Концентрат смазочного материала и картерное моторное масло

Реферат

 

Использование: для добавления в обычное моторное масло с целью улучшения смазочных свойств моторного масла и улучшения рабочих характеристик двигателя. Концентрат содержит в сочетании: 0,05-5 вес.% маслорастворимой молибденовой присадки, 10-95 об.% исходного базового синтетического материала, 0,01-10 вес.% неводного политетрафторэтилена, 0,5-35 об.% диспергирующего ингибитора, предпочтительно дитиофосфата цинка, 0,35-25 вес.% индексной присадки и 5-95 об. % масла, выбранного из группы, включающей минеральное масло, полиолефины, диэфиры и их сочетание. Картерное моторное масло содержит основное количество картерного моторного масла, выбранного из группы, включающей минеральное масло, синтетическое масло и их сочетание, и небольшое количество концентрата. Технический результат - улучшение износостойкости, стойкости к окислению, стабильности вязкости, чистоты двигателя, экономия топлива, улучшение характеристик холодного запуска и ингибирование кислотообразования. 2 с. и 24 з.п. ф-лы, 3 табл., 6 ил.

Изобретение относится к составам для улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел, которые выполняют функции присадки для обработки моторного смазочного масла. Предпочтительный вариант осуществления настоящего изобретения представляет собой синергическую смесь химических компонентов, включающую маслорастворимую молибденовую присадку, поли-альфа-олефин, сложный эфир, такой, как диэфир или эфир полиола, политетрафторэтилен, диспергирующий ингибитор, содержащий дитиофосфат цинка, исходное базовое масло, присадку, улучшающую индекс вязкости (называемую также "индексной присадкой" или "ИП"), и боратэфирное соединение, используемое в сочетании с обычным картерным смазочным маслом, в количестве от примерно 20 до примерно 25 об.% на весь состав смазочного масла.

Смазывание связано с процессом снижения трения, которое достигается поддержанием пленки смазки между поверхностями, которые движутся относительно друг друга. Смазка препятствует контакту движущихся поверхностей, существенно снижая тем самым коэффициент трения. Помимо этого смазка предназначена также для отвода тепла, использования в качестве среды, удерживающей загрязнения, и для других важных функций. Для придания смазкам различных свойств или для их улучшения были разработаны присадки. Различные применяемые присадки включают модификаторы вязкости, детергенты, диспергирующие вещества, антиоксиданты, противозадирные присадки, ингибиторы коррозии. Противоизносные присадки, функции многих из которых обусловлены процессом взаимодействия между поверхностями, образуют химическую пленку, которая в условиях больших нагрузок предотвращает контактирование поверхностей металл-металл. Противоизносные присадки, которые могут быть использованы в условиях крайне высоких нагрузок, часто называют "противозадирными присадками". Однако в определенных областях применения некоторые из таких материалов следует использовать с достаточной осторожностью вследствие их способности ускорять коррозию металлических деталей, таких, как подшипники. В настоящем изобретении использован синергизм между некоторыми химическими составляющими, образующими композицию присадки, улучшающей эксплуатационные свойства обычного моторного масла и подавляющей нежелательные побочные эффекты, которые могут быть обусловлены применением одного или нескольких химических составляющих, когда они используются в особых концентрациях.

В некоторых литературных источниках говорится об использовании индивидуальных химических компонентов для улучшения эксплуатационных свойств обычного моторного масла. Так, например, в патенте США 4879045, выданном на имя Eggerichs, предлагается добавлять литиевое мыло в синтетическое базовое масло, включающее масло на основе диэфира и поли-альфа-олефины, которое может содержать алифатический диэфир карбоновой кислоты, такой, как ди-2-этилгексилазелат, диизодециладипат или дитридециладипат, как указано в Encyclopedia of Chemical Technology, издание 34-е, том 14, стр. 477-526, в которой описаны присадки к смазочным маслам, включая детергентно-диспергирующие, индексные присадки (ИП), пеногасители и т.п.

Во многих публикациях описаны различные методы введения политетрафторэтилена (ПТФЭ) в смазочные масла и консистентные смазки, работающие главным образом как внешние. Однако синергическое сочетание химических компонентов по настоящему изобретению не описано ни в одной из ранее известных публикаций. Более того, поиск в электронной базе данных патентов США примерно с 1972 г. показал отсутствие каких-либо патентов, где бы упоминались ПТФЭ (или политетрафторэтилен), молибден (Mo) и диэфир в одном и том же абзаце, как это предусмотрено согласно настоящему изобретению.

