Способ погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок в пункт длительного подводного хранения и устройство для его осуществления

Реферат

 

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов, например реакторных отсеков утилизируемых подводных лодок. Способ реализуют на судне. Оно имеет по крайней мере два корпуса. Отсек транспортируют между ними. Для приема-погрузки отсека судно заводят на плаву в передаточный док. Отсек предварительно размещают на стапельной палубе дока. Судно ориентируют относительно отсека. Отсек закрепляют к судну между корпусами грузоподъемным устройством с захватывающим средством и фиксируют относительно корпусов. Затем подтапливают док, выводят из него судно и транспортируют отсек к месту длительного подводного хранения. В этом месте его выгружают, захватывающим средством укладывают на грунт под воду и дистанционно освобождают отсек от захватов. Устройство для реализации способа выполняют в виде судна. Оно имеет по крайней мере два соединенных между собой корпуса. Судно оснащено грузоподъемным оборудованием в виде тяговых лебедок с тросами. На концах тросов размещено дистанционно управляемое захватывающее средство, преимущественно спредер. Пневматические кранцы преимущественно являются средствами фиксирования отсека, причем отсек снабжен буйрепом, связанным с буем. Технический результат реализации изобретения состоит в снижении стоимости и повышении безопасности транспортировки отсеков. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области водных грузоперевозок тяжеловесных негабаритных грузов, конкретно - к погрузке-выгрузке и транспортировке реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок.

Известен способ погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов к месту назначения с использованием плавучих крановых средств большой мощности классов "Волгарь" и "Станислав Юдин" ["Судостроение", N 6, июнь 1986 г., с. 8; Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Под редакцией к.т.н. Ю.Н. Горбачева. Л., "Судостроение", 1990 г., с. 434].

Однако существенным недостатком этого способа является высокая стоимость производимых работ. Например, согласно данным компании SEAWAY HEALY LIFTING LTD заявленная стоимость использования плавкранов и крановых судов составляет от 100,0 до 200,0 тысяч долларов США на подъем- опускание одного тяжеловесного объекта. К указанной сумме необходимо еще добавить одноразовые затраты на мобилизацию кранового средства, величина которых составляет 1,5 млн. долларов США, причем без учета расходов на транспортировку объекта, стоимости топлива и машинного масла. Изложенное характеризует величину затрат в процессе применения крановых средств, которые при большом количестве транспортируемых тяжеловесных объектов делают этот способ для России практически неприемлемым.

Известен также способ и устройство погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных негабаритных грузов к месту назначения на понтонах без применения крановых средств (Шкирков В.И. и др. "Применение понтонов для уменьшения осадки судов", Л., Судостроение, 1974, с. 87, рис. 56, 58; Зорбиди В. Н. "Аварийно-спасательные и судоподъемные операции", М., "Транспорт", 1976, с. 143), включающий закрепление понтонов к корпусу груза, находящегося в передаточном доке, подтопление передаточного дока, всплытие системы груз - понтоны и вывод ее из дока, транспортировку системы груз - понтоны к месту назначения, укладку системы груз - понтоны на грунт и освобождение груза под водой от понтонов - прототип.

Однако при использовании этого способа операции закрепления понтонов к реакторному отсеку требуют большого объема монтажных работ и последующего демонтажа крепежных средств в подводном положении в пункте длительного хранения при освобождении понтонов от реакторного отсека, т.е. выполнения сложных, опасных и дорогостоящих подводных работ. Все это приводит к большим дополнительным материальным затратам при выполнении надводных и особенно подводных работ.

