Броневой корпус машины огнеметчиков

Реферат

 

Изобретение относится к бронированным машинам, в частности к изготовлению бронированных корпусов. Предложенный броневой корпус обеспечивает повышение эффективности защиты верхней проекции корпуса отделения управления с обитаемым отсеком и снижение объема выполняемых работ при изготовлении корпуса. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве базовой части броневой машины используется корпус шасси танка, который оборудован каркасно-коробчатой броневой надстройкой с защитой танкового уровня. Каждая боковая броневая стенка выполнена в виде секционного каркаса. Передняя стенка выполнена в виде каркаса из разнесенных параллельных наружной и внутренней плит, связанных между собой крышей надстройки и дополнительной вертикальной плитой, которая жестко связана с частью крыши корпуса шасси. Наружная плита каркаса выполнена ступенчатой с центральным вырезом и соединена своими передними кромками с нижней горизонтальной плитой секционного каркаса и с верхним лобовым листом через вертикальные вставки с частью крыши корпуса шасси. Нижняя кромка задней стенки надстройки связана с моторной перегородкой моторно-трансмиссионного отделения через дополнительную поперечную балку, жестко связанную с бортами корпуса шасси. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к корпусам военных гусеничных бронированных машин и может быть использовано при проектировании боевых машин пехоты, бронетранспортеров и машин для перевозки десанта различного назначения, в том числе и огнеметчиков.

Известен корпус бронированной машины (см. патент США N 3722357 F 41 H 7/02), который имеет передний отсек для личного состава и задний моторный отсек. Высота моторного отсека ниже высоты отсека для личного состава, поэтому отсек для личного состава имеет заднюю верхнюю стенку, высота которой равна разности высот между моторным отсеком и отсеком личного состава. Задняя верхняя стенка отсека для личного состава снабжена люками, через которые личный состав может покидать машину, будучи защищенным самой машины спереди. Дополнительные щитки по бокам моторного отсека защищают личный состав с боков, когда он находится на крыше моторного отсека.

Недостатком известного корпуса является значительная высота отсека для личного состава, который не имеет достаточной защиты как с фронтальной, так и с боковых сторон. В целом корпус может быть использован для легкобронированных машин с защитой от пуль и осколков.

Известен корпус тяжелой бронированной машины для транспортировки десанта "Акзарит" вооруженных сил Израиля (см. журнал "Jane's Defence Sustems Modernisation", 1995 г., Vol 8, N 9, p. 8, или журнал "Military Technology", 1966 г., Vol XX, issue 8, p. 59-61), выполненный на базе корпуса шасси танка Т-55 с переоборудованным моторно-трансмиссионным отделением (МТО), которое снабжено дополнительной продольной моторной перегородкой, образующей проход вдоль правого борта, напротив которого в кормовом листе выполнен проем для откидной крышки люка. На корпусе шасси выполнена броневая надстройка с проемами под люки экипажа и десанта. Борта корпуса шасси уменьшены в целях увеличения объема обитаемого отсека. Заменен лобовой лист носа корпуса шасси танка.

Данный корпус использован в качестве прототипа.

Недостатком известного корпуса являются: - слабая защита надстройки, т.е. фронтальная и боковая защита верхней проекции корпуса недостаточна от современных средств поражения; - значительные изменения корпуса шасси танка ведут к значительным материальным затратам и увеличению трудоемкости при изготовлении корпуса.

Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эффективности защиты верхней проекции корпуса отделения управления с обитаемым отсеком от современных средств поражения и снижении объема выполняемых работ при изготовлении корпуса машины.

