Ручка управления транспортным средством

Реферат

 

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами. Ручка содержит стержень и механическую часть для соединения с двигателем. Ручка снабжена электрической частью с элементами клапанов и переключателей, которые предназначены для управления потоками энергоносителей от двигателя к рабочим органам, и с элементами, которые предназначены препятствовать несанкционированному включению стартового электродвигателя двигателя и выключению электромагнитной блокировки фиксатора-наконечника. Электрическая часть имеет первые контакты, расположенные на первых шайбах, образующих многогранный составной полый внутри конус с цветными марками и цифрами. Предусмотрены вторые контакты, расположенные на многогранных вторых шайбах с цветными марками и цифрами, предназначенными для совмещения с цветными марками и цифрами на шайбах, образующих упомянутый конус. Предусмотрены также третьи контакты, расположенные на отдельных упруго-силовых элементах. Вторые шайбы предназначены для крепления на шаровой опоре. Механическая часть имеет корпус с циферблатом и предназначена для соединения с заслонкой в канале подачи топлива в двигатель. Изобретение направлено на повышение безопасности управления транспортным средством. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами. Предлагаемая ручка управления может устанавливаться на колесном транспортном средстве, судах и летательных аппаратах на гидравлических, пневматических, газовых, воздушных, паровых, электрических коммуникациях к двигателям рабочих органов которых, например колес, воздушных или гребных винтов, могут быть установлены переключающие исполнительные механизмы с электрическим приводом.

Одной из частых причин значительной части транспортных происшествий является управление транспортными средствами в нездоровом состоянии, в частности под действием алкоголя, наркотиков, лекарств, из-за общего недомогания, переутомления и ошибочной оценки водителем, машинистом, пилотом, вахтенным рулевым оператором собственных возможностей в условиях непрерывного изменения ситуации "транспортное средство - окружающая среда". Другой важной причиной является несовершенство систем пассивной безопасности транспортных средств, конструкция которых не предусматривает устройств предотвращения аварийных ситуаций по вине нездорового оператора. По сообщению РТР и НТВ от 10 июля 1999 г., Калифорнийский суд присяжных (США) присудил корпорации General Motors штраф в размере около 5 000 000 000 $ США в пользу пострадавших членов семьи, в автомобиль "Шевроле" которых на скорости примерно 100 км/ч врезался грузовик с нетрезвым водителем. Нерешенной проблемой остается предотвращение угона транспортных средств своим ходом.

Известна ручка управления транспортного средства, например по а.с. СССР N 533017, В 64 С 27/54. Основным недостатком ручки управления-прототипа является отсутствие в ней устройств, предотвращающих возможность управления транспортными средствами лицами, которые по состоянию здоровья, уровню профессиональной подготовки и любым другим причинам не могут обеспечить собственной безопасности и опасны для окружающих.

Указанные недостатки устранены в предлагаемой ручке управления транспортными средствами с газотурбинными, поршневыми, роторно-поршневыми, роторно-цилиндровыми, ядерно-турбинными двигателями и "двигателями колес, воздушных винтов и гребных винтов.

Задача изобретения направлена на: - повышение уровней активной и пассивной безопасности транспортных средств, а также защиты их от угона своим ходом; - оснащение их устройствами косвенного оперативного контроля профессиональной подготовленности и состояния здоровья оператора, предотвращающими возможность управления транспортными средствами лицами, которые по состоянию здоровья, уровню профессиональной подготовки и любым другим причинам не могут обеспечить собственной безопасности и опасны для окружающих.

Задача изобретения достигается выполнением ручки управления транспортным средством с двигателем и рабочими органами, содержащей стержень и механическую часть для соединения с упомянутым двигателем, снабженной: электрической частью с элементами клапанов и переключателей, которые предназначены для управления потоками энергоносителей от двигателя к рабочим органам, и с элементами, которые предназначены препятствовать несанкционированному включению стартового электродвигателя двигателя и выключению электромагнитной блокировки фиксатора-наконечника, при этом электрическая часть имеет: первые контакты, расположенные на первых шайбах, образующих многогранный составной полый внутри конус с цветными марками и цифрами, вторые контакты, расположенные на многогранных вторых шайбах с цветными марками и цифрами, предназначенными для совмещения с цветными марками и цифрами на шайбах, образующих упомянутый конус, и третьи контакты, расположенные на отдельных упруго-силовых элементах, причем упомянутые вторые шайбы предназначены для крепления на шаровой опоре, а механическая часть имеет корпус с циферблатом и предназначена для соединения с заслонкой в канале подачи топлива в двигатель, и токопроводящий кулачек, который предназначен для разъединения упомянутых третьих контактов.

