Устройство для раскрутки колес шасси самолета

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано на различных типах летательных аппаратов. Устройство содержит аэродинамический привод в виде парашюта и связанного с ним троса. Трос спирально запасован на оси в направлении раскрутки колеса шасси самолета с возможностью отсоединения. Парашют может быть выполнен в виде баллюта. Использование устройства позволит уменьшить время раскрутки колес шасси. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиационной и космической техники, а именно к устройствам, которые способны в предпосадочном полете использовать скоростной напор воздушного потока для раскрутки колес шасси, и может быть использовано на различных типах летательных аппаратов.

Известно устройство для раскрутки колес шасси самолета, выполненное в виде радиальной турбины с лопастями, установленными с взаимным перекрытием, причем устройство размещено на боковой поверхности колеса (см., например, патент РФ N 2036119, кл. B 64 C 25/40, 1991) [1].

Недостатком устройства [1] является сложность конструкции, заключающаяся в необходимости изготовления лопаток турбины со сложным профилем.

Известно устройство для раскрутки колес с аэродинамическим приводом, размещенным на боковой поверхности колеса, установленного на цилиндрической оси, которое выполнено в виде карманов изменяемой геометрии (см., например. Патент РФ N 2102284, кл. B 64 C 25/40, 1998) [2].

Данное устройство [2] наиболее близко по технической сущности и числу общих признаков к заявленному, в силу чего принято в качестве ближайшего аналога.

Недостатком устройства [2] является сложность конструкции, связанная с трудностью изготовления карманов пирамидальной формы с изменяемой геометрией. Кроме того, оно не позволяет добиться необходимой скорости раскрутки колеса за короткое время.

Задача, на решение которой направлено предложенное техническое решение, заключается в увеличении срока службы резиновых покрышек путем достижения необходимой скорости раскрутки колес шасси при посадке самолета или другого летательного аппарата.

Техническим результатом от использования предложенной конструкции является уменьшение времени раскрутки колес шасси.

Вышеуказанный технический результат достигается за счет того, что в устройстве для раскрутки колес шасси самолета, содержащем аэродинамический привод, размещенный на колесе, установленном на цилиндрической оси, названный аэродинамический привод согласно изобретению выполнен в виде парашюта и связанного с ним троса, спирально запасованного на цилиндрической оси в направлении вращения колеса.

В авиации и космонавтике парашютные системы используются для снижения скорости приземления грузов и людей, а также для торможения после посадки летательных аппаратов.

Технических решений с указанной в формуле изобретения совокупностью существенных признаков заявителем не выявлено, что позволяет сделать вывод о соответствии заявленного технического решения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".

Изобретение иллюстрируется чертежами, где: на фиг. 1 показан общий вид устройства с парашютом; на фиг. 2 показана тележка шасси с 3-мя колесными парами; на фиг. 3 - вариант запасовки троса с возможностью его отсоединения; на фиг. 4 показан вариант запасовки с закрепленным концом троса; на фиг. 5 показана конструкция баллюта; на фиг. 6 показан вид устройства с парашютом в виде баллюта.

Устройство для раскрутки колеса 1 содержит запасованный на выступающей части цилиндрической оси 2 трос 3, к одному концу которого присоединен парашют 4 или, например, в виде баллюта 5 со стабилизационным кольцом 6 и воздухозаборниками 7 с клапанами 8 для сброса избыточного давления, а другой конец размещен в винтовом канале 9 с возможностью отсоединения. Контейнер 10 для размещения парашюта 4 или баллюта 5 в сложенном виде установлен на цилиндрической оси 2 в непосредственной близости к боковой части колеса 1 и снабжен автоматическим механизмом открывания (на фиг. не показан) срабатывающего от таймера 11.

Для передачи вращательного движения на другие колесные пары 12 и 13 предусмотрены зубчатые ремни 14 и 15.

Винт 16 предназначен для закрепления конца троса 3, когда сброс устройства не предусмотрен.

Работает устройство следующим образом.

Летательный аппарат, выпуская шасси, включает таймер 11, который открывает через определенный промежуток времени (различный для разных типов самолетов) контейнер 10. Встречный поток воздуха раскрывает парашют 4, который с помощью троса 3 производит раскрутку колеса 1 шасси. Зубчатые ремни 14 и 15 передают вращение на колесные пары 12 и 13. Незакрепленный конец троса 3, уложенный в винтовом канале 9 освобождается, происходит сброс парашюта 4.

При использовании парашюта в виде баллюта 5, после раскрытия контейнера 10 он наполняется воздухом и с помощью троса 3 раскручивает ось 2 с колесом 1. Воздухозаборники 7 и стабилизационное кольцо 6 в этот момент способствуют раскрутке цилиндрической оси 2 и колеса 1 и одновременно с клапанами 8 предотвращают "рыскание" баллюта 5.

Так как конец запасованного троса 3 закреплен винтом 16, то сброса баллюта 5 в этом случае не происходит. После остановки летательного аппарата трос 3 наматывается по спирали на цилиндрическую ось 2, а баллют 5 в сложенном виде укладывается в контейнер 10. Таймер 11 устанавливают на необходимый отрезок времени, после чего устройство вновь готово к работе.

Использование предложенного устройства позволит снизить износ покрышек на различных типах самолетов, а также космических кораблей многоразового использования.

Формула изобретения

1. Устройство для раскрутки колес шасси самолета, содержащее аэродинамический привод, размещенный на колесе, установленном на оси, отличающееся тем, что аэродинамический привод выполнен в виде парашюта и связанного с ним троса, спирально запасованного на цилиндрической поверхности оси в направлении раскрутки колеса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что парашют выполнен в виде баллюта с закрепленными на нем воздухозаборниками и стабилизационным кольцом.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что трос спирально запасован с возможностью отсоединения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6