Способ контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников. Способ контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников заключается в том, что в наружных и внутренних кольцах контролируют шаблоном радиус кривизны поверхности желоба дорожки качения, измеряют в произвольном осевом сечении кольца отклонения комплектовочного размера P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта в шарикоподшипнике, и диаметра желоба Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле f = (Dжctg-P/sin)K, где K = 1 для двухрядного кольца, K = 0,5 для однорядного кольца, и сравнивают его с допускаемыми значениями. Технический результат - повышение точности измерения в кольцах смещения линии контакта и в упрощении способа измерения. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контролю размеров деталей подшипников на операциях обработки дорожек качения.

Известен способ контроля размеров рабочих поверхностей колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников (патент RU N 2085842, кл. G 01 B 21/20, F 16 C 43/04, Бюл. N 21, 1997 г.), заключающийся в том, что измеряют радиус кривизны поверхности желоба, затем в произвольном осевом сечении кольца измеряют диаметр d желоба и сумму расстояний P от оси кольца до образующих желоба, которые измерены по линиям, размещенным под углом контакта в подшипнике, вычисляют отклонения диаметра d и суммы расстояний P от номинальных значений, вычисляют параметр f по формуле: f = P-dcos, где f - смещение линии контакта, и сравнивают его с допускаемыми значениями.

В наружном кольце: - сумма расстояний Pн от оси кольца до образующих желоба Pн= Dжcos+2R(1-cos)-Lжsin, - отклонение суммы расстояний P от номинальной величины Pн= Dжcos+2R(1-cos)-Lжsin, (1) - смещение линий контакта fн= Pн-Dжcos= -Lжsin+2R(1-cos), (2) где Dж - диаметр желоба дорожки качения, R - радиус кривизны поверхности желоба, Lж - расстояние между желобами.

Так как выражение (2) показывает, что знак смещения линии контакта будет противоположным действительному, то погрешность измерения отклонения расстояния Lk между линиями контакта будет определяться выражением ПLk= (-1)fн-Lk. Так как Lk= Lж-2Rsin, (3) то Во внутреннем кольце: - сумма расстояний Pв от оси кольца до образующих желоба Pв= dжcos-2r(1-cos)-2lжsin, - отклонение суммы расстояний Pв от номинальной величины Pв= dжcos-2r(1-cos)-2lжsin, (5) - смещение линии контакта fн= Pв-dжcos = -2lжsin-2r(1-cos), (6) где dж - диаметр желоба дорожки качения, r - радиус кривизны поверхности желоба, lж - расстояние между базовым торцом и осевым положением желоба.

Так как выражение (6) показывает, что знак смещения линий контакта будет противоположным действительному, то погрешность измерения отклонения расстояния lk между линией контакта и базовым торцом будет определяться выражением Пlk= (-1)0,5fн-lk. Так как lk= lж+rsin, (7) то При угле контакта = 36o в подшипнике будем иметь (cos+sin-1) = 0,396;(1-sin) = 0,413, Из выражений (9) и (10) следует, что, например, при Lж = 0,04 мм; lж = 0,02; R = r = 0,04 мм максимальная погрешность полученных Lk и lk будет ПLk = 0,4 (2 0,04 + 0,04) = 0,048 мм, Пlk = -0,4 (0,04+0,02) = 0,024 мм, погрешность полученных Lk и lk при R = 0; r = 0; будет: ПLk = -0,040,04 = 0,016 мм, Пlk = -0,040,02 = 0,008 мм.

Таким образом, недостатком способа измерения по патенту RU N 2085842 является очень большая погрешность измерения в кольцах смещения линий контакта, несоответствующий действительному знак смещения линий контакта и наличие действий: измерение радиуса кривизны поверхности желоба, диаметра желоба дорожки качения, суммы расстояний P от оси кольца до образующей желоба вдоль луча угла контакта и вычисление отклонений этих величин от номинальных значений.

