Устройство для добычи льда

Реферат

 

Изобретение относится к добычным устройствам для добычи льда айсбергов и дальнейшего производства экологически чистой воды непосредственно с судна без установки добычного оборудования на айсберге. Устройство для добычи льда содержит размещенную на судне стрелу, на конце которой закреплен рабочий орган для разрушения ледяного массива. Стрела размещена на поворотной платформе, а транспортирующее устройство для транспортирования льда в трюм судна выполнено в виде желоба, установленного под стрелой. Стрела и желоб выполнены из нескольких телескопических секций, связанных между собой и уравновешивающей системой, и снабжены опорными башмаками, установленными на желобах. Внутри секции стрелы протянут канат, перекинутый через шкивы и закрепленный на двухбарабанной лебедке, установленной на платформе. Достигается простота конструкции и компактность добычного оборудования. 4 ил.

Изобретение относится к добычным устройствам, а именно для добычи льда айсбергов и дальнейшего производства экологически чистой воды непосредственно с судна без установки добычного оборудования на айсберге.

Известны устройства, для разрушения и погрузки горной массы в транспортные средства, включающие экскаватор, автосамосвал или приемный бункер и конвейер [Кулешов А. А. Проектирование и эксплуатация карьерного автотранспорта. Справочник, ч. 1, С.-Петербург СПГГИ, 1994. 226 с.].

Недостатками этих известных устройств являются их большая масса и сложности "высадки" горного оборудования на айсберг из-за его пространственной неустойчивости, сложной изменчивой формы и трудности выполнения ряда технологических операций, как передача энергии, транспортирование отбитого льда в трюм плавсредства.

Известно устройство для разрушения и добычи айсберговых льдов по патенту РФ N 2041120, М. Кл.6 В 63 В 35/00, 1/12, 3/00, 1994. На судне установлен комплекс добычного оборудования для дробления и транспортирования льда в трюм, состоящий из монолитной длинной стрелы, на конце которой установлен рабочий орган. Недостатками этого устройства являются громоздкость добычного оборудования и сложность в отработке айсберга из-за невозможности добычного комплекса двигаться вдоль оси судна.

Задачей изобретения является создание более простого и компактного добычного оборудования.

Задача решается тем, что в устройстве для добычи льда, содержащем размещенную на судне стрелу, на конце которой закреплен рабочий орган для разрушения ледового массива, стрела размещена на поворотной платформе, а транспортирующее устройство для транспортирования льда в трюм судна выполнено в виде желоба, установленного под стрелой, причем стрела и желоб выполнены из нескольких телескопических секций, связанных между собой и уравновешивающей системой, и снабжены опорными башмаками, установленными на желобах, при этом внутри секции стрелы протянут канат, перекинутый через шкивы и закрепленный на двухбарабанной лебедке, установленной на платформе.

Устройство для добычи льда айсбергов представлено на фиг. 1 - вид сбоку, на фиг. 2 - вид в плане, на фиг. 3 - стрела с желобом в продольном разрезе и на фиг. 4 - разрез А-А по фиг. 3.

Устройство для добычи льда айсбергов размещено на плавсредстве 1, на котором расположена подвижная в продольном направлении судна платформа 2 с возможностью ее кругового поворота относительно вертикальной оси фермы 3. На платформе 2 в цапфах 4 шарнирно закреплена стрела, выполненная из отдельных телескопических секций 5, 6, 7 входящих друг в друга.

На торце последней секции (например 7) имеется фланец 8, к которому крепится рама 9 с рабочим органом 10. Рабочий орган 10 оснащен резцами 11 для разрушения ледового массива 12 айсберга.

К нижней стороне каждой секции 5, 6, 7 стрелы присоединены секции 13, 14, 15 желоба, каждая из которых одним концом крепится непосредственно к соответствующим секциям стрелы кронштейном 16 (фиг. 4), причем секция желоба 15 закреплена и у основания секции стрелы. Вторые концы секций желобов 14, 13 свободно двигаются внутри друг друга соответственно 13 в 14, а 14 в 15 секциях, образуя таким образом спуск для транспортирования отбитого льда от рабочего органа 10 по всей длине желоба до трюма 17 плавсредства 1.

Каждая секция желоба 13, 14, 15 в месте крепления к секциям 5, 6, 7 стрелы оборудована опорными башмаками 18, 19, 20, на которых желоб вместе с секциями стрелы перемещаются по льду при выдвижении или втягивании секций друг в друга.

Каждая секция стрелы (фиг. 3) имеет внутри ролики 21, 22, 23 для направления тягового каната 24, изменяющего длину стрелы при его наматывании на двухбарабанную лебедку 25.

Подача секций стрелы на айсберг осуществляется с помощью полиспастной системы, состоящей из блоков 26, закрепленных на секции 5, блоков 27, закрепленных на ферме 3, каната 28 и лебедки 29, установленной на платформе 2.

Для уравновешивания стрелы во время ее перестановки с места на место используется контргруз 30, подвешенный на канате 31 с помощью полиспаста 32. Канат 31 одним концом закреплен на блоковой подвеске 33, а другим - на кронштейне 34, закрепленном на секции 7.

В транспортном положении стрела находится в собранном состоянии вдоль оси судна.

Устройство работает следующим образом. После обследования поверхности айсберга с вертолета, а подводной части, например, акустическими приборами или подводным аппаратом судно 1 швартуется к айсбергу. С помощью поворотной платформы 2 стрелу разворачивают в направлении айсберга (исходное положение), затем производится подъем стрелы лебедкой 29 на необходимый угол для отработки ледяного массива айсберга. Включается рабочий орган 10 и производится его внедрение в айсберг за счет подачи стрелы двухбарабанной лебедкой 25. После внедрения рабочего органа в айсберг стрела опирается на него с помощью башмаков 20, 19, 18, укрепленных соответственно на секциях желоба 15, 14, 13, по которым производится транспортировка ледяного крошева в трюм судна.

По окончании отработки траншеи в каждом слое айсберга стрела возвращается в исходное положение при реверсе двухбарабанной лебедки 26. Таким образом проходят первую траншею в толще айсберга. Платформа 2 передвигается вдоль оси судна на расстояние, равное ширине рабочего органа, что позволяет не только обеспечить отработку айсберга на всю длину грузовой части корабля, но и производить равномерное заполнение трюма. После отработки первого слоя айсберга цикл повторяется.

Такое исполнение устройства позволяет упростить и сделать более компактное добычное оборудование, а также увеличить объем отрабатываемого ледяного массива за одну швартовку.

Формула изобретения

Устройство для добычи льда, содержащее размещенную на судне стрелу, на конце которой закреплен рабочий орган для разрушения ледяного массива, отличающееся тем, что стрела размещена на поворотной платформе, а транспортирующее устройство для транспортирования льда в трюм судна выполнено в виде желоба, установленного под стрелой, причем стрела и желоб выполнены из нескольких телескопических секций, связанных между собой и уравновешивающей системой, и снабжены опорными башмаками, установленными на желобах, при этом внутри секций стрелы протянут канат, перекинутый через шкивы и закрепленный на двухбарабанной лебедке, установленной на платформе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4