Способ восстановления бинокулярного зрения
Реферат
Изобретение относится к медицине, офтальмологии. Используют жидкокристаллические очки с возможностью предъявления изображения одновременно двум глазам. Изображение предъявляют последовательно: монокулярно одному глазу, бинокулярно, монокулярно - другому глазу. В процессе курса уменьшают длительность монокулярных предъявлений изображения. Увеличивают длительность бинокулярного предъявления изображений. Способ позволяет развить фузионный рефлекс, рефлекс бификсации. 2 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения.
Известные ортоптические способы восстановления бинокулярного зрения и приборы для их реализации основаны на принципе гаплоскопии: разделения полей зрения обоих глаз и без разделения полей зрения. Используются различные способы реализации этого принципа, такие как механическое разделение полей зрения, фазовое предъявление изображений с частотой мельканий 2-8 мельканий в секунду (синоптофоры) [3, 7], цветовое (цветные анаглифы) [1], поляроидное разделение полей зрения, растровое разделение полей зрения (стекла Баголини), (тест Ланга) [2, 7], а также слияние двойных изображений без разделения полей зрения. Известны диплоптические способы восстановления бинокулярного зрения (способы восстановления рефлекса бификсации), которые максимально приближают условия лечения к естественным условиям [1, 3, 4, 5]. Однако все вышеназванные способы не позволяют развивать фузионный рефлекс при постоянной диплопии и (или), когда слияние изображений полностью отсутствует. Ближайшим аналогом предлагаемого способа является способ исследования и восстановления бинокулярного зрения с помощью жидкокристаллических очков (RU 2133103, 20.07.99). Способ заключается в том, что предъявляют изображения то одному, то другому глазу с частотой переключений 50 Гц, которая синхронизирована через компьютер с подачей зрительного сигнала с экрана телемонитора то одному, то другому глазу. Это имеет положительный эффект при нормальном фузионном рефлексе. Недостатком этого способа является отсутствие поступления зрительного сигнала в зрительную систему, когда открыты оба глаза, что обусловлено конструкцией жидкокристаллических очков. Все это приводит к тому, что этот способ невозможно использовать при патологической постоянной диплопии, когда отсутствует фузионный рефлекс, а также при нарушениях бинокулярного зрения у детей в раннем возрасте (2-7 лет). Повышение возможности развития фузионного рефлекса и восстановления бинокулярного зрения при постоянной диплопии, а также для расширения возможности восстановления рефлекса бинокулярной фиксации у детей в раннем возрасте и восстановления бинокулярного зрения при функциональных нарушениях может быть достигнуто применением жидкокристаллических очков другой конструкции, содержащей не только монокулярные предъявления изображений то одному, то другому глазу, но и бинокулярное предъявление изображений. Указанные задачи могут быть достигнуты с помощью жидкокристаллических очков (предложенных П. Шомо [8] - ортоптистом из Франции), которые ранее использовались для исследования бинокулярного зрения при предъявлении изображений без разделения полей зрения и с помощью зеркального сепаратора полей зрения и которые не использовались для восстановления механизма бификсации у детей в раннем возрасте и в случаях нарушения фузионного рефлекса при постоянной диплопии. Технический результат предлагаемого способа состоит в постепенном формировании фузионного рефлекса, а затем воспитании рефлекса бификсации. Технический результат достигается за счет последовательного чередования то монокулярного, то бинокулярного поступления зрительного сигнала на сетчатки глаз. При осуществлении способа чередуется поступление зрительных сигналов в центры зрительной системы, сначала поступает монокулярный зрительный сигнал через один глаз, затем поступает бинокулярный сигнал, затем поступает монокулярный зрительный сигнал через другой глаз, и затем вновь поступает бинокулярный сигнал. Так, весь цикл действий ритмически повторяется, т.