Ручка управления также снабжена элементами электрической части предназначенными для управления рабочими органами, которые выбраны из группы: колесо, воздушный винт и гребной винт, а двигатель выбран из группы: газотурбинный двигатель, поршневой двигатель, роторно-поршневой двигатель роторно-цилиндровый двигатель, ядерно-турбинный двигатель.

Ручка управления с упомянутой электрической частью предназначена для управления потоками энергоносителей преимущественно от роторно-цилиндрового двигателя (РЦД), содержащего по крайней мере один цилиндрический корпус с патрубками для каналов ввода топлива или топливовоздушной смеси и вывода продуктов сгорания, эксцентрично размещенный в упомянутом корпусе на полом валу цилиндрический ротор, торцовые крышки с подшипниками, в которых установлен упомянутый вал, уплотнения и уплотнители в виде цилиндрических тел вращения.

Одновременно с повышением безопасности предлагаемая ручка управления транспортным средством дает наибольший эффект в сочетании ее с роторно-цилиндровым двигателем/ями внутреннего сгорания и роторно-цилиндровыми двигателями (РЦД) рабочих органов, в частности колес, воздушных винтов и гребных винтов, по патентам РФ на изобретения N 2143078 - двигатель внутреннего сгорания, N 2143570 - двигатель, энергоблок, N 2153088 - двигатель, вертолет, мелководное судно, N 2163555 - высокоскоростное судно, N 2164882 - многоразовая воздушно-космическая система.

Схематично показано: на фиг. 1 - ручка управления, выдающая команды: автоматически соблюдать режим холостого хода, вперед, назад, вправо, влево для варианта управления одной из пар колес транспортного средства с одним или несколькими нагнетателями энергоносителя, электрической и гидравлической схемами; на фиг. 2 - в разрезе ручка управления с составным стержнем, первым и вторым конусами, упруго-силовыми элементами, токопроводящим кулачком; на фиг. 3 - вид сверху на корпус ручки управления с циферблатом; на фиг. 4 - вид сверху на внешние (первые) и внутренние (вторые) шайбы конусов ручки управления; на фиг. 5 - многогранный второй (внутренний) конус ручки управления в комплекте с ключем зажигания; на фиг. 6 - фрагмент быстросъемного многоступенчатого фиксатора-наконечника ручки управления; на фиг. 7 - в разрезе РЦ гидронагнетатель и гидродвигатель с фрагментом гидравлической схемы прямого и обратного вращения РЦ гидродвигателей рабочих органов транспортных средств: колес, гребных, воздушных винтов; на фиг. 8 - совмещенная кинематическая и гидравлическая схемы средства транспортного колесного с РЦД, состоящим из РЦ газовоздушной, РЦ парогазовой и РЦ паровой расширительных машин и размещенным на валу РЦ газовоздушной расширительной машины электротрансблоком, передающим крутящий момент РЦ гидронагнетателю, который трубопроводами соединен с РЦ гидродвигателями, имеющими общие валы с колесами; на фиг. 9 - совмещенная электрическая и гидравлическая схемы управления судном, снабженным РЦД или иными гидродвигателями с гребными винтами и приводом от РЦД внутреннего сгорания или любого иного двигателя; на фиг.10 - технологическая схема РЦД с тремя цилиндрическими корпусами, роторами и уплотнительными элементами; на фиг. 11 - поперечный разрез цилиндрического корпуса роторно-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания с цилиндрическим ротором на полом валу, соединенного с парогазовой и паровой расширительными машинами, например РЦД, имеющий возможность изменять направления вращения вала путем переключения направления подачи потоков топлива.

Ручка управления транспортным средством с двигателем и рабочими органами, содержащая стержень и механическую часть для соединения с двигателем, выполнена в виде комплекса, объединяющего механическую, электрическую, при необходимости, гидравлическую части системы управления транспортным средством.