В патенте США 4333840, выданном на имя Reick, говорится о гибридной ПТФЭ-смазке и описано необязательное добавление молибденового соединения в масляный носитель. В этом патенте предусмотрено использование масляного носителя, разбавленного синтетическим смазочным маслом низкой вязкости, с целью получения вязкости, которая является "приемлемой для смазки оружия". Эти композиции предложены для смазки лыж, оружия, однако отсутствует какое-либо указание на то, что они могут быть использованы для смазывания двигателей внутреннего сгорания в сочетании с компонентами, заявленными в настоящем изобретении.

Кроме того, в патенте США 4615917 и в патенте США 4608282, выданных на имя Runge, говорится о смешивании оплавленного фторполимера (например, ПТФЭ) с растворителями, которые испаряются при напылении или нанесении композиции на металлическую поверхность в виде тонкой смазочной пленки, например на корпус лодки, самолета, разнородные металлы.

Ближайшим аналогом заявленного изобретения является концентрат для разбавления смазочным маслом, содержащий частицы ПТФЭ, нейтрализующий агент для стабилизации ПТФЭ, маслорастворимое соединение молибдена и смазочное масло (патент США 4349444).

Задачей настоящего изобретения является улучшение смазочных свойств моторного масла и улучшение эксплуатационных характеристик двигателя.

Поставленная задача решается концентратом смазочного материала для разбавления обычным и/или синтетическим моторным маслом, включающим в сочетании: а. 0,05-5,0 вес.% маслорастворимой молибденовой присадки; б. 0,01-10,0 вес.% неводного политетрафторэтилена; в. 10,0-95,0 об.% исходного базового синтетического материала, г. 0,35-25,0 вес.% индексной присадки, д. 0,5-35,0 об.% диспергирующего ингибитора и е. 5,0-95,0 об.% масла, выбранного из группы, включающей минеральное масло, полиолефины, диэфиры и их сочетание.

Предпочтительный исходный базовый синтетический материал включает по меньшей мере 10% поли-альфа-олефинов.

Неводный политетрафторэтилен предпочтительно представляет собой коллоидный диспергированный неводный политетрафторэтилен.

Преимущественно индексная присадка включает полиизобутены, полиметакрилатные эфиры, полиакрилатные эфиры, диеновые полимеры, полиалкилстиролы, сополимеры алкениларилов и сопряженных диенов и/или полиолефины.

Кроме того, концентрат смазочного материала может включать боратный эфир в количестве 0,01-10 об.%.

Исходный базовый синтетический материал может также включать сложные эфиры полиолов и/или поли-альфа-олефины, причем сложные эфиры полиолов преимущественно включают по меньшей мере один диэфир.

Диэфир предпочтительно представляет собой диалифатический диэфир алкилкарбоновой кислоты, который выбирают из группы, включающей ди-2-этилгексилазелат, диизодециладипат и дитридециладипат.

Исходный базовый синтетический материал может представлять собой смесь по меньшей мере одного диэфира с по меньшей мере одним поли-альфа-олефином.

Температура потери текучести сложного эфира полиола преимущественно составляет от менее чем -100 до -40oC, а вязкость при 100oC составляет от 2 до 460 сСт.

Вязкость поли-альфа-олефина при 100oC предпочтительно составляет от 2 до 10 сСт; более предпочтительно составляет от 4 до 6 сСт.

Предпочтительно доля исходного базового синтетического материала составляет от 25 до 90 об.%, более предпочтительно от 60 до 85 об.%.

Доля индексной присадки может составлять от 0,05 до 5,0 вес.% от количества картерного моторного масла при разбавлении 4-5 квартами обычного картерного моторного масла.

Предпочтительная маслорастворимая молибденовая присадка представляет собой молибденоорганическое соединение, причем молибденоорганическое соединение выбирают из группы, включающей сульфированный оксимолибден-диалкилдитиофосфат и дитиофосфатсульфид молибдена.

Маслорастворимая молибденовая присадка также может представлять собой неорганическое молибденовое соединение, которое выбирают из группы, включающей сульфид молибдена и оксид молибдена.

Преимущественно доля неводного политетрафторэтилена составляет от 0,06 до 2,5 вес.% от общего количества картерного смазочного материала при разбавлении 4-5 квартами обычного картерного моторного масла.

В концентрате смазочного материала предпочтительно диспергирующий ингибитор содержит дитиофосфат цинка.

Более предпочтительно диспергирующий ингибитор выбирают из группы, включающей алкилдитиофосфат цинка, сукцинимид, диспергирующие основание Манниха и их смеси.

Доля диспергирующего ингибитора может составлять от 1,25 до 8,75 об.% от общего количества картерной композиции при разбавлении 4-5 квартами обычного картерного моторного масла.