е. должно происходить чередование монокулярного или бинокулярного воздействия на зрительную систему. Таким образом, происходит мобилизация нейронов зрительных центров, отвечающих на поступления как монокулярных, так и бинокулярных сигналов, а затем постепенно включаются в работу зрительной системы бинокулярные нейроны. Такое чередование поступления зрительного сигнала возможно осуществлять с помощью жидкокристаллических очков, подсоединенными к электронному блоку управления, который позволяет в плавно регулируемом ритме изменять длительность монокулярного предъявления изображения для каждого глаза, а также длительность бинокулярного предъявления зрительного сигнала. Иначе говоря, блок управления создает условия, когда стекло прозрачное - перед правым глазом, а перед левым глазом - стекло непрозрачное и зрительный сигнал поступает только в правый глаз, затем оба стекла прозрачные и зрительный сигнал поступает в оба глаза, затем стекло прозрачное пeред левым глазом, а перед правым глазом стекло непрозрачное и зрительный сигнал поступает только в левый глаз, затем оба стекла прозрачные, зрительный сигнал поступает в оба глаза, и снова цикл такого чередования повторяется. Сущность способа состоит в циклическом чередовании следующих приемов подачи зрительного сигнала в процессе курса лечения: - монокулярное поступление сигнала то в один, то в другой глаз в интервале времени от 1 до 0,1 с, бинокулярное поступление сигнала длительностью 0,05 с. При этом у пациента зрительная фиксация монокулярная, так как длительность бинокулярного предъявления изображения короткая; - монокулярное поступление сигнала то в один, то в другой глаз в интервале времени от 0,1 до 0,05 с, бинокулярное поступление сигнала длительностью 0,05 с. При этом у пациента начинают включаться в работу бинокулярные центры, развивается рефлекс фузии, так как укорачивается длительность монокулярного предъявления изображения; - монокулярное поступление сигнала то в один, то в другой глаз длительностью 0,05 с, бинокулярное поступление сигнала в интервале времени от 0,05 до 1 с. При этом у пациента восстанавливается механизм бификсации и бинокулярные центры работают устойчивее, так как длительность бинокулярного поступления сигнала возрастает. Способ осуществляется следующим образом. Пациента усаживают перед объектом зрительной фиксации. В качестве объекта зрительной фиксации можно использовать телевизионную программу обычного телевизора или рисованный объект на белом листе бумаги. Задачей пациента является наблюдать объект через жидкокристаллические очки. Устанавливают режим работы очков для выполнения первого занятия, первое: зрительный сигнал длительностью 1 с поступает только в правый глаз, второе: зрительный сигнал длительностью 0,05 с поступает в оба глаза, третье: зрительный сигнал длительностью 1 с поступает только в левый глаз, четвертое: зрительный сигнал длительностью 0,05 с поступает в оба глаза. Цикл всех предъявлений повторяется в течение 4-5 мин. Через 4-5 мин работы пациенту дают отдохнуть. Затем длительность монокулярных предъявлений изображения устанавливают 0,9 с при длительности бинокулярного - 0,05 с и предлагают пациенту смотреть на зрительный стимул в таком режиме. На каждом последующем занятии длительность монокулярных предъявлений изображения сокращают на 0,1-0,2 с. Когда на последующих занятиях достигают того, что монокулярное поступление зрительного сигнала то для одного, то для другого глаза достигаeт длительности 0,1 с, а бинокулярное предъявление изображения длительностью 0,05 с, начинает включаться фузионный рефлекс. При длительности монокулярных предъявлений изображения 0,05 с и бинокулярного длительностью 0,05 с фузионный рефлекс достигает своего развития. Затем на последующих занятиях сохраняют длительность 0,05 с предъявления зрительного стимула то правому, то левому глазу, увеличивают постепенно длительность бинокулярного предъявления изображения от 0,05 до 1 с, в результате чего развивается механизм бификсации и восстанавливается бинокулярное зрение. Курс лечения состоит