Задачей заявляемого изобретения является уменьшение материальных затрат и повышение безопасности в процессе погрузки-выгрузки и транспортировки реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок к месту длительного подводного хранения.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок в пункт длительного подводного хранения, включающем прием на плавсредство реакторного отсека, находящегося в передаточном доке, крепление отсека к плавсредству, его транспортировку на плавсредстве к месту длительного подводного хранения, укладку отсека на грунт под воду и освобождение его от грузоподъемного устройства плавсредства, транспортировку реакторного отсека осуществляют на судне, имеющем по крайней мере два корпуса, между которыми транспортируют реакторный отсек, для приема-погрузки которого на судно заводят судно на плаву в передаточный док, на стапельной палубе которого предварительно располагают реакторный отсек, ориентируют относительно реакторного отсека судно, затем за счет балластной системы передаточного дока приподнимают док до контакта с корпусом судна, устанавливая в результате этого судно на кильблоки передаточного дока, затем реакторный отсек закрепляют к судну, размещая его между корпусами судна, с помощью грузоподъемного устройства с захватывающим средством и фиксируют его относительно корпусов судна, после чего подтапливают передаточный док, выводят из него судно и транспортируют реакторный отсек к месту длительного подводного хранения, где его выгружают, укладывая на грунт под воду с помощью захватывающего средства, от захватов которого освобождают реакторный отсек дистанционно.

В устройстве погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок в пункт длительного подводного хранения, включающем передаточный док с кильблоками и с балластной системой, плавсредство и грузоподъемное оборудование, плавсредство выполнено в виде судна, имеющего по крайней мере два корпуса, соединенных между собой, и оснащенное грузоподъемным оборудованием, состоящим из тяговых лебедок с тросами, с размещенным на концах последних дистанционно управляемым захватывающим средством, преимущественно спредером, и средствами фиксирования реакторного отсека относительно корпусов судна, преимущественно пневматическими кранцами, а реакторный отсек оборудован буйрепом и связанным с ним буем.

Выполнение процесса транспортировки реакторного отсека на судне, имеющем по крайней мере два корпуса, между которыми помещают отсек с помощью грузоподъемного устройства типа спредера, управляемого дистанционно, и фиксируют его относительно корпусов посредством пневматических кранцев, позволяет исключить применение дорогостоящих понтонов и сократить объем монтажных работ при закреплении отсека в межкорпусном пространстве судна для дальнейшей транспортировки по сравнению с прототипом, а также достичь существенной экономии материальных средств, поскольку при этом способе полностью исключаются дорогостоящие сложные монтажные и опасные подводные работы, так как в предлагаемом способе отсек под водой на грунте освобождают от захватов спредера дистанционно.

Выполнение в устройстве погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков грузоподъемного оборудования, состоящего из тяговых лебедок с тросами и с размещенным на концах последних дистанционно управляемым захватывающим средством, преимущественно спредером, и средств фиксации отсека в межкорпусном пространстве в виде кранцев, обеспечивает высокую безопасность монтажных работ, облегчая процесс погрузки-выгрузки реакторных отсеков, сокращение материальных затрат по выполнению монтажных работ и исключение водолазных работ при укладке отсека на подводное длительное хранение и при последующем его подъеме.

Наличие у реакторного отсека в подводном положении буя с буйрепом позволяет выполнить операцию подъема отсека после его длительного хранения без выполнения подводных работ по закреплению реакторного отсека к грузоподъемному оборудованию, а путем опускания спредера на глубину по направляющему буйрепу и дистанционного захвата спредером обухов главного подъема реакторного отсека, что также позволяет дополнительно уменьшить материальные затраты в процессе выполнения работ и исключить водолазные работы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлен вариант устройства для реализации предлагаемого способа, где на фиг. 1 изображен вид сбоку двухкорпусного судна-катамарана; на фиг. 2 - вид судна сверху с атомным реакторным отсеком между корпусами; на фиг. 3 - вид с носа судна-катамарана с размещенным между его корпусами атомным реакторным отсеком.

Устройство включает передаточный док с кильблоками и с балластной системой (не показаны), судно 1, имеющее два соединенных между собой корпуса 2, между которыми размещается в процессе погрузки реакторный отсек 3, имеющий обухи главного подъема 4. Судно 1 оснащено грузоподъемным оборудованием, состоящим из тяговых лебедок 5 с тросами 6 и размещенного на их концах дистанционно управляемого захватывающего средства 7, преимущественно спредера 7, имеющего дистанционно управляемые захваты. На судне имеются средства фиксирования 8 реакторного отсека 3 между его корпусами 2, преимущественно пневматические кранцы 8. Кроме того, реакторный отсек 3 оборудован буйрепом и связанным с ним буем (не показаны).

