Способ фиксации дорожно-транспортного происшествия и устройство для его осуществления

Реферат

 

Изобретение относится к средствам видеосъемки возникновения и протекания дорожно-транспортных происшествий. При срабатывании аварийных датчиков на транспортном средстве сигналы от них направляют на приемопередающее радиоустройство и от него на аналогичное приемопередающее устройство других транспортных средств или стационарные дорожные приемопередающие устройства. Одновременно управляющим аварийным радиосигналом переключают постоянно работающую собственную видеокамеру транспортного средства, а переданным радиосигналом - аналогичные видеокамеры соседних транспортных средств или стационарных дорожных видеокамер на перезаписывание ближайших фрагментов видеоинформации до и после аварии из оперативной памяти в устройство хранения видеоинформации. Далее указанные фрагменты видеоинформации считывают со всех попавших в зону действия радиосигнала систем фиксации дорожно-транспортного происшествия и просматривают на мониторе. Видеосъемка с разных ракурсов позволяет более полно и объективно восстановить причины и протекание дорожно-транспортного происшествия. 3 с. и 13 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам видеосъемки с разных ракурсов возникновения и протекания дорожно-транспортного происшествия для последующего объективного рассмотрения видеозаписей в органах, занимающихся рассмотрением или расследованием дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Хорошо известно, что в силу, как правило, чрезвычайно кратковременного характера дорожно-транспортных происшествий при их дальнейшем рассмотрении, например в страховой компании, возможны ошибки даже со стороны беспристрастных свидетелей. Поэтому, часто бывает очень трудно установить истинных виновников дорожно-транспортных происшествий и поэтому возможным становится наказание невиновных или получение страхового возмещения обманным путем. Предложенные до настоящего времени технические средства для фиксации дорожно-транспортных происшествий, в частности, датчики силы удара, степени отрицательного ускорения при торможении, видеозаписи и т.д. очень часто не могут дать однозначного ответа даже при покадровой развертке записи на вопрос о виновнике или виновниках аварии в силу своей естественной ограниченности, так как используются на борту конкретного транспортного средства и, стало быть, ограничены рамками его возможностей. Как ни расставляй телекамеры, обзор может быть осуществлен только с точек на данном автомобиле, что слишком часто оказывается недостаточным.

Известна система фиксации дорожно-транспортного происшествия в виде аудиовидеозаписи с двух видеокамер, одна из которых установлена на переднем ветровом стекле автомобиля, другая на заднем стекле. Таким образом, записывается время, дата дорожно-транспортного происшествия, фиксируются регистрационные номера автомобилей, участвующих в дорожно-транспортном происшествии. Записываются также показания датчиков скорости, торможения, поворота, снимаются показания с ремней безопасности (патент США N 4843463, Michetti). Недостатками этой системы являются ее ограниченные возможности, вследствие установки только на единичном автомобиле, а также свободный доступ к полученным записям, что не исключает их фальсификации.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ и устройство для сбора, анализа и хранения информации с борта автомобиля для воссоздания картины дорожно-транспортного происшествия с целью его последующего исследования в суде, страховых компаниях и т. д. (Заявка PCT/US 99/12024, WO 99/62741). При условии включения зажигания начинают работать две, установленные спереди и сзади, широкоугольные цифровые видеокамеры. Записанная в цифровой форме видеоинформация кодируется и сохраняется на жестком диске, что предполагает доступ к ней только при наличии соответствующего ключа. Видеоизображение может быть синхронизировано с показаниями датчиков скорости, торможения (перегрузок), ремней безопасности, а также с текущим временем. Таким образом, дорожно-транспортное происшествие фиксируется в виде видеозаписи с борта попавшей в дорожно-транспортное происшествие автомашины для последующего рассмотрения в суде, страховых компаниях, полиции и т.д. Недостатком этого решения являются его ограниченные возможности, так как система фиксации дорожно-транспортного происшествия установлена на одном конкретном автомобиле и видеосъемка возможна только с точек на данном автомобиле, чего часто оказывается недостаточным при всестороннем рассмотрении дорожно-транспортного происшествия для выяснения его виновников или выявления степени виновности. Кроме того, носитель информации, учитывая его хрупкость, может быть поврежден или уничтожен во время дорожно-транспортного происшествия.