Составной полый стержень 1 ручки управления (фиг. 1, 2, 3, 4, 5) состоит из рукоятки 1.1 с указателем 1.2, полого многоступенчатого фиксатора-наконечника 1.3, снабженного наружной и внутренней резьбой. На стержне 1 закреплены, по крайне мере, один токопроводящий кулачок 1.4 и одна регулировочная гайка 1.5, а также циферблат 1.9. Количество токопроводящих кулачков определяется количеством совмещенных и самостоятельных электрических цепей транспортного средства, проведенных через ручку управления. Полый многоступенчатый фиксатор-наконечник 1.3, снабженный наружной и внутренней резьбой, верхним концом 1.6 с наружной резьбой может соединяться с полым концом стержня 1. Нижним концом 1.7 он может резьбовым соединением крепиться к внутреннему отверстию 1.8 первого (наружного) конуса 2, который опирается на шаровую опору 3. Шаровая опора 3 может быть закреплена на раме 4 или панели управления транспортного средства. Составной полый стержень 1 ручки управления на шаровой опоре имеет возможность легко перемещаться внутри отверстия 5.1 корпуса 5 с циферблатом 5.2. Возможная амплитуда его перемещений регулируется размерами и формой одной или нескольких регулировочных гаек 1.5. Составной полый стержень 1, с рукояткой 1.1 может быть снабжен указателем 1.2 с фиксатором 1.10 для удержания ручки управления в постоянном положении в одном из отверстий 5.7 корпуса 5 при длительном сохранении курса и режима работы двигателя/ей в плавании или полете. Стержень 1 или оболочка 2.11 наружного конуса 2 может быть кинематически, например тягами 1.11, связан с заслонкой 8.2 в канале 8 подачи топлива в упомянутый двигатель для привода рабочих органов и устройств управления транспортным средством. При нейтральном положении стержня 1 (фиг. 1) заслонка 8.2 находится в закрытом положении, подача топлива в двигатель/и в режиме холостого хода осуществляется по вспомогательному обводному каналу 8.9 с заслонкой 8.10 и регулировочным винтом 8.11.

Стержень 1 составлен из нескольких частей, соединяемых резьбой. Каждая пара упомянутых элементов полого составного стержня 1 может иметь индивидуальные диаметр, шаг, вид наружной и внутренней резьбы, размеры и форму составляющих его элементов. Все или часть из элементов могут быть снабжены цветными знаками или марками, часть из которых являются ложными. Это не позволяет обеспечить надлежащее соединение электрических цепей и запуск стартового двигателя при попытке угонщика использовать другой составной стержень 1 вместо совместимого первоначального.

Составной полый многогранный внутри первый (наружный) конус 2 выполнен из днища с закрепленной на ней стопкой из множества первых шайб 2.1, 2.2, 2.3,..., часть из которых выполнена из электропроводных материалов и снабжена первыми электрическими контактами, и накрывающей его сверху оболочки 2.11. Первые шайбы снабжены цветными знаками или марками и цифрами. В свободном пространстве между первым конусом 2 и оболочкой 2.11 размещены провода от первых (наружных) шайб с первыми электрическими контактами.

Составной второй (внутренний) многогранный конус 6 выполнен из нескольких снабженных цветными знаками или марками, или цифрами вторых шайб 6.1, 6.2, 6.3,..., отдельные из которых выполнены из электропроводных материалов. Цветные знаки, или марки, или цифры первых и вторых многогранных шайб указывают на совместимость первого и второго конусов при введении многогранного внутреннего конуса 6 в полый многогранный наружный конус 2. Совместимость конусов может быть закодированной в определенном соединении знаков, марок или цифр. При этом внутренний и наружный конуса могут быть снабжены выступами и впадинами, требующими для плотного соединения их первых и вторых шайб из электропроводных материалов, введения внутреннего конуса 6 с поворотами в разные стороны и перемещения вверх-вниз по определенному лабиринту, известному лишь владельцу транспортного средства.

Полый многоступенчатый фиксатор-наконечник 1.3 вставляется внутрь второго (внутреннего) конуса 6 с небольшим усилием для обеспечения плотного контакта вторых (внутренних) разрезных токопроводящих шайб 6.1, 6.2, 6.3,... с первыми (наружными) разрезными токопроводящими шайбами 2.1, 2.2, 2.3,..., снабженными электрическими контактами 2.1.1, 2.2.1, 2.3.1,... . Он может быть изготовлен из диэлектрика или набора диэлектрических и токопроводящих шайб и снабжен дополнительной электромагнитной блокировкой (условно не показана на чертеже), включенной в электрическую цепь включения-выключения стартового двигателя, например электрического. При отсутствии надлежащего контакта фиксатора-наконечника 1.3 с вторым (наружным) конусом 2 электрическая цепь стартового электродвигателя разомкнута, что не позволяет включить основной двигатель и начать движение транспортного средства.