Технической задачей изобретения является повышение точности измерения в кольцах радиально-упорных подшипников смещения линий контакта и упрощение способа измерения.

Для достижения данного технического результата в способе контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, контролируют шаблоном радиус кривизны поверхности желоба дорожки качения, измеряют отклонения комплектовочного размера P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта в подшипнике, и диаметра желоба Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле fн= (Dжctg-Pн/sin)K, (11) где K = 1 для двухрядного кольца; K = 0,5 для однорядного кольца, и сравнивают его с допускаемыми значениями.

Технический результат изобретения: - повышение точности измерения достигается за счет вычисления параметра, характеризующего смещение линий контакта в кольцах, по иным формулам; - упрощение способа измерения достигается за счет измерения в кольцах отклонений от номинальных величин диаметра желоба дорожки качения и комплектовочного размера.

Предлагаемый способ поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена схема способа измерения наружного кольца, на фиг. 2 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров в наружном кольце, на фиг. 3 - схема способа измерения внутреннего кольца, на фиг. 4 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров во внутреннем кольце.

Способ измерения наружного двухрядного кольца (см. фиг. 1) заключается в том, что кольцо 1 базируют торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и так как в наружном двухрядном кольце шлифуют одновременно две дорожки качения для получения разноразмерности их диаметров и радиусов кривизны поверхности желобов не более 0,005 мм, то отклонения диаметра желобов дорожек качения измеряют измерительными устройствами 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера кольца измеряют измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 2) прямых (O1K3), составляющих с перпендикулярами (O1N2) к оси кольца углы контакта 0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным ctg 0, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минуc 1/sin0. Индикатор 8 показывает величину и знак смещения линии контакта, индикатор 9 показывает величину и знак отклонения диаметра желоба дорожки качения измеряемого кольца.

На фиг. 1 и 2 обозначены в наружном кольце: 0 - номинальный угол контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике; Dж0, Dж - номинальный и возможный диаметр желоба дорожки качения; Lж0, Lж - номинальное и возможное расстояние между желобами; D, Dk - номинальный и возможный диаметр дорожки качения в сечении, соответствующем номинальному углу контакта (диаметр линии контакта); Lk0, Lk - номинальное и возможное расстояние между сечениями, соответствующими номинальному углу контакта (расстояние между линиями контакта); R - радиус кривизны поверхности желоба; R - отклонение радиуса кривизны поверхности желоба; Dж - отклонение диаметра желоба дорожки качения; Dk - отклонение диаметра линии контакта; Lk - отклонение расстояния между линиями контакта; P - отклонение комплектовочного размера.

На фиг. 2 изображены в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией.

На фиг. 2 видно, что измеряемый устройством A размер 0,5 (Dж - Dж0) = 0,5 Dж равен расстоянию между точками N1N2 и измеряемый устройством C размер 0,5 P равен расстоянию между точками K1K3.

Из треугольников K1K3K5 и К2К4К5 следует, что Так как К1K4 = 0,5 (Dк - Dк0); K2K4 = 0,5 (Lк0 - Lк), то 0,5P = 0,5(Dk-Dk0)cos0+0,5(Lk0-Lk)sin0. Так как в блоке 6 (см. фиг. 1) выполняется операция C + E, то в наружном кольце Pн= Dkcos0-Lksin0. (12) Но так как Dk= Dж-2R(1-cos0), (13) то Pн= Dжcos0-2R(1-cos0)cos0-Lksin0 (14) Так как в блоке 5 (см. фиг. 1) выполняется операция A + B, то на выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта знак которого соответствует действительному.

Способ измерения наружного однорядного кольца, которое является половиной двухрядного, заключается в том, что кольцо базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и измеряют отклонения диаметра желоба дорожки качения измерительными устройствами (см. фиг. 1) 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 2) прямых (O1K3), составляющих с перпендикуляром (O1N2) к оси кольца углы контакта 0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5 ctg 0, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минус 0,5/sin 0. Отклонение комплектовочного размера наружного однорядного кольца будет определяться выражением Pн= Dkcos0-2lksin0, (16) где lk - отклонение расстояния между базовым торцом и линией контакта.