Поставленная задача решается тем, что в броневом корпусе машины огнеметчиков, содержащем базовую часть, включающую отделение управления с обитаемым отсеком, снабженным проемами под установку вооружения, приборов наблюдения и люков экипажа и огнеметчиков, моторно-трансмиссионное отделение (МТО), разделенное от обитаемого отсека поперечной перегородкой, согласно изобретению, в качестве базовой части корпуса машины использован корпус шасси танка с осевым расположением люка механика-водителя, образованный нижним и верхним лобовыми листами, днищем, бортами, кормовым листом, крышей МТО и частью крыши под люк механика-водителя, при этом корпус шасси от его мнимой плоскости надгусеничных полок оборудован каркасно-коробчатой броневой надстройкой, которая включает крышу, боковые броневые стенки, каждая из которых выполнена в виде секционного каркаса, образованного жестко связанными между собой внутренней, промежуточной и наружной продольными плитами, нижней горизонтальной плитой, разделительными на секции перегородками верхними плитами, закрепленными в одной плоскости с крышей надстройки, причем внутренние продольные плиты боковых стенок надстройки на длине отделения управления с обитаемым отсеком жестко связаны с ее передней и задней наклонными стенками, а также с бортами корпуса шасси, при этом передняя стенка надстройки выполнена в виде каркаса из разнесенных параллельных наружной и внутренней плит, связанных между собой крышей надстройки и дополнительной вертикальной плитой, которая жестко связана с частью крыши корпуса шасси, а наружная плита каркаса выполнена ступенчатой с центральным вырезом и соединена своими передними кромками с нижней горизонтальной плитой секционного каркаса, с верхним лобовым листом и через вертикальные вставки с частью крыши корпуса шасси, причем нижняя кромка задней стенки надстройки связана с моторной перегородкой МТО через дополнительную поперечную балку, жестко связанную с бортами корпуса шасси, а на наружной плите передней стенки надстройки выполнены ниши, снабженные съемными крышками под пакеты встроенной брони динамической защиты, а наружная, внутренняя и вертикальная плиты совместно со вставками образуют герметические полости под наполнитель в виде подбоя со стальными листами, образуя пакет пассивной комбинированной брони, при этом крыша надстройки снабжена проемами под установку вооружения, приборов наблюдения и люков экипажа и огнеметчиков, а задняя стенка надстройки снабжена проемами для установки дверок огнеметчиков, причем суммарная ширина секционного каркаса боковых стенок надстройки должна быть равна ширине надгусеничной полки корпуса шасси и разделена промежуточной продольной плитой на длине отделения управления с обитаемым отсеком на продольные полости в отношении по ширине 1 - 1,5, при этом наибольшая полость выполнена с возможностью установки в ней двух топливных баков, суммарная толщина продольных плит секционного каркаса на длине обитаемого отсека равна 1,7 - 1,8 толщины борта каркаса шасси, а внутренняя плита выполнена с толщиной борта и закреплена на нем в одной его плоскости, причем толщина наружной плиты равна 0,15 - 0,25 толщины борта, а сама плита выполнена составной в виде одинаковых пластин, которые соединены с промежуточной плитой через поперечные ребра, образуя ячейки под пакеты встроенной брони динамической защиты, которые сверху закрыты крышками в плоскости крыши надстройки.