Каждая пара многогранных конусов 2 и 6 может иметь индивидуальные количество и размеры граней, высоту, диаметр, конусность и количество первых и вторых токопроводящих шайб, снабженных электрическими контактами. Каждая шайба наружного конуса 2 и внутреннего конуса 6 (фиг. 4) имеет индивидуальные рисунок, размеры и форму, снабжена цветными знаками, или марками, или цифрами для правильного совмещения и сборки конусов 2 и 6. Отдельные шайбы конусов выполнены из электропроводных материалов. Цветная маркировка отдельных шайб предназначена для совмещения по цветовым пятнам конуса 6 и конуса 2 при сборке ручки управления. Код совмещения цветовых пятен на внешней и внутренней шайбах, например красное с желтым, желтое с зеленым, зеленое с зеленым и т. п. , выдается покупателю или владельцу транспортного средства в запечатанном конверте. С одной стороны, код помогает осуществить быструю сборку, а с другой стороны, он не дает возможности слабовидящим, не различающим цвета светофора, собрать ручку управления, выехать на дорогу, создать опасность для себя и других. Это также не позволяет обеспечить надлежащее соединение электрических цепей и запуск стартового двигателя при попытке угонщика использовать другой внутренний конус 6 вместо совместимого первоначального.

Каждый полый многоступенчатый фиксатор-наконечник 1.3 имеет индивидуальные количество, высоту, диаметр ступеней, диаметр, шаг, вид наружной и внутренней резьбы, что не позволяет обеспечить надлежащее соединение электрических цепей и запуск стартового двигателя при попытке угонщика использовать другой фиксатор-наконечник 1.3 вместо совместимого первоначального.

Ручка управления транспортным средством снабжена электрическими проводами, включенными в электрические цепи, управляющие через первые, вторые шайбы и третьи электрические контакты запуском или остановкой пускового стартового двигателя и от него основного двигателя. Она может быть снабжена также переключателями звукового сигнала, ближнего и дальнего света, омывателей стекол, автоматической блокировки тормозов, габаритных, поворотных, сигнальных огней и других устройств, электрические цепи которых проведены через первые, вторые шайбы и третьи электрические контакты.

Количество токопроводящих кулачков 1.4 на стержне 1, для соединения-разъединения третьих контактов, определяется количеством самостоятельных и совмещенных электрических цепей транспортного средства. Каждый кулачок 1.4 может быть выполнен из упругого материала овальной или другой формы. Только при определенном усилии нажатия на соответствующие контакты каждый кулачок обеспечивает надлежащее соединение с элементами клапанов и переключателей, например электромагнитными катушками, электрических цепей управления потоками энергоносителей от двигателя к рабочим органам (двигателям колес, гребных, воздушных винтов) и другим элементам, которые предназначены препятствовать несанкционированному включению стартового электродвигателя двигателя и выключению электромагнитной блокировки фиксатора-наконечника 1.3. Соединение осуществляется через один или несколько контактов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, . .., закрепленных на упруго-силовых элементах в закрытом оболочкой 5.5 корпусе 5, например на элементе 5.3. Под действием упругих сил упруго-силового элемента 5.4 стержень 1 ручки управления, без воздействия на него оператора, водителя, всегда находится в нейтральном положении. Электрические цепи, проведенные через первые, вторые шайбы и третьи электрические контакты, при этом все разомкнуты. Токопроводящий/е кулачок/ки 1.4, предназначенный для разъединения-соединения третьих контактов, и регулировочная/ые гайка/ки 1.5 по форме и размерам изготавливаются таким образом, чтобы исключить возможность одновременного соединения контактов, включающих клапана управления потоками энергоносителей противоположных направлений движения. Для этого электрические контакты 5.3.1, 5.3.2,... размещают на упруго-силовом элементе 5.3 с изолированными прокладками между контактами, а кулачки и гайки изготавливают разными по форме и размерам.

Корпус 5 с циферблатом 5.2 и одним 5.3 или несколькими упруго-силовыми элементами 5.3 и 5.4, отдельные из которых снабжены третьими электрическими контактами 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3,..., имеет оболочку 5.5, которая крепится к панели управления транспортным средством. Маркированные провода от третьих электрических контактов размещаются внутри оболочки 5.5 и общим верхним жгутом, содержащим некоторое излишнее количество ложных проводов-пустышек, выводятся наружу для соединения с нижним жгутом, также содержащим некоторое излишнее количество ложных проводов-пустышек, соединенных с электрическими контактами от первых шайб. Циферблаты 5.2 и 1.9 снабжены цифрами, или цветными знаками, или марками, часть из которых являются ложными, что известно только владельцу транспортного средства. Правильная совместимость цифр, или цветных знаков, или марок на циферблатах и проводах, обеспечивающая надлежащее соединение первых, вторых шайб и третьих электрических контактов, может являться кодом, известным только владельцу и изготовителю транспортного средства.

