Движитель судна

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки. Движитель судна содержит корпус с размещенными внутри него на приводном валу колесом и отклоняющие поток входной и выходной патрубки, оси поворота которых совпадают. Движитель установлен внутри пилона (стабилизатора) в районе его входного обтекателя и снабжен расположенной позади цилиндрического корпуса поворотной заслонкой. При рабочем положении заслонки входной патрубок открыт, а выходной повернут относительно входного на 180°, обеспечивая закрытие выходного отверстия. Достигается ускоренное торможение или движение судна в обратном направлении без изменения направления вращения рабочего колеса, а также повышение КПД движителя за счет большей равномерности набегающего потока. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки.

Известен движитель, содержащий цилиндрический корпус с размещенным внутри него на неподвижном основании рабочим колесом и отклоняющие поток воды перед и после рабочего колеса соответственно входной и выходной патрубки, один из которых выполнен поворотным (С.В. Куликов, М.Ф. Храмкин. "Водометные движители" Л. Судостроение, 1980 г., стр. 36, рисунок 1.30).

При работе известного движителя не обеспечивается восприятие им набегающего потока воды, что снижает его КПД. Кроме того, не обеспечивается закрытие отверстий входного и выходного патрубков, что снижает надежность движителя в сложных условиях плавания, например во льду или на мелководье.

Известен движитель, содержащий цилиндрический корпус с размещенными внутри него на неподвижном основании рабочим колесом, входной и выходной патрубки, выполненные поворотными по крайней мере на 180o, корпус движителя частью поперечного сечения выступает за обводы корпуса судна (а.с. 2081785, 6 В 63 H 5/14, 11/10)- прототип изобретения.

При работе известного движителя не обеспечивается быстрое торможение судна и переход, при необходимости, на движение в обратном направлении, что снижает надежность движителя в сложных условиях плавания, например в узкостях, в условиях сложной ледовой обстановки. Кроме того, расположение движителя на корпусе судна снижает КПД движителя за счет негативного влияния корпуса на набегающий поток.

Предлагаемым изобретением решается задача ускоренного торможения или движения судна в обратном направлении без изменения направления вращения рабочего колеса, а также повышения КПД движителя за счет обеспечения большей равномерности набегающего потока.

Технический результат достигается тем, что в известном движителе позади цилиндрического корпуса установлена поворотная заслонка, закрепленная на валу, который через подшипники закрепляется на пилоне (стабилизаторе), а сам движитель размещен, в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора).

На чертеже схематически изображен продольный разрез движителя.

Движитель судна содержит установленный в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора) 1 цилиндрический корпус 2 с размещенными внутри него на приводном валу 3 рабочим колесом 4, а также входной 5 и выходной 6 патрубки, сопряженные с корпусом 2 посредством подшипников 7. Патрубки 5, 6, внутренние поверхности которых образуют изогнутые водопроточные каналы, выполнены поворотными по крайней мере на 180o относительно оси 8 и приводов 9, которые могут быть гидравлическими или иными известными. При этом поворот патрубка 6 может производится независимо от поворота патрубка 5.

Приводной вал 3 опирается на подшипник 10, закрепленный на пилоне (стабилизаторе) 1.

Позади цилиндрического корпуса 2 расположена поворотная заслонка 11, закрепленная на валу 12, который через подшипники 13 закреплен на пилоне (стабилизаторе) 1. Поворот заслонки обеспечивается гидравлическим или иными известным устройством.

При работе движителя поток воды всасывается рабочим колесом 4 в водопроточный канал через входной патрубок, например 5, с восприятием скоростного напора внешнего потока, обтекающего пилон (стабилизатор) 1 судна, частью поперечного сечения канала цилиндрического корпуса 2, выступающего за наружные обводы пилона (стабилизатора) судна. Ускоренный рабочим колесом 4 поток выбрасывается через выходной патрубок 6 под минимальным относительно наружной поверхности пилона (стабилизатора) 1 углом, создавая тягу с максимально возможным КПД.

Для осуществления ускоренного торможения судна или движения его в обратном направлении используется, установленная позади цилиндрического корпуса 2, поворотная заслонка 11, которая поварачивается на угол до 90o и отражает поток воды в направлении движения судна, при этом выходной патрубок повернут на 180o, обеспечивая закрытие выходного отверстия. Таким образом, без изменения направления вращения рабочего колеса осуществляется ускоренное торможение судна или движение его в обратном направлении.

Установленный внутри пилона (стабилизатора) движитель занимает минимальный объем, что особенно важно для судов малого водоизмещения, при этом размещение его в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора) обеспечивает повышение КПД движителя за счет большей равномерности набегающего потока.

Формула изобретения

1. Движитель судна, содержащий цилиндрический корпус с размещенными внутри него на приводном валу колесом и отклоняющие поток входной и выходной патрубки, оси поворота которых совпадают, отличающийся тем, что движитель установлен внутри пилона (стабилизатора) в районе его входного обтекателя и снабжен расположенной позади цилиндрического корпуса поворотной заслонкой.

2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что при рабочем положении заслонки входной патрубок открыт, а выходной повернут относительно входного на 180o, обеспечивая закрытие выходного отверстия.

РИСУНКИ

Рисунок 1