Способ отстройки нерабочего борта карьера
Реферат
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Отстройку нерабочего борта ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дня карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутренняя зона витка сооружается с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы. Применение предлагаемого способа позволит улучшить технико-экономические показатели горных работ - снижение объема вскрышных и горноподготовительных работ; позволит уменьшить износ экскаваторов. 5 ил., 1 табл.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, которые ведут во встречном направлении, с разделением карьерного поля на две части, образуемые пересечением встречных наклонных транспортных и предохранительных берм [1]. Недостатком способа является большие объемы горноподготовительных и вскрышных работ. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм [2, 3]. Однако данный способ характеризуется относительно большими объемами горноподготовительных и вскрышных работ. Сущность изобретения заключается в том, что в способе отстройки нерабочего борта карьера, включающем сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, отстройку борта ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дна карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутренняя зона витка сооружается с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы. В предполагаемом способе новыми признаками в сравнении с прототипом являются: - деление первого витка транспортной бермы, сооружаемой со дна карьера на внутреннюю и внешнюю зону; - сооружение внутренней зоны витка горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне на наклонные предохранительные бермы. Указанные новые признаки исключают недостатки существующих способов отстройки нерабочего борта карьера и обеспечивают следующие положительные свойства: - деление первого витка транспортной бермы на зоны позволяет установить четкую границу перехода с горизонтальных предохранительных берм на наклонные предохранительные бермы; - сооружение внутренней зоны витка горизонтальными предохранительными бермами, позволяет ликвидировать увеличение площади дна карьера за счет нарезки наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера, а также уменьшить объем горноподготовительных работ (ГПР); - сооружение внешней зоны витка наклонными предохранительными бермами, позволяет перейти на втором витке транспортной бермы к сооружению параллельных транспортных и предохранительных берм. Способ поясняется чертежами. На фиг. 1 - показан существующий способ отстройки бортов с наклонными предохранительными бермами в глубинной части карьера; на фиг. 2 - зависимость дополнительной площади и количества наклонных берм от площади дна карьера; на фиг. 3 - границы зон витка транспортной бермы; на фиг. 4 - способ отстройки нерабочего борта в глубинной части карьера; на фиг. 5 - развитие горных работ на горизонтах. На приведенных чертежах указаны следующие обозначения: 1 - транспортная берма; 2 - наклонная предохранительная берма; 3 - линия границы внутренней и внешней зоны витка транспортной бермы; 4 - горизонтальные предохранительные бермы; 5 - контур оконтуривающих скважин. Для раскрытия технической сущности и преимуществ предлагаемого изобретения приведен пример, где отстроены условные карьеры существующим и предлагаемым способами. Условный карьер представляет собой округлую форму, с крутопадающим трубообразным рудным телом площадью 235 тыс.м2. Исходными параметрами берм и уступов приняты: ширина предохранительных берм - 10-15 м; ширина транспортных берм - 20-30 м; высота нерабочего уступа - 30 м; угол откоса уступа - 70o; уклон транспортной бермы - 80%. На фиг. 1 показан существующий способ отстройки нерабочего борта с наклонными предохранительными бермами. Как видно из чертежа, по мере подъема транспортной бермы 1 на высоту нерабочего уступа со дна карьера отстраиваются параллельно к транспортной берме 1 наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3, НПБ4 и НПБ5). При сооружении транспортной бермы 1 с горизонта 30 м на горизонт 60 м высота нерабочего уступа достигает принятой высоты - 30 м, тогда со дна карьера параллельно к транспортной берме 1 сооружают наклонную предохранительную берму 2 (HПБ1). Для сооружения этой наклонной предохранительной бермы 2 (НПБ1), площадь дна карьера увеличивают на величину S1 (фиг. 1 заштриховано). Когда транспортная берма 1 отстраивается с горизонта 60 м на горизонт 90 м, со дна карьера сооружают вторую наклонную предохранительную берму 2 (НПБ2) и так далее. Таким образом, транспортная берма 1 сооружается со дна карьера на один виток, т.е. с горизонта 30 м до горизонта 210 м и поднимается на высоту 180 м. Высота нерабочего уступа в данном примере принята равной 30 м, тогда количество наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера равно где Hn - высота подъема, м; hну - высота нерабочего уступа, м. В существующем способе отстройки нерабочего борта карьера сооружение наклонных предохранительных берм производят со дна карьера, что приводит к увеличению его площади на величину суммы площадей "треугольников прирезки" (фиг. 1 заштрихованы). Величина дополнительной площади определяется по формуле Sn= 1,25[B2т.б+Bп.