Поставленная задача решается также картерным моторным маслом, содержащим большое количество картерного моторного масла, выбранного из группы, включающей картерное моторное масло на основе минерального масла, картерное моторное масло на основе синтетического масла и их сочетания, и небольшое количество вышеописанного концентрата смазочного материала.

Предпочтительный вариант концентрата для разбавления моторным маслом представляет собой синергическую смесь по меньшей мере восьми химических компонентов, включая маслорастворимую молибденовую присадку, поли-альфа-олефин, сложный эфир, такой, как диэфир или эфир полиола, политетрафторэтилен, диспергирующий ингибитор, содержащий дитиофосфат цинка, исходное базовое минеральное масло, индексные присадки и боратэфирное соединение, причем этот концентрат для разбавления моторным маслом используют в сочетании с обычным картерным смазочным маслом в количестве от примерно 20 до примерно 25 об.%. Другой вариант выполнения изобретения представляет собой синергическую смесь по меньшей мере семи химических составляющих, включая маслорастворимую молибденовую присадку, поли-альфа-олефин, диэфир, политетрафторэтилен, диспергирующий ингибитор, содержащий дитиофосфат цинка, минеральное базовое масло и индексные присадки, причем этот концентрат используют в сочетании с обычным картерным смазочным маслом в количестве от примерно 20 до примерно 25 об.%. Улучшенные рабочие характеристики моторного масла с таким концентратом в сравнении с рабочими характеристиками обычных картерных смазочных масел обусловлены синергическим эффектом оптимизации расчетных параметров каждого из индивидуальных химических компонентов и сочетания этих химических компонентов, что дает неожиданно хорошие результаты, включая улучшение износостойкости, стойкости к окислению, стабильности вязкости, чистоту двигателя, экономию топлива, улучшение характеристик холодного запуска и ингибирование кислотообразования. Новая композиция присадки к моторному маслу представляет собой синергическую смесь соединений, ингредиентов или компонентов, каждый из которых по отдельности недостаточен для достижения требуемых свойств, но при совместном использовании позволяет достичь высоких смазочных свойств. Для улучшения конкретных свойств в случае особого назначения в композицию такой присадки для моторного смазочного масла могут быть добавлены дополнительные компоненты. Более того, эта композиция совместима с гарантийными требованиями, касающимися двигателя, т.е. с сервисной классификацией API SH.

Смазочные композиции и функциональные жидкости на масляной основе по настоящему изобретению основаны на природных и синтетических смазочных маслах и их смесях в сочетании с присадками.

Индивидуальные компоненты можно по отдельности вводить в базовую жидкость или же их можно вводить в нее в виде различных субкомбинаций. Более того, эти компоненты могут быть смешаны в виде отдельных растворов в разбавителе. Однако используемые компоненты предпочтительно вводить в виде масляного концентрата присадки, так как это упрощает операции смешения, снижает вероятность ошибок при смешении и позволяет использовать преимущество свойств совместимости и растворимости указанного концентрата.

Эти смазочные композиции эффективны для различных целей применения, включая картерные смазочные масла двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, дизельных двигателей, двухтактных двигателей, авиационных поршневых двигателей, судовых и маломощных дизельных двигателей и т.п. Настоящее изобретение может найти применение в самых разнообразных смазках, включая моторные масла, консистентные смазки, смазки для насосных штанг, смазочно-охлаждающие жидкости и даже для использования в виде смазки в аэрозольной упаковке. Настоящее изобретение характеризуется рядом преимуществ, состоящих в экономии энергии, уменьшении частоты технического обслуживания двигателей или другого оборудования и уменьшении износа, и, следовательно, предоставляет возможность экономического решения многих проблем со смазочными материалами, с которыми приходится сталкиваться на производстве и в быту. Предусмотрена также возможность применения предлагаемой композиции в составе рабочих жидкостей автоматических трансмиссий, смазочных масел ведущего моста в блоке с коробкой передач, смазок для зубчатых передач, гидравлических рабочих жидкостей и других композиций смазочных масел, свойства которых могут быть улучшены в результате введения в них композиций по настоящему изобретению.