Упомянутые элементы являются составными частями легкосъемной и легко сборной ручки управления, оболочка конуса 2 или стержень 1 которой кинематически, например тягами 1.11, соединен с заслонкой 8.2 в канале 8 подачи топлива или топливовоздушной смеси (фиг. 1). При этом элементы электрической части ручки управления предназначены для управления рабочими органами, которые выбраны из группы: колесо, воздушный винт и гребной винт. Транспортное средство с ручкой управления может быть снабжено двигателем из группы роторно-цилиндровый двигатель, роторно-поршневой двигатель, поршневой двигатель, газотурбинный двигатель, ядерно-турбинный двигатель. При любом двигателе система управления транспортным средством снабжена установленными на коммуникациях подачи энергоносителя (сжатой жидкости, или воздуха, или пара, или электроэнергии) к двигателям рабочих органов 7.1, 7.2, например колес 9.1, 9.2 гребных или воздушных винтов..., одно- 10.1, 10.2, 10.3 и 10.4 или многопозиционными прямыми или реверсивными клапанами 10.5, 10.6, 10.7, 10.8 или переключателями, управляемыми поступающими через размещенные в корпусе 5 вокруг стержня 1 ручки управления на упруго-силовых элементах 5.3 третьи контакты 5.3.1, 5.3.2... .

Соединения электрических цепей ручки управления с соответствующими контактами на катушках электромагнитных клапанов 10.1,..., 10.8 осуществляются через первые и вторые шайбы в 2 и 6 конусах и расположенные на упруго-силовых элементах третьи контакты из электропроводных материалов. При отсутствии конуса 6 или его неплотном, неправильном контакте с полой частью конуса 2, а также при отсутствии фиксатора-наконечника 1.3 или его неплотном соединении с конусом 2, электрические цепи управления клапанами 10.1, 10.2,..., 10.8 разъединены, все клапана или переключатели своими пружинами закрыты. На фиг. 1 схема прямых электрических соединений контактов и клапанов показана условно. Оболочка 2.11 наружного конуса 2 или стержень 1 ручки управления транспортным средством может быть кинематически, например тягами 1.11, связаны: с заслонкой 8.2 в канале 8 подачи топлива в любой двигатель из группы: газотурбинный, поршневой, роторно-пошневой или роторно-цилиндровый двигатель; с переключателем 8.2 в цепи питания электрогенератора, используемого для привода рабочих органов из группы колесо, гребной винт или воздушный винт электродвигателем. Электрогенератор может приводиться во вращение любым известным двигателем.

Ручка управления может выдавать следующие электрические сигналы-команды: -автоматически соблюдать режим холостого хода двигателя/ей до движения стержнем 1 ручки управления оператором. В этом положении все третьи контакты группы 5.3.1, 5.3.2,... и токопроводящий/е кулачек/ки 1.4 разъединены между собой. Все электромагнитные клапаны или переключатели под действием своих пружин закрыты, энергоносители не поступают к двигателям рабочих органов, например колес, воздушных или гребных винтов. Двигатель/и может работать в режиме холостого хода. При наличии в составе двигателя/ей электротрансблоков 12.1.5 нагнетатели 12.1.1 не вращаются (фиг 8). При прямом соединении двигателя/ей с нагнетателями 12.1.1 энергоносители циркулируют через предохранительный клапан, например 12.1.12.

При перемещении стержня 1 ручки управления оператором, водителем двигаться: - вперед прямо, быстрее, быстрее, быстрее и...; - вперед прямо и вправо, больше вправо, больше и больше вправо; - вперед прямо и влево, больше влево, больше и больше влево.

- назад прямо - эта же команда при периодических движениях стержнем 1 ручки управления назад выполняется как - вращать гидродвигатели 7.1 и 7.2 колес 9.1 и 9.2 назад, то есть тормозить гидродвигателями колес; - назад прямо и налево; - назад прямо и направо.