Анализ основных отличительных признаков изобретения показал, что: - в качестве базовой части корпуса машины использован корпус шасси танка с осевым расположением люка механика-водителя, образованного нижним и верхним лобовыми листами, днищем, бортами, кормовым листом, крышей МТО и частью крыши под люк механика-водителя,значительно удешевляет и упрощает процесс изготовления корпуса машины, кроме того защита экипажа огнеметчиков и внутреннего штатного оборудования выполнена на уровне боевого танка; - корпус шасси от мнимой плоскости его наружных полок сверху оборудован каркасно-коробчатой броневой надстройкой, включающей крышу, боковые стенки, каждая из которых выполнена в виде секционного каркаса, образованного жестко связанными между собой внутренней, промежуточной и наружной продольными плитами, нижней горизонтальной плитой, разделительными на секции перегородками и верхними плитами, закрепленными в одной плоскости с крышей надстройки позволило улучшить защиту верхней проекции корпуса в зонах отделения управления и обитаемого отсека огнеметчиков; - внутренние продольные плиты боковых стенок надстройки на длине отделения управления с обитаемым отсеком жестко связаны с ее передней и задней наклонными стенками, а также с бортами корпуса шасси, при этом передняя стенка надстройки выполнена в виде каркаса из разнесенных параллельных наружной и внутренней плит, связанных между собой крышей надстройки и дополнительной вертикальной плитой, которая жестко связана с частью крыши корпуса шасси, а наружная плита каркаса выполнена ступенчатой с центральным вырезом и соединена своими передними кромками с нижней горизонтальной плитой секционного каркаса, с верхним лобовым листом через вертикальные вставки с частью крыши корпуса шасси, что позволило изготовить машину с низкопрофильной надстройкой, охватывающей боковые стенки корпуса до уровня надгусеничных полок, что значительно повысило защиту корпуса от кумулятивных снарядов; - выполнение нижней кромки задней стенки надстройки, связанной с моторной перегородкой МТО через дополнительную поперечную балку, жестко связанную с бортами корпуса шасси, обеспечило повышение поперечной жесткости и прочности корпуса; - на наружной плите передней стенки надстройки выполнены ниши, снабженные съемными крышками под пакеты встроенной брони динамической защиты, а наружная, внутренняя и вертикальная плиты совместно со вставками образуют герметичные полости под наполнитель в виде подбоя со стальными листами, образуя пакет пассивной комбинированной брони, что обеспечивает повышение фронтальной защиты от всех видов поражающих снарядов; - суммарная ширина секционного каркаса боковых стенок надстройки равна ширине надгусеничной полки корпуса шасси и разделена промежуточной продольной плитой на длине отделения управления с обитаемым отсеком на продольные полости в отношении по ширине 1-1,5, при этом наибольшая полость выполнена с возможностью установки в ней двух топливных баков, а суммарная толщина продольных плит секционного каркаса на длине обитаемого отсека равна 1,7 - 1,8 толщины борта корпуса шасси, причем внутренняя плита выполнена с толщиной борта и закреплена на нем в одной его плоскости, а толщина наружной плиты равна 0,15-0,25 толщины борта и выполнена составной в виде одинаковых пластин, которые соединены с промежуточной плитой через поперечные ребра, образуя ячейки под пакеты встроенной брони динамической защиты, которые сверху закрыты крышками в плоскости крыши надстройки, что позволило повысить боковую защиту корпуса от всех видов нападающих снарядов и обеспечило возможность размещения внутреннего оборудования вне обитаемого отсека, освободив забронированный объем обитаемого отсека.

Изобретение поясняется фигурами, где изображено: - на фиг. 1 - корпус (вид в плане); - на фиг. 2 - корпус (вид в плане), где крыша надстройки не показана; - на фиг. 3 - поперечное сечение А-А на фиг. 1; - на фиг. 4 - продольное сечение Б-Б на фиг. 1; - на фиг. 5 - часть наружной плиты передней стенки надстройки (вид В фиг. 1).

В качестве базовой части корпуса машины огнеметчиков, включающей отделение управления с обитаемым отсеком и моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с поперечной перегородкой, использован корпус 1 шасси танка с осевым проемом 2 под люк механика-водителя. Корпус 1 образован нижним 3 и верхним 4 лобовыми листами, последний из которых выполнен с возможностью оборудования его встроенной броней динамической защиты (ДЗ) (не показано), днищем 5 (фиг. 4), бортами 6 (фиг. 3) (без надгусеничных полок) кормовым листом 7, крышей 8 МТО, моторной перегородкой 9 и частью крыши 10 с проемом 2.

Корпус 1 от мнимой плоскости его надгусеничных полок сверху оборудован каркасно-коробчатой броневой надстройкой (Н) (на фиг. 2 показана жирной линией), которая состоит из боковых стенок, передней и задней стенок и крыши, при этом каждая боковая стенка выполнена в виде жесткого секционного каркаса, образованного внутренней 11, промежуточной 12 и наружной 13 (фиг. 3) продольными плитами, нижней горизонтальной плитой 14, поперечными (разделительными на секции) перегородками 15, 16 (фиг. 2) и верхними плитами 17, 18, 19, 20 и 21 (фиг. 1, 2, 3), закрепленными в одной плоскости с крышей 22, кроме плиты 17, наклонно закрепленной в плоскости наружной поверхности передней стенки надстройки Н. Передняя стенка надстройки Н выполнена в виде каркаса из разнесенных наклонных параллельных наружной 23 (фиг. 4) и внутренней 24 плит, связанных между собой крышей 22 и дополнительной вертикальной плитой 25, которая связана с частью крыши 10, а плита 23 выполнена ступенчатой с центральным вырезом и соединена с лобовым листом 4 и через вертикальные вставки 26 (фиг. 2) с частью крыши 10. Наружные плиты 17 и 23 снабжены нишами, закрытыми броневыми плитами 27 со съемными крышками 28 (фиг. 5), через которые в ниши укладываются пакеты встроенной брони ДЗ, а полости "а", "б" и "в" (фиг. 2), образованные плитами 23, 24, 25 и вставками 26, использованы для наполнителя, в виде подбоя со стальными листами (не показаны), образуя пакет пассивной комбинированной брони. Крыша 22 снабжена проемами 29, 30 и 31 фиг. 1) под установку вооружения, приборов наблюдения и люков огнеметчиков соответственно. Внутренние плиты 11 на длине отделения управления с обитаемым отсеком жестко связаны с бортами 6, передней стенкой надстройки Н и с ее задней стенкой 32, которая выполнена наклонной и снабжена проемами 33 под дверки экипажа, при 4 этом нижняя кромка стенки 32 связана с моторной перегородкой 9 через дополнительную поперечную балку 34 (фиг. 4), приваренную к бортам 6.