Техническим результатом предлагаемого решения является возможность исследования и сопоставления фрагментов видеозаписи непосредственно до и после дорожно-транспортного происшествия, полученных не только с данного автомобиля, но и с соседних автомобилей, находившихся в зоне действия предлагаемой системы или со светофора, дорожного столба и т.д. Иначе говоря, появляется возможность с помощью видеосъемки с разных ракурсов максимально полно, объективно и детально восстановить причины возникновения и протекание дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем выявить все обстоятельства и виновников или установить степень виновности в дорожно-транспортном происшествии его участников. При этом нет необходимости кодировать записанную видеоинформацию, так как доступ к ней, практически, невозможен до прибытия на место дорожно-транспортного происшествия представителей официальных органов расследования.

Способ фиксации дорожно-транспортного происшествия, заключающийся в приеме сигналов от датчиков дорожной ситуации на записывающее устройство, записи и хранения, в том числе видеоинформации о дорожной ситуации. В данном способе при срабатывании аварийных датчиков на транспортном средстве сигналы от датчиков поступают на приемопередающее радиоустройство и от него на аналогичное приемопередающее устройство других транспортных средств или стационарные дорожные приемопередающие устройства, находящиеся в зоне действия радиосигнала, одновременно управляющий аварийный сигнал переключает постоянно работающую при движении и при остановках на дороге транспортного средства его собственную видеокамеру, а переданный радиосигнал переключает аналогичные видеокамеры соседних транспортных средств или стационарных дорожных видеокамер на сохранение ближайших фрагментов видеоинформации до и после аварии из оперативной памяти в энергонезависимое устройство хранения видеоинформации, далее указанные фрагменты видеоинформации последовательно считывают со всех попавших в зону действия радиосигнала систем фиксации дорожной ситуации и просматривают на мониторе в компетентных органах, имеющих право доступа к сохраненной информации.

Система фиксации дорожно-транспортного происшествия, состоящая из оптического записывающего устройства с устройством хранения записанной информации и датчиков дорожной ситуации, содержит, по крайней мере, одну видеокамеру с оперативной памятью хранения видеоинформации и энергонезависимым устройством хранения видеоинформации, установленную, по крайней мере, на двух движущихся транспортных средствах, подключенную к выходу датчиков аварийной ситуации и соединенную с радиоприемопередатчиком, который подключен к выходу датчиков аварийной ситуации.

Система фиксации дорожно-транспортного происшествия, состоящая из оптического записывающего устройства с устройством хранения записанной информации и датчиков дорожной ситуации, содержит, по крайней мере, одну видеокамеру с оперативной памятью хранения видеоинформации и энергонезависимым устройством хранения видеоинформации, установленную, по крайней мере, на одном движущемся транспортном средстве, подключенную к выходу датчиков аварийной ситуации и соединенную с радиоприемопередатчиком, который подключен к выходу датчиков аварийной ситуации, а также, по крайней мере, одну видеокамеру, установленную на стационарных дорожных объектах и подключенную к радиоприемопередатчику.

В системе фиксации цифровая широкоугольная видеокамера может быть установлена в передней части движущегося транспортного средства.

В системе фиксации цифровые широкоугольные видеокамеры могут быть установлены спереди и сзади транспортного средства.

В системе фиксации цифровые широкоугольные камеры могут быть установлены по периметру транспортного средства.

В системе фиксации в качестве радиоприемопередатчика может быть использован приемопередатчик импульсного радиосигнала.

В системе фиксации в качестве датчиков аварийной ситуации могут быть использованы двухмерные акселерометры с заданным пороговым значением показателя ускорения.

В системе фиксации в качестве датчиков аварийной ситуации могут быть использованы датчики, реагирующие на удар.

В системе фиксации в качестве стационарных дорожных объектов могут быть использованы светофоры, дорожные столбы, ограждение.

