Устройство для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера и их спуска в карьер
Реферат
Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ. Устройство для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера и их спуска в карьер включает две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них груженого и порожнего автомобилей-самосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой через размещенный на борту карьера центральный блок системой из двух кратных полиспастов, каждая тележка является составной частью подвижной обоймы кратного полиспаста, а неподвижная его обойма размещена на борту карьера, обе тележки снабжены двумя параллельными осями, ориентированными перпендикулярно продольной оси самосвала, и опорными роликами, при этом опорные ролики размещены с зазорами друг относительно друга и с возможностью опирания на них приводных колес самосвала, блоки подвижной обоймы полиспаста установлены на тележке с возможностью вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, огибаемые канатом и размещенные на тележках приводные блоки, кинематически связанные с опорными роликами, приводными являются блоки подвижных обойм полиспастов, кратность которых принята не менее четырех, при этом одна ось опорных роликов посредством вала с коническими и цилиндрическими зубчатыми парами кинематически связана, начиная сверху, с нечетными блоками, а другая ось - с четными блоками подвижной обоймы полиспаста, причем валы размещены с противоположных сторон от осей с опорными роликами. Изобретение позволяет увеличить грузоподъемность поднимаемых автомобилей и упростить конструкцию. 5 ил.
Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ.
Известны устройства для подъема железнодорожных вагонов и автомобилей-самосвалов на борт карьера и спуска их в карьер, включающие тележки на колесах с возможностью размещения на них подвижного состава и их перемещения по наклонным рельсовым путям, канаты, огибаемые канатами блоки, противовесы на рельсовом ходу, приводы канатных блоков (Демидов Ю.В., Трубецкой Н.К., Наумов С. С., Головатая О.С. "Использование наклонных подъемников для транспортирования крупнокусковой горной массы на глубоких карьерах Заполярья" Горный журнал, N 7, 1998, С.42-45). Однако недостатками известных устройств являются сложность конструкции, высокая материалоемкость и энергоемкость системы подъема. Известно устройство для подъема автосамосвалов из карьеров, включающее две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них груженного и порожнего автомобилей-самосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой через размещенный на борту карьера центральный блок системой из двух кратных полиспастов, каждая тележка является составной частью подвижной обоймы кратного полиспаста, а неподвижная его обойма размещена на борту карьера, обе тележки снабжены двумя параллельными осями, ориентированными перпендикулярно продольной оси самосвала, и опорными роликами, при этом опорные ролики размещены с зазорами друг относительно друга и с возможностью опирания на них приводных колес самосвала, блоки подвижной обоймы полиспаста установлены на тележке с возможностью вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, размещенные на тележках приводные блоки, кинематически связанные с опорными роликами, огибаемые неподвижно закрепленными в верхней и нижней частях карьера канатами (А.С. СССР N 1248926, B 66 B 9/06, 1986 г.). Недостатками известного устройства являются ограничение грузоподъемности поднимаемых автосамосвалов и сложность конструкции. Задачами изобретения являются увеличение грузоподъемности поднимаемых автосамосвалов и упрощение конструкции. Поставленные задачи решаются за счет того, что в устройстве для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера и их спуска в карьер, включающем две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них груженного и порожнего автомобилей-самосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой через размещенный на борту карьера центральный блок системой из двух кратных полиспастов, каждая тележка является составной частью подвижной обоймы кратного полиспаста, а неподвижная его обойма размещена на борту карьера, обе тележки снабжены двумя параллельными осями, ориентированными перпендикулярно продольной оси самосвала, и опорными роликами, при этом опорные ролики размещены с зазорами друг относительно друга и с возможностью опирания на них приводных колес самосвала, блоки подвижной обоймы полиспаста установлены на тележке с возможностью вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, огибаемые канатом и размещенные на тележках приводные блоки, кинематически связанные с опорными роликами, приводными являются блоки подвижных обойм полиспастов, кратность которых принята не менее четырех, при этом одна ось опорных роликов посредством вала с коническими и цилиндрическими зубчатыми парами кинематически связана, начиная сверху, с нечетными блоками, а другая ось - с четными блоками подвижной обоймы полиспаста, причем валы размещены с противоположных сторон от осей с опорными роликами. Устройство для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера и их спуска в карьер представлено на фиг. 1 - вид сверху, с продольным размещением автомобиля-самосвала на тележке; на фиг. 2 - план; на фиг. 3 - вариант