Боковые стенки надстройки Н, включающие плиты 11, 12 и 13, имеют ширину "h", равную ширине надгусеничиой полки базового корпуса 1 шасси танка, которая делится на длине отделения управления с обитаемым отсеком плитой 12 на продольные полости "г" и "д" (фиг. 3) в отношении по ширине 1 - 1,5, а общая суммарная толщина плит 11, 12 и 13 выполнена равной 1,7 - 1,8 толщины "s" борта 6, при этом толщина плиты 11 равна толщине "s" борта 6, а толщина плиты 13 равна 0,15 - 0,25 толщины "s", причем на длине обитаемого отсека плита 13 выполнена составной в виде одинаковых пластин 35, которые соединены с промежуточной плитой 12 через поперечные ребра 36, образуя ячейки "е" (фиг. 2) под пакеты встроенной брони ДЗ, которые сверху закрыты крышками 37 (фиг. 1) в плоскости крыши 22, а полость "ж" (фиг. 2) закрыта плитой 17, при этом плита 11 закреплена на торце борта 6 в одной с ним плоскости. Наружная плита 23 передней стенки надстройки Н по линии стыка "з" (фиг.2, 4) с листом 4 имеет перегиб, т.к. угол наклона плиты 23 выполнен больше на 7,5 - 8,5o угла (фиг. 4) наклона лобового листа 4 и составляет 29,5 - 30,5o.

Броневой корпус предназначен для изготовления машины огнеметчиков и служит для размещения в нем экипажа (как минимум 2 человека: командира и механика-водителя) и отделения огнеметчиков (7 человек) с боекомплектом, в виде пусковых труб по две трубы во вьюке, которые занимают значительный объем и крепятся при транспортировке в стеллажах, смонтированных внутри обитаемого отсека, кроме того, корпус служит для надежной защиты личного состава машины, а также для защиты узлов и агрегатов.

Учитывая специфические требования к машине для выполнения специальных автономных задач, а также участия ее в боевых порядках мотопехоты и танковых подразделений, корпус машины должен обладать хорошей защитой, приближенной к уровню современного танка, кроме того, обеспечивать быстрое и безопасное десантирование огнеметчиков.

Разница по высоте крыши 22 надстройки и ее боковых стенок, выполненных в виде секционного каркаса, с крышей 8 МТО позволила обеспечить защиту личного состава машины как спереди, так и с боков при десантировании через дверки, установленные в проемах 33 задней стенки 32. Фронтальная защита корпуса, включающая лобовой лист 4 танка, переходящий в переднюю стенку надстройки с разнесенной броней из плит 23, 24, 25 и пакетами между ними комбинированной брони и броней, встроенной ДЗ, обеспечивает надежную фронтальную защиту личного состава.

Что касается боковой защиты обитаемого отсека, то плиты 11, 12 и заполненная полость между ними топливными баками, а также другим оборудованием, плюс плита 13 и ДЗ обеспечивает защиту от всех современных танковых средств поражения.

При этом вынос части внутреннего оборудования из корпуса шасси танка в отсеки боковых стенок надстройки позволит разместить в отделении управления с обитаемым отсеком 9 человек, три стеллажа под боекомплект огнеметчиков и обеспечить необходимую комфортность личному составу машины по выполнению их функциональных действий.

