Механизм управления коробкой передач транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства. Механизм содержит размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор. На рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка. Изобретение обеспечивает повышение надежности срока службы. 3 ил.

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач транспортных средств и может быть использовано в механизме управления передач тракторов и строительных дорожных машин.

Известен механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении (а.с. СССР N 1164087, B 60 K 17/06, 1985 г. - прототип). Указанная коробка передач используется, в частности на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" (чертеж N 4700019163 100.37.209-1 ГСКБ Волгоградского тракторного завода - прилагается).

Недостатком известного механизма управления коробкой передач является то, что он обладает низким ресурсом, (например на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" около 50000 включений), т.к. в процессе работы при взаимодействии фиксатора 27 с планкой передач 14 гнезда 28 планки подвергаются износу, сглаживаются их участки, сопряженные с прямолинейной поверхностью планки, что вызывает выскальзывание фиксатора из гнезда при их взаимодействии, не обеспечивается фиксация этой пары в заданном положении.

Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности и срока службы механизма управления коробкой передач за счет повышения эффекта удерживания фиксатора в гнездах планки.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в механизме управления коробкой передач транспортного средства, содержащем размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении, рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезда, а поверхность фиксатора выполнена с выступом в виде кольцевой дорожки лазерной закалки, расположенном со смещением относительно выступов на гнезде.

Рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд для образования концами каждой прерывистой дорожки на поверхности гнезд выступов из материала самой детали, что обеспечивает заклинивание фиксатора в гнезде. Кроме того, лазерная закалка повышает износостойкость контактирующих поверхностей пары фиксатор-планка, что способствует сохранению формы гнезда за счет предотвращения их износа и разрушения. Т.е. указанный признак выполняет две функции.

Поверхность фиксатора выполнена с кольцевым выступом в виде дорожки лазерной закалки для заклинивания фиксатора в гнезде за счет взаимодействия выступа на фиксаторе с выступами на поверхности гнезда при кинематическом замыкании пары фиксатор- планка.

Выступ на фиксаторе расположен со смещением относительно выступов на гнезде для создания заклинивающего эффекта при их разъединении.

Таким образом, предлагаемые отличия сообщают заявляемому устройству новый технический эффект - создание эффекта заклинивания за счет образования выступов на контактирующих поверхностях пары фиксатор-планка из материала самих деталей при одновременном повышении устойчивости формы гнезда за счет повышения износостойкости его рабочей поверхности.

На фиг. 1 представлена рабочая поверхность планки с прерывистыми дорожками лазерной закалки; на фиг. 2 - узел контакта фиксатора с гнездом планки переключения передач; на фиг. 3 - показана линия взаимодействия контактирующих поверхностей пары фиксатор - планка.

Механизм управления коробкой передач содержит размещенные в корпусе (на чертеже не показан) планку передачи 1, смонтированную с возможностью перемещения под действием рычага переключения (не показан), и жестко закрепленный подпружиненный фиксатор 2. Планка передачи 1 выполнена с гнездами 3, взаимодействующими с фиксатором 2 при ее перемещении. На рабочей поверхности планки 1 выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки 4. Каждая дорожка 4 расположена на прямолинейной поверхности планки 1 и сопряженных с ней верхних участках гнезд 3 с образованием выступов 5. На поверхности фиксатора 2 выполнена кольцевая дорожка лазерной закалки 6 с образованием выступа 7. Противолежащие выступы 5 и 7 расположены со смещением друг относительно друга при кинематическом замыкании пары фиксатор - планка.

При выполнении на планке передачи 1 и фиксаторе 2 дорожек лазерной закалки в зонах лазерного влияния образуется мелкодисперсный мартенсит, обладающий большим удельным объемом по сравнению с исходной структурой и высокой микротвердостью 7000 - 8500 МПа (HRC 65). В результате на контактирующих поверхностях гнезд 3 и фиксатора 2 образуются выступы 5 и 7, которые при соединении фиксатора 2 с гнездом 3 планки 1 при ее перемещении в процессе работы образуют эффект заклинивания, препятствующий их разъединению. Заклинивание пары фиксатор - планка при кинематическом замыкании имеет форму волны (фиг. 3) с полупериодом равным а. Кроме того, повышение твердости поверхности планки повышает устойчивость ее участков, наиболее подверженных износу и разрушению от взаимодействия с фиксатором, и обеспечивает сохранение формы гнезд и заклинивающей способности выступов.

Таким образом, упрочнение гнезд планки передач и высокая твердость выступов повышают надежность работы и срок службы механизма управления коробкой передач в среднем на 30-35%.

Источники информации: 1. А. с. СССР N 1164087, B 60 K 17/08, 1985 г. - прототип 2. А. с. СССР N 1491744, B 60 K 17/08, 1989 г.

3. А. с. СССР N 1486366, B 60 K 17/08, 1989 г.

Формула изобретения

Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор, отличающийся тем, что на рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3