Присадка для обработки моторного масла с целью улучшения рабочих характеристик этого моторного масла, приготовленная для добавления в обычное моторное масло в целях улучшения смазочных свойств моторного масла и улучшения эксплуатационных характеристик двигателя, включает нижеследующие химические компоненты: маслорастворимую молибденовую присадку, такую, как продукт Molyvan 855, выпускаемый фирмой Vanderbilt Chemical; поли-альфа-олефин (ПАО) ("синтетический материал"), вязкость которого составляет приблизительно 4 сСт; ПАО, который характеризуется вязкостью примерно 6 сСт, и/или синтетический диэфир, такой, как, например, продукт Chemaloy М-22А; политетрафторэтилен ("ПТФЭ"), коллоидный диспергированный продукт, такой, как выпускаемый фирмой Acheson Chemical; пакет диспергирующего ингибитора (ДИ), содержащий дитиофосфат цинка (ДФЦ), такой, как продукт Chemaloy D-036; исходное базовое минеральное масло; индексную присадку (ИП), такую, как, например, продукт Shellvis 90-SBR, и боратный эфир для добавления пакета в обычное моторное масло, причем они образуют присадку для обработки моторного масла, обеспечивающую неожиданно улучшенные характеристики износа двигателя, стойкости к окислению, стабильности вязкости, чистоты двигателя, экономии топлива, характеристик холодного запуска и ингибирование кислотообразования.

Было установлено, что при добавлении в картер двигателя внутреннего сгорания, например, двигателя с искровым зажиганием (ИЗ), в наиболее предпочтительном количестве, составляющем приблизительно 20-25 об.%, совместно с обычным картерным смазочным маслом такая присадка для обработки моторного масла по настоящему изобретению обеспечивает синергическое улучшение рабочих характеристик как масла, так и двигателя. Эта композиция совместима с гарантийными требованиями, касающимися двигателя, т.е. с сервисной классификацией API SH.

Сущность настоящего изобретения более подробно поясняется в приведенном ниже описании в сочетании с прилагаемыми чертежами, на которых аналогичные детали обозначены одинаковыми позициями и где: на фиг. 1 представлена гистограмма зависимости результатов определения износа на четырехшариковой машине трения по стандарту ASTM D4172 от состава смазки; на фиг. 2 представлен мультипараметровый график для базового масла в сравнении с содержащим кислоту маслом, иллюстрирующий зависимость увеличения вязкости и увеличения кислотного числа от времени при проведении испытаний по стандарту ASTM, последовательность IIIE; на фиг. 3 представлены графики результатов испытания по стандарту ASTM, последовательность VE, при определении среднего (и максимального) износа кулачка при использовании масла, содержащего концентрат по настоящему изобретению, в сравнении с обычным моторным маслом; на фиг. 4 представлены графики существенного повышения чистоты двигателя во время испытания согласно последовательности VE для масла, содержащего присадку по настоящему изобретению, в сравнении с обычным моторным маслом; на фиг. 5 представлены графики, иллюстрирующие экономию топлива, как это определяли испытанием по стандарту ASTM, последовательность VI, которые показывают 17%-ное улучшение в случае использования концентрата по настоящему изобретению, и на фиг. 6 представлены графики результатов испытания на окисление картерного масла CRC L-38, которые показывают улучшение на 36,7%, достигаемое за счет использования присадки по настоящему изобретению, включающей борный эфир.

Ниже описан каждый из предпочтительных как обязательных, так и необязательных компонентов синергической композиции присадки для обработки моторного масла.

Синтетические материалы Синтетические смазочные масла включают углеводородные масла и галоидзамещенные углеводородные масла, такие, как полимеризованные и сополимеризованные олефины (например, полибутилены, полипропилены, пропилен-изобутиленовые сополимеры, хлорированные полибутилены, поли(1-октены), поли(1-децены) и т.д., а также их смеси; алкилбензолы [например, додецилбензолы, тетрадецилбензолы, динонилбензолы, ди(2-этилгексил)бензолы и т.д.]; полифенилы (например, дифенилы, терфенилы, алкилированные полифенилы и т.д.), алкилированный дифенил, простые эфиры и алкилированные дифенилсульфиды и их производные, их аналоги и гомологи и т.п.

Алкиленоксидные полимеры и сополимеры и их производные, у которых концевые гидроксильные группы модифицированы этерификацией до сложного или простого эфира, составляют другой класс известных синтетических масел. Их примерами являются масла, полученные полимеризацией этиленоксида или пропиленоксида, простых алкильных и арильных эфиров этих полиоксиалкиленовых полимеров (например, метилполиизопропиленгликолевый эфир, средняя молекулярная масса которого составляет 1000, дифениловый эфир полиэтиленгликоля, молекулярная масса которого равна 500-1000, диэтиловый эфир полипропиленгликоля, молекулярная масса которого равна 1000-1500, и т.д.) или их моно- и поликарбоновых эфиров, например, эфиры уксусной кислоты, смешанные эфиры жирных C3-C8кислот, эфиры или диэфир кислоты C13 и тетраэтиленгликоля.