из 12-20 занятий, проводимых ежедневно или через день. Каждое занятие продолжается в течение 15-20 мин. Таким образом, курс лечения направлен на развитие фузионного рефлекса, восстановление фузионной способности, развитие механизма бификсации, что приводит в свою очередь к восстановлению бинокулярного зрения, а следовательно, к устранению или уменьшению угла косоглазия. Так как в качестве объекта зрительной фиксации было использовано телевизионное изображение, то во время занятий ребенок смотрел фильм и интерес к происходящему на экране побуждал его на первом этапе к монокулярной, а на втором этапе к бинокулярной фиксации. Однако можно использовать любое изображение геометрической фигуры или одиночный рисунок, расположенный на листе бумаги. Таким образом, это приводило к последовательному восстановлению оптомоторных рефлексов: рефлекса фиксации; фузионного рефлекса; рефлекса бификсации. Смысл предлагаемого способа лечения заключается в том, чтобы вызвать перестройку работы зрительной системы, постепенно перейти от монокулярной фиксации к развитию фузионного рефлекса, восстановлению механизма фузии, а затем к формированию механизма бинокулярной фиксации. Упражнения по восстановлению бинокулярного зрения носят игровой характер, что особенно важно для детей младшего возраста. Пример 1. Пациент К.А., возраст 11 лет. Правый глаз и левый глаз оперированы по поводу врожденной катаракты, произведены операции - имплантация ИОЛ на левый глаз и имплантация ИОЛ на правый глаз. Через месяц после последней операции пациент обратился с жалобой на постоянное двоение. Диагноз: артифакия обоих глаз, постоянная диплопия, положение глаз симметричное. При осмотре острота зрения правого глаза 0,6 с кор. Sph +1,0 D = 0,7, острота левого глаза 0,5 с кор. Sph +2,5 D = 0,7. Глазное дно без патологии. Угол косоглазия по Гиршбергу +0o. Характер зрения по цветотесту с 5 м и с 0,33 м одновременный. На синоптофоре слияние двойных изображений невозможно. На весь период лечения назначена попеременная окклюзия. Лечениe на синоптофоре и на аппарате АВИЗ-01 (бинариметр) безуспешно в течение 4 месяцев. Было принято решение начать лечение с помощью жидкокристаллических очков. На 1-м занятии ребенок находился на расстоянии 0,5 м от предъявляемого изображения (кружок голубого цвета, диаметром 30 мм, наклеенным в центре листа бумаги формата A4). В начале занятия длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза - 1 с, длительность бинокулярного предъявления изображения - 0,05 с. Через каждые 5 мин пациент закрывал глаза и отдыхал, так как чувствовал утомление глазодвигательных мышц. В ходе занятия длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза постепенно снижали до 0,4 с, при длительности бинокулярного предъявления изображения - 0,05 с. Длительность всего занятия 20 мин. 2-е занятие проводили по такой же схеме, длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза постепенно уменьшали от 0,4 до 0,1 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. Расстояние до объекта зрительной фиксации постепенно изменяли - от 15 до 50 см (с адаптацией через 3-5 см). 3-е занятие проводили по такой же схеме, длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза постепенно уменьшали от 0,1 до 0,05 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. Расстояние до объекта зрительной фиксации постепенно изменяли от 15 до 50 см (с адаптацией через 3-5 см). Появилась фузия на аппарате АВИЗ-01. Задание дома: тренировать бификсацию изображения кружка на расстоянии от 15 до 50 см. На 4-м занятии закрепляли фузионный рефлекс и развивали механизм бификсации при длительности монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза 0,05 с и при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с, а расстояние до объекта зрительной фиксации постепенно изменяли - от 40 до 100 см (с адаптацией через 3-5 см), кроме того, объект зрительной фиксации смещался по горизонтали и по вертикали (вправо - влево, вверх - вниз). На 5-м занятии закрепляли фузионный рефлекс и развивали механизм бификсации при