и имеющей достаточно высокие шансы на промышленную применимость.

Для смены зоны проветривания в пространстве карьера установку переводят в транспортное положение с использованием гидроцилиндров 10, 11, 12 и складывания параллелограмного механизма 4 в кузов 3 автосамосвала 1. Далее установку собственным ходом перемещают на новую зону, переводят в рабочее положение и осуществляют проветривание этой зоны.

Источники информации 1. Авт. свид. СССР N 815315, E 21 F 1/00, 11.12.78 г.

2. Авт. свид. СССР N 1652604, E 21 F 1/00, 05.06.89 г. (прототип).

Формула изобретения

1. Установка для проветривания карьеров, включающая транспортную базу, силовую установку, редуктор с выходным валом, на котором закреплен вертолетный винт с лопастями, верхнюю площадку и соединяющий ее с транспортной базой параллелограммный механизм, установленный с возможностью его складывания, отличающаяся тем, что параллелограммный механизм смонтирован на платформе, установленной на транспортной базе с возможностью изменения угла наклона, верхняя площадка снабжена рамой, шарнирно соединенной с площадкой с возможностью изменения угла наклона относительно плоскости площадки, а силовая установка, редуктор и вертолетный винт с лопастями размещены на раме.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве транспортной базы использован автосамосвал с дизель-электрическим приводом.

3. Установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве силовой установки использованы мотор-колеса автосамосвала.

4. Установка по любому из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что силовая установка подключена к дизель-генераторной установке автосамосвала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3