Предлагаемый способ реализуется с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

В процессе погрузки реакторного отсека на судно на стапельной палубе передаточного дока (не показано) располагают под водой реакторный отсек 3 утилизируемой атомной подводной лодки. Судно-катамаран 1 заводят на плаву в передаточный док и ориентируют относительно реакторного отсека 3 так, чтобы он оказался между корпусами 2 судна. С помощью балластной системы передаточного дока (не показана) приподнимают док, устанавливая судно 1 на кильблоки (не показано) передаточного дока, с помощью грузоподъемного устройства 5, 6, 7 закрепляют к судну реакторный отсек 3 за обухи главного подъема 4 и осуществляют его фиксирование с помощью фиксирующих средств 8, преимущественно пневматических кранцев 8. Затем подтапливают передаточный док с помощью его балластной системы, выводят на плаву из него судно 1 и транспортируют в межкорпусном пространстве судна реакторный отсек 3 к пункту длительного подводного хранения.

При выгрузке реакторного отсека 3 в месте длительного подводного хранения его затапливают, укладывая на дно акватории с помощью тяговых лебедок 5 с тросами 6 и захватывающего средства - спредера 7. После достижения дна дистанционно освобождают обухи главного подъема 4 реакторного отсека 3 от захватов спредера 7.

Для фиксирования места подводного хранения реакторного отсека выставляют на водной поверхности буй, связанный с реакторным отсеком через буйреп, который впоследствии при подъеме с грунта реакторного отсека используют для направления перемещения спредера к отсеку и дистанционного захвата им отсека после необходимого многолетнего хранения реакторного отсека под водой. При подъеме реакторного отсека после длительного хранения погрузка на судно и транспортировка осуществляются с помощью предлагаемого устройства в обратном порядке.

Формула изобретения

1. Способ погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок в пункт длительного подводного хранения, включающий прием на плавсредство реакторного отсека, находящегося в передаточном доке, крепление отсека к плавсредству, его транспортировку на плавсредстве к месту длительного подводного хранения, укладку отсека на грунт под воду и освобождение его от грузоподъемного устройства плавсредства, отличающийся тем, что транспортировку реакторного отсека осуществляют на судне, имеющем по крайней мере два корпуса, между которыми транспортируют реакторный отсек, для приема-погрузки которого на судно заводят судно на плаву в передаточный док, на стапельной палубе которого предварительно располагают реакторный отсек, ориентируют относительно реакторного отсека судно, затем за счет балластной системы передаточного дока приподнимают док до контакта с корпусом судна, устанавливая в результате этого судно на кильблоки передаточного дока, затем реакторный отсек закрепляют к судну, размещая его между корпусами судна, с помощью грузоподъемного устройства с захватывающим средством и фиксируют его относительно корпусов судна, после чего подтапливают передаточный док, выводят из него судно и транспортируют реакторный отсек к месту длительного подводного хранения, где его выгружают, укладывая на грунт под воду с помощью захватывающего средства, от захватов которого освобождают реакторный отсек дистанционно.

2. Устройство погрузки-выгрузки и транспортировки на плавсредстве реакторных отсеков утилизируемых атомных подводных лодок в пункт длительного подводного хранения, включающее передаточный док с кильблоками и с балластной системой, плавсредство и грузоподъемное оборудование, отличающееся тем, что плавсредство выполнено в виде судна, имеющего по крайней мере два корпуса, соединенных между собой, и оснащенного грузоподъемным оборудованием, состоящим из тяговых лебедок с тросами, с размещенным на концах последних дистанционно управляемым захватывающим средством, преимущественно спредером, и средствами фиксирования реакторного отсека относительно корпусов судна, преимущественно пневматическими кранцами, а реакторный отсек оборудован буйрепом и связанным с ним буем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3