Другой приемлемый класс синтетических масел включает эфиры дикарбоновых кислот (например, фталевой кислоты, янтарной кислоты, алкилянтарных кислот и алкенилянтарных кислот, малеиновой кислоты, азелаиновой кислоты, пробковой кислоты, себациновой кислоты, фумаровой кислоты, адипиновой кислоты, алкенилмалоновых кислот и т.д.) и различных спиртов (например, бутилового спирта, гексилового спирта, додецилового спирта, 2-этилгексилового спирта, этиленгликоля, моноэфира диэтиленгликоля, пропиленгликоля и т.д.). К конкретным примерам этих сложных эфиров относятся дибутиладипат, ди(2-этилгексил)себацинат, дигексилфумарат, диоктилсебацинат, диизооктилазелат, диизодецилазелат, диоктилфталат, дидецилфталат, дицикозилсебацинат, 2-этилгексиловый диэфир димера линолевой кислоты, комплексный эфир, полученный взаимодействием одного моля себациновой кислоты с двумя молями тетраэтиленгликоля и двумя молями 2-этилгексановой кислоты и т.п.

Сложные эфиры, которые могут быть использованы в качестве синтетических масел, включают также эфиры, которые получены из C5-C12монокарбоновых кислот и полиолов, а также простые эфиры полиолов, таких, как неопентилгликоль, триметилолпропан, пентаэритрит, дипентаэритрит, трипентаэритрит и т.д.

Могут быть также использованы масла на силиконовой основе, такие, как полиалкил", полиарил-, полиалкокси- или полиарилоксисилоксановые масла. Еще один класс пригодных для использования синтетических масел образуют силикатные масла [например, тетраэтилсиликат, тетраизопропилсиликат, тетра(2-этилгексил)силикат, тетра(4-метил-2-этилгексил)силикат, тетра(п-третбутилфенил)силикат, гексил(4-метил-2-пентокси)дисилоксан, полиметилсилоксаны, полиметилфенилсилоксаны и т.д.]. К другим синтетическим маслам относятся жидкие эфиры фосфорсодержащих кислот (например, трикрезилфосфат, триоктилфосфат, диэтиловый эфир децилфосфоновой кислоты и т.д.), полимерные тетрагидрофураны и т.п.

В предпочтительных вариантах композиций по настоящему изобретению обычно используют от примерно 10 до примерно 95 об.%, более предпочтительно от примерно 25 до примерно 90 об.% и наиболее предпочтительно от примерно 60 до примерно 85 об. % синтетических материалов, в качестве которых могут быть использованы поли-альфа-олефины, полиэфиры, либо их смеси. Композиции с таким процентным содержанием обычно используют в типичных расфасованных в бутыли концентратах, предназначенных для добавления в обычное картерное масло.

Сложные эфиры Самыми предпочтительными эфирными присадками к маслам на синтетической основе являются сложные эфиры полиолов и диэфиры, такие, как диалифатические диэфиры алкилкарбоновых кислот, такие, как ди-2-этил-гексилазелат, диизодециладипат и дитридециладипат, поставляемые на рынок под торговым наименованием Emery 2960 фирмой Emery Chemicals, как описано в патенте США 4859352, который выдан на имя Waynick. Другие пригодные сложные эфиры полиолов выпускаются фирмой Mobil Oil. Особенно предпочтителен полиэфир Р-43 фирмы Mobil и продукт 2939 фирмы Hatco Corp.

Диэфиры и другие синтетические масла используют в качестве заменителей минерального масла в жидких смазочных материалах. Диэфиры характеризуются хорошими низкотемпературными свойствами и высокой стойкостью к окислительной деструкции.

Диэфирное масло может включать алифатический диэфир дикарбоновой кислоты либо диэфирное масло может включать диалкилалифатический диэфир алкилдикарбоновой кислоты, такой, как ди-2-этилгексилазелат, диизодецилазелат, дитридецилазелат, диизодециладипат, дитридециладипат. Так, например, ди-2-этилгексилазелат поставляется на рынок под торговым наименованием Emery 2958 фирмой Emery Chemicals.

Поли-альфа-олефин (ПАР) Поли-альфа-олефин ("ПАО") представляет собой синтетическую жидкость, эффективную при высоких температурах, которые имеют место во время работы двигателя внутреннего сгорания. Он очень эффективен также при низких температурах и особенно эффективен в присутствии диэфиров. Поли-альфа-олефин обеспечивает повышение окислительной и гидролитической стабильности и высокую прочность пленки. Поли-альфа-олефин характеризуется также высокой молекулярной массой, повышенной температурой вспышки, повышенной температурой воспламенения, пониженной летучестью, повышенным индексом вязкости и более низкой температурой потери текучести, чем минеральное масло. Другие примеры поли-альфа-олефиновых производных описаны в патенте США 4859352, который включен в настоящее описание в качестве ссылки.