б(n-l)], м2 (2) где Bт.б. - ширина транспортной бермы, м; Вп.б. - ширина наклонных предохранительных берм, м; n - количество наклонных предохранительных берм. Дополнительная площадь дна карьера Sn в зависимости от количества наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна карьера, изменяется от 605 м2 до 1750 м2 (фиг. 2, Sn= f(S). По данным проектных расчетов, при увеличении площади дна карьера от 20 тыс. м2 до 400 тыс.м2, количество наклонных предохранительных берм, сооружаемых со дна, увеличивается от одной бермы до пяти берм (фиг. 2, n = f(s)). Способ осуществляется следующим образом: - отстройку нерабочего борта ведутся со дна карьера, при этом сооружение транспортной бермы 1 производится на один виток. Данный виток транспортной бермы 1 делится на внутреннюю (б) и внешнюю (а) зоны. Граница этих зон показана линией 3 (фиг. 3); - транспортную берму 1 (фиг. 4) с горизонта 30 м поднимают на горизонт 60 м. На горизонте 60 м сооружают горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ1) до границы зон 3, а затем переходят на наклонную предохранительную берму 2 (НПБ1). Таким образом, по мере подъема транспортной бермы 1 во внутренней зоне витка сооружаются горизонтальные предохранительные бермы 4 (ГПБ2, ГПБ3, ГПБ4, ГПБ5) на горизонтах 90 м; 120 м; 150 м; 180 м, переходящих во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы (НПБ2, НПБ3, НПБ4, НПБ5). На фиг. 5 показано развитие горных работ на горизонтах. Высоту рабочих уступов принимают 15 м, уступы при погашении сдваивают, т.е. нерабочая высота уступа равна 30 м. Горные работы ведут экскаваторами ЭКГ-8И, а транспортирование горных пород осуществляют автосамосвалами БелАЗ - 548. В период развития горных работ по конечному контуру проводят транспортную берму 1 с горизонта 120 м на горизонт 105 м. Ширина транспортной бермы 1 в период проходки равна 35 м, длина 187,5 м. По мере углубления транспортной бермы 1, во внешней зоне витка, сооружают наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3, НПБ4, НПБ5), а во внутренней зоне витка сооружают горизонтальные предохранительные бермы 4 (ГПБ5, ГПБ4) на горизонтах 180 м и 150 м. По горизонту 120 м горизонтальная предохранительная берма 4 (ГПБ3) находится в стадии формирования. Наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2, НПБ3) сооружают до горизонта 120 м. Наклонная предохранительная берма 2 (НПБ4) сооружается до горизонта 150 м, а затем переходит на горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ4). Наклонная предохранительная берма 2 (НПБ5) сооружается до горизонта 180 м, а также затем переходит на горизонтальную предохранительную берму 4 (ГПБ5). После проходки транспортной бермы 1 на горизонт 105 м вводят экскаваторы N 1, 2, 3, 4, которые ведут отработку данного горизонта в двух противоположных направлениях. Экскаваторы N 2, 3 работают в противоположном направлении вскрытия для формирования внутренней зоны витка транспортной бермы 1. По горизонту 120 м станками БС N 3 и БС N 2 обуривают оконтуривающие скважины 5 для формирования горизонтальной предохранительной бермы 4 (ГПБ3). Экскаватор N 1 работает по формированию транспортной бермы 1, пройденной с горизонта 120 м на горизонт 105 м. Буровой станок БС N 1 обуривает оконтуривающие скважины 5. Экскаватор N 4 работает для формирования внешней зоны витка. При подходе линии фронта горных работ, к внешней зоне витка, формируют наклонные предохранительные бермы 2 (НПБ1, НПБ2) по контуру оконтуривающих скважин 5. Объемы горных работ при существующем и предлагаемом способах отстройки нерабочего борта карьера приведены в таблице. Из таблицы следует, что при существующем способе отстройки нерабочего борта карьера объем вскрышных и горноподготовительных работ составляет соответственно 37580,5 тыс.м3 и 4798 тыс.м3, тогда как при предлагаемом способе этот объем равен 36576,1 тыс.м3 и 2989,75 тыс.м3. Таким образом, сокращения объемов вскрыши и горноподготовительных работ составляет соответственно на 1004,4 тыс.м3 и 1804 тыс.м3. Следовательно, применение предлагаемого способа отстройки нерабочего борта карьера позволит существенным образом улучшить технико-экономические показатели горных работ за счет снижения объема вскрышных работ на 2,7% и горноподготовительных работ на 60%. Кроме того, за счет сокращения объема траншейных работ, связанных с проходкой наклонных предохранительных берм, уменьшается износ экскаваторов, в результате чего увеличивается срок их службы. Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 621875, кл. E 21 C 41/02, 1978. 2. Авторское свидетельство СССР N 497407, кл. E 21 C 41/02, 1970. 3. Галкин А.M., Галкин В.А., Попов В.И. Опыт проектирования и строительства карьеров с наклонными предохранительными бермами - М.: Цветметинформация, 1977. - 35 с.Формула изобретения
Способ отстройки нерабочего борта карьера, включающий сооружение параллельных транспортных и предохранительных берм, отличающийся тем, что отстройку ведут с делением первого витка транспортной бермы, сооружаемого со дна карьера, на внутреннюю и внешнюю зону, при этом внутреннюю зону витка сооружают с горизонтальными предохранительными бермами, переходящими во внешней зоне витка на наклонные предохранительные бермы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6