Способ содержания почвы междурядий многолетних насаждений

Реферат

 

Изобретение предназначено для обработки почвы в междурядьях многолетних насаждений, например, в садах и может быть использовано в сельском хозяйстве. Способ включает проведение различных агротехнических обработок, при которых остаются колеи от следов колес тракторных агрегатов, каждую колею располагают в междурядьях без смещения, след в след, с координацией их относительно продольной оси рядов насаждений. Глубокую обработку почвы производят вне зоны уплотнения полос. Уплотняемые полосы подвергают поверхностной обработке на глубину 3-5 см и засевают сидератами. Рабочие колеи от опорных колес тракторных агрегатов обрабатывают глубокорыхлителями с одновременным внесением структурообразующих жидких удобрений один раз в 3-5 лет. Такая технология позволит сохранить структуру почвы, обеспечить снижение энергозатрат, увеличение производительности тракторных агрегатов при выполнении ими необходимых агротехнических мероприятий. 2 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Предлагаемое изобретение относится к сельскохозяйственному производству, к системе содержания почвы в междурядьях многолетних насаждений, преимущественно в садах.

Известно, что тракторные агрегаты, транспортные средства, перемещаясь по различным сельскохозяйственным угодьям, уплотняют почву, из-за чего нарушается ее структура. Если агрегаты и транспортные средства выполняют технологические процессы возделывания, например, пшеницы, свеклы, овощных и др. однолетних культур, то колеи их, как правило, не совпадают при многократных переездах, особенно это относится к глубокой почвообработке и транспортным операциям. Хотя в период вегетации овощных культур в их междурядьях "след в след" тракторный агрегат проходит несколько раз. Однако после уборки плодов эта система нарушается и распределение прикатывания почвы колесами тракторных агрегатов на все поле происходит практически равномерно.

Что касается технологических операций, производимых тракторными агрегатами в системах многолетних насаждений, например, в садах, то здесь наблюдается другая картина. Тракторные агрегаты, выполняя необходимые технологические операции, на протяжении многих лет перемещаются по междурядьям, интенсивно уплотняя почву.

В весенне-осенний период производится вспашка междурядий и уплотненная в течение года почва с нарушенной структурой перемешивается с остальной не нарушенной. В результате, во-первых, при вспашке уплотненного слоя увеличиваются энергозатраты, во-вторых, за счет многократного перемешивания структурной и бесструктурной почв, вся почва в междурядьях становится бесструктурной. Она "проседает" в междурядьях, образуя ложбину вдоль ряда, что затрудняет, во-первых, работу почвообрабатывающих орудий для борьбы с сорняками, во-вторых, ухудшается водно-воздушный режим корневой системы деревьев, а также внесение и использование деревьями удобрений.

/см. В. Н.Шептунов и др. Плотность сложения почв и ее плодородие. - Агрохимия, 1982, N 8, с. 91-100 и И.С.Рогачев и др. Уплотнение почвы ходовыми системами машин. - Земледелие, 1978, N 5, с. 74/.

Однако многократное /до 20 раз в году/ прохождение по междурядьям сада различных технологических агрегатов, в том числе и тяжеловесных, существенно влияет на плодородие почвы /чрезмерное уплотнение, снижается биологическая активность, подавляются процессы нитрификации, снижение потребления растениями питательных веществ из почвы и т.д./Корневая система плодовых при плотности 1,6 г/см2 плохо развивается и впоследствии отмирает.

Известно размещение рабочей колеи от перемещения колес тракторных агрегатов без смещения "след в след" /см. А.с. СССР N 1824040, кл. A 01 B 79/00, 30.06.93 г./.

Известно также расположение колеи в междурядьях центрированно /координированно/ относительно рядов насаждений и рыхление следов колеи на глубину 4-8 см /см. патент РФ N 2130701, кл. A 01 B 37/00, 27.05.99 г./.

Однако эти известные технические решения не обеспечивают с одной стороны снижение энергозатрат при обработке почвы, а с другой - сохранение структуры почвенных и подпочвенных слоев.

Наиболее близким техническим решением из известных является способ обработки почвы мобильными агрегатами, включающий дополнительное рыхление следовых полос /см. А.А.Юшин и др. Пути снижения уплотнения почвы мобильными агрегатами. - Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1985, N 4 - прототип/. Тем не менее и описанные в этом способе мероприятия не снижает отрицательного влияния многократного прохода тракторов по обрабатываемому участку, установлено, что после нескольких проходов тракторов даже по одному полю, от одного до пяти, твердость почв по их следу увеличивается в 1,26 - 1,96 раза, плотность почвы повышается на 5 - 15%, пористость снижается на 3,0 - 8,8%. В связи с избыточным уплотнением почв повышается тяговое сопротивление и снижается производительность агрегатов на 3 - 5%, затраты энергии и расход топлива на единицу всей обрабатываемой площади увеличивается на 5 - 7%. Избыточное уплотнение, особенно колесными тракторами, приводит к ухудшению крошения пласта при пахоте и увеличению глыбистости, что вызывает необходимость дополнительного рыхления почвы, а следовательно, и увеличению энергозатрат.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является уменьшение энергозатрат при обработке почвы, сохранение структуры почвенных и подпочвенных слоев.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе содержания почвы междурядий многолетних насаждений, включающем проведение различных агротехнических обработок с использованием тракторных агрегатов и образованием следовой колеи, особенность заключается в том, что каждую колею от перемещения колес тракторных агрегатов располагают в междурядьи след в след с координацией относительно продольной оси многолетних насаждений, при этом глубокую обработку междурядьев производят вне колей, а обработку колей производят на глубину 3 - 5 см и засевают их сидератами, а раз в 3 - 5 лет их обрабатывают глубокорыхлителями с одновременным внесением структурообразующих жидких удобрений.