К предпочтительным поли-альфа-олефинам ("ПАО") относятся таковые, которые поставляются на рынок фирмой Mobil Chemical Company как жидкости SHF, а также и таковые, которые поставляются на рынок фирмой Ethyl Corporation под торговым наименованием ETHYLFLO или ("ALBERMARLE"). ПАО включают продукты серии Ethyl-flow фирмы Ethyl Corporation, включая Ethyl-flow 162, 164, 166, 168 и 174, вязкость которых варьируется в пределах от примерно 2 до примерно 460 сСт. Могут быть также использованы смеси приблизительно 56% продукта с вязкостью 460 сСт и примерно 44% продукта с вязкостью 45 сСт, как описано в патенте США 5348668, который включен в настоящее описание в качестве ссылки.

Другие поли-альфа-олефиновые базовые материалы выпускаются под названиями Mobil SHF-42 фирмой Mobil Chemical Company и Emery 3004 и 3006 фирмой Quantum Chemical Company. Так, например, вязкость поли-альфа-олефина Emery 3004 при 212oF (100oC) составляет 3,86 сантистокса (сСт), а при +104oF (40oC) равна 16,75 сСт. Его индекс вязкости равен 125, а температура потери текучести составляет -98oF, температура вспышки составляет +432oF, а температура воспламенения равна +478oF. Кроме того, вязкость поли-альфа-олефина Emery 3006 при +212oF составляет 5,88 сСт, а при +104oF равна 31,22 сСт. Его индекс вязкости равен 135, а температура потери текучести составляет -87oF. Его температура вспышки составляет +464oF, а температура воспламенения равна +514oF. Его молекулярная масса равна 1450, температура вспышки равна +550oF, а температура воспламенения составляет + 605oF.

Кроме того, удовлетворительными поли-альфа-олефинами являются таковые, которые поставляются на рынок фирмой Uniroyal Inc. под торговым наименованием Synton РАО-40, который представляет собой поли-альфа-олефин с вязкостью 40 сантистокс. Могут быть использованы также поли-альфа-олефины под торговым наименованием Oronite, выпускаемые фирмой Chevron Chemical Company.

Предусмотрена возможность использования с этой же целью ПАО Gulf Synfluid с вязкостью 4 сСт, который производится фирмой Gulf Oil Chemicals Company, являющейся дочерней компанией фирмы Chevron Corporation, и который во многих отношениях аналогичен продукту Emery 3004. Во многих отношениях также аналогичен продукту Emery 3004 ПАО Mobil SHF-41, который производится фирмой Mobil Chemical Corporation.

Предпочтительная вязкость поли-альфа-олефинов при 100oC обычно составляет от приблизительно 2 до 10 сСт, особенно предпочтительной является вязкость 4-6 сСт.

Смеси диэфиров с поли-альфа-олефинами Особенно предпочтительные исходные материалы на синтетической основе представляют собой смеси диэфиров с поли-альфа-олефинами. Могут быть также использованы сложные эфиры полиолов, такие, как продукты Emery 2935, 2936 и 2939 компании Emery Group фирмы Henkel Corporation и сложные эфиры полиолов Hatco 2352, 2962, 2925, 2938, 2939, 2970, 3178 и 4322 фирмы Hatco Corporation, которые описаны в патенте США 5344579, выданном на имя Ohtani и др., а также сложный эфир Mobil P 24 фирмы Mobil Chemical Company. Могут быть использованы сложные эфиры Mobil, такие, как полученные взаимодействием дикарбоновых кислот, гликолей и либо одноосновных кислот, либо одноатомных спиртов, аналогичные базовым исходным материалам для синтетических смазок Emery 2936 фирмы Quantum Chemical Corporation, и продукт Mobil P 24 фирмы Mobil Chemical Company.

Сложные эфиры полиолов составляют другой тип синтетического масла, обладающего высокой стойкостью к окислению и гидролитической стабильностью. В предпочтительном варианте температура потери текучести предназначенного для использования с данной целью сложного эфира полиола составляет от примерно -100 или ниже до -40oC, а его вязкость при 100oC равна приблизительно 2-460 сантистокс.