"Стоп" двигатели 7.1, 7.2,... колес 9.1, 9.2. В этом положении стержень 1 ручки управления находится в нейтральном положении под действием упруго-силового элемента 5.4, все третьи контакты разъединены, все клапана под действием своих пружин закрыты, энергоносители не поступают в двигатели рабочих органов.

Ручка управления может одновременно выдавать электрические сигналы-команды исполнительным механизмам - электромагнитным клапанам 10.5, 10.6,... одной или параллельно нескольким парам рабочих органов, например колес 9.1, 9.2,... гребных или воздушных винтов. В последнем варианте все колеса многоосного транспортного средства будут поворачиваться одновременно и с минимальным радиусом поворота.

Попытка несанкционированного запуска двигателя путем совмещения элементов ручки управления методом проб и ошибок не позволит профессионально не подготовленному водителю, а также угонщику или злоумышленнику, постороннему лицу без выполнения определенного комплекса манипуляций собрать ручку управления. Без конуса 6 и фиксатора-наконечника 1.3 соединить надлежащим образом электрические цепи управления исполнительными механизмами и запустить двигатель/и невозможно. Число возможных комбинаций сборки элементов ручки управления может составлять более миллиарда миллиардов, в том числе 2-6 элементов стержня ручки х 10 видов резьбы х 100 граней х 100 диаметров х 100 высот конусов х 10 конусностей х 100 толщин шайб многогранного конуса 6 х 15-25 электропроводных шайб х 100 диаметров, 100 высот и 100 чисел ступеней фиксатора-наконечника х 100 комбинаций электрических соединений шайб с клапанами и другие. Подобрать такое сочетание для злоумышленника, угонщика практически не реально.

Наличие в составной ручке управления упомянутых элементов позволяет косвенно контролировать состояние зрения, физической силы, координации движений, памяти, скорости реакции и общего психофизического состояния оператора, водителя, то есть его готовность к безопасному управлению транспортным средством, и препятствует несанкционированному включению двигателя. Предлагаемая ручка управления, которая может быть установлена в салоне, кабине, рубке управления транспортным средством с учетом физических особенностей пользователя не менее чем в трех местах с ручным или ножным приводом, освободит часть объема в салоне, позволит повысить его комфортность, безопасность. Ее введение несколько повысит уровень требований к водителям, машинистам, операторам, пилотам, вахтенным рулевым, вынудит лиц с недостаточной ответственностью более разумно пользоваться транспортным средством.

Информированный об особенностях ручки управления транспортным средством нормальный человек, владелец или его доверенное лицо заинтересован в самоконтроле, сохранности своей жизни, транспортного средства, груза, пассажиров и поэтому в случае снижения уровня здоровья по любой причине (заболевание, прием алкоголя, наркотиков, повышенное возбуждение, резкий стресс и т.п.) может принять правильное решение, например отдохнуть некоторое время или даже отказаться от поездки и тем сохранить свою жизнь. Ручка управления деликатно поможет ему. Люди, имеющие серьезные психические и физические отклонения от нормы, не должны управлять транспортными средствами, создавать угрозу для себя и других. Ручка управления поможет всем, кто сможет понять, что преимуществ у нее больше, чем недостатков, что она выгодна большинству нормальных людей.

Предложенная ручка управления транспортным средством является принципиальным базовым техническим решением. Для каждых отличающихся видов транспортных средств с учетом их назначения, условий эксплуатации, требований к уровням знаний и умения водителя, машиниста, пилота, вахтенного рулевого, оператора, других лиц, ответственных за безопасное пользование транспортным средством, могут и со временем должны быть утверждены в установленном порядке типовые комплексы, объединяющие механическую, электрическую, гидравлическую части ручек управления различными транспортными средствами.

С учетом особых требований национального законодательства ручка управления для каждого конкретного типа транспортных средств может быть упрощена или усложнена дополнительными элементами, которые незаметно для водителя позволяют дополнительно проверять: - уровень собственной ответственности и памяти, например путем включения перед запуском двигателя ограничителя расстояния, которое водитель может назначить себе сам и проехать без остановки и выключения двигателя для повторной самопроверки своего психофизического состояния путем переустановки ручки управления и повторного запуска двигателя/ей по известной ему последовательности. По умолчанию ручка управления может через некоторое время выдать определенный звуковой сигнал-напоминание водителю, чтобы исключить, например засыпание за рулем, потерю должной реакции и т.п., а затем автоматически выключить двигатель/и; - координацию движений и силу в руках, ногах, позволяющую, например, выполнить все или часть упомянутых операций перед тем, как включить двигатель и отправиться в путь; - быстроту реакции, например за определенное время срабатывания реле времени, связанного с светящейся клавишей положительного пожелания, например "Вы успешно прошли проверку, желаем счастливого пути", нажать и удерживать ее определенное время, чтобы успеть включить дополнительную электромагнитную блокировку фиксатора-наконечника 1.3 в многогранном полом конусе 2, повернуть ключ зажигания 6.10 до второй позиции, то есть успеть за определенное время включить зажигание; - остроту и цветовосприятие зрения, например различать красные, желтые, зеленые цветовые пятна определенного размера на циферблатах 5.2 и 1.9, без совмещения которых невозможно правильно собрать стержень 1, фиксатор-наконечник 1.3, конуса 2 и 6 ручки управления и включить систему запуска двигателя.