Таким образом, в предлагаемом техническом решении реализована не имеющая аналогов система фиксации дорожно-транспортного происшествия, позволяющая путем видеозаписи с разных ракурсов возникновения и протекания дорожно-транспортного происшествия максимально полно, детально и объективно восстановить дорожно-транспортное происшествие, тем самым однозначно установить виновных в дорожно-транспортном происшествии и, в частности, получить с виновных страховое возмещение или сделать невозможным получение обманным путем возмещения от страховой компании при порче автомобиля или его утрате.

Предлагаемое решение позволяет также получить с имеющихся фрагментов видеозаписи любую покадровую развертку.

Система также не нуждается в дорогостоящем кодировании видеозаписи, поскольку из-за множественности фрагментов видеозаписи, практически невозможно их фальсифицировать.

На фиг. 1 показана блок-схема оборудования для системы фиксации дорожно-транспортного происшествия.

На фиг. 2 представлен вариант позиционного размещения оборудования на автомобиле.

Система фиксации дорожной ситуации для транспортного средства содержит аварийные датчики 1, в частности двухпозиционный акселерометр, срабатывающий при превышении заданного порога ускорения, и датчик, реагирующий на удар, который, в частности, может сигнализировать о наезде другой машины в момент остановки у светофора. Аварийные датчики своим выходом соединены с системой управления черно-белой цифровой широкоугольной видеокамеры 2, включающей в себя оперативное записывающее устройство (ОЗУ) с оперативной памятью хранения видеоинформации не менее 20 секунд, получаемой от цифровой видеокамеры, и энергонезависимое устройство хранения видеоинформации, например, рассчитанное на хранение не менее трех двадцатисекундных фрагментов видеозаписи. Аварийные датчики 1 своим выходом соединены также с приемопередающим радиоустройством 3, имеющим радиус действия не менее 50 м. Предпочтительно использовать приемопередатчик импульсного радиосигнала. Видеокамера 2 в автомобиле или на стационарных дорожных объектах, например, светофорах, столбах, ограждении, может переключаться на перезапись не только от собственных аварийных датчиков 1, но и от аналогичных датчиков, установленных на других автомашинах, путем передачи сигнала в установленном радиусе действия с помощью радиоприемопередатчика 3, который установлен, как и аварийные датчики 1, на каждой автомашине. Кроме того, радиоприемопередатчик 3 может быть установлен наряду с видеокамерой 2 и на стационарных дорожных объектах в виде столбов, светофоров, ограждений и т.п. Таким образом, наряду с видеокамерами автомашин в систему могут быть подключены, если таковые входят в зону действия радиосигнала, и стационарные дорожные видеокамеры. В связи с тем, что дорожная ситуация может сложиться так, что произойдет столкновение в данной зоне только двух автомашин или автомашины с пешеходом или наезд автомашины на столб и т.п., видеокамеры 2 могут быть позиционированы не только на ветровом стекле автомашины но и сзади, а также - по всему периметру автомобиля.

Система фиксации дорожных происшествий функционирует следующим образом: Видеокамера 2, например, производства фирмы Sony или Canon, производит постоянную съемку всего, находящегося в ее поле зрения, результаты съемки переписываются в ОЗУ, например, в виде микросхемы памяти фирмы Texas Instruments. Информация в ОЗУ постоянно обновляется. При дорожно-транспортном происшествии, например, аварийном торможении или столкновении, датчик-акселерометр 1, желательно двухпозиционный, то есть работающий в двух измерениях - вдоль и поперек движения автомобиля, например, производства фирмы Motorola - срабатывает при превышении аварийного порога торможения. Аварийный датчик 1, реагирующий на удар, срабатывает в случае наезда другой автомашины на данный припаркованный автомобиль, что учитывает возможность попадания в дорожную аварию и автомобиля, не находящегося в движении. При срабатывании того или иного аварийного датчика видеоинформация, содержащаяся в ОЗУ, то есть ближайшая информация до момента возникновения аварии, перезаписывается в энергонезависимое запоминающее устройство, точно так же как и следующий за сигналом, например, 20-ти секундный интервал, то есть ближайшая информация после возникновения аварии. По этому же аварийному сигналу от датчика 1 включается радиоприемопередатчик 3, его сигнал принимают аналогичные приемопередатчики 3, установленные на соседних автомашинах и стационарных дорожных объектах в радиусе не менее 50 м. Каждый радиоприемопередатчик 3, получивший радиосигнал, дает команду собственной видеокамере 2 на произведение процедуры перезаписи видеоинформации из ОЗУ в энергонезависимое устройство хранения видеоинформации. Для воссоздания полной картины происшедшего достаточно считать информацию со всех энергонезависимых устройств хранения информации и просмотреть ее на мониторе.