Диспергирующий ингибитор (ДИ) Не ограничивающими объем изобретения примерами диспергирующего ингибитора ("ДИ") являются таковые, которые содержат алкилдитиофосфаты цинка, сукцинимид или диспергаторы Манниха; сульфонаты кальция и магния, сульфонаты натрия, фенольные и аминовые антиоксиданты, а также различные модификаторы трения, такие, как осерненные жирные кислоты. Диспергирующие ингибиторы производятся фирмами Lubrizol, Ethyl, Oronite, являющейся дочерним отделением фирмы Chevron Chemical, и компанией Paramains, являющейся дочерним отделением фирмы Exxon Chemical Company. Обычно приемлемыми являются пакеты детергентных ингибиторов, которые используют в готовых моторных маслах, удовлетворяющих требованиям API SHCD, предъявляемым к рабочим характеристикам. Особенно предпочтительны продукты Lubrizol 8955, Ethyl Hitec 1111 и 1131 и аналогичные композиции, выпускаемые компанией Paramains, являющейся отделением фирмы Exxon Chemical Company, и компанией Oronite, являющейся отделением фирмы Chevron Chemical.

Концентрация ДИ обычно может составлять приблизительно от 0,5 до 35 об. %, более предпочтительно от 1,0 до 25 об.% и наиболее предпочтительно от 5 до 20 об. % от общего объема композиции. Эти интервалы концентраций обычно характерны для концентратов, которые готовят для разбавления.

Дитиофосфат цинка выполняет также функции ингибитора коррозии, противоизносного агента и антиоксиданта, добавляемых в органические материалы для замедления окисления.

Можно также применять другие дитиофосфаты металлов, такие, как изопропил-, метиламилдитиофосфат цинка, изопропилизооктилдитиофосфат цинка, динонилдитиофосфат бария, дициклогексилдитиофосфат цинка, диизобутилдитиофосфат меди, дигексилдитиофосфат кальция, изобутилизоамил-дитиофосфат цинка и изопропил-втор-бутилдитиофосфат цинка. Эти металлические соли эфиров фосфорной кислоты, как правило, получают взаимодействием металлсодержащего основания с эфиром фосфорной кислоты, как это описано в патенте США 5354485, который включен в настоящее описание в качестве ссылки.

Индексная присадка (ИП) Индексные присадки ("ИП"), которые вводят в базовое минеральное масло, включают, но не ограничиваясь ими, полиизобутены, полиметакрилатные эфиры, полиакрилатные эфиры, диеновые полимеры, полиалкилстиролы, сополимеры алкениларилов и сопряженных диенов, полиолефины и многофункциональные индексные присадки, а также продукт Shellvis 90, представляющий собой стирол-бутадиеновый каучук.

В предпочтительном варианте индексные присадки вводятся в количестве 0,05-5 вес.%, более предпочтительно 0,07-3 вес.% и наиболее предпочтительно 0,1-2 вес.% от количества картерного моторного масла.

Исходное базовое минеральное масло Особенно предпочтительны для использования в качестве исходных базовых минеральных масел продукты Valvoline 325 Neutral и 100 Neutral, выпускаемые отделением Valvoline фирмы Ashlan Oil, Inc., и другими производителями.

Другие приемлемые жидкие композиции на основе нефтепродуктов включают светлые минеральные, парафиновые и нафтеновые масла со средним индексом вязкости (СИВ), вязкость которых составляет приблизительно 20-400 сСт. Предпочтительные светлые минеральные масла включают масла, которые производятся фирмами Witco Corporation, Arco Chemical Company, PSI и Penreco. Предпочтительные парафиновые масла включают дистиллятные масла средней вязкости селективной очистки, производимые фирмой Exxon Chemical Company, дистиллятные масла с высоким индексом вязкости фирмы Shell Chemical Company и дистиллятные масла селективной очистки фирмы Arco Chemical Company. К предпочтительным нафтеновым маслам с СИВ относятся палевые дистиллятные масла селективной очистки, получаемые из костальских нефтей и поставляемые фирмой Exxon Chemical Company, масла кислотной очистки с СИВ фирмы Shell Chemical Company и нафтеновые масла под торговыми наименованиями HydroCal и Calsol, производимые фирмой Calumet и описанные в патенте США 5348668, выданном на имя Oldiges.

В предпочтительном варианте исходное минеральное базовое масло обычно включает 5-95 об.%, более предпочтительно 65-90 об.% и наиболее предпочтительно 75-80 об.% моторного масла, однако решающего значения эти параметры не имеют.

Молибденовая присадка Наиболее предпочтительной молибденовой присадкой является маслорастворимое разлагающееся молибденоорганическое соединение, такое, как продукт Molyvan 855. Молибденоорганические соединения предпочтительны благодаря их высокой растворимости и эффективности.

Другой, менее эффективной молибденовой присадкой является продукт Molyvan L, который представляет собой сульфированный оксимолибдендиалкилдитиофосфат, описанный в патенте США 5055174, выданном на имя Howell и включенном в настоящее описание в качестве ссылки.