Выражение (16) с учетом выражения (13) примет вид На выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта в наружном однорядном кольце знак которого соответствуют действительному.

Способ измерения внутреннего однорядного кольца (см. фиг. 3) заключается в том, что кольцо 2 базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и измеряют отклонение диаметра желоба дорожки качения измерительными устройствами 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера кольца измеряют измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 4) прямых (O1K3), составляющих с перпендикуляром (O1N2) к оси кольца угол контакта 0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5ctg 0, a сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минус 0,5/sin 0. Индикатор 8 показывает величину и знак смещения линии контакта, индикатор 9 показывает величину и знак отклонения диаметра желоба дорожки качения измеряемого кольца.

На фиг. 3 и 4 обозначены во внутреннем кольце: 0 - номинальный угол контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике; dж0, dж - номинальный и возможный диаметр желоба дорожки качения; lж0, lж - номинальное и возможное расстояние между базовым торцом и желобом дорожки качения; dk0, dk - номинальный и возможный диаметр дорожки качения в сечении, соответствующем номинальному углу контакта (диаметр линии контакта); lk0, lk - номинальное и возможное расстояние между базовыми торцом и сечением, соответствующим номинальному углу контакта (между базовым торцом и линией контакта); r - радиус кривизны поверхности желоба; r - отклонение радиуса кривизны поверхности желоба; dж - отклонение диаметра желоба дорожки качения; lж - отклонение расстояния между базовым торцом и желобом дорожки качения; dk - отклонение диаметра линии контакта; lk - отклонение расстояния между линией контакта и базовым торцом; P - отклонение комплектовочного размера.

На фиг. 4 изображен в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией.

На фиг. 4 видно, что измеряемый устройством A размер 0,5 (dж0 - dж) равен расстоянию между точками N1N2 и измеряемый устройством C размер 0,5 P равен расстоянию между точками К1К3.

Из треугольников K1K3K5 и К2К4К5 следует, что Так как K1K4 = 0,5 (dk0 - dk); К2К4 = 0,5(lk - lk0), то 0,5P = 0,5(dk0-dk)cos0+0,5(lk-lk0)sin0. Так как в блоке 6 (см. фиг. 3) выполняется операция C + E, то Pв= dkcos0-2lksin0 (19) Но так как dk= dж+2r(1-cos0), (20) то Так как в блоке 5 (см. фиг. 3) выполняется операция A + B, то на выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта знак которого соответствует действительному.

Перед началом измерений колец настраивают показания индикаторов 8 и 9 на "ноль" при измерении образцовой детали, имеющей номинальные размеры радиуса кривизны поверхности желоба, диаметр желоба дорожек качения, расстояния в наружном двухрядном кольце между сечениями, в наружном однорядном между базовым торцом и сечением, во внутреннем кольце между базовым торцом и сечением, которые соответствуют номинальному углу контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике.

Погрешность измерения смещения линий контакта: - в наружном кольце - во внутреннем кольце При угле контакта 0 = 36o будем иметь (1-cos0)ctg0= 0,262. Максимальная погрешность при R = r = 0,04 мм; ПLk= 2 0,04 0,262 = 0,021 мм; Пlk= -0,04 0,262 = 0,010 мм.

Формула изобретения

Способ контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных подшипников, состоящий в измерении параметров, характеризующих поверхности контакта шариков с дорожками качения наружного и внутреннего колец подшипника, контроле шаблоном радиуса кривизны поверхности желоба дорожки качения колец, отличающийся тем, что измеряют в произвольном осевом сечении кольца отклонения комплектовочного размера P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта в шарикоподшипнике, и диаметра желоба Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле f = (Dжctg-P/sin)K где К = 1 для двухрядного кольца; К = 0,5 для однорядного кольца, и сравнивают с допускаемыми значениями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4