Таким образом, предложенный корпус машины огнеметчиков обладает значительной новизной по сравнению с аналогичными машинами для транспортировки различных десантов, т. к. использован корпус шасси современного танка без его существенной переделки, с низкой броневой надстройкой, которая своими боковыми стенками охватывает борта корпуса шасси и до уровня надгусеничных полок, а не возвышается над ними, при этом обеспечена возможность размещения внутреннего оборудования вне обитаемого отсека с хорошей защитой, а освободившийся забронированный объем использован для размещения 9 человек с тремя стеллажами боекомплекта огнеметчиков.

В целом корпус обладает современной защитой, а при его изготовлении - наименьшими материальными затратами.

Формула изобретения

1. Броневой корпус машины огнеметчиков, содержащий базовую часть, включающую отделение управления с обитаемым отсеком, снабженным проемами под установку вооружения, приборов наблюдения и люков экипажа и огнеметчиков, моторно-трансмиссионное отделение (МТО), отделенное от обитаемого отсека поперечной перегородкой, отличающийся тем, что в качестве базовой части корпуса машины использован корпус шасси танка с осевым расположением люка механика-водителя, образованный нижним и верхним лобовыми листами, днищем, бортами, кормовым листом, крышей МТО и частью крыши под люк механика-водителя, при этом корпус шасси от мнимой плоскости его надгусеничных полок сверху оборудован каркасно-коробчатой броневой надстройкой, которая включает крышу, переднюю, заднюю и боковые броневые стенки, каждая боковая броневая стенка выполнена в виде секционного каркаса, образованного жестко связанными между собой внутренней, промежуточной и наружной продольными плитами, нижней горизонтальной плитой, разделенными на секции перегородками и верхними плитами, закрепленными в одной плоскости с крышей надстройки, причем внутренние продольные плиты боковых стенок надстройки на длине отделения управления с обитаемым отсеком жестко связаны с ее передней и задней наклонными стенками, а также с бортами корпуса шасси, при этом передняя стенка надстройки выполнена в виде каркаса из разнесенных параллельных наружной и внутренней плит, связанных между собой крышей надстройки и дополнительной вертикальной плитой, которая жестко связана с частью крыши корпуса шасси, а наружная плита каркаса выполнена ступенчатой с центральным вырезом и соединена своими передними кромками с нижней горизонтальной плитой секционного каркаса, с верхним лобовым листом через вертикальные вставки с частью крыши корпуса шасси, причем нижняя кромка задней стенки надстройки связана с моторной перегородкой МТО через дополнительную поперечную балку, жестко связанную с бортами корпуса шасси.

2. Броневой корпус по п.1, отличающийся тем, что на наружной плите верхней стенки надстройки выполнены ниши, снабженные съемными крышками под пакеты встроенной брони динамической защиты, а наружная, внутренняя и вертикальные плиты совместно со вставками образуют герметичные полости под наполнитель в виде подбоя со стальными листами, образуя пакет пассивной комбинированной брони.

3. Броневой корпус по п.1, отличающийся тем, что крыша надстройки снабжена проемами под установку вооружения, приборов наблюдения и люков экипажа и огнеметчиков.

4. Броневой корпус по п.1, отличающийся тем, что задняя стенка надстройки снабжена проемами для установки дверок огнеметчиков.

5. Броневой корпус по п. 1, отличающийся тем, что суммарная ширина секционного каркаса боковых стенок надстройки равна ширине надгусеничной полки корпуса шасси и разделена промежуточной продольной плитой на длине отделения управления с обитаемым отсеком на продольные полости в отношении по ширине 1- 5, при этом наибольшая полость выполнена с возможностью установки в ней двух топливных баков, а суммарная толщина продольных плит секционного каркаса на длине обитаемого отсека равна 1,7 - 1,8 толщины борта корпуса шасси, причем внутренняя плита выполнена с толщиной борта и закреплена на нем в одной его плоскости, а толщина наружной плиты равна 0,15 - 0,25 толщины борта и выполнена составной в виде одинаковых пластин, которые соединены с промежуточной плитой через поперечные ребра, образуя ячейки под пакеты встроенной брони динамической защиты, которые сверху закрыты крышками в плоскости крыши надстройки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5