длительности монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза 0,05 с и при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с, а расстояние до объекта зрительной фиксации постепенно изменяли - от 50 до 200 см (с адаптацией через 3-5 см), а также объект зрительной фиксации смещался по горизонтали и по вертикали (вправо - влево, вверх - вниз). Появилась бификсация изображения до 200 см. 6-12-е занятия проводили при длительности монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза 0,05 с, а длительность бинокулярного предъявления изображения постепенно увеличивали по 0,2 с (от 0,05 до 1 с). При этом пациент видел единый (не двоящийся) зрительный стимул на расстоянии до изображения от 200 до 500 см. В результате лечения острота зрения правого глаза 0,8, левого глаза 0,8. Угол косоглазия по Гиршбергу 0o. Жалобы на двоение у пациента прекратились. Характер зрения по цветотесту с 5 м и с 0,33 м - бинокулярный, на синоптофоре положительные резервы 15o, отрицательные 2o. Пример 2. Пациент Г.М., 6 лет, с диагнозом: содружественное сходящееся неаккомодационное альтернирующее оперированное косоглазие, гиперметропия слабой степени обоих глаз. Ребенок страдает косоглазием с 1,5 лет, оперирован в возрасте 4 лет - рецессия внутренней прямой мышцы обоих глаз. До и после операции больному назначались соответствующая оптическая коррекция и окклюзия. Острота зрения правого глаза 0,7 с кор. +0,5 = 0,9, левого глаза 0,8 с кор. +0,5 = 1,0. Угол косоглазия по Гиршбергу +5o альтернирует. Характер зрения по цветотесту с 5 м и с 0,33 м - одновременный. На синоптофоре функциональная скотома под объективным углом косоглазия +7o. На 1-м занятии ребенок находился на расстоянии 2 м от зрительного стимула, в качестве которого было телевизионное изображение. В начале занятия длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза - 1 с, длительность бинокулярного предъявления изображения - 0,05 с. Выражены установочные движения глаз. Через каждые 5 мин пациент закрывал глаза и отдыхал, так как чувствовал утомление глазодвигательных мышц. В конце занятия снижали до 0,9 с длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза, при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. 2-5-е занятия проводили по такой же схеме, длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза на каждом занятии уменьшали на 0,2 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. На 6-м занятии длительность монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза уменьшали до 0,05 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. При этом установочные движения глаз исчезали. 7-12-е занятия проводили при длительности монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза 0,05 с, длительность бинокулярного предъявления изображения постепенно увеличивали по 0,2 с (с 0,05 до 1 с). При этом пациент видел единый (не двоящийся) зрительный тест при отсутствии установочных движений глаз. На 13-14-м занятиях изменяли расстояние до зрительного теста от 30 до 5 м, при этом оставалась длительность монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза 0,05 с, а длительность бинокулярного предъявления изображения изменяли от 0,05 до 1 с. В результате лечения острота зрения правого глаза 0,9, левого глаза 1,0. Угол косоглазия по Гиршбергу 0o. Характер зрения по цветотесту с 5 м и с 0,33 м - бинокулярный, на синоптофоре положительные резервы 12o, отрицательные 2o, скотома отсутствует. Пример 3. Пациент Ч.