Еще одной присадкой является продукт Molyvan A, выпускаемый фирмой R.T. Vanderbilt Company, Inc. , Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, США, который содержит приблизительно 28,8 вес. % Mo, 31,6 вес.% C, 5,4 вес.% H и 25,9 вес.% S. Могут быть использованы также приведенные в порядке уменьшения предпочтительности продукты Molyvan 855, 822, 856 и 807.

Кроме того, может быть использован продукт Sakura Lube-500, который представляет собой более растворимую, содержащую дитиокарбамат Mo присадку к смазочным маслам, выпускаемую фирмой Asahi Denki Corporation и содержащую приблизительно 20,2 вес.% Mo, 43,8 вес.% C, 7,4 вес.% H и 22,4 вес.% S.

Можно также применять продукт Molyvan 807, представляющий собой смесь приблизительно 50 вес. % дитридецилдитиокарбоната молибдена и примерно 50 вес.% масла ароматического основания, удельный вес которого составляет около 38,4 универсальных секунд Сейболта и который содержит приблизительно 4,6 вес. % молибдена, и также выпускаемый фирмой R.T. Vanderbilt и поставляемый на рынок как антиоксидант и противоизносная присадка.

Другими продуктами являются соединение молибдена Mo(CO)6 и октоат молибдена MoO(C7H15CO2)2, содержащий приблизительно 8 вес.% Mo и поставляемый на рынок фирмой Aldrich Chemical Company, Милуоки, шт. Висконсин, а также нафтентиооктоат молибдена, поставляемый на рынок фирмой Shephard Chemical Company, Цинциннати, шт. Огайо.

Неорганические соединения молибдена, такие, как сульфид молибдена и оксид молибдена, являются менее предпочтительными, чем органические соединения, которые известны как продукты 855, 822, 856 и 807. Наиболее предпочтительны органические тио- и фосфосоединения, типичными представителями которых являются продукты фирмы Vanderbilt, а другими вариантами являются другие молибденовые соединения, конкретно указанные выше.

Предпочтительное содержание Mo в общем составе смазки составляет от примерно 0,05 до примерно 5 вес.%, более предпочтительно от примерно 0,07 до примерно 3 вес.% и наиболее предпочтительно приблизительно от 0,1 до 2 вес. %.

Функциональные присадки Маслорастворимые функциональные присадки могут включать некоторые твердые смазки, такие, как молибденовые и политетрафторэтиленовые. Термин "маслорастворимая, нерастворимая в воде функциональная присадка" относится к функциональной присадке, которая нерастворима в воде при 25oC в количестве более приблизительно 1 грамма на 100 мл воды, но которая растворима в минеральном масле при 25oC в количестве по меньшей мере 1 грамм на литр.

Эти функциональные присадки могут также включать полимеробразующие модификаторы трения, которые полимеризуются при диспергировании в низкой концентрации в жидком носителе и при трении или контактировании поверхностей с образованием на этих поверхностях защитных полимерных пленок. Полагают, что этот процесс полимеризации является результатом выделения тепла при трении и, возможно, каталитического и/или химического действия свежеобнаженной поверхности.

Могут быть также использованы смеси двух или нескольких из числа любых вышеуказанных функциональных присадок.

ПТФЭ (политетрафторэтилен) Согласно теории политетрафторэтилен ("ПТФЭ"), содержащийся в смазках, обеспечивает улучшенное смазывание благодаря тому факту, что частицы ПТФЭ каким-то образом прилипают к поверхностям двигателя, тем самым смазывая их, вследствие чего создается возобновляемое покрытие из ПТФЭ. Композиция может содержать смесь смазочной среды-носителя, такого, как минеральное масло, и некоторого количества частиц фторированного полимера, таких, как измельченные и оплавленные частицы политетрафторэтилена, которые тщательно диспергируют в смазке-носителе. Большое значение имеет эффективное диспергирование таких частиц в смазке-носителе, что позволяет предотвратить их коагуляцию, агломерацию и/или выпадение в осадок.

Практикуется также добавление в жидкие смазки небольшого количества частиц твердого фторполимера, такого, как политетрафторэтилен ("ПТФЭ"). В патенте США 3933656, выданном на имя Reick, который включен в настоящее описание в качестве ссылки, речь идет о модифицированной смазке для двигателей внутреннего сгорания, которая содержит в качестве основного компонента обычное моторное масло с небольшим количеством ПТФЭ-частиц субмикрометрического размера и нейтрализующим агентом для стабилизации дисперсии, позволяющим предотвратить агломерацию и коагуляцию частиц. Однако предложенная Reick композиция, в которую введены фосфатные соединения в с