Кроме того, особенность способа заключается в том, что обработку почвы колеи осуществляют лущением дисковыми боронами.

Кроме того, особенность способа заключается в том, что внесение удобрений в почву осуществляют между продольной осью многолетних насаждений и ближней колеей от перемещения колес.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентам и научно-техническим источникам информации, и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволяя установить, что заявитель не обнаружил источник, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил установить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в предложенном способе и изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна".

Результаты дополнительного поиска известных решений показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку оно не основано на изменении количественного признака и представлении его во взаимосвязи, а также изменением его вида, а является результатом творческого исследовательского труда авторов изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "изобретательский уровень".

Предложенный способ поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображены ряды деревьев 1 и 2 в саду с междурядьем L, по которым может перемещаться тракторный агрегат 3, при этом B - расстояние от продольной оси ряда деревьев до внешних сторон колес тракторного агрегата, а C - зона уплотнения почвы от колес тракторного агрегата.

Способ осуществляют следующим образом.

Тракторный агрегат 3, перемещаясь по междурядью с рядами деревьев 1 и 2, координирует свое прямолинейное движение относительно оси рядов деревьев 1 и 2 и постоянно выдерживает расстояние B.

Обычной почвообработке подвергают все междурядье, за исключением ширины уплотнения почвы опорными колесами тракторных агрегатов C, то есть: Lобр. = L - 2C где Lобр. - ширина обработки междурядья; L - ширина междурядья; 2C - ширина уплотнения почвы опорными колесами тракторных агрегатов.

В плодоносящем промышленном саду, где междурядьи содержались под черным паром, возраст деревьев яблони составлял 15 лет. Контролем служила принятая в производстве технология содержания междурядий под черным паром.

В предлагаемом способе обычной обработке подвергали все междурядье за исключением ширины уплотнения почвы опорными колесами тракторных агрегатов. Тракторный агрегат координирует свое прямолинейное движение относительно оси рядов деревьев.

Почву на всю ширину уплотнения опорными колесами тракторных агрегатов 2C подвергали лущению на глубину 3-5 см дисковой бороной по второй половине лета и засевали вико-овсяной смесью. До сбора урожая сидераты прикатывали, а после уборки заделывали в почву путем дискования.

Внесение минеральных удобрений в почву осуществляли в пространство между продольными осями деревьев и ближайшими рабочими колеями от опорных колес.

Один раз в 3-5 лет рабочие колеи от опорных колес тракторных агрегатов обрабатывали глубокорыхлителем с кротователем на глубину до 50 см с одновременным внесением полиакриламида /структурообразователя/, который одновременно является азотным удобрением, концентрация водного раствора структурообразователя составляла 0,33%. Норма расхода 15-20 л/мг.

Проведенные исследования показали, что плотность почвы в пространстве между продольными осями рядов деревьев и ближайшей рабочей колей от опорных колес в предлагаемом способе составляла 1,22 г/см3. Это довольно близкий показатель к тому, который получают при одноразовом проходе агрегата /1,25 г/см3/.

Применяемая в производстве технология обеспечивала плотность дерново-подзолистой почвы на уровне 1,45 г/см3. К тому же такие показатели как скважность, аэрация, водопрочность, коэффициент структурности и биологическая активность почвы /дыхание/ были существенно выше в предлагаемом способе /см. таблицу/.

Кроме этого водопроницаемость почвы по центру междурядья была в 8,2 раза выше, чем в почве, где применялась общепринятая технология /193 и 23,6 мм/г соответственно/.

Предлагаемый способ содержания почвы междурядий многолетних насаждений позволяет на 10% снизить энергозатраты за счет снижения сопротивления перемещению рабочих органов в менее плотной почве, а корневой системе многолетних насаждений лучше усваивать питательные вещества.

Формула изобретения

1. Способ содержания почвы междурядий многолетних насаждений, включающий проведение различных агротехнических обработок с использованием тракторных агрегатов и образованием следовой колеи, отличающийся тем, что каждую колею от перемещения колес тракторных агрегатов располагают в междурядьи след в след с координацией относительно продольной оси многолетных насаждений, при этом глубокую обработку междурядья осуществляют вне колеи, а обработку колей производят на глубину 3 - 5 см и засевают их сидератами, а раз в 3 - 5 лет их обрабатывают глубокорыхлителями с одновременным внесением структурообразующих жидких удобрений.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обработку почвы колеи осуществляют лущением дисковыми боронами.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что внесение удобрений в почву осуществляют в пространство между продольной осью многолетных насаждений и ближней колеей от перемещения колес.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2