Безопасный кузов автобуса
Реферат
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности и может быть использовано в междугородних и туристических автобусах. Кузов автобуса имеет установленный под окнами продольный брус безопасности, выполненный в виде тонкостенного замкнутого профиля. Для обеспечения жесткости и прочности на изгиб он имеет значительную ширину и выступает внутрь салона автобуса, при этом он используется в качестве подлокотника пассажирских сидений. Этот брус защищает пассажиров от боковых ударов, а также уменьшает деформацию при фронтальных и кософронтальных столкновениях. Для предотвращения складывания крыши при опрокидывании на стойках установлены подвижные подкосы, которые при угрозе опрокидывания приводом от датчика поворачиваются в поперечной плоскости относительно верхнего конца. При этом нижний конец перемещается в пазах верхней полки бруса до упора в фиксатор, образуя с брусом и стойкой жесткий треугольник. При этом прочность и жесткость такой системы будут в несколько раз выше, чем у обычной стойки. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности автобусов.
Известны различные устройства для повышения пассивной безопасности автобусов (например, пат. DE 19513873 А1). Они достаточно сложны и дороги. Встроенные в каркас боковые брусья безопасности малоэффективны из-за большой длины и малых допускаемых размеров сечения (большие размеры сечений приведут к уменьшению внутренней ширины кузова, что нежелательно). Также нет эффективной защиты от фронтального и кософронтального ударов, особенно если удар приходится выше уровня несущего пола кузова. При опрокидывании возможно складывание крыши из-за малой жесткости стоек (также связанной с ограничениями по размерам их сечения). Целью изобретения является повышение пассивной безопасности автобуса при столкновении и опрокидывании. В предлагаемой конструкции боковой брус безопасности выполнен в виде тонкостенного профиля, имеет большую ширину и поэтому при малой массе эффективно работает на изгиб, защищая при боковом ударе. При фронтальном или кософронтальном ударе этот брус поглощает энергию удара, одновременно перераспределяя ее на всю площадь боковой стенки. В результате деформация передней части автобуса будет меньше, что снижает тяжесть травм водителя и передних пассажиров. Выдающийся в салон брус используется в качестве подлокотника и поэтому не снижает эффективную ширину салона. Для предотвращения складывания крыши при опрокидывании автобус имеет подвижные подкосы, которые в эксплуатации прижаты к стойкам, а при угрозе опрокидывания поворачиваются в поперечной плоскости и фиксируются, образуя с верхней полкой бруса и стойкой жесткий треугольник. При этом прочность и жесткость такой системы будет в несколько раз выше, чем одной стойки. На фиг. 1 показано сечение кузова автобуса при нормальной эксплуатации, на фиг. 2 - то же, при угрозе опрокидывания, на фиг. 3 - схема деформации при фронтальном ударе обычного автобуса, на фиг. 4 - то же, для автобуса с предлагаемыми брусьями безопасности. Работает устройство следующим образом. В исходном положении подкосы 2 прижаты к оконным стойкам 3 и частично спрятаны в них. При угрозе опрокидывания и получения сигнала с соответствующего датчика срабатывает пиропатрон в пневмоцилиндре 1, который своим штоком поворачивает подкос относительно его верхнего конца. При этом нижний конец перемещается в поперечной прорези бруса безопасности 5 и входит в фиксатор 4, образуя жесткий треугольник. Возможно использование одного пиропатрона для поворота всех стоек борта, для этого нужно соединить их нижние концы или закрепить на одной оси. Внутренняя полость бруса может использоваться для прокладки коммуникаций или как воздуховод системы отопления и вентиляции.Формула изобретения
1. Безопасный кузов автобуса, имеющий расположенный под линией окон продольный брус безопасности, отличающийся тем, что указанный брус выполнен в сечении в виде тонкостенного профиля, выдающегося внутрь салона для использования его в качестве подлокотника пассажирских сидений. 2. Кузов по п.1, отличающийся тем, что он оснащен подвижными подкосами, которые установлены вблизи оконных стоек с возможностью поворота в поперечной плоскости относительно верхнего шарнира при угрозе опрокидывания при получении сигнала от соответствующего датчика, при этом нижний конец подкоса входит в фиксатор, расположенный на дальнем от боковой стенки кузова крае бруса безопасности, образуя совместно с брусом и стойкой жесткую систему.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4