поперечного размещения автомобиля-самосвала на тележке; на фиг. 4 - кинематическая схема привода канатных блоков; на фиг. 5 - вид А по фиг. 4. Устройство состоит из двух тележек на колесном ходу 1,2 с возможностью размещения на них соответственно груженого 3 и порожнего 4 автомобилей-самосвалов. При этом самосвалы могут размещаться как в продольном (фиг. 1), так и в поперечном (фиг. 3) направлениях относительно тележек 1 и 2. Тележки 1, 2 размещены на наклонных рельсовых путях 5, 6 под углом к горизонту. В прорезях горизонтально ориентированного настила 7 каждой тележки 1, 2 размещены на двух параллельных осях 9, 10, перпендикулярных продольной оси 8 самосвала, и с зазором друг к другу ролики с эластичными покрытиями 11, 12 с возможностью опирания на них приводных 13 или неприводных 14 колес автомобиля-самосвала 3 или 4. Оси 9, 10 выполнены разрезными (15), установлены в подшипниках 16 рам тележек 1, 2 и кинематически посредством валов 17 и 18 с коническими парами 19, 20 и цилиндрическими зубчатыми парами 21, 23 связаны с приводными блоками 23, 24, огибаемыми канатом 25 и установленными с возможностью вращения на одной неподвижной оси 26. При этом вал 17 кинематически связывает ось 9 с нечетными приводными блоками 23, а вал 18 кинематически связывает ось 10 с четными приводными блоками 24, а сами валы 17 и 18 размещены с противоположных сторон от осей 9 и 10 с колесами 11 и 12. Канат 25 замкнут на оборотных блоках 27, 28, 29, установленных на раме 30, закрепленной на борту 31 карьера. Там же закреплены и свободные концы 32 и 33 каната 25. Таким образом, обе тележки 1 и 2 оказываются кинематически связанными между собой через размещенный на борту карьера центральный блок 28 системой из двух кратных полиспастов. Кратность полиспастов выбирается четной в зависимости от грузоподъемности перемещаемых автомобилей-самосвалов 3 и угла наклона рельсовых путей, но не менее четырехкратной. При этом приводные блоки 23, 24 могут быть одно- и многожелобчатыми (например, двухжелобчатыми). 34 - горизонт карьера, с которого осуществляется подъем груженых самосвалов 3. 35, 36 - упоры для тележек 1, 2 в нижнем и верхнем положениях. Устройство действует следующим образом. На тележку 1, находящуюся в крайнем нижнем положении, въезжает груженый автомобиль-самосвал 3 таким образом, что после остановки его ведущие колеса 13 оказываются на роликах 11 и 12 тележки 1. После этого на тележку 2, находящуюся в крайнем верхнем положении, въезжает порожний самосвал 4. Его передние (неведущие) колеса 14 могут также размещаться на роликах 11, 12 тележки 2. Далее водитель самосвала 3 включает ведущие колеса 13. При вращении ведущих колес 13 крутящий момент от них передается на ролики 11, 12, оси 9, 10, конические зубчатые пары 19, 20, валы 17, 18, цилиндрические зубчатые пары 21, 22, которые жестко связаны с приводными блоками 23 и 24, поэтому последние начнут вращаться в противоположных направлениях, взаимодействуя с соответствующими ветвями каната 25. При вращении приводных блоков 23 и 24 и их взаимодействии с канатом 25 нижняя тележка 1 с груженым самосвалом 3 начнет подниматься вверх по рельсовому пути 5, а верхняя тележка 2 с порожним самосвалом 4 начнет спускаться вниз по рельсовому пути 6, пока не достигнут крайних положений: тележка 1 упора 36 на борту 31 карьера, а тележка 2 - упора 35 на соответствующем горизонте 34 карьера. Далее цикл повторяется, но подъем груженого самосвала 3 осуществляется уже на тележке 2, а спуск порожнего - на тележке 1. При этом при спуске порожнего самосвала 4 при опирании его передних колес 14 на ролики 11, 12 тележки (1 или 2) от вращающихся блоков 23, 24 неведущие колеса 14 самосвала 4 также вращаются. Сигналы водителям груженого 3 и порожнего 4 самосвалов могут подаваться от установленных вверху и внизу светофоров с дублированием их, например, сиренами.Формула изобретения
Устройство для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера и их спуска в карьер, включающее две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них груженого и порожнего автомобилей-самосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой через размещенный на борту карьера центральный блок системой из двух кратных полиспастов, каждая тележка является составной частью подвижной обоймы кратного полиспаста, а неподвижная его обойма размещена на борту карьера, обе тележки снабжены двумя параллельными осями, ориентированными перпендикулярно продольной оси самосвала, и опорными роликами, при этом опорные ролики размещены с зазорами друг относительно друга и с возможностью опирания на них приводных колес самосвала, блоки подвижной обоймы полиспаста установлены на тележке с возможностью вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, огибаемые канатом и размещенные на тележках приводные блоки, кинематически связанные с опорными роликами, отличающееся тем, что приводными являются блоки подвижных обойм полиспастов, кратность которых принята не менее четырех, при этом одна ось опорных роликов посредством вала с коническими и цилиндрическими зубчатыми парами кинематически связана, начиная сверху, с нечетными блоками, а другая ось - с четными блоками подвижной обоймы полиспаста, причем валы размещены с противоположных сторон от осей с опорными роликами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5