Система проверок (тестов) ручкой управления может быть дополнена элементами контроля технических систем транспортного средства, в частности достаточности топлива, антифриза, смазочных масел, раствора для обмыва стекол, правильности функционирования стояночной и рабочей тормозных систем, рулевого управления, стеклоочистителей и стеклоомывателей, внешних световых приборов, систем охлаждения двигателя, отопления и обогрева стекол, ограничения скорости движения и других в соответствии с особыми требованиями законодательства. Электрические сигналы датчиков работоспособности технических систем транспортного средства могут быть введены в цепи управления электромагнитными клапанами 10.1, 10.2, 10.3,... в качестве предупреждающих или отключающих и предотвращающих возможность развития аварии.

Без проведения простых, легко выполнимых для всех физически и психически нормальных людей, но несколько дискомфортных проверочных операций (тестов) или при их неправильном, или несвоевременном, или непоследовательном осуществлении водителем, машинистом, вахтенным рулевым, оператором, пилотом, угонщиком, другим злоумышленником или неподготовленным лицом по любой причине, ручка управления транспортным средством не позволит запустить двигатель и начать движение, что значительно уменьшит вероятность возникновения авиационных, морских, речных, озерных, катастроф, аварий, дорожно- транспортных происшествий и ущерба от них, спасет множество ни в чем не повинных людей и материальных ценностей, а также предотвратит угон своим ходом.

В транспортных средствах с РЦД оказалось возможным органично использовать отдельные элементы роторно-цилиндровых двигателей в качестве конструктивных и силовых элементов этих средств. Эти сочетания позволяют получить положительные эффекты в виде: - снижения удельных расходов топлива, трудоемкости, материалоемкости изготовления и эксплуатации транспортных средств и их двигателей; - повышения безопасности для водителей, машинистов, членов экипажей, пассажиров и грузов.

Каждый упомянутый РЦД может применяться в качестве нагнетателя и/или вакуумнасоса текучей среды, пневмо и гидродвигателя (фиг. 7), РЦ двигателя внутреннего сгорания, различных РЦ расширительных машин. Может изготавливаться одно- или многосекционным (фиг. 11), с общим и раздельными валами. Возможны разные варианты установки ручки управления в сочетании с разной комплектацией и компоновкой РЦ двигателя/ей и двигательных установок из предложенных РЦД внутреннего сгорания, РЦ пневмо- и гидродвигателей для привода рабочих органов из группы: колесо, воздушный винт и гребной винт.

Примеры.

1. Ручка управления может устанавливаться на автомобиле с одной парой ведущих колес (фиг. 1), один двигатель 12.1 внутреннего сгорания которого может комплектоваться одним, например, РЦ гидронагнетателем 12.1.1 и гидродвигателями 7.1 и 7.2 привода только пары колес 9.1 и 9.2, например РЦ (фиг. 7).

2. Ручка управления может устанавливаться на транспортном средстве колесном, судне (фиг. 9), самолете, вертолете, снабженном одним или несколькими двигателями внутреннего сгорания одинаковой или разной мощности, например РЦД. На фиг. 1,8 показан вариант транспортного средства колесного с двумя 12.1 и 12.2 двигателями внутреннего сгорания, например РЦД, для привода двух пар колес 7.1, 7.2, 7.3, 7.4. Каждый РЦД внутреннего сгорания может состоять из одного РЦ нагнетателя 12.1.2 воздуха, двух последовательно соединенных РЦ газовоздушных 12.1.3 и 12.1.4 расширительных машин, электротрансблока 12.1.5 и РЦ гидронагнетателя 12.1.1. Электротрансблок (ж. За рулем, 9/98, патент РФ N 2143570) - это комплексное устройство, содержащее автоматическую муфту сцепления, стартовый электродвигатель и генератор электрического тока.