Формула изобретения

1. Способ фиксации дорожно-транспортного происшествия, заключающийся в приеме сигналов от датчиков аварийной ситуации на устройство записи и хранении, в том числе видеоинформации о дорожной ситуации, отличающийся тем, что при срабатывании аварийных датчиков на транспортном средстве сигналы от датчиков направляют на приемопередающее радиоустройство и от него на аналогичное приемопередающее устройство других транспортных средств или стационарные дорожные приемопередающие устройства при условии нахождения их в зоне действия радиосигнала, одновременно управляющим аварийным радиосигналом переключают постоянно работающую при движении и при временных парковках транспортного средства его собственную видеокамеру, а переданным радиосигналом переключают аналогичные видеокамеры соседних транспортных средств или стационарных дорожных видеокамер на перезаписывание ближайших фрагментов видеоинформации до и после аварии из оперативной памяти в энергонезависимое устройство хранения видеоинформации, далее указанные фрагменты видеоинформации последовательно считывают со всех попавших в зону действия радиосигнала систем фиксации дорожно-транспортного происшествия и просматривают на мониторе.

2. Система фиксации дорожной ситуации для транспортного средства, состоящая из оптического записывающего устройства с устройством хранения записанной информации и датчиков дорожной ситуации, отличающаяся тем, что система содержит, по крайней мере, на двух транспортных средствах, по крайней мере, по одной видеокамере с оперативной памятью хранения видеоинформации и энергонезависимым устройством хранения видеоинформации, при этом каждая видеокамера подключена к выходам датчиков аварийной ситуации и соединена с радиоприемопередатчиком, который подключен к выходу датчиков аварийной ситуации.

3. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что цифровая широкоугольная видеокамера установлена в передней части движущегося транспортного средства.

4. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что цифровые широкоугольные видеокамеры установлены спереди и сзади транспортного средства.

5. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что цифровые широкоугольные видеокамеры установлены по периметру транспортного средства.

6. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что в качестве радиоприемопередатчика использован приемопередатчик импульсного радиосигнала.

7. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что в качестве датчиков аварийной ситуации использованы двухмерные акселерометры с заданным пороговым значением показателя ускорения.

8. Система фиксации по п.2, отличающаяся тем, что в качестве датчиков аварийной ситуации использованы датчики, реагирующие на удар.

9. Система фиксации дорожно-транспортного происшествия, состоящая из оптического записывающего устройства с устройством хранения записанной информации и датчиков аварийной ситуации, отличающаяся тем, что система содержит, по крайней мере, одну видеокамеру с оперативной памятью хранения видеоинформации и энергонезависимым устройством хранения видеоинформации, установленную, по крайней мере, на одном транспортном средстве, подключенную к выходам датчиков аварийной ситуации и соединенную с радиоприемопередатчиком, который подключен к выходу датчиков аварийной ситуации, а также, по крайней мере, одну видеокамеру, установленную на стационарных дорожных объектах и подключенную к радиоприемопередатчику.

10. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что цифровая широкоугольная видеокамера установлена в передней части движущегося транспортного средства.

11. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что цифровые широкоугольные видеокамеры установлены спереди и сзади транспортного средства.

12. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что цифровые широкоугольные видеокамеры установлены по периметру транспортного средства.

13. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что в качестве радиоприемопередатчика использован приемопередатчик импульсного радиосигнала.

14. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что в качестве датчиков аварийной ситуации использованы двухмерные акселерометры с заданным пороговым значением показателя ускорения.

15. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что в качестве датчиков аварийной ситуации использованы датчики, реагирующие на удар.

16. Система фиксации по п.9, отличающаяся тем, что в качестве стационарных дорожных объектов использованы светофоры, дорожные столбы, ограждение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.05.2003

Извещение опубликовано: 10.03.2005        БИ: 07/2005