У., 5 лет, с диагнозом: содружественное сходящееся неаккомодационное косоглазие, альтернирующее косоглазие, сложный гиперметропический астигматизм, амблиопия слабой степени обоих глаз. Косоглазие появилось в возрасте 2 лет. До 5 лет была назначена соответствующая оптическая коррекция, другого лечения пациентка не получала. При осмотре острота зрения правого глаза 0,5 с кор. Sph +4,0 D Cyl +1,0 D = 0,6, острота левого глаза 0,5 с кор. Sph +4,0 D Cyl +1,5 D = 0,6. Угол косоглазия по Гиршбергу +5o. Характер зрения по цветотесту с 5 м и с 0,33 м - монокулярный. На синоптофоре объективный угол 9o, функциональная скотома под субъективным углом +5o. На 1-м занятии ребенок находился на расстоянии 2 м от телевизионного изображения. В начале занятия длительность каждого монокулярного предъявления изображения для одного или другого глаза - 1 с, длительность бинокулярного предъявления изображения - 0,05 с. Выражены установочные движения глаз. Через каждые 5 мин пациент закрывал глаза и отдыхал, так как чувствовал утомление глазодвигательных мышц. В конце занятия длительность монокулярных предъявлений изображения снижена до 0,9 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. 2-5-е занятия проводили по такой же схеме, длительность монокулярных предъявлений изображения на каждом занятии уменьшали на 0,2 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. На 6-м занятии длительность монокулярных предъявлений изображения для каждого глаза уменьшали до 0,05 с при длительности бинокулярного предъявления изображения 0,05 с. При этом установочные движения глаз исчезали. 7-12-е занятия проводили при длительности монокулярных предъявлений изображения 0,05 с, длительность бинокулярного предъявления изображения постепенно увеличивали по 0,2 с (с 0,05 до 1 с). При этом пациент видел единый (не двоящийся) зрительный тест при отсутствии установочных движений глаз. На 13-14-м занятиях изменяли расстояние до зрительного теста от 0,3 до 5 м, при этом длительность 0,05 с монокулярных предъявлений изображения, а длительность бинокулярного предъявления изображения изменяли от 0,05 до 1 с. В результате лечения острота зрения при той же коррекции правого глаза составила 0,7, левого глаза 0,7. Угол косоглазия по Гиршбергу 0o. Характер зрения по цветотесту с 5 м - одновременный и с 0,33 м - бинокулярной, на синоптофоре объективный угол совпадает с субъективным +6o, положительные резервы 8o, отрицательные 2o, скотома отсутствует. Таким образом, предлагаемый способ позволяет развивать рефлекс фузии, воспитывать рефлекс бификсации и повышать возможность восстановления бинокулярного зрения. Список литературы 1. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. - М.: Медицина, 1977. - 312 с.; c. 159,167. 2. Баголини Б. Некоторые аспекты анормального бинокулярного зрения при эзотропиях с малым углом.- Сб. Нарушение бинокулярного зрения и методы его восстановления. - М., 1980. - С. 20-29. 3. Григорян А. Ю. Использование жидкокристаллических очков в диплоптическом лечении косоглазия. Дисс. канд. мед. наук. - М., 1998. - 116 с. 4. Григорян А.Ю., Аветисов Э.С., Кащенко Т.П., Ячменева Е.И. Применение жидкокристаллических очков для исследования и восстановления бинокулярных функций // Вестник офтальмологии 1999. - N 1, с. 27-28. 5. Кащенко Т. П. Бинокулярная система при содружественном косоглазии. Дисс. д-ра мед. наук. - М., 1978. - 312 с. 6. Кащенко Т.П. Методика работы на синоптофоре // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института инструментов и оборудования. - М. - 1963, вып. 2, с. 48-51. 7. Ячменева Е.И. Бинокулярное зрение и управление транспортом. Дисс. канд. мед. наук.- М., 1994. - 21 с. 8. Chaumont P. Lunettes alternantes a cristaux liquides. Brochure presentee au Congres International d'Orthoptique. Cannes, 1983. - 14 p.Формула изобретения
1. Способ восстановления бинокулярного зрения, включающий фазовое разделение полей зрения с помощью жидкокристаллических очков, отличающийся тем, что используют жидкокристаллические очки с возможностью предъявления изображения одновременно двум глазам, а изображения предъявляют в следующей последовательности: монокулярно одному глазу, бинокулярно, монокулярно другому глазу, при этом в процессе курса лечения уменьшают длительность монокулярных предъявлений изображения и увеличивают длительность бинокулярного предъявления изображений. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что длительность монокулярного предъявления изображений изменяют в интервале от 1,0 до 0,05 с. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что длительность бинокулярного предъявления изображений изменяют в интервале от 0,05 до 1,0 с.