3. Ручка управления может устанавливаться на большом транспортном средстве колесном, например большом многоосном грузовом автомобиле, контейнеровозе, автономном железнодорожном вагоне, бульдозере, скрепере, тягаче, тракторе, а также судне, двигательная установка которого может быть укомплектована тремя (фиг. 1) 12.1, 12.2, 12.3, и более параллельно или последовательно или параллельно и последовательно работающими двигателями с нагнетателями 12.1.1, 12.2.1, 12.3.1 энергоносителя, например РЦД. В качестве двигателей могут быть применены газотурбинный, поршневой, роторно-поршневой, роторно-цилиндровый, ядерно-турбинный двигатель. Каждый из упомянутых двигателей соединен с собственным нагнетателем 12.1.1 энергоносителя или электрогенератором. Наиболее экономичным из них по удельному расходу топлива является РЦ двигатель внутреннего сгорания. Каждый из РЦ двигателей 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5 (фиг. 9) такого транспортного средства, например судна, может состоять из РЦ газовоздушных 12.1.3 и 12.1.4, РЦ воздухонагнетательной 12.1.2, РЦ парогазовой 12.1.6 и РЦ паровой 12.1.7 расширительных машин с размещенным на валу РЦД воздушным винтом 12.1.8.

Нагнетатели энергоносителя напорными 12.1.9 и обратными 12.1.10 трубопроводами соединены с предохранительным клапаном 12.1.12, гидродвигателями 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5,..., имеющими общие валы с колесами 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, . . ., или судовыми гребными винтами 9.1, 9.2, 9.3, 9.4,... (фиг. 8,9), или воздушными винтами 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, гидроцилиндрами 12.1.11 системы управления колес, подъема или опускания с усилием рамы, кузова, ножа бульдозера, грейдера, ковша скрепера, экскаватора, лестницы, платформы, других рабочих органов машин и механизмов, а также для открывания или закрывания створок, захватов, клещей, окон, дверей, капота. Каждый РЦ пневмо- или гидродвигатель может приводить во вращение или тормозить одно или несколько колес, размещенных на консольных концах его вала, рабочий инструмент, барабан лебедки и т.п.

РЦ двигатель внутреннего сгорания (фиг. 10,11) транспортного средства, например 12.1, может содержать только первый цилиндрический корпус 12.1.3 с патрубками для каналов ввода энергоносителей, например топлива (стрелка М), или топливовоздушной смеси (стрелка М), и вывода продуктов сгорания (стрелка Г), эксцентрично размещенный в упомянутом корпусе 12.1.3 на валу 12.1.13 первый цилиндрический ротор 12.1.14 с ребрами 12.1.15, торцовые крышки с опорными подшипниками, в которых установлен вал, уплотнения и уплотнители 12.1.16 в виде цилиндрических тел вращения. Он может быть снабжен первым 12.1.3, вторым 12.1.4 и третьим 12.1.2 цилиндрическими корпусами, соответственно первым, вторым и третьим полыми цилиндрическими роторами, опорными и упорными подшипниками, по крайней мере одним винтом 12.1.8, который установлен на упомянутом валу 12.1.13. Первый, второй и третий упомянутые роторы выполнены с ребрами и полыми рубашками охлаждения, размещены эксцентрично соответственно в упомянутых первом, втором и третьем цилиндрических корпусах, а упомянутые уплотнители 12.1.16 выполнены в виде цилиндрических тел вращения. Он может применяться для преобразования энергии топлива в энергию вращающегося вала и/или местного производства энергоносителя, например сжатого жидкого или электроэнергии.

РЦД внутреннего сгорания (фиг. 10.11) транспортного средства может быть снабжен одной РЦ воздухонагнетательной машиной 12.1.2, по крайней мере одной РЦ газовоздушной расширительной машиной 12.1.3, одной РЦ парогазовой 12.1.6 расширительной машиной и, по крайней мере, одной РЦ паровой 12.1.7 расширительной машиной и промежуточным теплообменником 12.1.17. Упомянутые воздухонагнетательная 12.1.2, газовоздушная 12.1.3, парогазовая 12.1.6 и паровая 12.1.7 расширительные машины (фиг. 11) могут быть снабжены трехходовыми кранами 12.1.18 для ввода топлива или топливовоздушной смеси (стрелки М), 12.1.19 - для ввода сжатого